Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание патриотизма и интернационализма



В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения уч-ся в активный созидательный труд, привития бережного отношения к истории отчества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине; изучение обычаев и культуры разных этносов.

Как учитывался национальный фактор в процессе воспитания в истории педагогики: В середине 19-начале 20-го в. он решался на основе принципа народности, разработанного К.Д. Ушинским. Сущность принципа народности состоит в том, что школа и воспитание в каждой стране должны строиться, прежде всего, в соответствии с потребностями и специфическими особенностями данной страны; именно это в первую очередь определяет формы и содержание развития школьной системы, и потому механический перенос ее с одной национальной почвы на другую обречен на неудачу. При этом Ушинский стремился научно осмыслить реальные пути и возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового педагогического опыта. В советский период (1917-1991г.г.) интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну. В 70-80-е годы 20в. в социологических исследованиях рассматривалась проблема культуры межнациональных отношений, однако воспитательный аспект данной проблемы практически не затрагивался.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учета национального фактора в процессе воспитания:

Во-первых, это теория многокультурного образования (Г.Д. Дмитриев). Основное понятие данной теории – толерантность. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Суть толерантности в признании единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть другим), а также воздержания от причинения вреда, т.к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимости. Именно формирование толерантности, терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы и т.д. является, согласно теории многокультурного образования, главным условием внутренней свободы человека и внешних возможностей для самореализации. Все люди различны (внешне, по этнической принадлежности, по религиозным верованиям, ценностям, принадлежат к разным возрастным группам, имеют различные корни, образование, доход и т.д.), но все люди мира рождаются равными и должны иметь равное право и возможности найти свое место в жизни. В рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей уч-ся в процессе обучения и воспитания, подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп, в которой реализуются демократические нормы и права человека.

Во-вторых, культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская). Основные понятия – культуросообразная среда, диалог культур. При этом культура понимается не как специфическая форма деятельности отдельных людей (например, в сфере искусства), и не как достигнутый отдельными людьми высокий уровень развития, а как совокупность всех жизненных отношений и форм деятельности людей, воплощающая в себе интересы, цели, субъективные смыслы, ценностные ориентации, духовный потенциал и реальные возможности народа и отдельного человека. Национальная культура включает, таким образом, специфическое отношение к окружающему миру, широкий круг социально-бытовых и трудовых явлений, сферы искусства и религии, отношение к своей и чужим этническим общностям. В центре культуры и ее проблем находится человек как представитель определенной культурной общности. Культура, включающая общечеловеческий, общенациональный, региональный, личностный аспекты, рассматривается как важнейший фактор развития человека. Главным средством воспитания становится создание особой среды (совокупности внешних условий), наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры. Создание такой культуросообразной среды исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Освоение способов такого взаимодействия – важнейшая задача воспитания. При этом формы, методы, приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.

В-третьих, аксиологический подход ( А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов ). Основное понятие – ценности. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимосвязанного, взаимодействующего мира. Человек рассматривается в ней как высшая ценность. Аксиологическая концепция утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть не только то, что объединяет человечество, но и то, что характеризует каждого отдельного человека, в том числе и как представителя определенной этнической группы. Традиционно ценности делят на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства), включающие в свою очередь ценности- отношения, ценности-качества и ценности-знания. При организации воспитательной работы с учетом национальной специфики можно предложить следующую иерархию ценностей:

· общечеловеческие ценности;

· общенациональные ценности;

· местные ценности;

· традиционные ценности определенного воспитательного учреждения;

· личные ценности, представляющие сферу наибольшей свободы, разнообразия и гибкости.

Эти концепции тесно связаны друг с другом.

Национальный фактор играет огромную роль в процессе формирования и проявления индивидных, личностных и субъектно-деятельностных качеств человека. Под его воздействием развивается совершенно своеобразный индивид с присущим только его «этническому типу» умом, чувствами, волей, способностями, интересами, настроениями, привычками, формами поведения. Этнопсихологические и этнокультурные особенности определяют: своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание; продолжительность воспитательных воздействий; соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; характер предъявления педагогических требований и т.д.

Особенно велика роль в организации воспитательного процесса национальных традиций.

Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формирование культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у уч-ся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и т.д.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1130 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...