Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МПС РОССИИ 24 страница



В 1760-е гг. в архитектуре на смену барокко приходит классицизм, рациональные основы, логическая строгость и простота которого больше соответствовали «просвещенному абсолютизму» Екатерины II. В ранний период русский классицизм еще удерживал идущие от барокко пластическую обогащенность форм, динамику планировочных и пространственных решений: здание Академии художеств (архитекторы Ж. Б. Вален-Деламотт и А. Ф. Кокоринов), Мраморный дворец (архитектор А. Ринальди) в Петербурге, Воспитательный дом в Москве (архитектор К. И. Бланк). В эпоху зрелого классицизма (1770—1790-е гг.) были предприняты небывалые по размаху градостроительные работы: специальная комиссии под руководством архитекторов А. В. Квасова, а затем И. Е. Старова разработала планы регулярной застройки более 400 городов, были сформированы центры Костромы, Твери, Ярославля, других губернских и уездных городов. Сформировался творческий почерк многих крупнейших зодчих этого времени — В. И. Баженова (проект перестройки Московского Кремля, дом Пашкова в Москве), М. Ф. Казакова (здания Сената в Московском Кремле и Московского университета), И. Е. Старова (Таврический дворец в Петербурге), Дж. Кваренги (здание Академии наук в Петербурге).

Новый, проникнутый лирическим началом характер получили пейзажные парки и архитектурные ансамбли загородных дворцов в Царском Селе, Павловске, Гатчине и многих помещичьих усадеб. Для графа Г. Орлова А. Ринальди создал Мраморный дворец. Для фаворита Екатерины II князя Г. Потемкина в строго классическом стиле архитектор И. Е. Старов построил Таврический дворец.

Ярким примером классицизма в архитектуре стала Дворцовая площадь архитектора К. И. Росси в Петербурге, которая представляет собой плавную дугу с замыкающей ее двойной аркой Главного штаба, с высокой Александровской колонной посредине площади и барочным фасадом Зимнего дворца.

Изобразительное искусство и скульптура. В живописи XVIII в. особенно заметны решительный переход от старого к новому, сложный процесс усвоения в самый короткий срок европейского «языка» и приобщения к опыту мировой культуры. С начала XVIII в. на первый план выдвинулись светские жанры живописи (портрет, батальный жанр), гравюра, портретная и декоративная скульптура, декоративные росписи дворцовых интерьеров. Особое значение имел портрет, который быстро от «парсунной» скованности приблизился к конкретности образов: произведения учившихся за границей «петровских пансионеров» И. Н. Никитина (портреты канцлера Г. И. Головкина, С. Г. Строганова, изображение Петра I на смертном одре) и А. М. Матвеева (портреты И. А. и А. П. Голицыных, «Автопортрет с женой»). Значительную роль в становлении парадного портрета и батального жанра сыграл французский живописец Л. Каравак, с 1716 г. работавший в России («Полтавская баталия»). Непосредственной правдивостью, наивно-поэтическим отношением к натуре отличались произведения И. Я. Вишнякова, И. П. Аргунова, А. П. Антропова — живописцев середины XVIII в.

В области скульптурного портрета выдающееся значение для культуры 1-й четверти XVIII в. имело творчество Бартоломео Карло Растрелли. Он работал как архитектор и скульптор в самых разных жанрах: от «кумироделия всяких фигур» до строительства фонтанов и создания театральных декораций. Его первая работа в России — бюст А. Д. Меншикова, а бюст Петра I (1723 г.) — это образ целой эпохи, характеристику которой дал А. Пушкин: «… лик его ужасен, движенья быстры, он прекрасен. Он весь, как Божия гроза…».

Еще при Петре I появилась идея основания в России школы разных художеств. Поначалу подготовка мастеров велась Петербургской типографией и Оружейной палатой в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII в. В 1757 г. в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Первое время преподавание в Академии вели иностранные учителя: скульптор Н. Жиле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. С этого времени Академия становится центром художественных идей и учебным заведением.

Во второй половине XVIII в. расцвет живописи особенно проявился в искусстве портрета, достигшего европейского уровня. Это произведения Ф. С. Рокотова, необычайно тонко выявлявшего духовное обаяние, сокровенную красоту человека (потрет В. И. Майкова, «Неизвестная в розовом платье»), жизнерадостные образы Д. Г. Левицкого (серия портретов воспитанниц Смольного института, портрет Екатерины II, портреты московских купцов), эмоциональные работы В. Л. Боровиковского (портреты Е. А. Нарышкиной, М. И. Лопухиной). Другие жанры живописи — исторический (картины А. П. Лосенко — «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»; Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова) и бытовой (работы И. И. Фирсова, М. Шибанова, И. А. Ерменева), пейзаж (произведения М. М. Иванова, Ф. Я. Алексеева, С. Ф. Щедрина) — переживали пору своего становления.

Период классицизма стал одной из вершин в истории скульптуры — станковой (пластика И. П. Прокофьева, статуи М. И. Козловского); мемориальной (образы Ф. Г. Гордеева, надгробия И. П. Мартоса); монументальной: «медный всадник» в Петербурге работы Э. М. Фальконе; памятник А. В. Суворову в Петербурге работы М. И. Козловского; портретная пластика Ф. И. Шубина, достигавшего в своих виртуозных по техническому исполнению произведениях поразительной точности и многогранности психологической характеристики (мраморные бюсты З. Г. Чернышева, Павла I, Екатерины II, А. М. Голицына, М. В. Ломоносова, И. Г. Орлова).

Культура повседневности. В начале века в быт начала активно проникать западная светская культура. Имя царя-реформатора связано со многими преобразованиями в жизни России, в том числе и с образом жизни, досугом, времяпровождением его подданных. Новое XVIII столетие Россия встретила необычно. Петр I с января 1700 г. ввел новое летоисчисление на основе юлианского календаря, заменив старое «от сотворения мира». После «Великого посольства» в Европу Петр I решил одеть народы России в европейское платье. На всех городских воротах при въезде в Москву 26 августа был вывешен указ о ношении боярами, дворянами и купцами одежды французского и венгерского образца. Непокорным Петр I самолично брил бороды и укорачивал длинные кафтаны. Избежать этой участи позволено было крестьянам, церковнослужителям и особо истовым защитникам старины за отдельную плату.

Были введены и другие непривычные для дворян и городской знати новации. В 1718 г. начали проводиться общественные собрания — ассамблеи, как правило, в зимнее время у знатных особ. Еще большим сюрпризом для общества стало появление на этих вечерах женщин. С появлением дам в обществе, начали быстро распространяться и другие нововведения: салоны, благотворительность, беседы на светские темы. Дворянин, по убеждению Петра I, должен был владеть хорошими манерами, уметь фехтовать, танцевать, свободно владеть иностранными языками, красноречиво говорить. Для этого составлялись разнообразные инструкции, пособия руководства по этикету и светским манерам (например, «Юности честное зерцало») и образцы галантных и деловых писем.

При Елизавете Петровне все активнее стали внедряться в быт французские вкусы, мода и манеры. Грубые нравы постепенно вытеснялись более утонченными. Преобразования продолжала и Екатерина II, которая, в первую очередь, при дворе ввела вежливость, приличные манеры и пристойное поведение.

Театр. В России с петровских времен стали действовать театры: общедоступный, публичный («комедийная хоромина») на Красной площади в Москве и школьный театр. В «комедийной хоромине» вначале выступала немецкая труппа, со временем все больше становилось русских актеров. Два раза в неделю на площади собирались зрители («охотные смотряльщики»), перед которыми разворачивались сцены из античных комедий, пьес Мольера, балаганные представления. Театральное зрелище сопровождалось музыкальными и балетными номерами, яркими оформительскими эффектами. Регулярно устраивались театрализованные всенародные инсценировки, триумфальные шествия, маскарады и фейерверки.

Воспитательно-пропагандистские функции в большей мере выполнял школьный театр. Пьесы типа абстрактных мистерий, моралите и мираклей по библейским сюжетам перекликались с актуальными повседневными проблемами, военными и политическими событиями.

В 1740-х гг. начал давать свои первые спектакли театр при Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге. Актеры-кадеты поставили на сцене первую трагедию А. П. Сумарокова «Хореев». В 1750 г. в Ярославле был создан первый провинциальный публичный театр, возглавил который актер Ф. Г. Волков. В 1752 г. по велению императрицы Елизаветы труппа переехала в Петербург, создав первый профессиональный Российский театр (с 1832 г. — Александрийский). На оперных и балетных спектаклях специализировался созданный в 1780 г. в Москве Петровский театр.

Музыка. В быту высших слоев общества появилась новая «потеха» — музыка. Хор государевых певчих дьяков (переименованный в Придворный) стал участником всех торжеств и сопровождал царя в военных походах. С проведением торжественных встреч возвращавшегося с победой Петра I связано возникновение нового жанра — панегирического канта (обширный цикл кантов посвящен Полтавской победе в 1709 г.). В государственных торжествах обязательной считалась инструментальная музыка. Были созданы военные оркестры, состоявшие частично из пленных музыкантов. Инструментальная и вокальная музыка сопровождала светские развлечения, прогулки, маскарады, а также официальные торжества и балы. Многие представители столичной аристократии имели домашние капеллы и оркестры (А. Д. Меншиков, М. Ю. Черкасская).

К началу 1730-х гг. относится создание придворной итальянской оперы (труппа Дж. Ристори). Одновременно с оперой в обществе стало практиковаться салонное и концертное музицирование. Проводились дворцовые концерты для узкого круга приглашенных, значительную роль играли музыкальные салоны петербургской аристократии. Обучение музыке становилось обязательной частью дворянского воспитания. Велико значение в музыкальной жизни России иностранных музыкантов, приглашавшихся двором для руководства и участия в спектаклях. В 1757 году в Петербурге появилась первая частная антреприза Дж. Б. Локателли, репертуар которой включал лучшие образцы итальянской комической оперы. Большой вклад в развитие оперы внесли крепостные театры, прежде всего самый крупный — Н. П. Шереметева (летний театр в имении Кусково, зимний — в московском дворце).

Начали издаваться первые печатные сборники народных песен: «Собрание разных песен» М. Д. Чулкова, «Собрание русских простых песен» В. Ф. Трутовского, «Собрание русских народных песен с их голосами» Н. А. Львова и И. Прача. В 70 — 80-х гг. стали известны первые российские композиторы: Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин. Основное место в их творчестве занимал оперный жанр (опера «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского на текст А. О. Аблесимова); бытовая комедия с сатирическим уклоном «Скупой»; опера «Несчастье от кареты», мелодрама «Орфей».

Появился интерес в высшем свете и к античным памятникам, которыми по примеру европейцев стали украшать дворцы и усадьбы. Некоторые вельможи коллекционировали картины, древние скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. Дворянство как привилегированное сословие России не отказывало себе в удовольствии украсить интерьер своих палацев роскошными предметами декоративно-прикладного искусства.

Художественные ремесла. С 1730-х годов начал работать казенный стеклодельный завод на Фонтанке в Петербурге. Изделия создавали из бесцветного стекла с резной орнаментикой (штофы, рюмки, стаканы, кубки) и из белого или бутылочно-зеленого стекла с эмалевой росписью. Благодаря изобретению М. В. Ломоносова стали использовать синее стекло, применять золочение и красный лак. В обиходе появились штофы, графины, вазы и др. предметы.

Изменения в костюме и интерьере повлекли за собой обновления в текстиле. В Москве открылись мастерские, выпускавшие узорчатые шелка. В Купавне была основана мануфактура, специализирующаяся на шелке и парче. С 1717 г. ковры-шпалеры начала производить шпалерная мануфактура в Петербурге. Ее изделия были выполнены на темы прославления воинских побед России (шпалера «Полтавская Баталия»).

После открытия В. Д. Виноградовым в 1748 г. способа изготовления первого отечественного фарфора появились целые ансамбли из фарфора. Их основу составили разнообразная посуда и вазы, миниатюрные скульптуры дам и кавалеров, пастушков и пастушек, негров, китайцев и т. д. К середине века работали уже шесть заводов, причем завод Гарднера успешно соперничал с Императорским фарфоровым заводом в Петербурге.

Начинался расцвет ювелирного искусства, создающего украшения из драгоценных камней. Крупнейшим ювелиром тех лет был уроженец Швейцарии Иеремия Позье. Приехав в Россию в 1729 г., он стал главным «бриллиантщиком» двора. Подобные вещи могло позволить себе только привилегированное дворянство. Преобразования в быту и культуре практически не затрагивали низшие слои общества. Однако зарождающаяся дворянская культура, беспорно, концентрировала в себе лучшие образцы культуры нации, на два столетия определила культурное развитие России.

II

1700, 1 января — в России введено новое летоисчисление.

1701 — открытие в Москве Школы математических и навигационных наук.

1702 — по указу Петра I создан Публичный общедоступный театр («комедийная хоромина»).

1703 — основание Петербурга.

1703 — напечатана «Арифметика, сиречь наука числительна» Л. Ф. Магницкого.

1707 — в Москве создана первая медицинская школа в России.

1712 — в Москве стала действовать Инженерная школа.

1714 — открыты государственные цифирные общеобразовательные школы для детей дворян и чиновников от 10 до 15 лет.

1714 — в Петербурге открылась первая в России государственная публичная библиотека.

1714 — введено положение, по которому жениться могли только те молодые дворяне, кто прошел курс обучения.

1715 — указом Петра I в Петербурге основана Морская академия.

1716 — в Карелии открыто горное училище.

1717 — вышло в свет «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

1718 — в Петербурге прошла первая ассамблея — общественное собрание знатных особ.

1719 — в Петербурге для всеобщего обозрения был открыт первый музей в России — Кунсткамера.

1723 — итальянский скульптор Б. -К. Растрелли создал бронзовый бюст Петра I.

1724 — Первая Камчатская экспедиция.

1728 — в Петербурге начал выходить журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях».

1733—1743 — Вторая Камчатская экспедиция.

1735 — поэт В. К. Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где впервые излагались принципы силлабо-тонической системы стихосложения.

1745 — в Петербургской АН на должность профессора химии избран ученый М. В. Ломоносов.

1748 — открыт способ производства российского фарфора.

1752 — провинциальный публичный театр Ф. Г. Волкова из Ярославля по приглашению Елизаветы Петровны начал выступать в Петербурге.

1754—1762 — строительство Зимнего дворца в Петербурге (арх. В. В. Растрелли).

1755 — основан Московский университет.

1757 — в Петербурге открыта Академия трех знатных искусств (позднее — Академия художеств).

1764 — по инициативе И. И. Бецкого открыт Институт благородных девиц (Смольный институт).

1766—1782 — в Петербурге создан памятник Петру I — «Медный всадник» (ск. — Э. -М. Фальконе).

1775 — 1849 — оформление Дворцовой площади в Петербурге (арх. К. И. Росси).

1780 — в Москве открыт Петровский театр.

1784—1786 — строительство дома Пашкова в Москве (арх. В. И. Баженов).

1786 — Екатериной II утвержден Устав народных училищ.

1790 — вышла в свет книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

III

Аргунов Иван Петрович — русский живописец, его ученики — А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, сын Н. И. Аргунов и др. Писал в стиле барокко парадные портреты семьи Шереметевых, один из первых начал работать в жанре камерного портрета (портреты К. А. и Х. М. Хрипуновых).

Баженов Василий Иванович — архитектор русского классицизма. Академик Академии художеств, построил дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге, разработал проект реконструкции Кремля..

Березовский Максим Созонтович — композитор, певец. Музыкальное образование получил в Киевской духовной академии, затем — в Придворной певческой капелле в Петербурге и в Болонской филармонической академии в Италии. Автор оперы «Демофонт» (1773).

Беринг Витус Ионассен — датчанин, капитан-командор российского флота. В 1725—1730 гг. и в 1733—1741 гг. руководил 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Прошел между Чукотским п-овом и Аляской (Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл новые острова. Умер во время зимовки на Командорских островах.

Бортнянский Дмитрий Степанович — украинский композитор, дирижер, педагог. Учился в Италии. С 1796 г. и до конца жизни управлял Придворной певческой капеллой. Оказал огромное влияние на формирование хоровой музыки. Сочинения: оперы «Сокол», «Сын-соперник», сонаты, симфонии, хоровые концерты, патриотические песни.

Вишняков Иван Яковлевич — живописец. Расписывал дворцы и церкви Петербурга и пригородов, написал парадные портреты Сары Фермор, жены руководителя «Живописной команды канцелярии от строений» и вельможи Ф. Г. Голицына.

Дашкова Екатерина Романовна — княгиня, участница государственного переворота 1762 г., приведшего на престол Екатерину II. С 1769 г. попала в опалу и более 10 лет прожила за границей, была знакома с Вольтером, Д. Дидро, А. Смитом. В 1783 — 1869 гг. руководила Петербургской АН, являлась президентом Российской академии. Автор «Записок».

Державин Гавриил Романович — поэт, из семьи мелкопоместных дворян. Служил в армии и на государственной службе. Автор од: «На смерть князя Мещерского», «Фелица», «Вельможа», стихов «Властям и судиям» и др.

Земцов Михаил Григорьевич — архитектор, представитель раннего барокко. Учился в Живописной команде при Оружейной палате в Москве. Участвовал в создании садово-парковых ансамблей в Петергофе, Аничкова дворца в Петербурге.

Камерон Чарльз — архитектор, по происхождению — шотландец. С 1719 г. работал в Петербурге, главный архитектор Адмиралтейской коллегии. Среди его проектов — дворцовый комплекс в Царском Селе: павильон «Агатовые комнаты», «Холодные бани», «Висячий сад» и др. Построил дворец и парковые павильоны в Павловске. Мастер искусства интерьера: «Арабесковый зал» и «Табакерка» в Большом дворце в Царском Селе, Греческий и Римский залы в Павловске.

Кантемир Антиох Дмитриевич — князь, дипломат, поэт. Сын господаря (правителя) Молдавии Д. К. Кантемира. Первый печатный труд — «Симфония на Псалтирь» (1727). Известность принесли сатирические произведения «На хулящих учение» (1729), «О различии страстей человеческих. К архиепископу Новгородскому» (1729); «На человека» (1737).

Карамзин Николай Михайлович — писатель, историк. Родился в семье отставного капитана. В Москве вступил в масонскую ложу «Дружеское общество», возглавляемое Н. И. Новиковым. В 1790 г. начал издавать «Московский журнал», где впервые были напечатаны его произведения «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья — боярская дочь», историческая повесть «Марфа-посадница». Автор 12-томного сочинения «История государства Российского». В 1802—1803 гг. — редактор журнала «Вестник Европы».

Кириллов Иван Кириллович — обер-секретарь Сената (с 1727); руководитель Оренбургской экспедиции, автор первого экономико-географического описания России. Издал первый Атлас Всероссийской империи (1734).

Козловский Осип (Иосиф, Юзеф) Антонович — композитор, по национальности — поляк. В 1799—1819 гг. служил в Дирекции императорских театров. Один из создателей русского романса («Прежесткая судьба» и др.). Автор популярной песни «Гром победы раздавайся» на слова Г. Р. Державина.

Лосенко Антон Павлович — живописец, мастер исторического жанра, портретист, уроженец Украины. Учился в мастерской И. П. Аргунова. Его произведения: «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) портреты П. И. Шувалова (1760), Ф. Г. Волкова (1763) и др.

Ломоносов Михаил Васильевич — ученый, поэт, художник, историк, теоретик искусства. Родился в семье рыбака-помора. В Москве поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1736 г. в числе лучших направлен в университет при Петербургской АН. В 1736—1741 гг. учился в Германии. В 1745 г. избран профессором химии Петербургской АН. Один из основателей Московского университета (1755). Автор многих открытий в области науки и техники, теоретик литературного русского языка и поэзии.

Матвеев Андрей Матвеевич — живописец, пенсионер Петра I: учился живописи в Амстердаме и Антверпене. С 1722 г. возглавлял Живописную команду при Канцелярии от строений, выполнял декоративные росписи в Петропавловском соборе в Петербурге. Среди его работ — портреты И. А. и А. П. Голицыных (1728), «Автопортрет с женой» (1729) и др.

Никитин Иван Никитич — живописец, один из основоположников русской светской живописи. Учился в Петербурге и в Италии. Его лучшие работы — «Петр I на смертном одре» (1725), «Напольный гетман» (1720).

Новиков Николай Иванович — деятель российского Просвещения, писатель, издатель. Служил в Измайловском полку, в коллегии иностранных дел, участвовал в работе комиссии по составлению нового Уложения для ведения «письменных дел». Издавал журналы «Трутень» (1769—1770), «Пустомеля» (июнь — июль 1770), «Живописец» (1772—1773), «Кошелек» (июль — сентябрь 1774) и др. Издал «Древнюю российскую вивфлиофику, или собрание разных древних сочинений» (1788—1791). После разгрома московской масонской организации в 1792 г. был приговорен к заключению в Шлиссенбургскую крепость. Освобожден императором Павлом I в 1796 г.

Прокопович Феофан — украинский и русский государственный и церковный деятель, писатель. Автор проповедей, трагикомедии «Володимер» (1705), «Слова о власти и чести царской» (1718); «Духовного регламента» (1721), стихов на русском, латинском и польском языках.

Радищев Александр Николаевич — писатель, публицист. Учился в Петербургском пажеском корпусе и Лейпцигском университете. Одно из первых произведений — перевод французского просветителя Мабли. Критику «самодержавства» продолжил в оде «Вольность» (1783), «Слове о Ломоносове», «Письме к другу, жительствующему в Тобольске». Призыв к уничтожению крепостничества впервые прозвучал в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1784—1789). Сослан в Сибирь, освобожден из ссылки Павлом I.

Растрелли Бартоломео Карло — итальянский скульптор, с 1716 г. работал в Петербурге. Принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны. Его сына — Бартоломео Растрелли (1700—1771) — в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества — русское барокко, вобравшее в себя и западные, и русские традиции. Он автор Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе и др.

Сумароков Александр Петрович — русский писатель. Учился в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Продолжил после В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова разработку теории стихосложения: «Наставления хотящим быть писателями» (1748). Провозгласил принцип равноценности всех жанров литературы. Автор 9 трагедий («Хореев», «Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец» и др.), либретто двух опер; многочисленных притч, басен и песен. В 1756 — 1761 гг. — директор Российского театра. Издавал первый частный журнал «Трудолюбивая пчела».

Трезини Доменико — архитектор из Швейцарии, приехал в Россию в 1703 г. Новая столица России была задумана им как регулярный (спланированный) город, с длинными проспектами, с ансамблями кварталов и улиц, площадей, каменными домами равномерной высоты, выходящими на «красную линию». Трезини выступил автором «типовых проектов жилья» трех категорий: для «именитых» граждан — каменное, для зажиточных и подлых (простых) людей — мазанковое. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля — здание Двенадцати коллегий (ныне университет). Самым значительным его сооружением был Петропавловский собор Петропавловской крепости с колокольней с высоким узким шпилем.

Фомин Евстахий Ипатьевич — композитор, основоположник светской музыки. Автор мелодрамы «Орфей», опер «Ямщики на подставе», «Американцы» и др.

Фонвизин Денис Иванович — писатель, просветитель, основоположник русской социальной комедии: критиковал императорский двор в сочинении «Всеобщая придворная грамматика», в комедиях «Бригадир» и «Недоросль».

Шубин Федот Иванович — скульптор, сын крестьянина-помора. В 1761 г. поступил в Академию художеств. Как лучшего выпускника Академии, его направили на стажировку в Париж и Рим. Автор парадных скульптурных портретов (М. В. Ломоносова, Павла I, А. М. Голицына, И. П. Орлова, М. Р. Паниной).

IV

Адепт (от лат. adeptus — достигший) — 1) посвященный в тайны какого-либо учения; 2) ревностный приверженец какой-либо идеи, учения.

Адьюнкт (от лат. adjunctus — присоединенный) — в ряде стран Европы и в России до 1917 г. проходящий научную стажировку помощник профессора.

Аккультурация — процесс усвоения каким-либо народом форм, черт культуры другого народа в ходе их общения, культурных контактов; изменения, происходящие в неиндустриальных обществах под влиянием западного общества.

Бельведер (от итал. belvedere — красивый вид) — 1) надстройка, которая украшает здание: круглая, овальная, многогранная в плане с застекленными или открытыми проемами, завершенная куполом; 2) сооружение дворцового типа в парке на возвышенности (дворцы в Ватикане, Вене, Петергофе, Царском Селе).

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль в европейской литературе и искусстве XVII — начала XIX в., одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной культуры и искусству как идеальному эстетическому эталону.

Кунсткамера (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей) — в прошлом так назывались различные исторические, художественные, естественно-научные и другие коллекции редкостей и места их хранения.

Масонство (от франц. Franc mason — вольный каменщик) — религиозно-этическое движение, возникло в Великобритании, распространилось во многих странах. Масонские идеи начали проникать в Россию на рубеже XVII—XVIII вв., однако наибольшее их распространение пришлось на середину XVIII века, когда масонами стали виднейшие государственные деятели — братья Н. И. и П. И. Панины, Р. И. Воронцов и др. Масонами были поэты А. П. Сумароков, М. М. Херасков, В. И. Майков, М. И. Попов и Г. Р. Державин, архитектор В. И. Баженов и др. Через увлечение масонством прошли в молодости М. М. Щербатов и А. Н. Радищев. Масонство представлялось альтернативой идеологии Просвещения. Через свои объединения (ложи) масоны стремились создать тайную всемирную организацию людей разных национальностей и вероисповеданий с целью «поиска истинных путей духовного обновления общества». Основной метод деятельности — проникновение во властные структуры всех уровней.

Национальная культура — совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь людей в той или иной стране.

Норманнская теория — направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства древневосточных славян. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером и Г. Ф. Миллером. Ее отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.

Реализм (от лат. realis — вещественный, действительный) — художественный стиль, согласно которым задачей искусства является отражение жизненной правды. Термин «реализм» в XIX в. принято было называть «критическим реализмом», главная цель которого — художественное осмысление всех противоречий действительности.

Рококо (от франц. rocailite — раковина) — «узор из камней и раковин» — западноевропейский художественный стиль, наиболее утонченное проявление искусства барокко. Достиг расцвета в 20—40-е гг. XVIII в. во Франции.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 432 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...