Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МПС РОССИИ 21 страница



1795 — переход к России Западной Волыни по третьему разделу Речи Посполитой. Образование Брацлавской, Волынской и Подольской губерний, а также замена их одноименными наместничествами.

1796 — деление Правобережной Украины на Киевскую, Подольскую и Волынскую губернии.

III

Абазин Андрей — брацлавский полковник (с 1690 г.), сподвижник С. Палия. После ранения в бою с поляками был взят в плен и казнен в 1703 г.

Август II Сильный — король Речи Посполитой (1697—1706, 1709—1733). Вел усиленную борьбу за ликвидацию «Палиивщины».

Август III — король Речи Посполитой (1733—1763). Сын Августа II. Утвердился на престоле в результате войны за «польское наследство» (1733—1735). Его правление стало временем политического кризиса Речи Посполитой.

Браницкие — магнатский род, крупные землевладельцы Правобережной Украины.

Верлан — предводитель гайдамацкого восстания 1734—1738 гг. Сотник надворных казаков князей Любомирских, провозглашенный гайдамаками полковником. В 1738 г. бежал в Молдавию.

Винницкий Юрий — униатский митрополит (1708—1713).

Вишневецкие — крупнейшие магнаты XVI—XVII вв. После угасания рода их огромные землевладения перешли в руки других собственников, в первую очередь — представителей породненных с ними фамилий.

Гоголь Остап (Евстафий) — уманский полковник, наказной гетман Правобережной Украины (1674—1679).

Гонта Иван — сотник надворных казаков графа Потоцкого (с 1757 г.). Сын крестьянина с Уманщины, получивший за службу два села. В 1768 г. открыл ворота Умани гайдамакам М. Железняка и вместе со своим отрядом перешел на их сторону. После взятия Умани — один из руководителей восстания. Пленен во время «банкета» в лагере донских казаков под Уманью и передан полякам. В 1768 г. изрублен на куски после чрезвычайно жестоких пыток.

Гришко — «польский» гетман Правобережья (1689—1692).

Дорошенко Петр Дорофеевич — гетман Правобережной Украины (1665—1676). В 1669 г. подписал договор о переходе Украины под протекторат Турции.

Екатерина II — российская императрица (1762—1796). В ее правление в результате второго (1793) и третьего (1795) разделов Речи Посполитой Правобережная Украина вошла в состав Российской империи.

Жабокрицкий Дионисий (в миру Дмитрий) луцкий епископ (1702—1708). Из семьи православного луцкого шляхтича, но мать его была католичкой. Избранный в конце XVII в. на луцкую кафедру, около 7 лет ждал посвящения православными иерархами и, в конце концов, в 1702 г. перешел в униатство. Вскоре бежал в Венгрию, спасаясь от российских войск и левобережных казаков. Вернулся в Луцк в 1708 г., но был схвачен православными волынянами и отправлен в Россию. С 1711 г. в ссылке в Соловецком монастыре.

Железняк (Зализняк) Максим — бывший запорожский казак, один из руководителей Колиивщины. Весной 1768 г. в Холодном Яре (около Чигирина) собрал гайдамацкий отряд и начал военные действия, овладел Жаботином, Смелой, Черкассами, Корсунем, Каневом, Богуславом и другими городами. Соединившись с И. Гонтой, захватил Умань. Схвачен во время «банкета» с донскими казаками по приказу российского командования. Сослан в Нерчинск. По дороге несколько раз бежал. Дальнейшая судьба неизвестна.

Значко-Яворский Мельхиседек — игумен Мотронинского монастыря (1753—1768), с 1761 г. — протоигумен монастырей Правобережной Украины. В 1766 г. арестовывался польскими властями по подозрению в шпионаже, а в 1768 г. обвинялся в связях с гайдамаками и антишляхетской агитации среди крестьян. Хотя обвинения на суде остались недоказанными, после 1768 г. был устранен с Правобережья. Позже — игумен Переяславского (1769—1771), Киевского Выдубицкого (1771— 1781), Лубенского Мгарского (1781—1786) и Глуховского Петропавловского (1786—1809) монастырей.

Искра Захар — корсунский полковник (с 1684 г.), сподвижник С. Палия. После подавления восстания 1702—1704 гг. перешел на Левобережье.

Кишка Лев — протоархимандрит (глава) ордена базилиан (1703—1713), униатский митрополит (1714—1728). Инициатор проведения Замойского собора (1720).

Конисский Георгий (в миру Григорий) — православный церковный и общественный деятель, писатель. Родился в шляхетской семье в Нежине. В 1745—1755 гг. преподаватель, профессор, ректор Киево-Могилянской академии. В 1755 г. посвящен в сан епископа могилевского (белорусского). Выступал в защиту диссидентов Речи Посполитой. Канонизирован в 1993 г.

Конецпольские — польский магнатский род, вымерший ко времени новой волны шляхетской колонизации Правобережной Украины в первой половине XVIII в.

Краковский Иоасаф — киевский митрополит (1708—1718).

Красинские Адам и Михаил — инициаторы создания Барской конфедерации.

Лещинский Станислав — король Речи Посполитой (1704—1711, 1733—1734). Избран под нажимом Швеции, но не был признан большей частью шляхты. Как тесть французского короля Людовика XV, восстановлен на престоле французской дипломатией. Изгнан из страны в ходе войны за «польское наследство» сторонниками Августа III Фридриха, поддерживаемыми Россией и Австрией.

Линцевский Гервасий — переяславский епископ (1757—1768), покровитель православных Правобережной Украины.

Лукьянов Иван — русский монах. В начале XVIII в. совершил паломничество в Иерусалим через Украину. Оставил записки «Путешествие в Святую Землю священника Иоанна Лукьянова», опубликованные в 1863 г. в журнале «Русская старина».

Любомирские — польский магнатский род Правобережной Украины.

Мазепа Иван Степанович — гетман Украины (1687—1708).

Могила Андрей — «польский» гетман Правобережья (1684—1689).

Орлик Филипп — «гетман в изгнании» с 1710 г.

Палий (Гурко) Семен Филиппович — организатор Фастовского (Белоцерковского) полка, возникшего на основании королевского универсала 1684 г. о «правах и вольностях» казакам с разрешением заселять территорию Поросья вокруг Корсуня, Черкасс, Лысянки и др. Родился на Черниговщине в зажиточной казацкой семье. Образование получил в Киевской коллегии. Военную службу начал в Нежинском полку. В 1670-х гг. перебрался в Запорожскую Сечь, откуда в начале 1680-х гг. переселился вместе с несколькими сотнями казаков и их семьями в опустошенную крымскими татарами южную часть Киевщины. В 1683 г. принимал участие в разгроме турок под Веной. Вел непрерывную борьбу с польской шляхтой. В 1689 г. во время нападения на резиденцию ставленника поляков гетмана Гришко в Немирове был взят в плен. Через год был освобожден — то ли по указу короля, то ли с помощью казаков. В 1702—1704 гг. возглавлял казацко-крестьян-ское восстание на Правобережье. По представлению И. Мазепы сослан в 1705 г. в Сибирь. Освобожден в 1708 г. Участвовал в Полтавской битве. Умер в 1710 г. белоцерковским полковником. По преданию, похоронен в Киево-Межигорском Спасо-Преображенском монастыре.

Понятовский Станислав Август — последний король Речи Посполитой (1764—1795).

Потоцкие — польский магнатский род, крупнейшие землевладельцы Правобережья. В одном только Брацлавском воеводстве им принадлежало 18 тыс. кв. км земли.

Пулавский Юзеф — один из организаторов в 1768 г. Барской конфедерации. Ориентировался на союз с Австрией, к чему в Турции отнеслись отрицательно. Когда он прибыл в Стамбул для переговоров, то был посажен в Семибашенный замок, где и умер.

Репнин Николай Васильевич — российский государственный и военный деятель, князь. В 1763—1769 гг. посол в Речи Посполитой. Заключил Варшавский договор 1768 г.

Самойлович Иван Самойлович — гетман Левобережной Украины (1672—1687).

Самойлович Семен Иванович — сын гетмана И. Самойловича. В 1679 г. в качестве наказного гетмана осуществил «сгон» населения с правого берега Днепра в Гетманщину.

Самусь Самуил Иванович — богуславского полковник, около 1694 г. назначен гетманом Правобережья. Участник казацко-крестьянского восстания 1702—1704 гг. Соратник С. Палия.

Святополк-Четвертинский Гедеон — луцкий православный епископ (1663—1684), киевский митрополит (1685—1690).

Ян III Собеский — польский военный деятель, великий коронный гетман, в 1674—1696 гг. — король Речи Посполитой. Широко использовал казачество, ведя по отношению к нему политику протекционизма. Прославился как руководитель объединенных войск Речи Посполитой, Австрии, Германии, Украины в победоносной битве с турецкими и татарскими ордами под Веной в 1683 г. В 1686 г. заключил «Вечный мир» с Россией.

Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович — гетман Украины (1648—1657).

Чалый Савва — участник гайдамацкого восстания 1734—1738 гг. Военную службу постигал в Запорожской Сечи и в качестве сотника надворного отряда магнатов Четвертинских. Уже в 1736 г. стал оказывать помощь карателям в поимке гайдамаков. После подавления восстания стал полковником надворного войска магнатов Потоцких в Немирове. В 1741 г. казнен гайдамаками как предатель.

Чарторыйские — магнаты, могущественные «крулевята» Правобережной Украины.

Шумлянский Афанасий — луцкий православный епископ (1688—1694). Симпатизировал униатам.

Шумлянский Кирилл — луцкий православный епископ (1708—1712). Сын луцкого епископа Афанасия Шумлянского, племянник львовского епископа Иосифа Шумлянского, в 1700 г. открыто перешедшего в унию. Подвергался преследованиям со стороны Короны, шляхты, униатов и католиков. В 1712 г. бежал в Киев. В 1715—1726 гг. переяславский епископ.

Яблоновские — крупные землевладельцы Правобережья.

Яблоновский Станислав — польский коронный гетман. После Карловицкого мира (1699) пытался ликвидировать казацкое устройство на Украине, а в 1700 г. сделал попытку пленить С. Палия.

Ясинский Варлаам — киевский митрополит (1690—1707).

IV

Базилиане — монашеский орден греко-католической церкви, основанный в 1617 г.

Гайдамаки (от турецк. haudamak — нападать) — участники народно-освободительных движений на Правобережной Украине в XVIII в. Первое известие о гайдамаках датируется 1714 г. Для польской историографии характерны оценка гайдамаков как обычных разбойников и подчеркивание их религиозного фанатизма и жестокости. И действительно, гайдамачество было формой социального бандитизма, только более организованной. В периоды кризисов Речи Посполитой ватаги гайдамаков, в обычное время занимавшиеся главным образом разбоем, разрастались в серьезную военную силу за счет поддержки местного населения, присоединения запорожской сиромы и части надворных казаков. Гайдамацкое движение воспето в поэмах Т. Шевченко «Гайдамаки» и «Холодный Яр».

Диссиденты (от лат. dissidens — несогласный) — верующие — христиане Речи Посполитой, не придерживающиеся господствующего католического вероисповедания.

Колиивщина — кульминация движения гайдамаков (1768). Сложилось довольно устойчивое мнение, что такое название восстание получило от слов «кол» (будто бы основного оружия повстанцев) и «колоть». Однако существуют и другие точки зрения. Так, Н. Яковенко считает, что название гайдамацкого движения 1768 г. происходит от слова «колий», которым на Приднепровье называли людей, специализировавшихся на убое свиней. Историк Г. Храбан вовсе отрицает сам термин «Колиивщина» как придуманный, по его мнению, польско-шляхетской историографией.

Конфедерация — временный военно-политический союз шляхты для борьбы с королевской властью.

Лебединский и Медведевский монастыри — важные очаги православного движения на Правобережной Украине. Располагались в густых лесах недалеко от Запорожской Сечи.

Маргинал (франц. marginal — побочный, предельный, находящийся на краю) — человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни (люмпен, бродяга и т. п.).

Мотронинский монастырь — центр подготовки гайдамацкого восстания 1768 г. Располагался недалеко от Чигирина, в непосредственной близости от Запорожской Сечи. В 1753—1768 гг. игуменом монастыря был М. Значко-Яворский.

Палиивщина — территория ПравобережнойУкраины, которая с конца XVII в. находилась под контролем С. Палия.

Почаевский монастырь — крупнейший центр православия на Волыни. Упоминается в письменных источниках с XVI в. В XVII в. неоднократно подвергался турецко-татарским нападениям. С 1721 по 1831 г. в руках униатских монахов, после чего возвращен православному духовенству. В 1833 г. получил статус лавры.

Правобережная Украина — историческое название части Украины, которая после Андрусовского перемирия (1667) отошла к Речи Посполитой. Охватывает земли восьми современных областей Украины.

«Символ веры» — краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых католическая и православная церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован Вселенским собором 325 г. В VII в. западно-христианская (католическая) церковь сделала дополнение к «Символу веры» в догмате Троицы: об исхождении святого духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Дополнение не было принято восточно-христианской церковью, что позднее послужило одним из поводов разделения церквей.

«Тогобочная» Украина — название Правобережной Украины жителями Гетманщины.

Черный лес — возвышенная, покрытая лесом местность недалеко от Чигирина, служившая местом сбора гайдамаков.

V

Гайдамацький рух на Украïнi в XVIII ст.: Збiрник документiв. К., 1970.

Гуслистий К. Колiïвщина. К., 1947.

История внешней политики России. XVIII век: От Северной войны до войн России против Наполеона. М., 1998.

Коялович М. О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. Мн., 1999.

Крикун Н. Административно-территориальное устройство Правобережной Украины в XV—XVIII вв. Границы воеводств в свете источников. К., 1992.

Лола О. П. Гайдамацький рух на Украiнi в 20—60-тi рр. XVIII ст. К., 1965.

Маркина В. А. Магнатское поместье Правобережной Украины второй половины XVIII в. К., 1961.

Маркина В. А. Крестьяне Правобережной Украины, конец XVII — 60-е годы XVIII ст. К., 1971.

Россия, Польша и Причерноморье в XV—XVIII вв. М., 1979.

Сергiенко Г. Я. Визвольний рух на Правобережнiй Украïнi в кiнцi XVII i на початку XVIII ст. К., 1963.

Смолiй В. А. Возз'еднання Правобережноï Украïни з Росiею. К., 1978.

Смолiй В., Степанков В. Правобережна Украïна у другiй половинi XVII—XVIII ст.: Проблеми державотворення. К. 1993.

Храбан Г. Ю. Спалах гнiву народного: Антифеодальне, народно-визвольне повстання на Правобережнiй Украïнi у 1768—1769 рр. К., 1989.


Глава 27. Западноукраинские земли
во второй половине XVII—XVIII в.

Несмотря на экономическую отсталость, политическую раздробленность и подчинение правительствам соседних иностранных государств, население Западной Украины не осталось в стороне от событий общенационального характера, в первую очередь от Освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого. Однако с середины XVII в. высшие слои западноукраинского общества стали все в большей степени отказываться от своего этнического происхождения. Зато крестьянство, представлявшее большинство украинского населения, смогло сберечь свою национальную самобытность.

В последней четверти XVII в. на западноукраинские земли с новой силой распространяться церковная уния. Ее роль в истории Западной Украины неоднозначна. Но не подлежит сомнению тот факт, что, принимая унию, галичане и закарпатцы упорно придерживались восточной обрядности и не давали себя латинизировать.

После вхождения Левобережной Украины в состав России Галичина продолжала оставаться под властью Речи Посполитой, Буковина вместе с Молдавией находилась под властью Турции. Закарпатье в конце XVII в., находясь под властью Венгрии, освободилось от гнета Османской империи, но попало в зависимость от Австрийской монархии. Менее чем через столетие Австрия захватила также Галичину и Буковину. Габсбурги стали хозяевами 70 тыс. кв. км украинской земли с населением свыше 2,5 млн человек, большинство которого — около 2 млн — составляли украинцы.

I

Западноукраинские земли в составе Речи Посполитой. Хотя население Западной Украины и принимало участие в Освободительной войне под предводительством Б. Хмельницкого, Галичина в силу сложившихся военно-политических условий так и осталась под властью Короны. В административно-территориальном отношении галицкие украинские земли входили в состав двух воеводств — Русского с центром во Львове и Белзского с центром в Белзе. В конце XVII — начале XVIII в. наиболее активная часть украинцев региона переселилась на Правобережную Украину и в Гетманщину. Кто остался, но был заподозрен в участии в освободительном движении, преследовался польскими властями.

Когда-то наиболее процветающая из всех украинских земель, в рассматриваемое время Галичина переживала период экономического и культурного упадка. Объяснялось это постоянными войнами, шляхетским своеволием, слабостью центральной власти Речи Посполитой. В связи с отсутствием в крае казачества, которое могло бы противостоять шляхте, крестьянство подвергалось нещадной эксплуатации. Подавляющее большинство крестьян отбывало барщину, которая достигала 3—4 дней в неделю.

Отдельные города и почти все местечки находились в собственности магнатов. Экономическое развитие городов тормозила монополия шляхты на занятия доходными промыслами (мукомольным, винокурением и т. п.), а также разнообразные подати и поборы. Среди украинцев увеличивалось число внецеховых ремесленников (портачей). Это объяснялось не только засильем в цехах поляков и немцев, но и попытками отдельных ремесленников вырваться из-под цеховой регламентации, которая сковывала их инициативу и не давала возможности расширять производство.

Торговля развивалась в двух формах — на ярмарках, которые проводились 1—2 раза в год, и на торгах, представлявших собой обычные базары, где реализовывались в малых объемах сельскохозяйственная продукция и ремесленные изделия. Крупную международную торговлю держали в своих руках иностранцы.

Поляки без особого труда контролировали западноукраинские земли, часто использовали их как плацдарм для походов королевских войск на казаков. Галицкие города переживали период интенсивной полонизации православного населения, в первую очередь шляхты. Полонизированная знать уже не поднимала в сейме вопросов защиты православия и украинской культуры. Потеряв поддержку богатых меценатов, зачахли братства.

Изменения в церковной жизни. В середине XVII в. православная церковь Западной Украины подчинялась киевскому митрополиту и московскому патриарху, что давало возможность российским послам в Польше ставить вопрос о защите православного населения. Но в 1676 г. польское правительство запретило выезд православных украинцев за границу. Одновременно устранялась возможность приезда православных священнослужителей из-за рубежа в случае перехода в унию своих. Утратив материальную и моральную поддержку церковных иерархов Киева, Москвы, Константинополя, православная церковь Галичины была обречена на гонения. Ограничивались права православных братств. В 1699 г. сейм узаконил положение, которое не позволяло православным занимать выборные городские должности.

Греко-католическая церковь, напротив, в 60—70-х гг. XVII в. укрепляла свои позиции. При короле Михаиле Вишневецком она получила все ранее отобранное у нее, в соответствии с условиями Зборовского договора, имущество. Поддерживал унию и король Ян III Собеский.

Большую роль в укреплении позиций греко-католической церкви сыграл переход в 1677 г. в унию львовского православного епископа Иосифа Шумлянского. Но этот факт он долго держал в тайне и только в 1700 г. официально сообщил о присоединении к унии. За это время И. Шумлянский нашел единомышленника в лице кандидата на перемышльскую епархию Иннокентия Винницкого, который вскоре также тайно перешел в униатство.

В 1691 г. в Варшаве И. Винницкий открыто провозгласил от себя и от своей паствы присоединение Перемышльской епархии к унии. К 1703 г. уния была провозглашена во всех православных епархиях на украинской территории Речи Посполитой. Когда Львовское Успенское ставропигиальное братство попробовало сопротивляться, И. Шумлянский при поддержке польской военной команды отслужил здесь униатскую литургию. В 1704 г. на братство была возложена большая часть контрибуции осаждавшим город шведам. Чтобы подорвать единственный источник доходов львовских братчиков — продажу церковных книг, И. Шумлянский основал при своем кафедральном храме собственную типографию. Этого последнего удара Львовское братство не выдержало и в 1708 г. покорилось, приняв унию. Один только Манявский Великий скит на карпатском подгорье оставался верным православию вплоть до его закрытия в 1785 г. уже австрийскими властями.

Верхушка униатской церкви медленно, но неуклонно полонизировалась. Церковные проповеди высшего духовенства в отличие, правда, от литургий, благодаря полонизации клира все чаще становились польскоязычными. Только сельские священники оставались далекими от польского языка и культуры.

Переход Закарпатья под власт Габсбургов. Со второй четверти XVI в. Закарпатье входило в состав Трансильванского (Семиградского) княжества, которое долгое время находилось под протекторатом Османской империи. В 1687 г. австрийские войска вытеснили турок из Трансильвании. На Карловицком конгрессе 1698—1699 гг. Габсбурги добились международного признания своей власти над Трансильванией. В Закарпатье, как и на всех землях бывшего Венгерского королевства, стали устанавливаться австрийские порядки. На административные должности назначались только австрийцы. Ужгород, Мукачево (Мункач), Берегово, Хуст стали местами концентрации значительных военных сил Австрии.

В конце XVII в. крепостные составляли 89 % всех крестьян Закарпатья. Крестьяне, ремесленники, торговцы и низшее духовенство были придавлены разнообразными налогами, размеры которых ежегодно увеличивались на 50—100 %. Ограничивались в правах господствующие классы Венгрии и Закарпатья. Это создавало условия для феодального, оппозиционного Габсбургам, движения, которое сливалось с освободительной борьбой народных масс.

Украинцы в антигабсбургском восстании 1703—1711 гг. Украинское население приняло активное участие в освободительном движении венгерского народа. Непосредственным поводом к массовому восстанию стало формирование воинских частей для австрийской армии, которая в это время воевала с Францией за «испанское наследство».

Восстание вспыхнуло в 1703 г. в районе Мукачева и вскоре охватило значительную территорию. Возглавил движение бывший трансильванский дворянин Ференц Ракоци II. В 1704—1711 гг. повстанческая армия, в которой было много закарпатских украинцев, вела бои с императорскими войсками в Венгрии и Словакии. В самом Закарпатье действовали крестьянские отряды. Взятые восставшими закарпатские города Мукачево, Ужгород и др. стали важными хозяйственными и административными центрами, в которых изготавливалось все необхоодимое для повстанческой армии (оружие, одежда и т. п.). Здесь же проходили переговоры Ф. Ракоци с дипломатами стран — противников Австрии.

Со временем социальная база восстания стала сужаться. Все резче проявлялись расхождения интересов зажиточных слоев общества и бедноты. В освобожденных от австрийской власти районах феодалы восстанавливали свое господство над крестьянами и принуждали их выполнять повинности. Стремясь предотвратить распад своей армии, Ф. Ракоци в 1709 г. издал манифест, освобождавший участников вооруженной освободительной войны от феодальных повинностей. Однако это важное мероприятие было уже запоздалым. В 1711 г. между повстанцами и правительственными войсками был заключен мирный договор, по которому Венгрия и Закарпатье оставались под властью Габсбургов.

Социально-экономические процессы в Закарпатье в XVIII в. Имения дворян — участников восстания 1703—1711 гг. — были конфискованы и переданы новым хозяевам. Так, бывшие владения Ф. Ракоци с центром в Мукачеве были переданы майнцкому архиепископу графу Л. Шенборну. В 1730 г. Шенборн переселил в Мукачев из своих немецких владений 200 ремесленников и виноградарей. С одной стороны, эти колонисты содействовали экономическому развитию края, а с другой — они ухудшали и без того тяжелое положение местного населения, поскольку им выделялись лучшие, уже освоенные крестьянами земли.

Во второй половине XVIII в. наблюдалось некоторое оживление экономической жизни края. Крупные помещичьи хозяйства втягивались в рыночную торговлю: вывозили хлеб, овощи, фрукты, виноград, вино. Развивались животноводство и пчеловодство, а также вотчинная мануфактурная промышленность — железорудная, поташная, винодельческая, пивоваренная и др. Росло производство казенной соляной промышленности.

Экономический подъем помещичьих хозяйств в значительной мере базировался на эксплуатации крестьянства. Большинство украинских земледельцев выполняло барщину и имело мизерные наделы. Борьба крестьян против феодального гнета проходила в разных формах — от бегства до порубки магнатских лесов и сбора урожая с помещичьх земель.

Заметные изменения произошли в развитии городов и городского ремесла. Города были частновладельческими (Мукачево, Берегове, Севлюш), казенными (Ужгород, Перечин), коронными (Хуст). Наибольшим был г. Ужгород, в котором в 1785 г. насчитывалось 2900 жителей. Ремесленные изделия и сельскохозяйственная продукция продавались на ярмарках и торгах. Во второй половине XVIII в. в Закарпатье ежегодно действовало 70 ярмарок. Некоторые товары закарпатского происхождения (лес, соль) вывозились в Венгрию, на Балканы, в Галичину, на Правобережную и Левобережную Украину, в Россию.

Мукачевская греко-католическая епархия. Во времена Освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого в Закарпатье было одновременно два епископа: православный и униатский. С утверждением австрийского владычества на закарпатских землях усиливались позиции греко-католической церкви. В ответ на обращение мукачевского епископа Иосифа де Камелиса правительство специальным декретом уравняло в правах духовенство униатского и католического обрядов. Однако подчинялась униатская церковь Закарпатья эгерскому католическому епископу (г. Эгер в Венгрии). В середине XVIII в. в Мукачеве была основана униатская богословская школа, которая в 1776 г. была переведена в Ужгород и реорганизована в духовную семинарию. Одним из главных условий поступления в эту школу было знание украинского языка.

Активную борьбу против латинизации униатской церкви, за сохранение ее восточной обрядности вел мукачевский епископ Иван Брадач. При нем, в 1771 г., Ватикан провозгласил самостоятельность мукачевской епископии. Следующий епископ, Андрей Бачинский, стал советником Венского двора в делах Закарпатья. Правительница Австрии Мария Терезия даже основала в Вене при храме св. Варбары семинарию для закарпатского духовенства («Барбареум»), в которую позже стали принимать всех украинцев греко-католиков. Сохранение в границах католической Австрии восточной церковной обрядности и украинского языка имело важное значение для утверждения национального самосознания закарпатских украинцев.

Северная Буковина в составе Молдавского княжества. В административно-территориальном отношении вся Буковина во второй половине XVIII в. делилась на 3 цинута Черновицкий, Сучавский и Киполунгский, а также военную Хотинскую райю, которая управлялась из Стамбула. Буковинская православная церковь подчинялась молдавскому митрополиту в Яссах. Она имела свое епископство в Радовцах.

Жестокий гнет и своеволие турецких властей вынуждали жителей Буковины бежать в другие земли. Положение усугублялось голодом и эпидемиями. Чтобы заселить свободные земли, молдавские господари завлекали крестьян на слободы, освобождая их от повинностей на 8 месяцев. Но это не помогало и Северная Буковина оставалась малонаселенным краем.

Экономика Северной Буковины во второй половине была составной частью хозяйственной системы Молдавии. Господствующей системой земледелия было двуполье, а основным орудием труда — деревянный плуг и мотыга. Соответственно и урожаи зерновых были низкими. В то же время сохранялись экономические связи Северной Буковины с Закарпатьем, Галичиной и Правобережной Украиной.

Захват Буковины Австрией. В годы российско-турецкой войны 1768—1774 гг. Буковина была ареной боевых действий. В 1774 г. Австрия, воспользовавшись сложным положением Турции, ввела свои войска в северо-западную часть Молдавского княжества. По Константинопольской австро-турецкой конвенции 1775 г. Буковина (кроме Хотинской райи) переходила под власть Габсбургов под названием «Буковинский дистрикт», или «Черновицкий генералитет». Некоторое время эта новая провинция Австрии находилась под военным управлением, а в 1786 г. была присоединена к Галичине.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...