Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МПС РОССИИ 23 страница



Наука и техника. Практические потребности государства лежали в основе развития науки и техники. В геодезии, гидрографии, картографии были достигнуты внушительные успехи: составлены карты Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. В 1732 г. И. К. Кирилловым был составлен 1-й том «Атласа Всероссийской империи». В 1724 г. началась подготовка первой Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга и А. Л. Чирикова, которая планировала обнаружить пролив между Азией и Америкой.

В 1733—1743 гг. была предпринята вторая Камчатская экспедиция. В ней участвовало 13 кораблей и около тысячи человек во главе с В. Берингом и А. Л. Чириковым. Целью ее было изучение северного и восточного побережий Сибири, берегов Северной Америки и вновь выяснение вопроса и проливе между Азией и Америкой. Экспедиция была успешно завершена, несмотря на то, что В. Беринг погиб в 1741 г. на Командорских островах. В числе участников экспедиции был молодой ученый С. П. Крашенинников, в течение четырех лет изучавший Камчатку. Итогом этой работы стал труд «Описание земли Камчатки».

Во второй половине XVIII в. продолжалось исследование Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Огромная работа по изучению Сибири была проведена Г. Ф. Миллером, собравшим коллекцию богатейших архивных материалов. Крупные экспедиции в районы Поволжья, Урала, Крыма предпринял академик П. С. Паллас. Академик И. И. Лепехин обследовал земли по оси Москва-Симбирск-Астрахань-Гурьев-Оренбург-Кунгур-Урал-побережье Белого моря. Он собрал уникальный материал по экономике, географии, этнографии этих районов. Академик С. Г. Гмелин прошел район бассейна Дона, низовья Волги и берега Каспия; Н. Я. Озерецковский — северо-запад России, В. Ф. Зуев — Южное Причерноморье и Крым. Большое практическое значение имели геологические разведки железных и медных руд на Урале и в Сибири, каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в Западной Сибири. В 1720 г. была организована первая в России экспедиция под руководством Даниила Мессершмидта по изучению Сибири. При непосредственном участии В. Н. Татищева и Г. В. Генника в России началось становление горного дела и металлургии.

В строительстве, военном деле, сельском хозяйстве применялись изобретения российских умельцев: Е. Никонов разработал проект подводной лодки («потаенные суда»); И. Беляев — оптические инструменты, А. Нартов известен как создатель оптического прицела, копировально-токарных станков и скорострельной батареи. В 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменяющий труд 9 человек. И. Ползунов сконструировал на Колывано-Воскресенских заводах Алтая первую в мире паровую универсальную машину, которая проработала на заводе несколько месяцев. Механик И. Кулибин был непревзойденным мастером часового дела, создавая механизмы самых причудливых форм и изумительной точности: астрономические часы, показывающие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге и Москве, уникальный проект одноарочного деревянного моста через Неву, сеялку и семафорный телеграф, «самобеглую коляску» и прожектор, протезы для инвалидов и гидросиловые установки и т. д.

Развитие науки и техники требовало координации усилий и единого организационного центра. В 1724 г. Сенат утвердил проект создания в Петербурге Академии наук и художеств, официальное открытие которой состоялось через год. Академия состояла из «трех классов наук»: математического (теоретическая математика, механика, астрономия, география и навигация); физического (физика, химия, анатомия и ботаника) и гуманитарного, в котором планировалось обучение красноречию, истории, праву, этике и политике. Особенностью Академии являлось объединение в одном учреждении университета, гимназии и собственно академии для «собирания ученых и искусных людей». В структуре Академии находились также библиотека, музей (Кунсткамера), обсерватория, аналитическая и физическая лаборатории, мастерские и типография. Этим она отличалась от западных академий. Первыми членами Академии стали известные иностранные ученые: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Элинус, астроном Г. Делиль и др. В 1745 г. на должность профессора химии был избран русский ученый М. В. Ломоносов. Почетными членами Петербургской академии в 1760 — 1770 гг. стали деятели французского Просвещения: философ Д. Дидро, естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый В. Франклин. С созданием научного центра России стали более интенсивными международные контакты, расширялась сфера научных поисков.

С деятельностью Академии наук и в целом с развитием российской науки тесно связана судьба М. В. Ломоносова. Диапазон его интересов как ученого был огромен: физика, химия, геология, астрономия, гуманитарные науки. Он был поэтом и теоретиком стихосложения, огромны его заслуги в становлении истории России как науки («Древняя российская история» и «Краткий Российский летописец»), направленной против норманнской теории. Внес большой вклад в формирование русского литературного языка. Его учениками были астроном С. Я. Румовский, математики М. Е. Головин и С. К. Котельников, натуралист И. И. Лепехин, юрист А. Я. Поленов. А. С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Становление исторической науки. Первым историографом России (так тогда называли историков) был выходец из Германии Готлиб Зигфрид Байер. Он написал первое исследование о варягах и начале Руси, и считается родоначальником норманнской теории. Норманнскую теорию происхождения древнерусской государственности в дальнейшем развивал Г. Ф. Миллер.

Первым россиянином, который профессионально занимался проблемами истории своей страны, был В. Н. Татищев. Он входил в число тех, кого А. С. Пушкин называл «птенцами гнезда Петрова». Занимая ответственные посты на государевой службе, В. Н. Татищев изъездил всю Россию, ознакомился с ее экономикой, управлением, этнографией и условиями народной жизни. В 1719 г. Петр I поручил ему составление подробной географии России. Выполняя царские поручения, одновременно В. Н. Татищев подготовил первую публикацию исторических источников с подробными комментариями, ввел в научный оборот открытые им тексты «Русской Правды» в краткой редакции, Судебника 1550 г. и многих других древних документов. Он положил начало развитию в России археографии, этнографии, исторической географии и источниковедения. Им же был составлен первый русский энциклопедический словарь «Лексикон российский». Однако главной его заслугой, безусловно, является первый обобщающий труд «История российская с самых древнейших времен». В этом труде впервые были собраны и проанализированы сведения из многих исторических источников, значительная часть которых не сохранилась до наших дней.

Предметом целого ряда сочинений стала история российско-шведских отношений: «История императора Петра Великого от рождения до Полтавской баталии» Феофана Прокоповича; «Гистория Свейской войны» П. П. Шафирова, «Ядро российской истории» секретаря посольства России в Швеции А. И. Манкиева; «Гистория о царе Петре Алексеевиче» князя Б. И. Куракина и др.

Во второй половине XVIII в. значительный вклад в историческую науку внесли М. М. Щербатов («История Российская от древнейших времен») и И. Н. Болтин, автор «Примечания на историю древния и нынешния Россия г. Леклерка».

Появляются первые исследования отдельных отраслей промышленности («Историческое описание Российской коммерции» в 21 книге); сочинения по историческому краеведению: В. В. Крестинина по истории Поморья, П. И. Рычкова — истории Оренбургского края; «Черниговского наместничества топографическое описание» А. Ф. Шифонского. 20-томное собрание исторических источников «Древняя Российская Вивлиофика» (отрывки древнерусских летописей, дворянские родословные и т. д.) издал Н. И. Новиков.

Общественные настроения и публицистика. Крупнейшим идеологом петровской эпохи являлся Феофан Прокопович, автор публицистических сочинений — «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей». Они были написаны по поручению Петра I для обоснования указа 1722 г. о престолонаследии. Однако Ф. Прокопович в своих сочинениях расширил круг обсуждаемых проблем. В них он определял монархическую систему правления как наиболее целесообразный тип государства в России. Его основные идеи заключались в отстаивании приоритета светской власти над духовной, идеи наследственной монархии, где престол завещается наследнику, независимо от степени родства. Его идеи рационального и справедливого государства, созданного Петром I, поддерживали В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, А. Ю. Трубецкой.

По мере расширения контактов с Западной Европой в общественной сознание все активнее проникали рационалистические идеи «естественного права», «общественного договора», «общего блага». Пути «преуспеяния государства» разрабатывал активный сторонник петровских реформ дворянин Ф. С. Салтыков. Он создал два трактата о реформах: «Пропозиции» (1713 г.) и «Изъявления, прибыточные государству» (1714 г.). Выступал за устройство мануфактур и купеческих компаний, расширение экспорта и сокращение импорта. Несколько проектов по развитию торговли России разработал владелец винокурни из дворцовых крестьян И. П. Посошков, автор сочинения «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). Он считал, что избавит страну от бедности только реформа управления. Для этого от всех сословий необходимо избрать выборных для создания единого свода законов — нового уложения, а само Уложение подвергнуть одобрению народа «самым полным голосом». Иван Посошков выступал за точную фиксацию в законе размеров крестьянских повинностей, придавал огромное значение купечеству, которому и должно принадлежать право на торговлю.

Наиболее влиятельным критиком петровских реформ в первой четверти XVIII в. был местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. Его сочинения «Камень веры» и «Знамение пришествия антихриста и кончины века», были пронизаны апокалипсическими идеями, острой критикой иноверцев.

С середины XVIII в. общественная мысль России развивалась под влиянием идей французского Просвещения. Сама Екатерина II, считавшая себя ученицей Ш. -Л. Монтескье и других теоретиков «естественного права», видела цель своего государственного управления в том, чтобы привести законы в соответствие с требованиями Разума и природой человека. С 1763 г. она начала оживленную переписку с Вольтером. Императрица советовалась с ним относительно ведения государственных дел, оказывала денежную помощь. Французские просветители называли ее «северной Семирамидой», воспевая ее «просвещенный» ум. Екатерина II привлекала идеи Просвещения для обоснования целесообразности самодержавно-крепостнических порядков. Она утверждала в Наказе, что самодержавие является лучшей и единственно возможной формой правления, так как «всякое другое правление не только было бы в России вредно, но и вконец разорительно», Цель самодержавия — внедрение в подданных «разума вольности», направление их действий «к получению самого большого ото всех добра», охранение «безопасности каждого гражданина» и подчинение всех одним законам».

По примеру Екатерины II ее приближенные вступали в переписку с французскими просветителями. Граф А. П. Шувалов прославился в Европе своими дружескими связями с энциклопедистами (они называли его «северным меценатом»), а Вольтер посвятил ему свою трагедию «Олимпия». Не меньшей известностью у энциклопедистов пользовался князь Д. А. Голицын, на средства которого в Гааге печаталось первое издание запрещенного во Франции сочинения Гельвеция «О человеке». Во дворце читались, переводились и обсуждались сочинения Монтескьё, Вольтера, Руссо. Придворная знать сообща переводила последнее произведение Мармонтеля «Велизарий», вызвавшее во Франции резкие нападки со стороны королевской власти. Наиболее политически заостренная девятая глава этого сочинения, посвященная монархам, была переведена самой императрицей.

Сочинения французских просветителей ходили по рукам среди студентов Петербурга и Москвы, ими увлекалась столичная дворянская молодежь. Состав переводимых в России книг свидетельствовал об интересе читателей к социально-политическим и философским идеям французских энциклопедистов. С 1767 по 1777 гг. было переведено и издано отдельными сборниками более 400 статей, среди них — наиболее важные философские и политические сочинения: «Политика», «Политическая экономия», «Правление», «Деспотическое правление», «Ограниченная монархия», «Демократия», «Самодержцы», «Тиран», «Узурпатор», «Естественное право» и др. Переводчиками этих статей были преимущественно канцелярские служащие Сената, воспитанники Петербургского академического и Московского университетов: Я. П. Козельский, И. Г. Туманский, С. Башилов, И. У. Ванслов и др. В 60-х — начале 70-х гг. на русском языке были изданы «Дух законов» Монтескьё, драматические произведения Дидро, «Разговоры Фекиона» Мабли и др. В последней трети XVIII в. было переведено на русский язык и издано около 60 произведений Вольтера.

Главной общественной силой, внутри которой и ради которой разворачивалась реформаторская деятельность Екатерины II, было дворянство. Программа создания правового государства, разработанная Екатериной II для комиссии по законотворчеству, стали стимулом для оформления группы дворян во главе с Никитой и Петром Паниными и близкими к ним Д. И. Фонвизиным и Е. Р. Дашковой. Панины выдвинули целый ряд проектов реформ, включая ограничение власти помещиков над крепостными и введение элементов конституционного правления в России.

Убеждения людей панинского круга основывались на представлении о безусловном превосходстве «благородного» сословья над «подлым». Это превосходство, однако, понималось, прежде всего, как духовное и накладывало на дворян особые обязанности. Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль» сформулировал важнейшую для российского общества мысль: «Тиранствовать никто не волен», и поставил вопрос об «истинном просвещении». Граф Н. И. Панин высказывался против «ничем не ограниченной помещичьей власти», сенатор И. П. Елагин выступал за предоставление крестьянам земли в потомственное пользование, князь Д. А. Голицын рекомендовал передать крепостным право собственности на имущество, считая, что это «может только принести пользу и существенные выгоды государству».

Существовала и другая группа дворян, сначала воодушевленных деятельностью Екатерины II, но постепенно разошедшихся с нею в понимании истинного просвещения. Центральной фигурой среди них был Н. И. Новиков, выступивший на общественной арене с 1769 г., когда по почину самой императрицы начали появляться русские сатирические журналы, призванные исправлять общественные пороки. Лучшими из этих журналов были «Трутень» и «Живописец» Н. И. Новикова. Кроме сатирической остроты, они прославились полемикой со «Всякой всячиной» — журналом, основанным самой Екатериной II. Обличительную сатиру Новикова императрица относила к «злонравию». Н. И. Новиков сблизился с масонами и их главой, профессором Московского университета К. Г. Шварцем. С помощью масонов он развернул в Москве беспрецедентную по своему размаху деятельность в области просвещения, журналистики и книгоиздания. С 1778 по 1791 гг. им было организовано несколько типографий, открыто 7 книжных лавок, издано 892 названий книг, включая произведения европейских писателей и труды по истории России. Деятельность Н. И. Новикова фактически создала русскую читающую публику. Другим направлением его деятельности была благотворительность: были впервые открыты бесплатная аптека и больница, во время голода 1787 г. организована широкая раздача хлеба. Императрица весьма неблагосклонно смотрела на литературную и благотворительную деятельность Н. И. Новикова и его друзей, выходившую из-под контроля центральной власти. В 1792 г. Екатерина II отдала приказ прекратить деятельность московского кружка, выслать его наиболее активных членов, а Н. И. Новикова после следствия заключить в Шлиссельбургскую крепость.

Роль Екатерины II как просвещенного монарха вызывала явный скепсис у видного государственного деятеля екатерининской эпохи, депутата Уложенной комиссии князя М. М. Щербатова. Свое отношение к окружающей действительности он выразил в памфлете «О повреждении нравов в России», представив XVIII в. как время всеобщего падения нравов, которому противопоставлялась допетровская Русь. М. М. Щербатов обвинял Екатерину II в деспотизме и безнравственности, в намеренном ущемлении интересов дворянства ее доверенными лицами. Представления об идеальном государстве М. М. Щербатов изложил в сочинении фантастического жанра — «Путешествие в землю Офирскую», в которой главную роль в судьбе государства играют дворяне.

Радикальное направление общественной мысли представлял А. Н. Радищев. С него началось формирование в России революционной идеологии. Получив образование в Лейпцигском университете и став поклонником идей просветителей, он придавал им радикальный, нигилистический характер. Такие взгляды сформировали решительное неприятие существующих в стране порядков и, прежде всего, крепостничества. Ему казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены в сочинениях «Письмо другу, жительствующему в Тобольске» (1782 г.) и в «Путешествии из Петербурга в Москву», изданном в 1790 г. тиражом 650 экземпляров. Екатерину II возмутила не критика крепостного права как таковая (она и сама подумывала о его отмене), а именно бунт против ее власти. В результате тираж книги был конфискован, а ее автор сослан в Илимский острог.

Антикрепостнические взгляды были характерны для некоторых дворянских депутатов, выступавших против помещичьего произвола на заседаниях Уложенной комиссии. Я. П. Козельский был убежден, что самый трудолюбивый человек «сделается нерадивым во всегдашнем насилии и, не имея ничего собственного», а действия многих помещиков «вредны всем членам общества и государству пагубны». С открытой критикой крепостничества выступал депутат Уложенной комиссии А. Я. Поленов. В работе «О крепостном состоянии крестьян в России» он утверждал, что крепостничество приведет страну к гибели. Открытое обсуждение крестьянского вопроса придавало общественным настроениям политический акцент. Крестьянская война 1773 — 1775 гг. обострила отношения власти и прогрессивных представителей российского общества. Усилился надзор за общественной и научной деятельностью фрондирующего дворянства, под особый контроль были взяты переводы и издания книг, появились первые жертвы борьбы с инакомыслием (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Я. Б. Княжнин и др.).

О настроениях среди низших сословий Российской империи свидетельствовали образцы устного народного творчества. Центральное место занимали песни и предания о Емельяне Пугачеве. Народ видел в нем не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В преданиях Пугачев — богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству. Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Стеньке Разине, о «добрых молодцах, вольных людях»: знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка». В XVIII в. были записаны пословицы, отражающие представления о воле. Солдатская служба ярко описана в рукописных повестях — в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникала и в лубочные листы — картинки. Основные мотивы устной народной драмы — резкое обличение царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»), насмешка слуги над разорившимся дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка») и др.

Темы и жанры литературы. Новая культура России, фундамент которой закладывался при Петре I, носила по преимуществу светский характер. Одной из ее важнейших примет была разработка концепции человека, новое решение проблемы личности. Человек оценивался сам по себе и еще в большей степени за «услуги отечеству». Не богатство и знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость давали реальные возможности представителям самых разных слоев подняться по социальной лестнице.

Этот важнейший итог петровского времени стал предметом осмысления в литературе и искусстве. В XVIII в. началась собственно литературная эпоха, хотя термин «литература» войдет в обиход столетием позже, благодаря Н. И. Карамзину. Литература первой половины XVIII в. была сориентирована на просвещение и государственную необходимость. Писательская оригинальность, поиск нового поощрялись — но до тех пор, пока не был создан общепринятый образец, которому необходимо было подражать. История русской литературы начала XVIII в. — это история индивидуальных замыслов, которые осуществлялись в заданных пределах. В прозе особо выделялась приключенческая «Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли». В поэзии преобладали в основном «Сильвии» — стихи «на случай», по поводу знаменательных дат; канты, «виваты» (торжественные гимны), появились первые опыты любовной лирики. В 1735 г. поэт В. К. Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов…», где впервые излагались принципы силлабо-тонической системы стихосложения. Свой вклад в становление теории стихосложения внесли М. В. Ломоносов и А. Д. Кантемир.

Главное содержание литературного процесса середины XVIII в. — становление русского классицизма. Теоретиками этого художественного стиля можно считать Ф. Прокоповича (трактат «О поэтическом искусстве») и А. П. Сумарокова («Две эпистолы» и «Наставление хотящим быть писателями»). В России западноевропейский классицизм постепенно приобретал национальное своеобразие: пафос гражданственности, просветительские акценты, обличительно-сатирические сюжеты. Воспитательные цели, гражданские идеи и благородные поступки отличали трагедии «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова и «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина, сатиры А. Д. Кантемира и оды М. В. Ломоносова.

В 70 — 80-е гг. XVIII в. с обострением социальных противоречий в литературе появились новые темы и настроения; на смену классицизму пришел сентиментализм. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе Н. М. Карамзин стремился передать переживания, чувства, интересы простого человека («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм»). Трагедию и оду заменили комическая опера, слезная драма и чувствительная повесть (эпическая поэма «Россиада» М. М. Хераскова, поэмы «Игрок ломбера» и «Елисей», или «Раздраженный Bakx» В. И. Майкова; авантюрные романы М. Д. Чулкова, поэма «Душенька» И. Ф. Богдановича).

Со второй половины XVIII в. все больше выявлялись реалистические тенденции русской литературы, условно называемые «просветительским реализмом». Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии. По своей обличительной направленности, по широте изображения общественных недостатков первое место в литературе 60—70-х годов занимало творчество Д. И. Фонвизина — одного из идеологов российского Просвещения. Во всех своих произведениях он метко и зло осмеивал бар, призывал ограничить власть помещиков над крестьянами. Новатором в области художественной формы, ломающей привычные каноны классицизма, выступил и Г. Р. Державин, произведения которого свидетельствовали о неуклонном нарастании реалистических элементов в русской поэзии (оды «Бог», «Фелица», «Евгения», «Водопад», стихотворения «На великость», «На знатность», «Ласточка», «Гостю», «Другу» и др.).

Литературная среда и читательские вкусы формировались во многом благодаря журналам. В конце 1760 — 80-е гг. издавались близкая к правительству «Всякая всячина», умеренно-опозиционные «Трутень» и «Живописец» Н. И. Новикова, «Адская почта» Ф. Э. Эммина, поэтические журналы М. М. Хераскова «Полезное увеселение» и «Свободные часы», масонский журнал «Утренний свет», первые в России журналы для женщин и для детей, литературное приложение к газете «Московские ведомости» и др. Имеющие скромные тиражи, эти издания, тем не менее, служили средством распространения знаний в российском обществе.

Архитектура. Светские формы и виды творчества начали преобладать и в архитектуре петровского времени. В полной мере радикальные изменения в архитектуре отразились в застройке новых городов — Таганрога, Кронштадта, Екатеринбурга и особенно Петербурга, для которых разрабатывались проекты регулярной планировки и типовой («образцовой») застройки. Во многих архитектурно-строительных начинаниях той эпохи непосредственно участвовал Петр I. Ему принадлежала основная идея композиции загородной резиденции Петергофа (ныне Петродворец), там же в 1714 — 1725 гг. он наблюдал за разбивкой регулярного парка с фонтанами и за строительством Монплезира — уютного дворца в «голландском» стиле (архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов).

Основной доминантой развития архитектуры первой трети XVIII в. являлся зарождавшийся т. н. «петербургский стиль». Этот уникальный художественный стиль сложился в особых исторических, этнических, ландшафтных условиях в дельте реки Невы. Архитектурный облик Санкт-Петербурга, названного в царствование императрицы Екатерины II «Северной Пальмирой», определило его особое географическое положение. «Державное теченье» Невы определило не только выбор места для города, но и масштабы петербургских площадей и перспектив, ее шириной измеряется высота шпилей и пространство улиц. Другим фактором, определившим уникальность петербургского стиля, было то, что город строился «единством воли» одного человека, сразу и на пустом месте. Если Москва, живописно раскинувшаяся «на семи холмах», росла стихийно вокруг своего исторического центра в течение многих веков, то Петербург был воздвигнут всего за какую-нибудь четверть столетия и почти сразу же в камне. В 1714 г. Петр I запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга, а въезжавшие в него должны были вести в качестве пошлины камень. Царь не желал в новой столице видеть «ничего московского» и выписывал мастеров из-за границы. Согласно его личным вкусам, за образец был взят голландский стиль.

Среди создателей-архитекторов этого уникального ансамбля — швейцарец Д. Трезини, французы — Ж. -Б. Леблон, Тома де Томон, Ж. -Б. Валлен-Деламот, итальянцы В. В. Растрелли, Дж. Кваренги, К. И. Росси, русские А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, А. Ф. Кокоринов и многие другие.

Современники назвали этот гранитный город Блистательным Санкт-Петербургом». Но для многих градостроительная геометрия Санкт-Петербургаа, его имперский каменный облик — напоминали «каменную пустыню»,… вызывали «скуку, холод и гранит…» (А. С. Пушкин, «Медный всадник»). По мнению писателя «серебряного века» Д. Мережковского, этот город «вымышлен против природы» и поэтому «призрачен, страшен и обречен…». Известны и слова Ф. Ницше: «В Петербурге я бы стал нигилистом».

«Петербургский стиль» сформировался на волне расцвета российского барокко. Изощренная прихотливость и динамичность форм сочетались в нем с пространственным размахом ансамблей, использованием разновысоких пристроек (колоколен, крылец и др.), увлечением яркой окраской, позолотой, растительными мотивами в декоре фасадов и интерьеров. С наибольшей выразительностью и полнотой эти свойства выразились в постройках С. И. Чевакинского (Никольский морской собор в Петербурге), в грандиозных архитектурных комплексах В. В. Растрелли — Большом дворце в Петергофе, Большом Екатеринском дворце в Царском Селе, Зимнем дворце и ансамбле Смольного монастыря в Петербурге.

Итальянец Бартоломео-Франческо Растрелли, сын скульптора Карло-Барталамео Растрелли, стал главным архитектором в царствование Елизаветы Петровны, проявлявшей большой интерес к искусству и стремление к роскоши. Он построил Зимний дворец, положив в основу его планировки характерный для итальянской архитектуры замкнутый план и украсив фасад огромными колоннами. В строительстве Екатерининского дворца в Царском Селе Растрелли продемонстрировал еще большую приверженность фантазиям барокко. Его интерьеры, отделанные деревянной резьбой, позолотой и стукко, включали также небольшую Янтарную комнату, которую еще Петр I купил у Фридриха I. Смольный монастырь по своей грандиозности не уступал монастырям Центральной Европы. Все эти здания строились из кирпича и отделывались стукко. Бирюзовые, охристо-красные, желтые или небесно-голубые цвета построек придавали Петербургу праздничный облик.

Отличалась разнообразием архитектурной застройки и Москва. Наиболее значительные сооружения первой половины XVIII в. — Хамовный и Суконный дворы, Арсенал в Кремле, «Странноприимный дом». В храмовом строительстве выделялись церковь Иоанна-Воина и в особенности церковь Архангела Гавриила («Меньшикова башня»), построенная в 1705—1707 гг. архитектором И. П. Зарудным. Традиционная композиция церкви сочеталась с обильными лепными украшениями в стиле европейского барокко, что свидетельствовало о новых тенденциях в архитектуре, пришедших вместе с реформами Петра I.

Выдающимся зодчим Москвы в середине XVIII в. был Д. В. Ухтомский, который возглавлял «архитектурный надзор» за строительством в Москве. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными. Были украшены скульптурными фигурами, группами колонн, декоративными вазами. Наиболее интересным и значительным произведением Д. В. Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры. Она отличалась многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. В 1749 г. Д. В. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились будущие знаменитые архитекторы, создатели российского классицизма В. П. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов и др.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...