Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МПС РОССИИ 20 страница



Восстание 1702—1704 гг. В начале 1702 г. в Фастове состоялось совещание казацких полковников с участием представителей крестьянства и мещанства, утвердившее план всенародного восстания против Речи Посполитой. Начавшееся освободительное движение опиралось на казацкую войсковую организацию и имело целью ликвидацию социального, национального и религиозного притеснений, а также объединение с Левобережной Украиной. Во главе восстания стояли авторитетнейшие предводители: С. Палий, С. Самусь, З. Искра и А. Абазин. Поэтому оно воспринималось современниками как «новая Хмельнитчина».

Восстание началось весной 1702 г. на Подолье и Брацлавщине, а летом распространилось на Киевщину. В октябре полковник С. Самусь захватил оплот польской шляхты — Белую Церковь. Начались крестьянские выступления на Волыни и даже в Галичине. В 1703 г. 15-тысячное польское войско жестоко подавило движение на Подолье и Брацлавщине, но наступать на Киевщину не решилось.

Польский король Август II как союзник Петра I обратился к нему за помощью. Весной 1704 г. по приказу царя войска гетмана И. Мазепы перешли Днепр и заняли Киевщину и Волынь. С. Палий был арестован. Но Речь Посполитая, значительная часть которой была оккупирована шведскими войсками, не могла реально претендовать на Правобережную Украину. Таким образом, Правобережье оказалось под властью И. Мазепы. Причем тут даже возросло число казацких полков, т. к. добавились еще три — Чигиринский, Уманский и Могилевский полки.

Правобережье в международно-правовых актах 1711—1714 гг. Система международных договоров 1711—1714 гг. окончательно определила правовой статус украинского Правобережья. После неудачного Прутского похода Петр I от «тогобочной» Украины отказался и одновременно в 1711 г. издал указ, разрешавший свободный переход населения с правого берега Днепра на левый. Турецкий султан в 1712 г. отдал было Правобережье под власть Ф. Орлика, однако власть гетмана-изгоя из-за неуступчивости Речи Посполитой была призрачной. В апреле 1714 г. Турция, озабоченная балканскими проблемами, отказалась от создания на Правобережной Украине марионеточного казацкого государства и подтвердила Варшаве свое согласие с условиями Карловицкого трактата 1699 г.

Новая волна польской колонизации. С 1714 г. вся Правобережная Украина вновь оказалась под властьюРечи Посполитой. Началась усиленная польская колонизация. Потомки шляхты, которая несколько десятков лет назад покинула свои имения, спасаясь от Освободительной войны, возвращались на Украину. Они разыскивали в архивах старинные документы, подтверждавшие их владельческие права. Но если границы огромных владений можно было еще восстановить, то найти остатки мелких имений среди пустырей и пожарищ было невозможно.

За время, прошедшее после восстания Б. Хмельницкого, отдельные магнатские роды (Конецпольские, Вишневецкие) повымирали. Их земли достались другим собственникам, в первую очередь представителям породненных с ними фамилий. Наиболее крупными землевладельцами Правобережной Украины стали Любомирские, Потоцкие, Яблоновские, Чарторыйские, Браницкие. Пользуясь слабостью королевской власти, они захватывали даже государственные владения — староства: Потоцкие присвоили Каневское староство, Яблоновские — Чигиринское и Корсунское. В границах своих владений местные «крулевята» были полновластными хозяевами. Значительная часть шляхты довольствовалась тем, что получала землю от магнатов в форме аренды, становилась их управителями. Образовывалась целая пирамида собственников, которая возвышалась над крестьянами.

Польские магнаты прекрасно понимали, что условием их обогащения является возрождение и хозяйственное процветание занятых ими земель. Для привлечения рабочих рук они завлекали переселенцев на слободы, гарантируя им на довольно значительный срок освобождение от всех повинностей. При этом, охотно принимая крестьян, землевладельцы не спрашивали их о прошлом и о том, откуда они пришли. Такие льготные условия жизни и хозяйствования вызвали массовое крестьянское переселение из Галичины, Волыни и Полесья. Возвращались на старые места и многие крестьяне с Левобережья.

Надворные казаки. Численность коронного войска, базировавшегося в воеводствах Правобережной Украины, не превышала 4—6 тыс. человек, что не могло гарантировать эффективность управления краем. Внутренняя нестабильность усугублялась постоянной опасностью турецких и татарских вторжений, нападениями запорожцев. В этой связи магнаты Правобережья стали самостоятельно определять политику в отношении населения края, формировать отряды надворного казачества из своих крестьян, освобождая их от работ и организуя на казачий лад. Надворные казаки имели ограниченное самоуправление, выбирали сотников, есаулов, но полковников магнаты назначали из шляхты. За несение военной службы бывшие крестьяне получали денежное жалованье, а иногда и земельные наделы. Обеспеченность вместе с ореолом привилегированности и даже некоторая надежда, пусть призрачная, на получение шляхетства — все это, казалось бы, гарантировало преданность надворных казаков своим магнатам. В действительности же в периоды волнений часть надворных казаков переходила на сторону восставшего народа, как это уже бывало раньше, и даже возглавляла вооруженную борьбу против польского господства.

Крестьянский вопрос. Положение крестьянства в разных регионах Правобережья было неодинаковым. Наиболее тяжелым оно было там, где панский гнет не был до конца уничтожен в годы Освободительной войны — на Волыни, Западном Подолье, в северо-западной части Брацлавщины. Так, на Волыни барщина в XVIII в. достигла 240 дней в год. Кроме того, крестьянин выполнял множество дополнительных повинностей, рост числа которых чаще всего инициировался временными пользователями панских владений — арендаторами.

Иная картина наблюдалась в Приднепровье, бывшем эпицентре Руины. Тут за все оставшееся время польского господства преобладало относительно свободное крестьянство, чиншевики, отстаивавшие свою личную свободу и самостоятельность хозяйствования. Помимо обитателей магнатских слобод в этой части Правобережной Украины существовала довольно многочисленная группа крестьянства, создававшая хутора в лесах и не желавшая ничего платить возвращавшимся польским панам. Такие очаги крестьянского землепользования и собственности объективно способствовали распространению духа неповиновения феодалам. Шляхетские сеймики Брацлавщины, Киевщины и Подолья неоднократно поднимали вопросы о ликвидации крестьянских хуторов с помощью военной силы и предоставлении собственникам «священного» права возвращать беглых, даже не дожидаясь решения суда.

Требования средней и мелкопоместной шляхты, у которой крупные землевладельцы переманивали крестьян, уничтожить слободы магнаты попросту игнорировали. Конечно же, введение денежной ренты и увеличение крестьянских наделов было всего лишь тактическим маневром правобережных «крулевят», рассчитанным в перспективе на распространение фольварочно-барщинного хозяйства. По мере того, как проходили льготные годы пребывания на слободах, положение крестьян катастрофически менялось. Как и до Освободительной войны, крестьянство стало ощущать отношение к себе панов-поляков, как к «быдлу», к «холопам». Особенно тяжелым было положение крестьян тех сел, которые были отданы в аренду мелкой шляхте. Стремясь получить наибольшие прибыли, арендаторы доводили крестьян до полного разорения. Познав, пусть на короткое время, свободу от внеэкономического принуждения, крестьяне упорно сопротивлялись новому закрепощению.

Распространение унии и исчезновение православной иерархии на Правобережье. По условиям «Вечного мира» 1686 г. все православные приходы и монастыри в Речи Посполитой были в подчинении киевского митрополита, который, в свою очередь, подчинялся московскому патриарху, а с 1720 г. — Синоду. Однако религиозная нетерпимость поляков-католиков, которые на Правобережной Украине представляли главным образом шляхетское сословие, к украинцам-православным, искусственно ставшим «крестьянским» этносом, оказалась сильней международных договоров. Православные мещане не допускались к занятию выборных должностей в городских магистратах. Сеймовым постановлением 1699 г. православным было запрещено проживание в Каменце-Подольском. Их храмы автоматически передавались униатам, но греко-католиков в городе было так мало, что они взяли себе только одну церковь, а остальные были закрыты.

Вновь началось обращение православных в униатство. В Луцкой епархии только за 1686—1695 гг. греко-католикам было передано около 300 церквей и монастырей. После бегства из Луцка епископа Гедеона Святополк-Четвертинского (1684) в 1688 г. во главе епархии был поставлен Афанасий Шумлянский, симпатизировавший униатам. Кандидатом на освободившуюся с его смертью в 1694 г. епископскую кафедру Луцкое братство, православные духовенство и шляхта предложили волынского шляхтича Дмитрия Жабокрицкого. Король Ян III Собеский дал ему грамоту на замещение кафедры, и он принял монашество под именем Дионисия. Однако киевский митрополит Варлаам Ясинский усмотрел каноническое препятствие к посвящению Д. Жабокрицкого в епископы в том, что тот был женат второй раз. Целых семь лет статус Д. Жабокрицкого был неопределенным, пока он в 1702 г. не объявил себя униатом. Однако вскоре в связи с присутствием на Волыни российских войск и левобережных казаков, а также недоброжелательным отношением православного населения он вынужден был бежать в Венгрию

В 1708 г. киевский православный митрополит Иоасаф Краковский санкционировал замещение луцкой кафедры Кириллом Шумлянским. Тогда сеймик Волынского воеводства под влиянием митрополита-униата Юрия Винницкого постановил передать Луцкую епархию в управление холмскому униатскому епископу. В 1711 г. королевский универсал подтвердил «незаконность» К. Шумлянского, а католическая шляхта Волыни пригрозила ему арестом и ссылкой. В конце концов, К. Шумлянский в 1712 г. бежал в Киев. Так получилось, что он был последним православным луцким епископом. Поскольку западноукраинские Львовская и Перемышльская епископии перешли в унию уже в конце XVII в., на территории Речи Посполитой в руках православных иерархов осталась только Могилевская (Белорусская) епархия.

В унию стали переходить целые села северо-западной части Правобережной Украины. Случалось даже так, что у православных и не спрашивали согласия на унию, а просто объявляли униатами. В 1725 г. стал униатским Почаевский монастырь — главная православная святыня Волыни. Однако продвижение унии на юго-восток Правобережья встретилось с движением православным. Этому в значительной степени способствовали не только соседство с православными Левобережьем и Запорожьем, но и политика части польских магнатов. Среди льгот, дававшихся населению слобод, особенно ценилось разрешение исповедовать православную веру.

Униатский Замойский собор. Сильному давлению со стороны господствующих верхов Речи Посполитой и католического духовенства подвергалась не только православная, но и униатская церковь. Польская шляхта стремилась на каждом шагу унизить униатов, дать им почувствовать, что униатство, как и православие, не более как вера людей невежественных, «хлопская вера». В 1717 г. неизвестный автор даже предложил проект полного уничтожения «русской» веры на Правобережье. Униатские иерархи, с завистью глядя на привилегированное положение католической церкви, решились на новые уступки Риму путем дальнейшего сближения униатства с католичеством. В этом отношении они нашли полную поддержку у базилианского ордена, который выступал ревностным сторонником латинизации греко-католической церкви.

В 1720 г. по инициативе униатского митрополита Льва Кишки был созван Замойский собор, который принял решение о введении в обрядовую практику католического «Символа веры» и замене некоторых обрядов римско-католическими. Собор закрепил привилегированное положение ордена базилиан в составе униатской церкви и признал преимущества монахов в занятии епископских кафедр.

В 1726 г. в Житомире решения Замойского собора были объявлены волынскому духовенству как руководство к действию. Благодаря стараниям базилиан в униатской церкви зачастую вводилось даже то, что вовсе не упоминалось в соборных постановлениях. Изменения коснулись и внешнего вида священнослужителей: они стали стричь волосы, брить бороды, носить одежду католических ксендзов. В униатских храмах начали появляться открытые алтари, конфессионалы (исповедальни), органы, боковые престолы и т. п.

Возникновение гайдамачества. Поскольку казачества на Правобережной Украине не осталось, возглавить организованную борьбу против угнетателей было некому. Поэтому первоначально протест вылился в стихийные выступления крестьян и мещан, которые небольшими отрядами нападали на панские имения, грабили и поджигали их, уничтожали документацию. Движение поддерживалось также православным духовенством. Зародилось оно в начале XVIII в. на Волыни и Западном Подолье, а со второй четверти столетия перекинулось на Киевщину и Брацлавщину. Польская шляхта называла участников подвижных повстанческих отрядов гайдамаками. Первое письменное упоминание о гайдамаках относится к 1714 г. Позже это название закрепилось также в официальных документах царского правительства и Запорожской Сечи. Запорожские казаки, приняв участие в гайдамацком движении, со временем внесли в него некоторое организующее начало.

В ватагах гайдамаков было немало искателей приключений, настоящих разбойников, маргиналов. Тактика их действий была партизанской. Они появлялись внезапно, быстро расправлялись со своими жертвами и так же быстро исчезали. Кроме польской шляхты от их действий страдали арендаторы, ростовщики, шинкари (по большей части евреи). Однако гайдамаки пользовались уважением и поддержкой населения, видевшего в них народных мстителей угнетателям. Поэтому в гайдамачестве причудливо переплелись элементы социального бандитизма со всеми его жестокостями и национально-освободительной борьбы.

Восстание 1734—1738 гг. Первое значительное гайдамацкое восстание началось в 1734 г. Поводом к нему послужило обострение внутриполитической обстановки в Речи Посполитой, вызванное борьбой шляхетских группировок за корону и вступлением на Правобережье в конце 1733 г. царских войск для поддержки Августа III в борьбе против Станислава Лещинского. Разрешение российского командования формировать вооруженные отряды из местных жителей для давления на сторонников Лещинского местное население расценило как призыв к борьбе со шляхтой вообще.

Восстание охватило Киевщину, Брацлавщину, Подолье и Волынь. В ходе борьбы активно шел процесс массового «оказачивания», когда крестьяне поголовно записывались в казаки и вводили казацкое устройство. Возглавил движение сотник надворных казаков Верлан, которого гайдамаки провозгласили полковником. Среди населения распространялись подложные грамоты императрицы Анны Иоанновны, которая будто бы обещала повстанцам свою помощь и даже заявляла, что примет Правобережье в свое подданство.

Ситуация на Правобережье резко изменилась, когда Август III вышел победителем в войне за корону. Выполнив свою основную миссию, царские войска были брошены на подавление гайдамацкого движения. Шляхта, впрочем, сдерживалась в своей мстительности опасением лишиться «живого реманента» (рабочей силы), на приобретение которого было потрачено столько усилий. Только в 1738 г. польско-шляхетские карательные отряды с помощью российского корпуса нанесли поражение основным силам повстанцев. Часть предводителей восстания сумела скрыться в Молдавии и на Запорожье, а один из них — С. Чалый — присягнул на верность королю.

Гайдамацкое движение 1750 г. и новое обострение социальной напряженности. Следующее крупное выступление гайдамаков произошло в 1750 г. Десятки отрядов, возглавляемые смелыми и находчивыми предводителями, действовали во многих районах Правобережья. Перепуганная шляхта оставляла свои владения. Гайдамацкие отряды осуществляли успешные нападения даже на такие хорошо укрепленные города-крепости, как Винница, Володарка, Умань и др. Под влиянием этих событий начались волнения на Левобережной и Слободской Украине. Однако на самом Правобережье движение не имело единого руководства и было подавлено с помощью российских войск.

В 50—60-х гг. XVIII в. вызревали предпосылки для нового взрыва народного гнева. Именно в этот период происходит торговая переориентация магнатских хозяйств с экспорта зерна в Гданьск на побережье Черного моря. Нечеткость перспектив развития шляхетских имений отразилась на взаимоотношениях украинских крестьян и польских панов, усилив социальное напряжение. К тому же, в южной части Киевщины, которая в дальнейшем стала базой массового выступления, новое заселение началось поздней других земель Украины и фольварочно-барщинная система не успела получить здесь распространения. Поэтому малейшее увеличение повинностей вызывало бурную реакцию местного крестьянства. Катализатором недовольства служила также близость Запорожья.

Диссидентский вопрос. В 1764 г. польским королем был избран ставленник Екатерины II Станислав Август Понятовский. Императрица через своего посла в Варшаве Н. В. Репнина потребовала уравнения в правах православных и протестантов с католиками. В 1765 г. во время аудиенции у польского короля епископ могилевский (белорусский) Г. Конисский выступил в защиту православных и других диссидентов (некатоликов) с речью, которая была переведена на европейские языки как образец защиты веротерпимости. Эти действия были обусловлены тем, что в Речи Посполитой, в первую очередь на Правобережной Украине, резко обострились религиозные отношения в связи с активным наступлением на права православных. Для утверждения католицизма и униатства использовались польские войска, подвергались арестам православные священники 1766—1768 гг. в Речи Посполитой были отмечены значительными волнениями т. н. диссидентов. Они обратились к европейским державам с просьбой вмешаться во внутренние дела Короны с целью защиты их вероисповедных и гражданских прав. По сути это послужило толчком к внешнеполитическому вмешательству иностранных государств в дела Речи Посполитой.

В конфессинальном отношении православное население польской Украины пользовалось покровительством переяславского епископа Гервасия Линцевского, который назначил своим представителем на Правобережье игумена Мотронинского монастыря Мельхиседека Значко-Яворского. Последний превратил в очаги православного движения монастыри, расположенные в густых лесах недалеко от Запорожья (Медведевский, Лебединский и др.). Он сумел даже добиться аудиенции у Екатерины II, которая пообещала православным Речи Посполитой свою защиту.

Сейм 1767—1768 гг., проходивший в окруженной российскими войсками Варшаве, в конце концов, создал комиссию, которая заключила с Россией союзный договор. К Варшавскому договору был приложен специальный трактат («Сепаратный акт») о формальном уравнении в правах с католиками верующих православной и протестантской церквей.

Барская конфедерация. Уже в феврале 1768 г. фанатично настроенная польская шляхта объединилась в конфедерацию для борьбы с королевской властью и провозгласила «крестовый поход» против православных. Центром оппозиционно настроенных магнатов и шляхты стал г. Бар на Подолье. Среди основателей Барской конфедерации, которые объединились под лозунгами защиты католицизма, шляхетских прав и освобождения Польши от влияния России, были Ю. Пулавский, братья А. и М. Красинские. Конфедераты беспощадно расправлялись с населением, которое не желало отказываться от веры отцов, разрушали православные монастыри и церкви.

Не имея возможности самостоятельно угомонить непокорных магнатов и шляхту, польское правительство обратилось за помощью к России. Екатерина II удовлетоворила их просьбу. Тем не менее борьба приняла затяжной характер. Поскольку открытых столкновений с царскими войсками конфедераты не выдерживали, их сопротивление свелось к тактике партизанской войны. Только в 1772 г. Барская конфедерация была окончательно разгромлена, что подготовило почву для первого раздела Речи Посполитой.

Колиивщина. Политический хаос в Речи Посполитой и деятельность барских конфедератов, тяжелый социальный и национально-религиозный гнет, своеволие магнатов и шляхты, злоупотребления арендаторов и корчмарей вызвали взрыв в 1768 г. нового восстания — Колиивщины, которая стала кульминацией всего гайдамацкого движения. Поводом к выступлению стало появление российских войск на Правобережной Украине. Среди местного населения разнесся слух, что Екатерина II издала «Золотую грамоту» с призывом уничтожать польскую шляхту. При этом народ надеялся на поддержку не только императрицы, но и польского короля. Центром подготовки восстания стал Мотронинский монастырь, расположенный в непосредственной близости от Запорожской Сечи. Здесь при участии игумена М. Значко-Яворского несколько запорожцев выработали план действий. Руководителем восстания был избран М. Железняк, который провозгласил себя полковником.

Местом сбора повстанцев стало урочище Холодный Яр в Черном Лесу недалеко от Чигирина. Весной 1768 г. отряд М. Железняка, ядро которого составляла запорожская сирома, выступил в поход. Повстанцы взяли Фастов, Жаботин, Черкассы, Богуслав, Канев, истребляя на своем пути шляхту, ксендзов, униатов, польское и еврейское население, разрушая костелы. В начале лета гайдамаки подошли к Умани — твердыне польской власти на Подолье, принадлежавшей магнатам Потоцким. Тут на сторону повстанцев перешел сотник надворного войска И. Гонта, что предрешило судьбу жителей города и бежавшей сюда шляхты. Гайдамаки учинили в Умани страшный погром. Позже на допросе М. Железняк определял число жертв в 2 тыс. человек. Другие источники насчитывают от 12 до 20 тыс. погибших. Но в целом и современники, и исследователи единодушны в одном: фанатизм греческий и холопий боролся огнем и мечем с фанатизмом католическим и шляхетским.

Уманская резня стала кульминационным моментом движения. Повстанческая рада избрала М. Железняка гетманом, а И. Гонту — уманским полковником. Из Умани восстание распространилось на другие районы Правобережья. Под влиянием Колиивщины произошли волнения на Левобережной Украине, Волыни и в Галичине, разгорелась антифеодальная война польского крестьянства. В действиях гайдамаков соединялись разрушительные и конструктивные элементы. Отдельные предводители стремились организовать на занятой территории нормальную хозяйственную жизнь, передавали крестьянам землю, освобождали их от барщины, пытались приостановить межконфессиональные конфликты. Греко-католикам давалась возможность оставить край или перейти в православие.

На начальном этапе Колиивщины Россия не вмешивалась в действия гайдамаков, рассчитывая с их помощью ослабить Речь Посполитую и усилить собственное влияние среди православных Правобережья. Но угроза распространения антифеодального движения на российскую почву заставила Екатерину II пересмотреть свою тактику в отношении повстанцев. К тому же политика благожелательно-нейтрального отношения к гайдамакам привела к осложнению российско-турецких отношений, поскольку повстанцы, преследуя шляхту и евреев, перешли границу и сожгли турецкий город Балту. Турция стала грозить России войной. После захвата российскими войсками Бара Екатерина II отдала приказ о подавлении восстания гайдамаков. В конце июня 1768 г. Россия начала против повстанцев карательные акции. Были схвачены М. Железняк и И. Гонта, а в июле-августе разгромлены основные гайдамацкие отряды. Однако окончательно Колиивщина была подавлена только весной 1769 г.

Наказание гайдамаков — подданных России в значительной степени носило характер демонстрации. Оно должно было убедить поляков и турок в непричастности российской стороны к возникновению восстания. 250 гайдамаков во главе с М. Железняком были привезены в Киев и приговорены к смертной казни, замененной наказанием батогами, вырыванием ноздрей, клеймением и пожизненными каторжными работами в Сибири. Польская же сторона расправилась с гайдамаками чрезвычайно жестоко. Наибольшее число повстанцев было казнено после истязаний в местечке Кодня возле Житомира (около 3 тыс. человек) и селе Сербы близ Могилева-Подольского (около 2 тыс. человек).

Колиивщина, несмотря на ее подавление, ослабила Речь Посполитую и предотвратила окончательную победу крепостнических порядков в юго-восточной части Правобережья. Участие царских войск в подавлении восстания 1768 г. дало возможность России подчинить своим интересам государственно-политическую жизнь соседнего государства. Объективно это способствовало приближению воссоединения Правобережной Украины с Левобережной, которое произошло в конце XVIII в.

Включение Правобережья в состав России. Ослаблением Польши воспользовались Россия, Пруссия и Австрия, стремившиеся расширить за счет ее территории свои владения. В результате второго раздела Речи Посполитой (1793) в состав Российской империи вошли территории Подольского, Волынского, Брацлавского и Киевского воеводств. Западная Волынь была присоединена к России в результате третьего раздела Польши (1795).

На протяжении 90-х гг. XVIII в. на Правобережную Украину были распространены общеимперские административные органы и учреждения. Административно-территориальное деление первоначально не учитывало специфических особенностей отдельных регионов края. В 1793 г. были образованы Изяславская и Брацлавская губернии, а также Каменецкая область. В 1795 г. тут были созданы Брацлавская, Волынская и Подольская губернии, которые через несколько месяцев были заменены одноименными наместничествами. В 1796 г., уже при Павле I, Правобережье было поделено на три губернии — Киевскую, Подольскую и Волынскую.

Объединение в рамках Российской империи большей части украинских земель (почти 80 %), этническое воссоединение левобережных и правобережных украинцев, восстановление в обществе позиций православной церкви, безусловно, имело положительное значение. Но положение народных масс почти не изменилось. Крестьяне, как и раньше, отрабатывали барщину и платили многочисленные государственные налоги. Одновременно польские магнаты получили от царской власти новые чины, звания, права российского дворянства. В 1797 г. специальным указом было закреплено ведение судопроизводства на польском языке.

II

1665—1676 — гетманство П. Дорошенко на Правобережье.

1667 — Андрусовское перемирие России и Речи Посполитой. Закрепление Правобережной Украины за Короной.

1669 — признание гетманом П. Дорошенко протектората Турции над Правобережной Украиной.

1671—1672 — польско-турецкая война за Правобережную Украину.

1672 — Бучачский мир между Речью Посполитой и Османской империей. Переход Подолья с Каменцом под власть Турции. Подтверждение власти гетмана П. Дорошенко над Брацлавщиной и Южной Киевщиной.

1673—1676 — польско-турецкая война за Правобережную Украину.

1676 — Журавненский мирный договор между Речью Посполитой и Турцией. Сохранение власти Османской империи над южной частью Киевщины и Брацлавщиной.

1677—1681 — российско-турецкая война за Правобережную Украину и Крым.

1677—1678 — Чигиринские походы турецко-татарских войск.

1679 — «сгон» населения правобережного Приднепровья на левый берег.

1681 — Бахчисарайский договор между Россией, Турцией и Крымским ханством о 20-летнем перемирии. Признание власти Турции над частью Киевщины и Подольем.

1683 — участие правобережных казаков в битве с турками под Веной.

1684 — универсал Яна III Собеского, разрешавший казакам заселять незанятые земли южнее р. Рось.

1686 — «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. Большая часть Правобережной Украины оставалась в составе Речи Посполитой, а Подолье — под протекторатом султанской Турции.

1699, январь — Карловицкий польско-турецкий договор. Отказ Турции от Подолья с Каменцом.

1699, июнь — постановление сейма Речи Посполитой о ликвидации казачества на Правобережной Украине (Киевское и Брацлавское воеводства).

1699, сентябрь — постановление сейма Речи Посполитой о запрещении православным украинцам проживать в Каменце-Подольском.

1700—1721 — Северная война.

1702—1704 — национально-освободительное восстание под предводительством С. Палия.

1711 — Прутский поход российской армии и Прутский мир с Турцией. Массовое переселение жителей Правобережья в Гетманщину.

1714 — польско-турецкое соглашение. Отказ султана от претензий на Правобережную Украину.

1714 — первое письменное упоминание о гайдамацких отрядах на Украине.

1720 — Замойский униатский собор.

1734 — 1738, 1750 — наиболее крупные выступления гайдамаков.

1768, февраль — провозглашение Барской конфедерации.

1768, май — начало «Колиивщины».

1768, июнь — Уманский погром.

1768, июль—август — разгром польско-шляхетскими и российскими войсками основных гайдамацких отрядов.

1789 — усиление антифеодального и освободительного движения («Волынская тревога»).

1793 — манифест Екатерины II о включении Правобережной Украины в состав Российского государства. Указ об образовании Изяславской и Брацлавской губерний, а также Каменецкой области.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...