Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МПС РОССИИ 22 страница



Очаги православия на западноукраинских землях в конце XVIII в. Ко времени аннексии Буковины Австрией тут действовало около 240 православных церквей и свыше 30 монастырей. Большая часть владений радовецкого епископа Досифея Херескула оказалась в австрийской зоне оккупации. В 1781 г. габсбургская дипломатия добилась отречения ясского митрополита от церковной власти над Буковиной. Православная епископская кафедра была перенесена в Черновцы. В 1783 г. она была подчинена митрополии в Карловицах Сремских, центре Сербской православной церкви в Австрии. Это подчинение носило сугубо догматический характер, и буковинский архиерей пользовался во внутренних делах почти всеми правами автокефалии.

В середине 1780-х гг. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель Буковины. Однако церковная собственность пошла не на раздачу придворным фаворитам, как это было в России, а на создание специального религиозного фонда, целью которого было обеспечение потребностей церкви, духовенства и школ. В то же время среди закрытых австрийскими властями монастырей была собственность Буковинской церкви — Манявский скит, последняя твердыня православия в Галичине.

Движение опришков. Особенность географических условий карпатского региона породила возникновение собственных форм социальной и национальной борьбы с угнетателями. Во второй половине XVII в. и, особенно, в XVIII в. здесь развернулось мощное движение опришков. Первое известие об опришках датируется еще 1529 годом. Как на восточных украинских землях Запорожье, так на западных Карпаты были опорным пунктом повстанцев, оберегая их от карателей. Пограничье Речи Посполитой, Молдавии и Венгрии давало опришкам возможность маневрировать.

Обычно опришки, как и гайдамаки, начинали свои действия весной, когда деревья покрывались зеленью, и продолжали их до осени. Отряды из нескольких десятков человек спускались с гор и внезапно нападали на шляхту, арендаторов, католических священников и других угнетателей. Используя партизанскую тактику, опришки избегали боев с регулярными войсками. Они пользовались поддержкой местного населения, тем более что значительная часть захваченного имущества раздавалась бедноте. В отличие от правительственных карательных отрядов, ватаги опришков, действуя в приграничной полосе, при необходимости переходили ее без колебаний.

Наиболее популярным предводителем опришков был О. Довбуш, отряд которого в 1738—1745 гг. осуществлял успешные рейды по Закарпатью, Галичине, Буковине и Подолью. Среди предводителей, возглавивших движение сразу после его смерти, выделялись гуцулы В. Баюрак и И. Бойчук.

Королевство Галиции и Лодомерии. По первому разделу Речи Посполитой (1772) населенная украинцами Восточная Галичина вошла в состав многонациональной монархии Габсбургов. Позже, в 1795 г., по третьему разделу Речи Посполитой к Австрии была присоединена Западная (польская) Галичина, которая вместе с Восточной Галичиной составила особый «коронный край» под официальным названием «Королевство Галиции и Лодомерии». Объединение в одной административной провинции польского и украинского народов в дальнейшем стало одной из причин напряженных отношений между ними.

Для управления присоединенной территорией в Вене была создана особая Галицкая канцелярия во главе с канцлером. В самой же Галичине устанавливалось губернское правление, руководимое губернатором, который возглавлял и провинциальный сословный сейм. Центром администрации и судопроизводства провинции был Львов, или Лемберг, как его на древний немецкий лад называли австрийцы. Ликвидировалось Магдебургское право городов, управление которыми стали осуществлять государственные чиновники. Немецкий язык объявлялся официальным. С местным населением государственные чиновники общались на польском языке, а в судах — на латинском. В селах административная и судебно-полицейская власть целиком принадлежала крупным землевладельцам, их управителям и надсмотрщикам.

«Королевство» делилось на округа («дистрикты»). Отдельным округом в него входила Буковина с центром в Черновцах. Однако и в этом случае не было учтено этническое деление: если Северная Буковина отличалась преобладанием украинского населения, то большинство населения Южной Буковины составляли румыны.

Реформы Марии Терезии и Иосифа II. Захват Габсбургами западноукраинских земель создал новую ситуацию в их социально-экономическом, политическом и культурном развитии. Хронологически он совпал с реформами «просвещенного абсолютизма», осуществленными Марией Терезией и Иосифом II. Их главной целью было приспособление абсолютной монархии к новым тенденциям в социально-экономической жизни с помощью усиления государственной централизации.

В ходе реформ была упорядочена система учета и контроля, проведены первые статистические переписи населения и земельных владений, ликвидированы внутренние таможенные барьеры. В 1782 г. австрийское правительство отменило некоторые повинности и личную зависимость крестьянина от помещика (прикрепление крестьян к земле сохранялось), а в 1786 г. ограничило размер барщины. Но его попытка в 1789 г. установить все повинности пропорционально размеру надела успеха не имели. Помещики начали заменять барщину денежным чиншем и за счет этого получали большие прибыли.

Значительные изменения были внесены в жизнь церкви: она подчинялась государству. В 1773 г. был ликвидирован орден иезуитов, который до этого оказывал существенное влияние на общественную жизнь Австрии. В 1774 г. специальный указ Марии Терезии запретил употребление слова «униат», которое официально заменялось термином «греко-католик». В 1781 г. законом Иосифа II за счет устранения дискриминации некатолических конфессий была несколько ослаблена монополия католической церкви. В 1783 г. греко-католическая семинария («Барбареум») была перенесена из Вены во Львов. Ликвидация части монастырей позволила создать для благотворительных целей так называемый религиозный фонд. Государство взяло на себя подготовку и содержание священнослужителей. В 1786 г. язык местного населения стал обязательным при проведении литургий. Комплекс церковных реформ Марии Терезии и Иосифа II превратил галицкое греко-католическое духовенство в преданную Габсбургам силу.

Реформы в области просвещения предполагали введение государственных учебных программ и обязательных учебников для школьного образования. В 1774 г. была введена система трех типов школ: одноклассные — парафиальные, в которых обучение велось на местном диалекте, трехклассные и четырехклассные с немецким и польским языками обучения. Бывшие монастырские школы превращались в гимназии. В 1784 г. возобновил свою деятельность Львовский университет, основанный еще в 1661 г. На его четырех факультетах преподавание велось на немецком и латинском языках. В 1787 г. специально для немногочисленных украинских студентов при университете был открыт своеобразный Русский институт («Studium Rutenum») с обучением на церковнославянском языке, сдобренном местным украинским диалектом.

Однако централизаторско-абсолютистские тенденции и бюрократические методы проведения реформаторской политики вызвали обострение общественно-политических противоречий в стране. Реформы натолкнулись на отпор самых различных сил. После смерти Иосифа II начался отход от реформаторского курса.

II

1676 — з апрет польского правительства на выезд православных за границу.

1687 — оккупация австрийскими войсками Трансильванского княжества, в состав которого входило Закарпатье.

1691 — переход в унию Перемышльской епархии.

1699 — постановление польского сейма о запрете на занятие выборных городских должностей мещанами православного вероисповедания.

1699 — Карловицкий мир между Австрией и Турцией. Международное признание перехода Закарпатья под власть Габсбургов.

1700 — официальное присоединение к унии львовского епископа И. Шумлянского.

1703—1711 — участие народных масс Закарпатья в освободительном движении венгерского народа против австрийских Габсбургов.

1708 — принятие унии Львовским ставропигиальным братством.

1738—1745 — движение опришков под руководством Олексы Довбуша.

1768—1774 — российско-турецкая война.

1769 — занятие российскими войсками Буковины.

1772 — присоединение Галичины к Австрии по первому разделу Речи Посполитой.

1774 — аннексия Австрией Северной Буковины.

1775 — Константинопольская конвенция между Австрией и Турцией. Формальное согласие султана на уступку Габсбургам северо-западной части Молдавии.

1776 — открытие униатской духовной семинарии в Ужгороде.

1782 — указ императора Иосифа II о ликвидации личной зависимости крестьян.

1783 — основание украинской духовной семинарии во Львове.

1784 — возобновление деятельности университета во Львове.

1785 — закрытие австрийскими властями православного Манявского скита.

1786 — присоединение Буковины к Галичине на правах отдельного округа.

1795 — Третий раздел Речи Посполитой. Переход под власть Габсбургов Западной (польской) Галичины и объединение ее с Восточной Галичиной в один коронный край.

III

Бачинский Андрей — епископ греко-католической церкви Закарпатья (1772—1809).

Баюрак Василий, Бойчук Иван — наиболее известные предводители опришков после гибели в 1745 г. О. Довбуша.

Брадач Иван — мукачевский униатский епископ (1767—1772).

Винницкий Иннокентий — перемышльский православный епископ. В 1691 г. провозгласил переход своей епархии в униатство.

Вишневецкий Михаил — король Речи Посполитой (1669—1673).

Габсбурги — династия, правившая в Австрии. В 1438—1806 гг., с небольшим промежутком в середине XVIII в., были императорами «Священной Римской империи».

Довбуш Олекса — предводитель карпатских опришков в 1738—1745 гг. Из бедных крестьян Прикарпатья. Обстоятельства смерти известны мало. Согласно одной из версий, О. Довбуш погиб от руки предателя. Герой народных песен, легенд и даже сказок.

Иосиф II — австрийский эрцгерцог в 1780—1790 гг. До этого (1765—1780) был соправителем Марии Терезии, своей матери. Проводил политику «просвещенного абсолютизма».

Камелис Иосиф де — мукачевский греко-католический епископ в 1690 —1706 гг. Боролся за сохранение греческого обряда в униатской церкви и независимость от эгерского католического епископа.

Мария Терезия — австрийская эрцгерцогиня с 1740 г.

Ракоци II Ференц — трансильванский дворянин, признанный предводитель антигабсбургского восстания 1703—1711 гг.

Ян III Собеский — король Речи Посполитой (1674—1696).

Херескул Досифей — православный радовецкий епископ, румын. С 1781 г. «епископ Буковины».

Шенборн Л. — майнцкий архиепископ, граф. После окончания антигабсбургского восстания 1703—1711 гг. получил в районе Мукачева владения, конфискованные у Ференца Ракоци II, и привлек на них немецких колонистов.

Шумлянский Иосиф — львовский епископ, с 1677 г. тайный униат. В 1700 г. официально сообщил о присоединении к греко-католической церкви.

IV

Автокефалия — в православии административная самостоятельность церкви.

Гуцулы — этнографическая группа украинцев, живущих в Карпатах.

Дистрикт — административно-территориальная единица Галичины после вхождения ее в состав Австрии.

Закарпатье — современная Закарпатская область Украины и земли, населенные украинцами, в современной Словакии и Румынии.

Клир — совокупность священнослужителей; то же, что и духовенство.

Литургия — христианское богослужение.

Лодомерия (Володимирия) — часть названия коронного края Австрии в конце XVIII — начале XIX в., использовавшаяся Габсбургами для обоснования своих прав на захваченные в результате разделов Речи Посполитой земли. «Исторически» права эти подкреплялись тем, что в XIII в. Галицко-Волынская Русь некоторое время находилась в руках Венгрии, правители которой титуловали себя королями Галичины и Лодомерии (от города Владимира на Волыни).

Львовский университет — высшее учебное заведение, датой основания которого можно считать 1661 г. Именно тогда польский король Ян II Казимир подписал диплом, который придавал Львовской иезуитской коллегии «достоинство академии и титул университета» с правом преподавания всех университетских дисциплин и присуждения ученых степеней. В 1773 г. был закрыт в связи с ликвидацией в Австрии ордена иезуитов. В 1784 г. возобновил свою деятельность как светское учебное заведение. В честь Иосифа II университет был назван Иосифинским.

Манявский скит — православный монастырь возле села Манява (ныне Ивано-Франковская область Украины), основанный в 1612 г. За каменными стенами монастыря находили убежище жители окрестных сел во время турецко-татарских набегов. Был одним из центров антиуниатской борьбы на Западной Украине. Закрыт в 1785 г.

Опришки ( от лат. « opressor» истребитель, притеснитель ) — участники народно-освободительной борьбы в XVI — первой половине XIX в. в Галичине, Буковине и Закарпатье. Боролись против феодально-крепостнического гнета польской и украинской шляхты, молдавских феодалов, венгерских и австрийских помещиков. Опришки, также как и гайдамаки, в народном восприятии были благородными разбойниками, которые отбирают несправедливо нажитое богатство и отдают бедным, защищают обиженных и убогих. Избегая официальной терминологии, фольклорная традиция часто называет опришков «черными хлопцами».

Прикарпатье — литературное название части западноукраинских земель в предгорье Карпат. Употребляется для обозначения территории Иваново-Франковской и Львовской областей.

Просвещенный абсолютизм — обозначение политики абсолютизма в ряде европейских государств во второй половине XVIII в., проявлявшейся в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов и упразднении некоторых сословных привилегий дворянства и духовенства. В Австрии черты просвещенного абсолютизма отличали политику Марии Терезии и Иосифа II.

Райя — податное население Османской империи, а также мелкая административно-территориальная единица на немусульманских территориях.

Ставропигиальное братство — национально-религиозные общественные оргнизации XV—XVIII вв. при православных церквах на территории Украины и Беларуси. Боролись за право ставропигии, т. е. за независимость от местного духовного начальника и подчинение непосредственно патриарху.

Цинут — административно-территориальная единица на буковинских землях Молдавского княжества.

Черновицкий генералитет — одно из названий Буковины как провинции Австрии.

V

Балабушевич Т. А. Аграрна iсторiя Галичини другоï половини XVIII ст. К., 1993.

Грабовецький В. В. Антифеодальна боротьба карпатського опришкiвства XVI— XIX ст. Львiв, 1966.

Грабовецький В. В. Гуцульщина XIII—XIX столiть. Iсторичний нарис. Львiв, 1982.

Грабовецький В. Олекса Довбуш (1700—1745). Львiв, 1994.

Нариси з iсторiï Закарпаття. Т. 1. З найдавнiших часiв до 1918 р. Ужгород, 1993.

Нариси з iсторiï Пiвнiчноï Буковини. К., 1980.

Пiвнiчна Буковина: ïï сучасне i минуле. Ужгород, 1960.

Пiддубний Г. Буковина, ïï минуле i сучасне. Харкiв, 1928.


Глава 28. Культура России XVIII века:
от реформ Петра I к «просвещенному
абсолютизму» Екатерины II

В конце XVII в. в развитии России наметился поворот, связанный с реформами Петра I. Споры о смысле и методах петровских преобразований продолжаются по сей день. Результатом реформ явился раскол общества на людей, ориентированных на западную культуру, и тех, кто сознательно или в силу своего социального положения придерживался традиционного образа жизни. Петровские перемены не могли сразу охватить всех и вся, тем более что осуществлялись они «сверху» с применением силы власти и к тому же спонтанно. Разрыв между европеизировавшимися высшими слоями общества и народом значительно углубился.

Ускорение темпов и усложнение общественного развития в целом привели к «спресованности» культурных изменений. При Петре I была установлена система прямой зависимости развития культуры от светской власти. Церковь оказалась полностью подчиненной государству и потеряла возможность быть духовной воспитательницей масс.

Преобразования, ориентированные на приобщение России к западноевропейской культуре и образу жизни, привели к аккультурации социального бытия. Это проявилось в росте образованных людей из различных слоев общества, убеждении, что «Будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рожать» (М. В. Ломоносов), развитии дворянской и городской культуры, формировании общенационального русского языка, появлении новых отраслей культуры и осознании науки как высшей культурной ценности, освоении новых географических пространств Причерноморья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии.

Менялось представление о творчестве, которое можно было прогнозировать и планировать его конечный результат. Отличительной чертой новой культуры становилось авторство, хотя еще в первой четверти XVIII в. существовало множество анонимных произведений. Особенностью культуры стало параллельное существование художественных стилей — барокко, рококо, классицизма, сентиментализма — которые в Европе поступательно сменяли друг друга. Возрастала роль художественной литературы, появились первые журналы и общественные объединения.

Реформы Петра I подготовили почву для распространения в России идей западноевропейского Просвещения, которые активно начали внедряться в общественное сознание благодаря усилиям Екатерины II. В понимании императрицы, как ученицы французских просветителей, истинной целью их проявления было «благо всех и каждого». Но у наиболее активной части общества отсутствовало единое мнение о путях достижения этой цели.

«Вольтерьянство» в России представляло неоднородную и многослойную картину. Его характерной чертой было то, что просветительские идеи пытались проводить в жизнь люди самых разных политических убеждений: идеологи «просвещенного абсолютизма», масоны, защитники крепостнической системы и др.

Французская революция и крестьянская война в России стали событиями, которые повлияли на настроения узкого слоя образованного дворянства. Стало очевидно, что Просвещение не было подготовлено внутренним развитием страны, а якобинский террор во Франции привел в ужас даже таких радикальных деятелей, как А. Н. Радищев, назвавший XVIII столетие «мудрым» за его теоретические построения и «безумным» за их практическую реализацию.

I

Образование и просвещение. Проблемы образования стали частью государственной политики, так как для успешного развития реформ требовались подготовленные и грамотные кадры. При Петре I был сделан акцент на создание светской школы.

В первой четверти XVIII в. сформировалась сеть казенных общеобразовательных и специальных школ. В более чем 40 городах России были созданы училища низшей ступени — цифирные школы, для детей солдат — гарнизонные школы. Школами высшего чина считались казенные профессиональные школы: Инженерная и Пушкарская (Артиллерийская). В них проходили подготовку будущие техники-специалисты. На первых порах туда принимали детей любого «военного чина», но впоследствии эти учебные заведения превратились в привилегированные. В 1707 г. в Москве, несколько позже — в Петербурге были созданы первые медицинские школы; на Урале и в Карелии в 1716 г. — горные училища. По стране были открыты кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы.

В 1712 г. в Москве стала действовать Инженерная школа, а в Петербурге в 1719 г. — Инженерная рота, где продолжали обучение выпускники Инженерной московской школы. Из технических специальных учебных заведений самой известной была Навигацкая школа в Москве. В нее принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. В двух классах учили русскую грамоту и арифметику, потом — геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись и «рапирное дело». Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т. п. Вскоре подобные школы были открыты в Равеле, Нарве и Новгороде. В 1715 г. указом царя в Петербурге была основана Морская академия. Штат ее (305 учеников) был укомплектован из учеников Московской, Новгородской и Нарвской навигацких школ. Учились там в основном дети от 10 до 18 лет из знатных семей. Среди специальных предметов были навигация, фортификация, артиллерийское, мушкетное дело и главное — кораблестроение. В Морской академии первое время основными учителями были иностранцы, долгое время там работал так же Леонтий Магницкий.

В провинции выстроилась сеть начального образования: епархиальные — для подготовки детей служителей церкви; цифирные — для обучения дворянских, приказных и дьяческих детей; гарнизонные — для солдатских детей. Новые учебные заведения во многом еще сохраняли средневековые традиции. Обучение было индивидуальным, возраст учеников колебался от 7 до 15 лет, главным методом была зубрежка и жесткие наказания.

В 1714 г. было введено положение, по которому венчаться могли только те молодые дворяне, кто представлял свидетельство о прохождении курса обучения. Впервые обучение приравнивалось к военной службе: за побег — смертная казнь, за провинность — розги.

Особую группу учебных заведений составляли высшие школы по подготовке высокообразованных кадров духовенства. Продолжала действовать Славяно-греко-латинская академия в Москве. Переданная в 1727 г. Синоду, она была разделена на «школы»: Славяно-латинскую (357 учеников), Славяно-российскую (143 ученика) и Еллино-греческую (41 ученик). Другим крупным центром духовного образования оставалась Киево-Могилянская академия. В 1727 г. в ней училось более 500 человек. К концу царствования Петра I по губерниям были открыты 42 цифирные школы, где обучалось около 2000 учащихся и 46 епархиальных школ для детей духовенства.

Важнейшим событием была организация первого в стране высшего гражданского учебного заведения — Московского университета. Куратором его был влиятельный вельможа — И. И. Шувалов, известный меценат, основатель и президент Академии художеств. Особая роль в создании Московского университета принадлежит М. В. Ломоносову. Он разработал проект организации университета, добивался, чтобы университет был бессословным и светским учебным заведением (в нем не было богословия). В 1755 г. Московский университет принял первых студентов (преимущественно представителей разночинных слоев) на три факультета — философский, юридический и медицинский. При университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями — для дворян и разночинцев. Здесь изучались латинский, один из европейских языков, математика, словесность и история. М. В. Ломоносов для обучения русскому языку написал «Риторику» и «Российскую грамматику».

Во второй половине столетия Московский университет стал крупнейшим центром науки и просвещения. В нем преподавали профессора С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков, Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и др. Большую пользу оказал университет по распространению просвещения среди народов России. По образцу московской была создана гимназия в Казани. В Московском университете была разработана чувашская грамматика, грузинская и татарская азбуки.

В середине XVIII в. характер просвещения несколько изменился. Часть учебных заведений, рассчитанных ранее на обучение детей разных сословий, постепенно превращались в школы закрытого типа. Из Навигацкой школы в 1753 г. был создан Морской шляхетский корпус для дворянских детей, на базе Артиллерийской и Инженерной школ начали действовать одноименные корпуса, которые находились под покровительством правительства. Из начальной школы сохранились лишь гарнизонные, куда вошли со временем петровские цифирные школы. После крестьянской войны и Французской революции власть уже не стремилась к распространению знаний среди народа. «Черни не должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь» — писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.

Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений требовало издания учебной литературы. Появились учебники по разнообразным отраслям знаний: математике, геометрии, астрономии и др. В 1703 г. была напечатана «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Ф. Магницкого. На смену «Азбуке», «Часослову», «Псалтыри» пришли «Букварь» и «Грамматика славянская» директора Печатного двора и синодальной типографии в Москве Ф. П. Поликарпова. В 1703 г. были изданы «Таблицы логарифмов и синусов», в 1708 г. — «Геометрия словенская землемерия. Принцип циркуля и линейки». Выпускались переводные руководства по архитектуре, фортификации, астрономии и т. п.

Увеличение потребности в учебной и светской литературе привело к расширению печатного дела. В XVII в. в Москве работала одна типография, к концу царствования Петра I их было уже несколько десятков. Стали доступны для чтения философские сочинения Б. Спинозы, Р. Декарта, Ф. Бекона, Г. Лейбница. В 1713 г. на русском языке был напечатан курс космологии Аристотеля, работы Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона. Появились сочинения русских авторов — В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и др. В 1714 г. открылась первая в России Государственная публичная библиотека в Петербурге. Стала развиваться книжная торговля.

Средством для просвещения населения становилась периодическая печать. По указу Петра I начали печататься и распространяться ранее рукописные «Куранты», чтобы «смотрели и учились». Впоследствии это издание было переименовано в «Ведомости» и оно считается первой официальной газетой России (тираж от 100 до 2500 экз.). В 1728 г. в Петербурге вышел первый журнал — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях».

По воле Петра I началось формирование научных коллекций. В 1718 г. царским указом предписывалось предъявить «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на каменьях, и прочее все, что зело старо и необыкновенно». В результате в 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, коллекция которой стала в будущем основой для Эрмитажа, Военно-Морского и Артиллерийского музеев. Новинкой для того времени был и «аптекарский огород» (позже — Ботанический сад) в Петербурге.

Вторая половина столетия отмечена двумя тенденциями в деле просвещения: значительное расширение сети учебных заведений и сословность образования. В 1763 г. Екатерина II разработала проект создания Комиссии по народному образованию, деятельность которой должна была изменить психологию, ценностные ориентиры и нравственные основы подданных Российской империи. Главным проводником политики Екатерины II в области образования стал И. И. Бецкой, получивший образование за границей. В 1763 г. он был назначен директором Сухопутного шляхетского корпуса и президентом Академии художеств, а в 1764 г. императрица утвердила разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в основе которого лежала популярная тогда в Европе идея «воспитания новой породы людей», свободных от пороков, которые затем через семью распространят принципы нового воспитания на все общество. По замыслу автора, в России следовало создать сеть училищ, где в полной изоляции от «дурного влияния» общества (в том числе и родных) воспитывались бы дети от 4-6 до 18-20 лет. Для всех новых учебных заведений И. И. Бецкой разработал специальные уставы, по которым запрещалось бить и бранить детей, а развитие их природных качеств и склонностей, интерес к учебе и знаниям предполагалось поощрять лаской и уговорами.

Для детей дворян были открыты учебные заведения по типу Сухопутного шляхетского корпуса. По инициативе И. И. Бецкого в 1764 г. был основан Институт благородных девиц (Смольный институт), который стал первым женским учебным заведением в России и пользовался особым покровительством Екатерины II. Одновременно со Смольным институтом для девиц менее благородного происхождения было создано Екатерининское училище в Москве. Для обучения дворянских детей были также открыты пять кадетских корпусов и первые благородные пансионы.

Прообраз системы народного образования начал вырисовываться с 1786 г., когда согласно Уставу народных училищ в каждом губернском городе должны были быть открыты главные 4-х классные училища, а в уездных городах — малые народные училища с 2-х-летним сроком обучения. Специально для этих училищ Екатерина II и И. И. Бецкой разработали инструкцию «О должности человека и гражданина», в которой популярно излагались такие понятия, как душа и добродетель, обязанности по отношению к Богу и обществу, государству и ближним, рекомендации по гигиене и советы по домоводству. В духе идей западноевропейского Просвещения выражалась уверенность, что «граждане, ремесленники, поселяне, также наемники и рабы могут быть благополучными людьми». К концу столетия в России было открыто 288 народных училищ, где обучалось свыше 22 тысяч детей. Для детей мещан и других сословий (кроме крепостных) создавались профессиональные училища со средним специальным учебно-образовательным курсом: коммерческое училище при Московском воспитательном доме (1772 г.), родовспомогательное училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме, училища при Академии художеств (1764 г.) педагогические училища при Смольном институте (1765 г.) и Сухопутном шляхетском корпусе (1766 г.). Были открыты воспитательные дома для сирот в Москве (1764 г.), Санкт-Петербурге (1770 г.) и других городах.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 488 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...