Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука), мировоззренческая позиция, в
основе к-рой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной
ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего
результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма
исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее
значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки
всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных
программ деятельности.
В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в бурж. культуре в кон.
19 в., причём одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция
- антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в
своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности
человека.
Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в
условиях совр. научно-технической революции и в целом отражает сложный характер
воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны, науч. прогресс
открывает всё более широкие возможности преобразования природной и социальной
действительности, с др. стороны - социальные последствия развития науки
оказываются далеко не однозначными, а в совр. обществе нередко ведут к
обострению коренных противоречий общественного развития. Именно противоречивый
характер социальной роли науки и создаёт питательную почву для сциентизма и
антисциентизма. При этом сциентизм выдвигает науку в качестве абсолютного
эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание,
возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы.
Конкретными проявлениями сциентизма служат концепция науки, развиваемая в рамках
совр. школ неопозитивизма, технократич. тенденции, свойственные нек-рым слоям
бюрократии и науч.-технич. интеллигенции в совр. обществе, а также устремления
ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное
познание строго по образцу естественных наук. Позиции антисциентизма защищают
нек-рые направления современной философии (прежде всего экзистенциализм), а
также представители гуманитарной интеллигенции.
Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли
науки. Подчёркивая исключит, роль науки в обществ, жизни, марксизм-ленинизм
рассматривает её в связи с др. формами обществ, сознания и показывает сложный,
многосторонний характер этой связи.
С этой точки зрения, наука выступает как необходимый продукт развития
человеческой культуры и вместе с тем - как один из гл. источников и стимуляторов
ист. прогресса самой культуры, материальной и духовной. Отсюда глубокая
взаимосвязь науки с мировоззрением, огромное влияние, к-рое оказывают обществ,
науки на весь ход обществ, развития, на борьбу идей в совр. мире. В марксистскй
философии оценка социальной роли науки даётся в реальном контексте конкретных
социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко противоположную
роль науч. знания в жизни общества
Виды научного знания.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 517 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!