Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Согласно распространенному определению объективную реальность понимают как
материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях, существующий
независимо от человеческого сознания и первичный по отношению к нему. В этом
определении отчетливо просвечивается принцип механистического миропредставления,
сформулированный Декартом в виде противопоставления двух типов реальности — res
extensa и res cogitans, мира вещей и духовного мира (мира сознания). Современная
наука стремится снять это противопоставление и найти универсальную
протоструктуру, ответственную за проявленные обоих феноменов.
Академик В.И. Вернадский, говоря о научном познании реальности, выделяет три
пласта этого феномена: явления космических просторов, близкие нашей человеческой
«природе», явления планетные и явления микроскопические. Научно наблюдаемые
феномены жизни могут проявляться во всех трех пластах. Будем в дальнейшем
вкладывать в понятие «реальность» именно такое содержание.
Житейские представления о мире как о реальности основаны на религиозных,
философских, исторически-бытовых построениях. Научное отражение полностью
абстрагируется от этих представлений и целиком опирается на научную методологию.
Наука (греч. Episteme, лат. scientia) — это процесс, ориентированный на
выявление наиболее общих свойств мира. Основой этого процесса служит научная
методология — система алгоритмов решения этой задачи, а его результатом является
получение научного знания, служащего удовлетворению базовых человеческих
потребностей. Первая из этих потребностей — познавательная доминанта
человеческой психики, вторая — научное обеспечение новых технологий, которые
используются для расширения границ гомеостаза и освоения новых экологических ниш
во всем многомерном пространстве существования человека.
Следующее базовое понятие, которое мы будем использовать, говоря о научной
картине мира, — метафизика. В разные исторические эпохи в этот термин
вкладывалось различное содержание, отсутствует общепризнанная интерпретация и в
наше время. Будем понимать под «метафизикой» философское осмысление физической
картины мира и в первую очередь фундаментальных понятий, лежащих в основе тех
или иных научно-теоретических моделей реальности.
Следующее существенное понятие — онтология — подобно метафизике также не имеет
вполне однозначной интерпретации. Довольно часто онтологию рассматривают как
самостоятельную философскую дисциплину, которая является основополагающей частью
метафизики и предметом который является изучение наиболее фундаментальных
структур бытия. Используя это толкование, мы можем определить онтологию науки
как направление, исследующее структуру, универсальные закономерности объективной
реальности и ее эволюцию.
Рассмотрим основные методологические принципы, используемые при построении
современных научных моделей реальности. Во-первых, это натурализм, т. е.
отрицание существования каких-либо сверхъестественных или духовных феноменов,
познание которых невозможно посредством научных методов. Во-вторых, это принцип,
согласно которому не может существовать картин мира, которые не опирались бы на
теоретический аппарат точных наук и в первую очередь физики. В-третьих, это
фаллибилизм — убеждение в том, что мы не можем рассчитывать на получение
абсолютно достоверной и полностью завершенной картины мира. Каждая конкретная
теория имеет свои границы применимости и может быть подвергнута изменениям и
усовершенствованиям. В-четвертых, это принцип фальсификации — возможность
опытного опровержения утверждений теории. В соответствии с этим принципом любое
принципиально не фальсифицируемое знание, например, религиозные догматы, нельзя
считать научным. Пятый методологический принцип — историзм — является, быть
может, менее строгим. Его смысл в том, что не могут существовать модели картин
мира, свободные от идеологических, познавательных и телеологических влияний
своей исторической эпохи. С историзмом тесно связан и следующий, шестой
методологический принцип, который мы назовем модернизмом: построение научной
картины мира никогда не имело характера абстрактно-познавательного процесса,
напротив, каждый раз речь шла о процессе наиболее адекватного Haj^iHoro отклика
на очередной вызов истории — такого теоретического отклика, который послужил бы
базой для создания суммы технологий, обеспечивающих модернизационное преодоление
очередной исторической бифуркации.
Из пятого и шестого эпистемологических принципов следует, что картина мира
обладает важным фундаментальным свойством: она динамична, постоянно находится в
движении и способна к развитию.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!