Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Amp;10. Основные направления современной философия истории



Термин «философия истории» был введен французским просветителем Вольтером в ХУ111 веке. Он считал, что историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот, особенно он широко использовался в Германии. Немецкий философ Гердер написал обширный труд «Идеи к философии истории человечества», в котором дана широкая панорама всемирной истории.

Собственно философией истории занимался Гегель. Он читал студентам курс лекций по философии истории, в котором вся история человечества представлена как единый развивающийся по восходящей линии процесс. Философия истории, пишет Гегель, показывает, как народы и государства стремились к свободе, как ради нее в течение долгого исторического времени приносились всевозможные жертвы.

В России на ниве философии истории работали такие крупные философы и историки, как Н.И. Кареев, В.М. Хвостов, В.И. Карсавин, С.Л. Франк и др.

По мнению Н.И. Кареева, «философия истории есть познание смысла истории, как она совершалась доселе, куда и как вела и ведет она земное человечество в пределах земного; философия истории есть суд над историей: мало сказать, что ход ее был такой-то, что составляющие его процессы управлялись такими-то и такими законами, нужно найти еще смысл всех перемен, сделать им оценку, разобрать результаты истории и их также оценить»[108]. Философия истории, продолжает русский философ, должна заниматься как гносеологическими, так и онтологическими проблемами.

В современной философии истории условно можно выделить три основных направления – онтологическое, гносеологическое и марксистское.

Сторонники онтологического направления (Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др.) главное внимание обращают на изучение бытия исторического процесса, смысла истории, цивилизаций и культур, социального детерминизма и т.д. Философия истории, по их мнению, должна анализировать ход событий, показывать, как сменяются одни цивилизации другими, что общего между ними и что их отличает друг от друга, почему они погибают и т.д. Поэтому философия истории в качестве объекта берет не ту или иную социальную группу, не тот или иной город, не тот или иной отдельный социальный организм, а весь исторический процесс, представляющий собой сложный комплекс различных элементов.

Гносеологическое направление основное внимание уделяет проблемам познания исторических фактов и событий. Его представители (Дильтей, Зиммель, Коллингвуд, Арон, Мару и др.) считают, что предмет философии истории – логико-теоретические и методологические проблемы исследования исторического прошлого, его теоретическая реконструкция и установление истинности исторических фактов и событий.

Гносеологическое направление получило еще и другое название – критическая философия истории, так как утверждает, что только критическое рассмотрение истории дает возможность оценить степень истинности исторических фактов и теоретически воспроизвести картину исторической действительности. Истоки этого направления восходят к Баденской школе неокантианства, занимавшейся методологическими проблемами исторического познания.

Исходной точкой познания исторического прошлого критическая философия считает категорию понимания. «Труд историка, - пишет Арон, - заключается не только в том, чтобы понять события, но и в том, чтобы понять людей, а также понять, чем люди прошлого отличались от нас»[109].

Таким образом, одни (онтологии) главное внимание уделяют бытию исторического процесса, а другие (гносеологии) – теоретической реконструкции исторического прошлого.

Марксистская философия истории исходит из единства онтологического и гносеологического. Теория познания (гносеология) без объекта познания (онтология) не существует, так как без исследования практической деятельности людей, без анализа общественных отношений, без выяснения смысла и цели человеческого общества невозможна никакая философия истории.

Маркс создал новое, материалистическое, учение об обществе. Необходимо изучать реальную жизнедеятельность людей, материальные, т.е. объективные условий их существования. Люди в про­цессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундамен­том общества. Поэтому первым историческим актом следует считать производство самой материальной жизни. Материальное производство, т.е. производство материальных ценностей – жилья, продуктов питания, одежды и т.д. – является основным условием всякой истории, всякого общества и оно должно выполняться непрерывно. Материальная жизнь, материальные обще­ственные отношения, формирующиеся в процессе произ­водства материальных благ, детерминируют (определяют) все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т.д.

Вопросы для повторения материала

1. Что изучает социальная философия?

2. Какие функции выполняет социальная философия.

3. Что такое мировоззрение?

4. Какое место социальная философия занимает в обществознании?

5. Что такое общество?

6. Чем отличаются материальные отношения от духовных?

7. Что такое социальный прогреес?

8. Каков критерий социального прогресса?

9. Что такое эволюция?

10. Что такое революция?

11. Каковы пути общественного развития?

12. Каково соотношение необходимости и сознательной деятельности людей?

13. Что такое общественно-экономическая формация?

14. Какие основные направления существуют в современной философии истории?

15. Что такое гражданское общество?

16. Что такое цивилизация?

17. Какие основные концепции философии истории существуют?





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2464 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...