Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Amp;8 . Государство — ядро политической организации общества



Государство занимает центральное место в политической жизни. Оно управляет экономикой, либо регулирует хозяйственную деятельность, руководит общественными делами, регулирует классовые, национальные и иные отношения, разрешает социальные и другие конфликты, возникающие в обществе, проводит международную политику. Не случайно многие философы отводили ему решающую роль в историческом процессе, искали причины его генезиса и формирования. Платон генезис государства связывает с потребностями людей и определяет государство как совместное поселение. Он же является создателем теории идеального государства. А Аристотель считает, что государство представляет собой «общество, состоящее из нескольких селений... достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни»[99].

В новое время возникает договорная теория происхождения государства. Гоббс — один из крупнейших представителей этой теории — утверждал, что люди равны от природы и из этого естественного равенства людей вытекают их естественные возможности для достижения одних и тех же целей. Иначе говоря, каждый человек имеет такие же права на те или иные блага общества, что и все остальные. Но такое положение вещей приводит к конфликтной ситуации.

В таком обществе у людей отсутствует трудолюбие, стремление к производству благ, ибо никто не застрахован от насильственного грабежа результатов своего труда. Плохо развивается экономика, нет торговли, судоходства, в ужасном состоянии оказываются культура, литература.

Естественное состояние как состояние войны друг с другом вынудило людей договориться о создании государства. «Государство, — пишет английский философ, — есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты» [100].

Государство, созданное путем соглашения, предполагает, что каждый гражданин отдает часть своих прав государству и поэтому действия верховного лица или собрания должен воспринимать как свои собственные действия. Отсюда следует, что подданные монарха не имеют права без согласия монарха менять форму правления или вообще свергать его. Кроме того, никто не может быть освобожден от подданства под предлогом того, что суверен нарушил обязательства.

Договорной теории происхождения государства придерживались Спиноза, Руссо другие.

Российские ученые тоже значительное внимание уделяли проблемам генезиса и роли государства в общественной жизни. Коснемся в этой связи воззрений И.А. Ильина. «Государство, — пишет И.А. Ильин, — есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» [101]. Происхождение государства русский мыслитель связывает с необходимостью защиты собственности. «Государства, — утверждает он, — возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергающей все опустошению. Опасность нашествий рано заставляет провести в жизнь разделение труда между земледельцем, ведущим свое хозяйство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец получает новое звание — военачальника, и власть его получает новую опору в силе постоянного войска»[102]. Таким образом, И.А. Ильин причины возникновения государства видит в сохранении собственности, а также в установлении внутренней и внешней безопасности. А основами государства считает народ, территорию и власть.

Иначе объясняет генезис государства марксистская социальная философия. Руководствуясь материалистическим пониманием истории, она рассматривает исторически происхождение государства как нового социально-политического образования. Государство возникло прежде всего в результате внутреннего развития общества, а не из-за защиты от внешних врагов. Примитивные (первобытные) общества не имели представления о государстве и не нуждались в нем. Но экономическое развитие приводит к расколу общества на антагонистические классы, один из которых эксплуатирует другой, и чтобы их борьба не уничтожила существующие порядки и общество в целом, возникает сила, которая призвана стабилизировать ситуацию. Обобщая идею генезиса государства, Энгельс пишет: «Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»[103].

На мой взгляд, марксистская концепция генезиса государства является наиболее достоверной и научной, ибо она исходит из самой исторической действительности, показывает исторический процесс в развитии, которое неизбежно и с необходимостью приводит к появлению антагонистических классов и вместе с тем к возникновению специального социального института, регулирующего отношения этих классов. Нельзя не согласиться и с тем, что в классовом обществе государство имеет классовый характер и защищает прежде всего интересы господствующего класса. Так было во все времена. Так происходит и в современную эпоху. Эти теоретические положения вошли в общую теорию государства, и вряд ли их удастся кому-нибудь опровергнуть, если, конечно, стоять на почве науки и объективной реальности. Вместе с тем следует отметить, что государство выполняет и другие функции: функции защиты от внешних врагов, функции регулирования взаимоотношений личности и общества, функции международного экономического, политического, культурного и т. д. сотрудничества, функции регулирования экономических и социальных противоречий и др. Вообще у государства очень много разнообразных функций, и от их успешного выполнения зависит стабильное развитие общества.

Но в настоящее время неолиберализм, крупными представителями которого являются М.Фридмен и Ф.Хайек, выступает за резкое сокращение функций государства. Он исходит из того, что государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность индивидов. По мнению либералов и неолибералов, рынок решит все проблемы, стоящие перед обществом и никакого государственного регулирования экономики не требуется. Государство также не должно вмешиваться в духовную и социальную сферы жизни людей. Все нужно приватизировать, все нужно передать в частные руки. Образование, медицина, наука, культура и другие области общественной жизни должны находиться в частных руках. Везде рынок решит все проблемы. Задача государства заключается лишь в том, чтобы контролировать соблюдение общих правил поведения людей и защищать права личности.

Неолиберальные теории игнорируют национальные традиции разных народов и цивилизаций. Западные и восточные традиции отличаются друг от друга. На Востоке, например, государство всегда играло важную роль во всей жизни общества. В восточных странах, в том числе в России, больше верят не правовым законам и нормам, а правителям, выступающим от имени государства. Неолибералы также абстрагируются от современной западной действительности. Во всех западных странах правительства не выступают в роли пассивных наблюдателей за всем тем, что происходит в обществе. Они, когда надо, вмешиваются не только в экономическую жизнь, но и в духовную, и в социальную. Это особенно наглядно проявляется в эпоху глобализации. Кроме того, мы живем в условиях техногенной цивилизации, чреватой различного рода катастрофами. И в это время требуется мобилизация всех ресурсов и сил, что под силу только государству. Поэтому роль государства нужно усиливать, а не ослаблять.

Государство как социально-политическое образование имеет присущие ему признаки: 1) территория; 2) народ; 3) публичная власть; 4) налоги.

Территория. Без строго очерченной фиксированной территории нет единого государства. «Государство есть не кочующий, а оседлый союз людей»[104]. В первобытном обществе род тоже имел территорию, но она не была четко обозначена и часто менялась, когда переставала давать необходимые средства к существованию. С разложением родового строя территория оставалась, но люди стали более подвижными, так как они уже не были связаны между собой кровнородственными узами и поэтому те, кто жил на данной территории, объявлялись гражданами безотносительно к роду или племени с предоставлением определенных прав и обязанностей.

Территория — это фиксированное и охраняемое политическое и правовое пространство. Не случайно из-за территорий происходили жестокие войны. Территория — это общий дом всех граждан данного государства. Государство обязано защищать и охранять территорию, на которую распространяется его власть. Оно имеет право заставлять подчиняться всех, кто живет постоянно или временно на данной территории, общепринятым нормам и законам. А неподчиняющихся может наказать в соответствии с этими нормами и законами. Вместе с тем оно должно создавать всем, кто живет на его территории, необходимые условия для проявления своих сущностных сил.

Государство должно обустраивать свою территорию, наполнять, если можно так выразиться, материальными и духовными ценностями. Для этого надо создавать промышленность, строить заводы, фабрики, выпускать высококачественные товары и т. д. При этом государство должно защищать свои товары как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Ведь известно, что чем больше товаров продается, тем богаче становится государство, тем выше уровень жизни его граждан. Одновременно государство должно заботиться и о духовном производстве. С этой целью государству необходимо на своей территории создать мощную образовательную базу (школы, институты, университеты и т. д.), для того чтобы его граждане получали соответствующее образование, осваивали духовные ценности не только собственной страны, но и всей мировой цивилизации. Разумеется, нужно давать сильный импульс развитию духовной культуры, создавать необходимые условия для науки. Ведь ни одно современное государство не может рассчитывать на успешное развитие без использования достижений науки и техники.

Государство должно иметь на своей территории собственное информационное пространство. Оно должно заботиться о патриотическом воспитании своих граждан, без чего немыслимо формирование национального сознания и самосознания. Оно должно иметь рычаги воздействия на средства массовой информации, делать все для того, чтобы они были заинтересованы в распространении и защите национальных материальных и духовных ценностей.

Народ. Излишне говорить о том, что без народа нет и не может быть никакого государства. Понятие «народ» в данном случае используется в политическом, а не в социальном смысле. Народ в государстве выступает как политический субъект. И в этом плане понятия народа и государства как бы совпадают. «Народ как государство есть дух в своей субстанциальности, поэтому он есть абсолютная власть на земле; следовательно, каждое государство обладает суверенной самостоятельностью по отношению к другому»[105]. Народ без государственного образования не есть политический народ. Поэтому народу очень важно иметь свое собственное политическое образование. Именно в его рамках он может самостоятельно развивать свою культуру, свои традиции и обычаи, короче, быть суверенным политическим субъектом. Вообще народ без государственного образования не есть исторический народ, поскольку он не может фигурировать в анналах истории как политический субъект. Такие современные небольшие государства, как Андорра, Лихтенштейн, Монако и др., являются субъектами международного права, пользуются как суверенные государства всеми преимуществами независимых государств. Поэтому народ без государственного образования остается на уровне этноса, племени, рода и т. д.

Публичная власть. Она включает в себя армию, которая обязана охранять границы и территориальную целостность государства; полицию (милицию), следящую за общественным порядком и безопасностью граждан; государственный аппарат; суд; прокуратуру; тюрьму; жандармерию и т. д.

Налоги. Они необходимы для содержания публичной власти, выполнения тех или иных государственных программ (социальное и медицинское обслуживание населения, пенсии, дотации на образование, программы по восстановлению экологической среды и т. д.).

Таким образом, государство есть общность людей, объединенных общей территорией, общими правовыми законами и публичной властью, а также налогами.

Формы государственного правления с момента его возникновения отличались разнообразием. Уже в древности были республиканская, демократическая, монархическая, аристократическая формы правления. Для эпохи феодализма характерна монархия. По-видимому, это было связано с тем, что феодальные государства были раздроблены на мелкие удельные княжества и фактически были независимы друг от друга. Поэтому их должен был сплачивать монарх (король, царь), которому они обязаны были подчиняться. Очень дифференцированы современные формы государственного правления. Во многих из них сохранились остатки феодализма, в других наблюдаются республиканские формы правления, в третьих — президентские и т. д. Но все они с теми или иными нюансами имеют демократический характер. Они складывались в зависимости от традиций, обычаев, исторических условий, религиозных убеждений, уровня политической культуры народа и т. д. Каждый народ выбирает ту форму правления, которая ему больше подходит.

В современных условиях, когда усиливаются глобализационные процессы, уменьшается роль национальных государств в решении собственно национальных задач. Государства теряют свою национальную идентичность, что может иметь огромные негативные последствия. Ведь государство, как уже отмечалось, есть форма социального бытия народа. Без государственного образования исчезнут национальные культуры, национальная идентичность народов, а человеческое общество превратится в некое аморфное образование, лишенное целостности и имманентной логики.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1041 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...