Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Многообразие и единство мира



Диалектика целостности и фрагментарности мира

Знакомство с предыдущим материалом показывает, что мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Из бесчисленного множества различных состояний и структурных уровней реальности мы рассмотрели лишь только часть, наиболее видимую и доступную сегодня нашему познанию. Но и каждый из этих уровней, каждое состояние в свою очередь характеризуются специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения и т.п. Таким образом, с одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой — являет собою некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.

Последнее утверждение требует специального пояснения, так как вопрос о единстве мира вовсе не очевиден. При более детальном исследовании он порождает множество других остающихся без ответов вопросов, а возможно, и вообще неразрешимых проблем. Отсюда острые философские дискуссии и серьезные разногласия по поводу того, един ли мир, и если да, то в чем состоит его единство?

Фундаментальные основы единства мира

Решение указанной проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ. Те из них, которые считают, что дух (Бог, вечные идеи, сознание и т.п.) является сверхприродным началом, отделенным от вещественной и протяженной природы, на проблему единства мира смотрят, разумеется, совершенно иначе, чем те, которые признают в качестве основы всего сущего вечную, несотворенную и обладающую различными атрибутами материю.

В первом случае речь идет о так называемых идеалистах, которым весь мир представляется как бы в двух ипостасях: один — идеальный (истинный), а другой — вещественный, материальный (неистинный, так как сотворен Богом или является только видимостью, кажимостью для познающего субъекта). Здесь возможны различные позиции, как утверждающие единство мира, например, на основе его бытия или вселенской духовности, так и отрицающие такое единство.

В противоположность подобным взглядам сторонники материалистического монизма, признающие в качестве единственной субстанции материю, стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого, рассматривая его как самодовлеющий, ни в ком и ни в чем не нуждающийся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Наиболее трудные задачи, которые приходится решать в этом случае, состоят в том, чтобы привести бесспорные доказательства бесконечности (или конечности) мира, не имея сегодня (а может быть, и в принципе) возможности заглянуть за постоянно отодвигающиеся пределы исследованного микромира и познанной Вселенной.

Также предельно трудно объяснить источник, причину всеобщего движения, если для всего движущегося нет движимой первопричины, т.е. если движение никем не предопределено, заранее не задано, но существует, то откуда оно?

Наконец, как объединить в нечто целое (единое) неживое и живое, живое и духовное, если по своей природе и формам проявления они принципиально отличны?

В своих ответах на эти и подобные им вопросы сторонники материалистического подхода, не принимающие ничего на веру, признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общечеловеческую практику и науку, природа которой также сугубо рациональна.

Можно и не соглашаться с доводами разума, основанными на достижениях современной науки, но тогда следует признать, что у нас не больше оснований принимать что бы то ни было на веру, отвергая тем самым путь исканий и сомнений, открытий и заблуждений, ведущих нас от незнания к относительному знанию, от частичного знания к более полному и т.д.

В заключение необходимо подчеркнуть, что как сама постановка проблемы многообразия и единства мира, так и ее научно-обоснованное решение чрезвычайно важны для познания и целенаправленного преобразования действительности. Не менее актуальным является и философское осмысление данной проблемы, поскольку в современных условиях необходимо понимать универсальность мировых взаимосвязей и учитывать в практической деятельности всеобщий принцип единства природы, где человек лишь часть ее, причем такая, без которой целое может существовать, но сама она (эта часть) без целого — ничто.

Контрольные вопросы

Что изучает онтология?

Почему категория «бытие» считается основной в философии?

Как решалась проблема бытия в истории философии?

В каких основных формах проявляется бытие?

Какое содержание имеет философская категория «субстанция»?

В чем отличие философского понимания материи от естественнонаучного?

Какие основные взгляды на сознание сложились в философии?

В чем разница философского и естественнонаучного понимания сознания?

Как объясняет появление сознания материалистическая философия?

Как соотносятся понятия «движение» и «развитие»?

Что привносит философия в понимание пространства и времени?

Как обосновывается единство мира?





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1141 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...