Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сознание как философская проблема



Не претендуя на безусловно правильное понимание данной проблемы, можно, тем не менее, сказать, что современная наука дает серьезные основания утверждать: сознание, реально заявляющее о себе непосредственно или опосредованным образом, является процессом работы человеческого мозга, выступает как его функция и не обнаруживает себя в отрыве от него.

Современной наукой установлено, что в мозгу человека непрерывно работает свыше 100 млрд. нервных клеток, каждая из которых в свою очередь обменивается информацией и сигналами еще с 10 тыс. других клеток. Мозг человека потребляет около 20% всей энергии, получаемой организмом из пищи, хотя масса его составляет всего 2—3% от массы тела.

Можно исследовать работу этого сложнейшего биологического «компьютера», чем, собственно, и занимаются специальные науки, но философия, принимая во внимание такие исследования, ставит своей задачей в первую очередь ответить на вопрос о том, какова природа сознания, интересуясь условиями его возникновения и генезисом. При этом философия не ограничивается рассмотрением только такого сознания, которое является функцией человеческого мозга, а ставит вопрос шире – могут ли существовать и другие формы сознания, порожденные, в частности, иными материальными образованиями? Более того, философия не исключает и такую постановку вопроса, когда сознание оказывается самодостаточным, т.е. является такой сущностью, которая предшествует материи или вовсе не связана с ней.

И все-таки, при всей правомерности такого широкого взгляда на понимание проблемы сознания, с позиции сегодняшнего дня большей убедительностью обладают те философские конструкции, которые опираются на доступную человеческому познанию реальность. А она такова, что предметно о сознании можно говорить пока что только в связи с деятельность мозга, как минимум, человеческого. Такой подход именуется материалистическим, суть которого, в качестве одного из примеров философского решения вопроса, изложим в самом общем виде.

Материалистическая концепция сознания

В попытках объяснить возникновение сознания материалисты рассматривают его как результат эволюции материи от неживых форм к живым и от живых к социальным. При этом они вводят понятие «отражение», считая его всеобщим свойством материи.

Данная теория, получившая свое законченное оформление в марксизме, исходит из того, что все объекты, процессы и явления объективного мира находятся в постоянном изменении, а также в универсальной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. В результате таких взаимодействий одни тела и явления, воздействуя на другие, оставляют на них как бы свой «след» - отражение, вызывая в них соответствующие изменения и определенным образом запечатлевая себя в них.

Отражение как всеобщее свойство материи заключается в «воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта» и проявляется на всех уровнях организации материи: в неживой, живой и социальной природе [54].

В неживой природе отражение характеризуется относительно простыми формами и пассивным характером. Примерами здесь могут служить отпечатки следа на песке или древних организмов и растений на горных породах, фотография, зеркальное отражение и т.п.

С возникновением жизни появляется принципиально иная (биологическая) форма отражения — раздражимость — как способность всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды. Подтверждением этого могут быть раскрывающиеся утром и закрывающиеся на ночь тюльпаны; поворачивающийся за солнцем подсолнух и т.п.

На более высоком уровне эволюции живых организмов (с возникновением мира животных – фауны) раздражимость переходит в качественно иное свойство – чувствительность. Это уже психическая форма отражения, которая возникает на основе появления у организмов нервной системы и элементарных форм психики. Чувствительность проявляется как способность организмов отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений.

Ощущения же, в свою очередь, являются основой для появления еще более сложных форм отражения у высокоорганизованных животных, например, у позвоночных в виде восприятия, когда у них складывается целостный образ ситуации, а у «умных» животных (обезьян, кошек, собак и т.п.) еще и в виде представлений — чувственно-наглядных, обобщенных образов предметов и явлений действительности, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Это уже тот уровень отражения, на котором предметы и явления объективного мира отражаются в мозгу в виде их идеальных копий.

Итак, биологическое отражение осуществляется в чувственных формах в виде ощущения, восприятия и представления.

Сознание как таковое на этом уровне отсутствует, поскольку оно проявляется в мыслительном процессе, т.е. осуществляется в мозгу человека в таких идеальных формах абстрактного мышления, как понятие, суждение и умозаключение. Обобщая идеальные образы в своем сознании, человек отражает тем самым объективную реальность в понятиях (категориях). Выстраивая логическую зависимость между ними, он приходит к тем или иным суждениям о различных вещах, явлениях и т.п., верно или неверно отражая их сущность. Выстраивая умозаключения, человек познает и таким образом отражает реальность в форме абстрактного мышления, которое является важнейшей характеристикой сознания.

Появление сознания как высшей формы отражения связывается с процессом становления «человека разумного» (homo sapiens) и обусловлено прежде всего трудовой деятельностью. Способность к труду стала величайшим качественным скачком в развитии психики, где эволюция в анатомии и физиологии обезьяны явилась лишь предпосылкой возникновения человека, в то время как определяющим условием данного процесса оказался труд, природа которого имеет сугубо общественный характер.

Труд как условие появления сознания

Труд в первоначальных его формах выступал как процесс изготовления средств производства, т.е. орудий труда, сначала элементарных, затем все более и более совершенных. Он присущ только человеку, ибо в основе своей имеет целенаправленную, сознательную деятельность, ориентированную на изменение окружающей действительности. И это важнейшее отличие человека от животных, на что в свое время обратил внимание К. Маркс (1818—1883), когда писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально»[55].

Язык и сознание

Подобно тому, как сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью, так неотделимо оно и от языка — универсального средства коммуникации, взаимодействия и общения людей. Возникновение членораздельной речи стало принципиально новым и сильнейшим средством развития не только общественных отношений, но и самого человека, его сознания, так как помимо биологического фактора (в виде наследственности), у людей с помощью языка выработался более мощный — социальный способ передачи опыта и социально значимой информации. Это обеспечивает преемственность знаний, традиций, культур различных поколений и исторических эпох, что, в свою очередь, является мощным стимулом и основой дальнейшего развития и совершенствования языка.

Таким образом, труд, сознание и язык оказались настолько тесно взаимосвязаны, что происхождение и историческое развитие каждого из них невозможно себе представить в отрыве друг от друга. При этом язык выступает важнейшей формой, в которой протекает мыслительная деятельность человека, а она, в свою очередь, развивает и обогащает его.

Сознание индивида, таким образом, социально обусловлено, т.е. оно формируется только в обществе и вне его появиться не может. Оно представляет собой общественное явление не только по происхождению, но и по способу бытия, так как проявляется в актах поведения людей, определяет направленность их деятельности.

История знает примеры, когда дети в младенческом возрасте, оказавшись на длительное время полностью оторванными от общения с людьми, попав, например, в волчье логово, навсегда затем теряли способность стать полноценными людьми (с точки зрения овладения языком и развития сознания). Это можно считать практическим подтверждением философского и научного вывода о единстве (но не тождестве) языка и сознания, в соответствии с которым сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и служит средством выражения мысли.

Самосознание

Специфической особенностью мыслящего человека является то, что он, благодаря своему сознанию, составляет представление о собственном «Я», мысленно анализируя себя, окружающую действительность и, выделяя себя из этой действительности, формирует, таким образом, самосознание. Будучи эмоционально окрашено и ценностно ориентировано, сознание человека выступает как активное начало, так как является не пассивным отражением действительности, а целенаправленным, контролируемым и управляемым процессом мыслительной деятельности. В этом смысле оно проявляется и как творческий акт, причем не только отражая реальность, но и преобразуя ее, создавая новые формы действительности.

Здесь заключается основа творчества любого художника, а также истоки появления «второй природы», созданной и создаваемой человеком. Именно активный и творческий характер человеческого сознания не позволяет поставить на одну плоскость его и созданные им «умные», «думающие» машины — носители искусственного интеллекта, которые не обладают волей, интуицией, лишены воображения и фантазии и, по существу, работают только в сфере переработки информации. Хотя в данном отношении они значительно превосходят человеческие возможности и даже обнаруживают элементы «творчества», осуществляя самопрограммирование, тем не менее, они остаются машинами. Их работа лишена духовности и в целом несопоставима с сознательной деятельностью людей, которая несоизмеримо богаче любой заранее заданной программы, ибо вплетена в культурный процесс как активное его начало и культурой же во многом определяется.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 815 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...