Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Отличительной чертой средневековой схоластики стала острая борьба между реализмом и номинализмом, растянувшаяся на несколько столетий в выяснении вопроса о том, обладают, ли общие понятия реальным существованием.
Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия (лат. universalis — универсалии), существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Крупнейший философ того времени Фома Аквинский так поясняет данную теорию: «универсалии» существуют «до вещей», «в вещах» и «после вещей». Это означает, что «до вещей» они существуют как «идеи» в божественном разуме, «в вещах» — как неотъемлемые формы единичного, а «после вещей» — как понятия в человеческом разуме, т.е., как результат абстрактного мышления.
В отличие от реалистов, приверженцы номинализма (лат. nomina — имена) полагали, что объективно существуют только «единичные вещи», а общие понятия — лишь имена, обозначающие вещи и существующие только в языке. Это не более чем «звуки голоса», «сотрясения воздуха», считал один из самых ярких представителей номинализма Росцелин. С этой точки зрения многие христианские догматы, обосновывавшиеся схоластическим реализмом, выглядели пустым вымыслом, чистой спекуляцией.
Своей близостью к материалистическому пониманию мира и ориентацией на опыт номинализм оказал заметной влияние на последующее развитие философской мысли. Так, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Д.Юм, а также отдельные представители естествознания XVI —XVII вв. во многом восприняли и продолжили традиции средневекового номинализма.
С конца XII в. на европейскую философию стали оказывать заметное влияние философия и наука Ближнего Востока, в особенности арабо-мусульманская.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 644 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!