Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзистенциальная философия права



Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистен­циализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр и др.) специально не занимались проблематикой права и закона и не оставили соот­ветствующих концепций экзистенциалистского учения о праве. Од­нако разработанные ими идеи и положения философского экзи­стенциализма стали исходной основой для формирования ряда фи-лософско-правовых концепций экзистенциалистского профиля.

В экзистенциализме подлинное существование человека (эк­зистенция), "бытие-в-мире", противопоставляется его неподлинно­му существованию в мире объективации (в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т. д.). При этом экзи­стенция трактуется как исходное (дорациональное и дорефлектив-ное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире. Человек, согласно экзистенциализму, — существо одинокое, уни­кальное и конечное (смертное), которое "заброшено" судьбой в эту ситуацию (ситуации) бытия, озабочено ею, обречено считаться с ней, найти в ней свое место и сделать свой выбор.

Экзистенция интенциональна, т. е. направлена на что-то дру­гое, устремлена к чему-то (так, согласно Хайдеггеру и Сартру, она устремлена к ничто, к смерти, а в трактовке Ясперса она трансцен-дирует к богу). В экзистенции человек выступает как субъект, как подлинная личность и является самим собой. Вне этого экзистен­циального состояния он предстает "как все", как "другой" для себя и для других, оказывается безличным объектом ("man" у Хайдег-гера) в мире объективированных ценностей, отношений и форм об­щения. В таком безличном мире человек лишь в ситуациях глубо­чайшего потрясения ("пограничные ситуации" у Ясперса) постига­ет существо своей экзистенции, смысл своего бытия в мире.

С точки зрения такой философии, основная задача филосо­фии права состоит в понимании и трактовке права как экзистен­циального явления в его различении и соотношении с официаль­ным законом (позитивным правом). В этом контексте экзистенци­альное право выступает как подлинное право (как выражение "подлинного существования", экзистенции), а закон (позитивное пра­во) — как нечто неподлинное, отчужденное от человека и противо-

Ibid., S. 10—11.

Раздел V. История философии права и современность

стоящее его экзистенциальной сути, как обезличенная объективи­рованная форма выражения "неподлинного существования".

Данная общая идея экзистенциалистского правопонимания по-разному преломляется и реализуется в различных философско-правовых концепциях экзистенциализма'.

Различные аспекты экзистенциалистского подхода к праву разработаны в трудах известного немецкого юриста В. Майхофе-ра2. Бытие человека в мире, согласно его трактовке, включает в себя два момента: момент единичности и неповторимости бытия человека и момент влияния на человеческое бытие того мира, в котором осуществляется это бытие.

Такое понимание человеческой экзистенции, в которой ин­дивидуальное бытие связано с социальным бытием, Майхофер выражает с помощью понятия "Als-Sein" ("бытие-в-качестве"). В различных конкретных ситуациях своей экзистенции человек, согласно такой трактовке, выступает в различных экзистенци­ально обусловленных социальных ролях (отца или сына, мужа или жены, покупателя или продавца, кредитора или должника и т. д.). В этих ролевых проявлениях человеческой экзистенции "самобытие" одного индивида реализуется в отношениях с "са­мобытием" других индивидов в общем контексте социального "со­бытия" людей.

Применительно к таким конкретным ситуациям ролевых про­явлений человеческой экзистенции Майхофер говорит о "конкрет­ном естественном праве", под которым по сути дела имеется в виду экзистенциалистская интерпретация традиционной естествен-ноправовой категории "природа вещей"3. При этом смысл такого "конкретного естественного права" он раскрывает как конкретиза­цию "золотого правила" ("поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой") в виде максим ролевого поведения людей в экзистенциально обусловленных кон­кретных ситуациях их бытия в мире.

В такой трактовке подлинного, экзистенциального права в виде "конкретного естественного права" идеи экзистенциализма (чело­веческое "бытие-в-качестве", т. е. в форме типологизированных ролей субъектов права) сочетаются с положениями кантианства (выведение рациональных максим поведения для типологических ролей в конкретных ситуациях из общего естественноправового "зо­лотого правила" по аналогии с максимами категорического импера­тива разума).

1 См.: Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание. М., 1977. С. 46—99;

Туманов В.А. Указ. соч. С. 360—366; Четвернин В.А. Указ. соч.. С. 71—85.

2 См.: Maihofer W. Sein und P.echt. Frankfurt a. М., 1954; Idem. Naturrecht als Existenzrecht. Frankfurt a. М., 1963; Idem. Die Natur der Sache // Archiv fOr Rechts-und Sozialphilosophie. Berlin, 1958. № 2.

3 Maihofer W. Die Natur der Sac-he, S. 145 und ft.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

Данная конструкция страдает внутренними противоречиями. Хотя исходное правообразующее значение в ней признается за че­ловеческой экзистенцией в конкретной ситуации, однако вопреки этому конкретное правовое правило (т. е. норма подлинного, экзи­стенциального права) по существу появляется как дедукция из аб­страктно-всеобщего "золотого правила".





Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 870 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...