Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учителя



Профессия учителя является одной из (если не са­мой) древнейших. Ведь все другие профессии осваива­ются только в ходе специально организованной целе­направленной педагогической деятельности! Необходи­мость передачи общественного опыта новым поколе­ниям, подготовки этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия). Земледельчес­кое хозяйство в этих странах было основано на искус­ственном орошении. Это потребовало наблюдения за пе­риодическими разливами рек (Нила, Тигра, Евфрата), построения плотин.

Постепенно из этих наблюдений и в процессе стро­ительства городов и гидротехнических сооружений на­капливался опыт общественно-полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окру­жающем мире, появились зачатки наук — арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населе­ния и хранились жрецами в большой тайне, передава­лись из поколения в поколение лишь небольшому кру­гу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятель­ности. В касте жрецов знания передавались от родителей к детям, но существовали и жреческие школы при хра­мах и больших городах. Таким образом, в странах древ­него Востока учителями были главным образом жре­цы, составляющие привилегированную касту.

Возникновение школы как социального института связано с дальнейшим развитием культуры, с появле­нием письменности и зарождением науки. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках, датированных за 2500 лет до н.э. Это была дворцовая школа для детей царских сановников. Чуть позже воз­никло даже особое учебно-научное учреждение «Рамес-сеум», где получали подготовку не только жрецы, но и воины, архитекторы, врачи. В Древней Греции перво­начально появились школы грамматистов и школы ки-фаристов, в которых обучались мальчики примерно с 7 до 14 лет. Девочки же получали исключительно се­мейное воспитание. В школе грамматиста мальчиков обу­чали чтению, письму и счету. В школе кифариста, ко­торую посещали одновременно с грамматической или после нее, мальчики учились музыке, пению и декла­мации стихов, например, отрывков из греческого эпо­са — «Иллиада», «Одиссея» и др. Та и другая разновид­ность школ были частными и платными. Учителя в таких школах назывались дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу). Идущего в школу и из школы маль­чика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (буквальный перевод с греческого — детоводитель).В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру (бук­вально «школу борьбы»), где в течение двух-трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба: учились бороться, бегать, прыгать, метать диск и ко­пье, плавать. В Спарте педономами называли руково­дителей государственного воспитательного учреждения, которые назначались старейшинами из числа знатных аристократов. В обязанности педонома входило наблю­дение за нравственным поведением и военно-физичес­кими упражнениями воспитанников, а также наказа­ния их за те или иные проступки.

В первой половине 2 в. до н.э. Рим завоевывает и под­чиняет своему влиянию ряд государств Средиземномо­рья. В это время резко возрастает роль культуры, науки и искусства в жизни общества. Происходят изменения и в воспитании. Возникают грамматические школы. В эти школы принимались мальчики 11—12 лет, научившие­ся читать и писать дома, иногда в начальной школе. В большинстве это были дети знати и богачей. Обучение продолжалось примерно до 15 лет. Школы ставили за­дачу — дать подростку достаточно широкое по тем вре­менам гуманитарное образование и на этой основе под-

готовить его к дальнейшей деятельности в качестве по­литического и судебного оратора. Преподаватели этих школ («грамматики» или «литераты»), как правило, были широкообразованными людьми. Вышедшие глав­ным образом из социальных низов, грамматики при­нимали активное участие в общественной жизни; мно­гие из них добивались значительной известности.

В условиях напряженной общественной борьбы в последние десятилетия существования Римской респуб­лики (начало и середина 1 в. до н.э.) приобретает ог­ромное значение политическое и судебное красноре­чие. Создаются риторские школы, открывающие дос­туп к политической карьере значительному кругу лиц. В риторских школах учились подростки и юноши в воз­расте от 13—14 до 16—19 лет. Риторские школы давали широкое общегуманитарное образование, знакомили с произведениями выдающихся историков, ораторов, по­этов, с философией и правом.

В период империи Римское государство стремилось взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и образование. Юлий Цезарь дал всем учителям права на римское гражданство. Им­ператор Веспасиан (70—99) назначил риторам ежегод­ный выплачиваемый государством гонорар. Постепен­но грамматики и риторы, а позже и учителя началь­ных школ, становятся государственными служащими. Антоний Пий (император в 138—161) установил чис­ло риторов и грамматиков, полагавшихся каждому го­роду в зависимости от числа его жителей, а для учите­лей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диок­летиане (285—305) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определен круг их обязанностей и суммы гонорара.

В период раннего средневековья в области просвеще­ния безраздельно господствовала церковь. В этот период имелись школы трех типов: монастырская, соборная (на­зывавшаяся также кафедральной или епископской), при­ходская (см. табл. 1). Монастырские школы вначале были школами для обучения мальчиков, которых родители с самого раннего детства обрекали на будущее монашество. - течением времени монастырская школа разделилась на внутреннюю и внешнюю, для приходящих учеников.




В некоторых монастырских школах наряду с чтени­ем, письмом, законом божьим и пением были введе­ны курсы грамматики, риторики, диалектики, а поз­же арифметики, геометрии, астрономии и теории му­зыки. Во всех типах школ учителями обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профес­сии. Будучи занятыми только школьным обучением, они приобретали в процессе этой работы педагогический опыт. Уроков — коллективной работы всего класса с учителем — в средневековой школе не было. Хотя уче­ники занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начина­ли заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе уче­ников по очереди и занимался с ними индивидуально. С развитием ремесленного производства и торговли, с ростом городов прежние церковные школы не могли удовлетворять растущие потребности городского насе­ления в грамотности и элементарных знаниях. В горо­дах по инициативе объединений ремесленников возни­кают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Несколько позже те и другие сли­ваются в городские (магистратские) школы, содержа­щиеся городским самоуправлением. Цеховые и гильдей­ские школы были платными. Цехи, гильдии, а также городское самоуправление несли расходы по построй­ке школьных зданий, хозяйственные нужды, главная же часть платы учителям поступала от родителей уче­ников. Назначение учителей, заведующих школами про­изводилось цехами, гильдиями и городским самоуправ­лением (в зависимости от того, какой была школа).

В XVI веке создается педагогическая система иезуи­тов. Иезуитское воспитание ставило себе целью укреп­ление влияния католической церкви, но осуществляло эту цель новыми средствами: физическое воспитание, хорошее оборудование школ, применение принципа на­глядности, мягкая (внешне) дисциплина, довольно ши­рокий круг общеобразовательных знаний. С целью пол­ного подчинения себе учащихся, устранения каких бы то ни было посторонних влияний, иезуиты свои учеб­ные заведения делали закрытыми — интернатами (от­сюда и их название «коллегиум»). В число учащихся этих


В некоторых монастырских школах наряду с чтени­ем, письмом, законом божьим и пением были введе­ны курсы грамматики, риторики, диалектики, а поз­же арифметики, геометрии, астрономии и теории му­зыки. Во всех типах школ учителями обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профес­сии. Будучи занятыми только школьным обучением, они приобретали в процессе этой работы педагогический опыт. Уроков — коллективной работы всего класса с учителем — в средневековой школе не было. Хотя уче­ники занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начина­ли заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе уче­ников по очереди и занимался с ними индивидуально. С развитием ремесленного производства и торговли, с ростом городов прежние церковные школы не могли удовлетворять растущие потребности городского насе­ления в грамотности и элементарных знаниях. В горо­дах по инициативе объединений ремесленников возни­кают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Несколько позже те и другие сли­ваются в городские (магистратские) школы, содержа­щиеся городским самоуправлением. Цеховые и гильдей­ские школы были платными. Цехи, гильдии, а также городское самоуправление несли расходы по построй­ке школьных зданий, хозяйственные нужды, главная же часть платы учителям поступала от родителей уче­ников. Назначение учителей, заведующих школами про­изводилось цехами, гильдиями и городским самоуправ­лением (в зависимости от того, какой была школа).

В XVI веке создается педагогическая система иезуи­тов. Иезуитское воспитание ставило себе целью укреп­ление влияния католической церкви, но осуществляло эту цель новыми средствами: физическое воспитание, хорошее оборудование школ, применение принципа на­глядности, мягкая (внешне) дисциплина, довольно ши­рокий круг общеобразовательных знаний. С целью пол­ного подчинения себе учащихся, устранения каких бы то ни было посторонних влияний, иезуиты свои учеб­ные заведения делали закрытыми — интернатами (от­сюда и их название «коллегиум»). В число учащихся этих коллегиумов принимались лишь дети господствующих классов.

Для осуществления поставленных иезуитами целей воспитания требовались искусные учителя, умеющие проводить эту задачу настойчиво, но тонко. Иезуиты уделяли вопросу о подготовке учителей большое вни­мание. Они впервые осуществили систематическую под­готовку учителей. Учителями были исключительно чле­ны ордена. По окончании образования в иезуитских кол­легиумах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов, ведя пе­дагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках. После нескольких лет такого пробного преподавания молодые учителя заканчивали свою богословскую подготовку и становились препо­давателями в старших классах.

В эпоху капитализма в связи с развитием школьно­го дела профессия учителя становится массовой. Учи­теля занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX веках в дворянских и буржуазных семьях по­лучило распространение воспитание и начальное обу­чение детей с помощью домашних наставников, домаш­них учителей (гувернеров). Первоначально лица, выпол­нявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. С возникновением и развити­ем педагогического образования (в России в конце XVIII в.) определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодатель­но оформляется их правовое положение в зависимости от образования.

В 1779 г. при Московском университете была откры­та учительская семинария — педагогическое учебное за­ведение, готовившее учителей для начальных школ; она готовила небольшое число учителей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1803 г. в Петербурге открылась учительская гимназия, готовив­шая учителей для городских училищ. В 1804 г. она была преобразована в педагогический институт. В начале XIX в. в России создаются первые учительские институты, го-

товившие учителей для средних классов общеобразо­вательных школ.

В целом в дореволюционной России преобладала под­готовка учителей для начальной школы. Основным ти­пом подготовки учителей для начальной школы были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвеще­ния. На начало 1917 г. в России была 171 учительская семинария. В семинариях преподавали закон божий, рус­ский и церковнославянский языки, литературу, ариф­метику с начальными сведениями из алгебры и геомет­рии, естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, а также педагогику, методику пер­воначального обучения русскому языку и арифметике. По выбору совета семинарии учащиеся обучались ре­мёслам. Учителей начальной школы готовили также пе-- дагогические классы 913 женских гимназий, 50 жен­ских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. В XIX веке для церковноприход­ских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы, подведомственные Синоду. Многие учителя, особенно на окраинах России, не имели педагогического обра­зования и получали звание учителя после сдачи спе­циальных экзаменов.

Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и неко­торые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60—70-х гг. XIX ве­ка были открыты Высшие женские курсы университет­ского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших клас­сов мужских средних школ. После Октября 1917 г. нача­лись поиски новой системы педагогического образова­ния, создавались новые типы высших и средних про­фессиональных педагогических учебных заведений. Так, учительские семинарии были преобразованы в 3-летние педагогические курсы, затем в педагогические техни­кумы, а бывшие учительские институты преобразова­лись в пединституты или институты народного образо­вания для подготовки учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы.

Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м годам. В этот же период стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование (заочные кур­сы, факультеты и отделения при пединститутах, уни­верситетах). С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготов­ка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность: ин­форматика, иностранный язык и др. В частности, в Московском педагогическом университете будущие учителя истории получают право преподавать полито­логию, иностранный язык, юридические дисципли­ны, а будущие учителя русского языка и физики по­лучают дополнительную специализацию по иностран­ному языку.

В 90-е годы XX века с переходом России к процессу демократизации общественной жизни, в частности гу­манизации и демократизации системы образования, значительные перемены произошли и в процессе под­готовки учителей: часть педагогических институтов была преобразована в педуниверситеты, появились новые типы средних педагогических учебных заведений. Все это сопровождается качественными сдвигами в подготовке педагогических кадров.

В настоящее время в России подготовка учительс­ких кадров ведется по 41 специальности. Переход к ры­ночной экономике вызвал необходимость существен­но модернизировать содержание педагогического об­разования. Возникла потребность в расширении состава специальностей. В последние годы в ряде педагогичес­ких университетов и пединститутов развернута подго­товка экономистов, юристов, менеджеров, маркето­логов, психологов для нужд сферы образования. С этой целью открываются специальные факультеты: юриди­ческие, экономические, психолого-дефектологические. Получает развитие подготовка учителей экологии, по­литологии, социологии, культурологии, социальной педагогики, андрагогики, безопасности жизнедеятель­ности и т.д.

ъг\

Таким образом, древнейшая профессия учителя в на­стоящее время получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути её гуманиза­ции и демократизации.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...