Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 16. Государство в рыночной экономике. Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капиталу, которым он может распоряжаться



Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капиталу, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду, это естественно или, точнее, неизбежно приводит его к предпочтению того занятия, которое наиболее выгодно обществу.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1931. Т. 2. С. 32.

Поскольку каждый отдельный человек старается по возможности употреблять свой капитал на поддержку отечественной промышленности и так направлять эту промышленность, чтобы продукт ее обладал наибольшей стоимостью, постольку он обязательно содействует тому, чтобы годовой доход общества был максимально велик. Разумеется, обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Предпочитая оказать поддержку отечественной промышленности, а не иностранной, он имеет в виду лишь свой собственный интерес, а направляя эту промышленность таким образом, чтобы ее продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им...

Очевидно, что каждый человек, сообразуясь с местными условиями, может гораздо лучше, чем это сделал бы вместо него любой государственный деятель или законодатель, судить о том, к какому именно роду отечественной промышленности приложить свой капитал и продукт какой промышленности может обладать наибольшей стоимостью. Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам указания, как они должны употреблять свои капиталы, обременил бы себя совершенно излишней заботой, а также присвоил бы себе власть, которую нельзя без ущерба доверить не только какому-либо лицу, но и какому бы то ни было совету или учреждению и которая ни в чьих руках не оказалась бы столь опасной, как в руках человека, настолько безумного и самонадеянного, чтобы вообразить себя способным использовать эту власть.

Установление монополии внутреннего рынка для продукта отечественной промышленности в той или иной отрасли ремесел или мануфактур в известной мере равносильно указанию частным лицам, каким образом они должны употреблять, свои капиталы, и должно почти во всех случаях являться или бесполезным, или вредным мероприятием. Это регулирование очевидно бесполезно, если продукт отечественной промышленности может быть доставлен на внутренний рынок по такой же цене, как и продукт иностранной промышленности. Если это невозможно, регулирование, по общему правилу, должно оказаться вредным. Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне...

То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1931. Т. 2. С. 34—Зб.

... Частные интересы и стремления отдельных людей естественно располагают их обращать свой капитал к занятиям в обычных условиях наиболее выгодным для общества. Но, если под влиянием такого естественного предпочтения они начнут обращать слишком много капитала к этим занятиям понижение прибыли в них и повышение ее во всех других занятиях немедленно же побудят их исправить такое неправильное распределение. Таким путем, без всякого вмешательства закона, частные интересы и стремления людей естественно заставляют их делить и распределять капитал любого общества среди различных занятий, существующих в нем, по возможности в точном соответствии с тем, что наиболее совпадает с интересами общества в целом.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1931. Т. 2. С. 220.

Поскольку совершенно отпадают все системы предпочтения или стеснений, очевидно, остается и утверждается простая и незамысловатая система естественной свободы. Каждому человеку, пока он не нарушает законов справедливости, предоставляется совершенно свободно преследовать по собственному разумению свои интересы и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом другого лица и целого класса. Государь совершенно освобождается от обязанности, при выполнении которой он всегда будет подвергаться бесчисленным обманам и надлежащее выполнение которой недоступно никакой человеческой мудрости и знанию, от обязанности руководить трудом частных лиц и направлять его к занятиям, более соответствующим интересам общества. Согласно системе естественной свободы государю надлежит выполнять только три обязанности, правда, три обязанности весьма важного значения, но ясные и понятные для обычного разумения: во-первых, обязанность ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ; во-вторых, обязанность ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или обязанность установить хорошее отправление правосудия; и, в-третьих, обязанность создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, потому что прибыль от них не сможет никогда оплатить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет часто с излишком оплатить их большому обществу.

Надлежащее выполнение этих различных обязанностей государя необходимо предполагает известные издержки; эти издержки, в свою очередь, предполагают получение некоторого дохода для покрытия их.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1931. Т. 2. С. 279-480.

Некоторые оптимистически настроенные последователи классической экономической науки выдвинули предположение, согласно которому «свободная игра корыстного интереса» (при условии, что правительство страны воздерживается от вмешательства в экономику) автоматически обусловит такое распределение в стране земли, капитала и труда, которое вызовет большее увеличение выпуска продукции (и тем самым экономического благосостояния), чем оно было бы возможно в условиях, складывающихся «не естественным образом», а иначе. Даже сам Адам Смит (делая исключение для деятельности государства, учреждающего проведение определенных общественных работ и функционирование определенных общественных институтов, государства, поддерживающего эти работы и эти институты, которые ни b коем случае не могут содействовать интересам какого-то частного лица или небольшой группы частных лиц) утверждает, что любая государственная система, стремящаяся как путем оказания всяческого содействия привлечь в определенные отрасли больше общественного капитала, чем было бы направлено туда без подобного содействия, так и путем введения всевозможных ограничений вынудить к оттоку из определенных отраслей некоторой части капитала, который в противном случае был бы туда направлен, замедляет, вместо того чтобы ускорять, продвижение общества к достижению действительного богатства и величия, а также уменьшает, вместо того чтобы увеличивать, действительную стоимость готового продукта земли и труда в данном обществе. Было бы, конечно, неразумно толковать приведенное мнение в том или ином абстрактном, всеобщем смысле. Адам Смит имел в виду действительный мир, такой, каким он знал его, представлявший собой организованную систему, которая предполагала существование гражданского правительства и договорного права... Тем самым мы должны понимать А. Смита в том смысле, что следует допустить существование установленных законов, в основном достаточных для того, чтобы предупреждать акты чистого присвоения (например, такие, которые совершаются разбойниками с большой дороги и шулерами).

По мнению А. Смита, свободная игра интереса должна «направляться определенным образом нашими общественными институтами, особенно Семьей, Собственностью и территориальным Государством». Вообще говоря, когда один человек получает блага от другого человека, он, как можно предположить, осуществляет определенный процесс, а не действует путем захвата, он обменивает затем блага на открытом рынке, где представители обеих торгующих сторон обладают высокой компетентностью и прекрасно разбираются в сложившихся условиях. Есть, однако, основания считать, что даже Адам Смит не осознавал полностью, насколько Система Естественной Свободы нуждается в обретении правомочности и в охране с помощью специальных законов, с тем чтобы она могла обеспечивать наиболее производительное использование ресурсов страны....Такой правовой механизм принудительного характера предназначен для того, чтобы направлять действие корыстного интереса на благо общества; хорошей иллюстрацией факта функционирования этого механизма служат те ограничения, которые в некоторых цивилизованных государствах существуют в отношении абсолютной власти владельцев собственности (например, ограничения такого рода, как действующее в Баварии правило, запрещающее владельцам лесов изгонять из "своих владений туристов, действующие во Франции и в Америке правила, ограничивающие право человека поджигать собственный дом, преобладающая во всех странах практика экспроприации частных владельцев в тех случаях, когда эта экспроприация настоятельно необходима во всеобщих интересах). Далее, о функционировании этого механизма свидетельствует «отношение» права, принятого в современных странах, к различного рода контрактам (например, к обязательствам игрока по уплате долга, к соглашениям об ограничении торговли, к договоренности об освобождении от определенных юридических обязательств), которые, как полагают, идут вразрез с государственной политикой и тем самым трактуются правовыми органами как недействительные.

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. С. 195-197.

Для любой отрасли, в отношении которой есть основания полагать, что в результате беспрепятственной реализации корыстного интереса ресурсы будут инвестированы не в том объеме, который требуется с точки зрения увеличения национального дивиденда, prima facie существует основание для государственного вмешательства. Но это основание остается лишь основанием prima facie, пока мы не выяснили, какими качествами должны обладать правительственные органы», чтобы это вмешательство принесло пользу. Недостаточно сопоставить несовершенный регулирующий механизм никем не сдерживаемых частных предприятий с наилучшим регулирующим механизмом, который могут себе вообразить экономисты в своих исследованиях. Ведь нельзя ожидать, что любое государственное учреждение достигнет идеала или даже будет всеми силами стремиться к нему. Деятели таких учреждений, в равной мере подвержены невежеству, групповому давлению и коррупции во имя личных интересов. «Шумливые» граждане, сумевшие скоординировать свои действия на выборах, могут оказаться сильнее большинства.

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. С. 406.

Современные усовершенствования структуры и методов работы правительственных учреждений позволяют последним осуществлять благотворное вмешательство в экономику в условиях, которые в прежние времена делали вмешательство неоправданным.

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. С. 409.

Для наиболее полного проявления закона ценности надо, чтобы существовала полная свобода товарооборота как внутри страны, так и между странами на мировом рынке. Надо, далее, чтобы рабочий был свободным продавцом, а капиталист — ничем не стесняемым покупателем рабочей силы как товара. Надо, чтобы вмешательство государства в производственный процесс и количество собственных предприятий государства свелись к минимуму, а также отсутствовала регламентация цен со стороны монопольных opганизаций самих предпринимателей и т.д.

Преображенский Е. А.. Новая экономика. М., 1926. С. 131.

"При всех этих различных обстоятельствах мы никогда не сможем на практике увидеть совершенно чистую рыночную экономику. Рынок всегда в той или иной мере дополняется и ограничивается вмешательством (регулированием) со стороны действующих заодно предприятий и монополий, политической власти и различных организаций. Таким образом, мы получаем, с одной стороны законы и инструкции, которые ограничивают рынок, с другой стороны - общественный сектор, который берет на себя экономичееские функции: производит различную продукцию и услуги, взимает налоги с граждан. Мы также имеем организации (например, профсоюзы и союзы работодателей), которые стараются изменить распределение доходов в обществе."

Эклунд К. Эффективная экономика. - М.: Экономика, 1991. - С. 80.

"Какие бы ни были причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому правительственное вмешательство можно обосновать как "технической монополией" (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).

Фридман М. Капитализм и свобода. New York. Chalidze Publications, 1982. - С. 147





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 944 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...