Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 22. Тенденции развития музыкальной культуры в 20-е годы



Идейно-эстетическая ситуация в духовном социуме 20-х годов. Формирование но­вого исторического типа культуры, его структурные особенности и содержательные пара­метры.

Новые задачи в области музыкального искусства. Обогащение форм концертной жизни, музыкального театра, массово-просветительной работы. Высокий уровень ис­полнительской культуры. Продолжение работы выдающихся мастеров предшествующего периода. Формирование новых исполнительских традиций. Победы отечественных музы­кантов на международных конкурсах.

Цели и задачи реформирования музыкального образования. Типизация учебных за­ведений, обновление их программ. Проблема профессионализации обучения. Реорганиза­ция старых и появление новых структур.

Проблемы развития науки о музыке. Создание первых научно-исследовательских учреждений музыкального профиля. Статьи и выступления А.В.Луначарского по вопро­сам музыки. Роль Б.В.Асафьева в формировании отечественного исторического и теоре­тического музыкознания. Значение трудов Н.А.Гарбузова, Г.Л.Катуара, Н.Ф.Финдейзена и других ученых в развитии музыкальной науки. Изучение музыкального фольклора.

Музыкальное творчество в контексте общекультурных процессов 20-х годов. Взаимодействие с другими художественными сферами: литературой, изобразительным искусством, театром, кинематографом.

Плюрализм художественных идей, конфронтация противонаправленных устрем­лений, разнообразие организационных форм. Деятельность множества объединений ху­дожников, литераторов, музыкантов.

Борьба направлений в музыкальной культуре 20-х годов. Ассоциация современной музыки, Ассоциация пролетарских музыкантов и другие музыкально-общественные груп­пировки, их творческие установки, воздействие на музыкальный быт, формирование ком­позиторской молодежи.

Массово-агитационная работа АПМ и ПРОКОЛЛа; жанровые приоритеты в сфере музы­кального творчества: хоровая песня, театрализованные представления, концерты-митинги. Пропаганда новых течений зарубежной музыки и сочинений современных русских авто­ров деятелями АСМ; широта и многообразие жанрово-стилевых исканий, новаторские устремления в сфере музыкального языка.

Современная тема в музыкальном творчестве. Общественная потребность в глубо­ком художественном осознании свершившегося. Публицистические, документалистские, философско-мировоззренческие аспекты воплощения. Новаторские устремления в облас­ти интонационно-выразительных средств.

Интенсивное развитие песенно-хоровых жанров. Особенности массовой песни, ее эволюция. Разнообразие тематики и внутрижанровых решений. Песенно-хоровое творче­ство А. Д. Кастальского, А. А. Давиденко, А. В. Александрова. Обработки народных пе­сен как один из путей обновления интонационного языка отечественной музыки XX ве­ка.

Проблематика крупных вокально-инструментальных форм. Образно- тематические, композиционно-драматургические, интонационно-стилистические характеристики.

Развитие симфонической музыки в 20-е годы. Многообразие жанров. Поиски, свя­занные с воплощением нового содержания. Обновление драматургических принципов, композиционного строения, музыкального языка. Преломление классических традиций и черты новаторства в симфониях Н.Я.Мясковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

Темы, идеи, образы, стилистические особенности камерной музыки.

Поиски в области музыкального театра. Взаимодействие с театрально-драматической культурой эпохи. Значение традиций отечественной и мировой классики в формировании нового музыкально-театрального мышления. Основные сюжетно-тематические линии; доминирование социально-критической направленности содержа­ния. Внутрижанровые модификации оперы и балета. Разнообразие композиционных структур. Богатство творческих решений, сценического воплощения. Кристаллизация средств музыкальной характеристики современных образов, героев. Новаторские черты опер и балетов Д.Д.Шостаковича и С.С.Прокофьева. Отражение актуальной тематики в балете "Красный мак" Р.М.Глиэра.

Проблемы и перспективы композиторского творчества в статьях Б.В.Асафьева "Кризис личного творчества" и "Композиторы, поспешите ".

Русская музыкальная культура 20-х годов как органичная составная часть мирового художественного процесса. Воплощение в отечественном композиторском творчестве идеалов и противоречий эпохи. Многообразие эстетико-стилевых направлений. Сочетание традиционных систем музыкального мышления и новых звукообразных структур.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...