Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Туникообразные рубахи. Во второй половине XIX в. у большинства старожилов Алтая мужские рубахи характеризовались туникообразным покроем. При этом рубахи различались многими деталями: конструкциями боковин, конструктивными решениями рукавов (прямые, кулевид-ные, кошеные), ворота (разрезы посредине, слева, справа, с воротником и без). Существовали отличия и в способах раскладок кроя, а также используемых материалах, приемах шитья, украшениях (рис. 91). Анализ этих особенностей позволил выделить 5 вариантов туникообразных рубах, каждый из которых привязан к конкретной этнографической группе и временному периоду.
"Поляпкие" рубахи с двумя прямыми бочками (боковинами). Характеризуются прямым и кулевидными покроями рукавов, горизонтальной горловиной с косым левым вертикальным разрезом ворота (рис. 91, а, б).
Бухтарминские и "поляпкие" рубахи с двумя прямыми бочками и двумя малыми косинами, вставленными между центральным полотном и бочками. Характеризуются прямым и кулевид-ным покроями рукавов, горизонтальной горловиной с косым левым (у "поляков") или правым (у бухтарминцев) разрезом ворота (рис. 91, в).
Кержацкие рубахи с двумя кошеными бочками. Характеризуются кошеными покроями рукавов, горизонтальной или вырезной горловиной с правым или левым разрезом (рис. 91, г).
Старожильческие рубахи с четырьмя кошеными бочками (по два с каждой стороны), соединявшимися с центральным полотном прямыми срезами. Характеризуются кошеными покроями рукавов, вырезной горловиной с прямым или косым левым разрезом (рис. 91, д).
Старожильческие и переселенческие рубахи без бочков. Характеризуются кошеными покроями рукавов, вырезными проймами и горловиной с левым разрезом (рис. 91, е).
Во второй половине XIX - начале XX вв. туникообразные рубахи с прямыми боковинами, а также бочками, дополнительно расширенными косинами, бытовали у "поляков" и бухтарминс-ких старообрядцев. У прочих алтайских старообрядцев и чалдонов преобладали рубахи с раскошенным станом - с двумя - четырьмя кошеными бочками или кошеным центральным полотном. При этом бочки и рукава часто раскраивались одновременно - при разрезании наискось сложенного вдвое, по нити основы, полотна (выше уже указывалось, что этот же способ использовался и при раскрое женских туникообразных рубах).
Рукава прямого и кулевидного покроев сохранились к изучаемому времени в рубахах "поляков" и бухтарминских старообрядцев. Прямые рукава шили из целого, перегнутого по нити основы, полотна, дополненного в случае необходи-
мости надставкой. Кулевидные рукава отмечены в мужских рубахах "поляков" только в их позднем варианте - с треугольной вставкой внизу. Существование этих рукавов, которые, как было показано на примере женской одежды, являлись дериватами более ранних форм - из 2-х полотен разной длины, дает право предположить бытование последних некогда и в мужских рубахах. В рубахах остальных алтайских старожилов наиболее популярными были кошеные рукава - в виде раскошеного полотна или полотна и клина (косины), срезанного с этого полотна. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием города большое распространение получили "модные" рука-вапрямого покроя, присобранные внизу на манжету.
Ворот мог выкраиваться горизонтальными -в виде щели или вырезными - в виде окружности, соответствовавшей форме и размерам шеи. Горизонтальный ворот, как правило, обшивали только кантом из кумача или косичками-пле-тешками, вырезной же всегда имел воротник, представлявший собой перегнутую по утку полоску ткани. Значительно варьировалось и положение разреза ворота, который помещали прямо посредине, слева или справа. Во второй половине XIX в. туникообразные рубахи с прямым разрезом, практически, повсеместно присутствовали в погребальных комплексах, а старообрядцы-кержаки использовали такой покрой ворота и в рабочих костюмах, в рубахах мальчиков. Однако наиболее популярными в мужской одежде как повседневного, так и праздничного назначения были рубахи с косым левым разрезом ворота, которые назывались косоворотками, косушками, с косым рядом. В тех местах, где. рубахи с левым разрезом не так давно пришли на смену рубахам с прямой застежкой ворота (Сростинская волость), последнюю, по традиции, делали не от плеча, как обычно в косоворотках, а от горловины, т.е. лишь немного смещенной по центру. Рубахи с косым правым разрезом бытовали во второй половине XIX в. у бухтар-нинских старообрядцев Юго-Восточного Алтая.
В туникообразных рубахах старообрядцев-поляков" Южного Алтая стан выкраивался из одного, перегнутого по утку полотна, которое помещалось в центре, и двух боковых, что дает право считать покрой этого стана прямым (рис. 92,93). Меньшие по размерам боковые полотна пришивали таким образом, что, не доходя до линии перегиба центрального полотна на 25 • 30 см, образовывали с последним отверстия для рукавов.
Не характерный для туникообразной одежды "бочкообразный" силуэт приобретали указанные рубахи в случае присобирания боковых полотен у пройм (по типу среднеазиатских мунисаков, мирсаков). Бочки могли при этом укладываться
куколками или собираться в мелкие складки, по которым выполнялась вышивка "по борам" (рис. 92 - 94). Описанный покрой мужских рубах был хорошо известен как в северно-русских, так и южнорусских губерниях России, что, безусловно, свидетельствует о его древности. Вместе с тем, следует отметить отсутствие в европейском материале рубах с присборенными бочками [I].
Особенностью оформления "поляцких" рубах являлась богатая, очень декоративная, вышивка по левой стороне груди. Она представляла собой различные композиции из квадратов, вписанных в большой квадрат или крестообразную фигуру, от которой в разные стороны могли ответвляться изображения хлебных колосьев (рис. 95). Н.П. Гринкова высказала мысль, что раньше положение этой вышивки было не смещенное, а центральное, соответствующее древнему для русских рубах прямому разрезу ворота [2]. Что же касается самой вышивки, то она, как нам кажется, представляла собой не только "усложнение первоначальной формы креста", но имела важное сакральное назначение в костюме. Об этом свидетельствуют такие архаичные мотивы вышивок, как квадраты, пересеченные крест-накрест с точками или без, которые Б.А. Рыбаков трактует в качестве символов "засеянного поля" [З]. Большинство наших информаторов считали, что подобные рубахи готовили и одевали на свадьбу, поэтому логично предположить связь нагрудного орнамента со свадебной символикой плодородия.
Квадратные вышивки у ворота выполнялись обычно черными шелковыми нитками. Эти вышивки, как и орнаментации по груди, были довольно однотипны - заполненный геометрическим орнаментом квадрат, расчлененный вертикальными столбцами на несколько частей. В качестве вкраплений использовались квадратики, звездочки и т.д. из красного шелка. В нескольких просмотренных нами рубахах в вышивку искусно вшиты бусинки зеленого бисера -древняя традиция русской одежды, сохранявшаяся в XIX в. в северо-восточных уездах Рязанской губернии [4]. В левой части вышивка переходит в полоску, окаймляющую разрез ворота, и в нижней части заканчивается острым углом. Помимо указанных орнаментальных отделок, как спина, так и грудь украшались свастикой, Z-образной вышивкой, состоявшей из меандрических завитков (рис. 96, 97). Швы этой вышивки одновременно прикрепляли подшиваемую к изнанке подоплеку, т.е. выполняли не только эстетическую, но и практическую функцию.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 547 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!