Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Штаны изготавливаются из трех полотен, одно из которых разрезается на 2 - 4 клина;



клинья при этом соединяются поперечными сто­ронами и в готовом виде располагаются продоль­но (рис. 110, в).

Штаны со штанинами из кошеных пол­отен, которые получаются разрезанием по диа­гонали двух, предварительно сметанных, полотен; каждая штанина состоит из двух час­тей, причем задние надставляются малыми клиньями, получаемыми при раскрое основных полотен (рис. 110, г).

Штаны с прямыми штанинами, сшиты­ми из одного или нескольких полотен.

Штаны, в которых штанины изготавливают­ся из прямых полотен, соединяемых перегнутым поперечно полотном прямоугольной формы; за счет полотна-вставки образуется "широкий шаг" (рис. 110, д).

Штаны с прямыми штанинами, соединенны­ми прямоугольными ("широкий шаг") и расши­ряющей вставками (рис. 110, е).

Штаны с прямыми штанинами из холста, кожи, замши и т.д., сшитыми без каких-либо со­единительных вставок (рис. 110, ж).

Рассмотрим последовательно каждый из вы­явленных нами типов и вариантов.

Штаны из прямых и кошеных полотен в изу­чаемое время были распространены в Верхнем Приобье повсеместно под названиями штаны, реже порты, подштанники. Белые холщовые штаны такого покроя входили в погребальный и рабочий комплекс одежды старожильческого населения (ч/а/ембары, далее в одной редак­ции) (рис. 111, а, б), а сшитые из пестряди ис­пользовались как повседневные и праздничные. В последнем случае их носили под рубахами на бедрах, заправляя низки в сапоги или обутки.У старожильческого населения северных районов установлен факт бытования белых льняных шта­нов указанной конструкции с кумачовыми или другого материала вставками - мотней, или втоками между штанин [1]. Вследствие того, что в конце XIX - начале XX вв. российскими были завезены на Алтай неорнаментированные, из однотонных тканей, порты, описанные пестрот­каные и из белого льна штаны стали выполнять функцию нательного белья. В некоторых отда­ленных районах края самотканые, "с полосой" или "с клеткой", штаны продолжали носить еще- j и в 20 - 30-е гг. XX в. По сообщению наших ин-»| форматоров, не носили портов только мальчики"! до 7 - 10 лет, а также кое-где старики, который ходили дома в одних рубахах. Штаны указанно"» го покроя названы Г.С. Масловой общерусски"! ми и рассматриваются ею как старинная одеж­да [2]. Как будет показано ниже, наши исследо­вания подтверждают этот вывод.

Конструкция таких штанов нессиметрична • раскошенные полотна соединяются резями, спускаясь острыми уголками к низу штанин. При детальном изучении мужских портов у раз­ных групп населения Алтая были выявлены сле­дующие этапы их изготовления: во-первых, сши­вали три полосы холщевых или пестрядинных полотен, в результате чего получалась "распаш­ная юбка" из трех точей, соединение осуществля­лось швом встык; во-вторых, разрезали среднее^ полотно по диагонали, полученные косины при­шивали поперечными срезами к целым полот­нам швом рубчик; в-третьих, прямые полотна перегибались вдоль по нитям основы, соединя­ясь с косинами швом рубчик; наконец, в-четвер­тых, верхний край штанов подгибали или обши­вали поперечной полоской ткани, куда продер­гивался гашник, с правого бока прорезали карман, края которого обшивали кумачом или другим, контрастным по цвету, материалом; сбо­ку, для прорехи, шов оставляли незашитым, окантовывая его также кумачом. Как видно из

вышеизложенного, вся конструкция здесь реша­лась одним лишь косым разрезом полотна, за счет которого и осуществлялся переход от "рас­пашной юбки" к рассматриваемым штанам. Для одежды российских переселенцев конца XIX -начала XX вв. был также характерен такой пок­рой портов, которые, однако, отличались от ста­рожильческих меньшими размерами среднего полотна.

У "поляков" Риддерской, Владимирской во­лостей, наряду с описанными выше штанами, бытовали и иные, которые в готовом виде имели симметричную конструкцию - прямые, перегну­тые по нити основы штанины соединялись с 2 -4-мя пришиваемыми по шагу косинами. Верх­ний край подгибали по-старинному рубцом (швом вподгибку с закрытым срезом), куда про­дергивали гашник, или обшивали "по-городско­му" пояском. В начале XX в. поясок чаще засте­гивался на пуговицу.

Если такие штанины готовили для работы, то их шили из конопляных или грубых льняных тканей. Плисовые же штаны использовались в качестве праздничных. Их украшали тамбурны­ми вышивками разноцветного шелка по боковым карманам и по низу, так как носили поверх обу­ви (рис. 112). Помимо этого, карманы (прорезно­го типа), прореху спереди окантовывали полос­ками кумача. В случае, если один из карманов Г был непрорезным, то его имитировали кантами!•• вышивкой. Рассмотренный вариант покроя ^мужской поясной одежды был зафиксирован Йатором и у семейских Забайкалья.? Штаны со штанинами из кошеных полотен | отмечены у "поляков" Южного Алтая как повсед­невная, рабочая одежда. При раскрое этих шта-' иов разрезали, примерно по диагонали, два уло­женных одно на другое полотна, которые пред­варительно сметывались по краям. Получившиеся при этом остатки в виде неболь­ших клиньев пришивались к задним полотнам, после чего стачивались боковые швы и приши­вался пояс. Этот тип покроя, таким образом, от­личался от вышерассмотренных, так как штани-вы выкраивались исключительно из кошеных полотен. Абсолютно такой же покрой штанов был зафиксирован автором у семейских Забайкалья. Аналогии находим и с плисовыми шароварами, бытовавшими у русского населения Пермской области [З].

. Штаны прямого покроя характеризовались тем, что конструктивную основу в них составля­ли прямые, перегнутые по долевой нити, шта-нины, которые соединялись друг с другом непос­редственно или через дополнительное полотно. Кошеные полотна в такой одежде отсутствовали.

К таким штанам (чембарам) нами отнесены те, которые выкраивались из трех прямых пол­

отен грубого холста, два из которых шли на шта­нины, а третье - на мотню, втоки. При этом шта­нины перегибались по нити основы, а мотня - по утку. Сшитые из трех прямых полотен, указан­ные штаны были такими широкими в обхвате, что при необходимости их могли надевать поверх нижних подштанников, а также заправлять полы шуб, шабуров, понитков и т.д. На фигуре чембары удерживались с помощью конопляно­го гашника. Штанины описанного покроя явля­лись одним из основных видов зимней рабочей и промысловой одежды старообрядцев Верх-Бухтарминской волости, Сарасинской инород­ческой управы. Появление чембар у русских ста­рожилов Юго-Восточного Алтая мы связываем с влиянием костюмных форм соседнего казахско­го населения, у которых такие штаны бытовали издавна [4]. Подобного покроя штаны были из­вестны и семейским Забайкалья [5].

В чембарах, где прямые штанины соединя­лись друг с другом через прямоугольную встав­ку и расширяющую деталь, последнюю выреза­ли из квадратного куска полотна, у которого с одной стороны срезали уголки. Поместив эти уголки с другой стороны квадрата, их сшивали между собой и с квадратом таким образом, что в результате образовывался шестиугольник. Вер­хний край штанов укладывался в четырех мес­тах в складки и обшивался поясом. Застегива­лись чембары на деревянную или металличес­кую пуговицу (рис. 113). Во второй половине XIX - начале XX вв. штаны описанного покроя быто­вали в качестве рабочей и промысловой одежды у старожилов Северного и Юго-Восточного Ал­тая. Как название, так и покрой свидетельству­ют о возможности заимствования этого вида одежды у местного алтайского населения [6]. У русских подобные штаны отмечены в костюме уральского казачества [7].

В изучаемое время повсеместно в Алтайском округе были известны чембары, в которых пря­мые штанины соединялись друг с другом непос­редственно, без каких-либо соединительных вставок. Их шили из грубого холста, конопли или двух пар кусков кожи продолговатой, неправиль­ной формы. По верхнему краю штаны закла­дывались в четыре складки - две спереди и две сзади и обшивались поясом из холста или шерс­ти (рис. 114). Если холщовые штаны крестьяне шили сами, то чембары из бараньих, козьих шкур, маральих кож, замши, ямани, буйлины, косули, как правило, отдавали готовить алтай­цам [8]. Каменщики южных острогов Алтая оде­вали кожаные чембары не только на промысел или охоту, как большинство старожилов края, но и на праздники [9]. Описанные штаны из теп­лых, непромокаемых материалов как нельзя лучше соответствовали образу жизни, занятиям

Рис. 110. Схемы раскладок кроя мужских штанов.

Рис. 111. Контурные чертежи мужских штанов:

а - из белого холста, с. Быструха Владимирской волости. Музей ИАЭ 123 В; б - из белого холста, д. Белая Верх-Бухтарминской волости. ОГОИЛМ 3158, начало XX в. (Даны виды спереди и сзади).

Рис. 112. Мужские штаны из черного плиса, с. Кондратьево Змеиногорского уезда. ОГОИЛМ 3108.

Рис. 113. Холщевые чембары из с. Верх-Уймон Усть-Коксинского района Алтайского края, начало XX в.

Рис. 114. Чембары из козьих шкур, с. Березовка Усть-Коксинского района, 1950-е гг.

Рис. 115. Старожилы-старообрядцы в плисовых шароварах, 1914 г. Фото М.А. Круковского. Архив МАЭ 2354-278.

Во второй половине XIX - начале XX вв. го­ловные уборы крестьян Верхнего При-

людей, а также природным условиям на Алтае. Видимо, по этой причине они, столь популярные в одежде местных народов, вошли и в быт рус­ских крестьян.

К рассмотренному варианту можно отнести и распространенные на Алтае в качестве праз­дничной одежды шаровары. В них, как и в чем-барах, на каждую штанину отрезали прямые полотна. При этом штанины, сшивавшиеся из 1,5 - 2-х таких полотен, бывали порой настолько широки, что напоминали собой юбки [10]. Ши­рину, кроме того, увеличивала вшивавшаяся между штанин вставка в виде ромба или квад­рата. Для шаровар использовались дорогие ворсовые материалы - бархат, плис, шелковые и бумажные китайские ткани, а позже, в конце XIX - начале XX вв., российские сатины, сукна, миткали, бумазеи и т.п. [II]. В это время шаро­вары уже не украшались, но в тех районах, где в прошлом эта традиция бытовала, их предпо­читали шить из ярких, узорчатых тканей (Верх-Бухтарминская, Ануйская волости). Шелковые и миткалевые штаны обычно подшивались с изнанки подкладочной тканью. Носили шарова­ры с незаправленными рубахами, заложив ни­зки штанов в сапоги или обутки (рис. 115). Был распространен также обычай надевать их поверх нижних кошеных штанов - подштанников. По воспоминаниям информаторов, "мода" на широ­кие штаны приходилась по вкусу и российским переселенцам, которые начинали себе шить та­кие же.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 634 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...