Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Очень живописно отделывались подол и низ рукавов этих рубах. Украшение включало в себя полоски кумача (1 - 1,5 см), вышивку красным льном или хлопком геометрических и раститель-



Рис. 91. Схемы раскладок кроя мужских туникообразных рубах. Условные обозначения: А - центральное полотнище стана; Б - боковые полотнища; Р - детали кроя рукавов;

П - планка; В - воротник; М - манжеты.

Рис. 92. Мужская холщевая рубаха из коллекции А.Е. Новоселова. ОГОИЛМ 3134:

а - вид спереди; б - вид сзади.

Рис. 93. Мужская холщевая рубаха из коллекции А.Е. Новоселова. ОГОИЛМ 3497.

Рис.94. Мужская холщевая рубаха из д. Бутачиха Семипалатинской губернии. ГМЭ 2699-5.

Рис. 95. Деталь нагрудной вышивки рубахи ОГОИЛМ 3134.

Рис. 96. Нагрудная вышивка рубахи ОГОИЛМ 3497.

Рис. 97. Детали вышивки рубахи из с. Секисовка Владимирской волости. ГМЭ 5091-23:

а - у горловины; б, в - на спине.

Рис. 98. Мужские рубахи, д. Язовая Верх-Бухтар-минской волости. ГМЭ:

а-5158-30, б- 5158-28.

Рис. 99. Мужская рубаха из д. Язовая Верх-Бухтар-минской волости, вторая половина XIX в. ГМЭ 5158-26.

Рис. 100. Рубаха из д. Язовая Верх-Бухтарминской волости. ГМЭ 5158-26: а - вышитая полоска по груди. Рубаха из того же села. ГМЭ 5158-28:

б - орнамент бранья по плечам и подолу; в - по груди.

ных мотивов в технике роспись, крест и т.д., цвет­ную перевить или кружево, вязанное на коклюш­ках, крючком. В прорезь бокового полотна и шов рукава вставляли такой обязательный элемент, как кумачовые вставки-ластовицы, которые вдоль швов соединения обрамлялись вышивка­ми красными и синими нитками. Указанные виды украшений вышивками и другими отдел­ками по груди, спине, низу рукавов и подолу сближают рубахи "поляков" с мужскими рубаха­ми Воронежской (Коротоякский уезд) и Орловс­кой (Трубчевский, Брянский, Карачевский уез­ды) губерний [5].

Такие рубахи имели и еще одну характерную деталь - вертикальные нашивки кумачом вдоль швов соединения центрального полотна и боко­вин. Эти нашивки украшали вышивками в виде меандрического орнамента (т.н. "византийская линия") [б], ромбов с продолженными сторона­ми, крестов. Вышивки, как правило, выполня­лись контрастными, по отношению к кумачу, нитками белого и синего цветов. По двум сторо­нам от полосок прокладывались узоры геомет­рического характера, с помощью которых кумач органично вписывался в общую композицию рубахи.

К концу XIX в., с распространением в быту ситцев и других покупных тканей отечественно­го производства крестьяне изготавливали руба­хи и из кумача, в связи с чем изменилось их де­коративное оформление. Появились новые, в их числе и городского происхождения, детали: при­шивной воротник, манжеты, сборка рукавов вверху и внизу. Вместо строгой, красно-черной вышивки стали украшать позументом, бархатом, тесьмой, вышивать разноцветной шерстью [7].

Туникообразные рубахи с двумя прямыми бочками и двумя малыми косинами Н.П. Грин-кова и А.Н. Белослюдов рассматривали в качес­тве одежды первопоселенцев Бухтармы - камен­щиков [8]. Наши материалы позволяют расши­рить ареал их бытования до более северных районов (Риддерская, Владимирская, Ануйская волости), что, видимо, было связано с поздней­шими переселениями.

Изготовленные во второй половине XIX в. из льна, рубахи бухтарминских старообрядцев име­ли ряд особенностей в сравнении как с прочей старожильческой, так и общерусской одеждой. Основное отличие состояло в том, что их стан шили не из четырех, как обычно европейские ру­бахи, а из пяти полотен. При этом четыре полот­на использовались подобно предыдущим руба­хам - два шли на перед и спинку и два - на боко­вины. Получавшиеся раскашиванием пятого полотна косины вшивались между центральным и боковыми полотнами - по одному с каждой сто­роны. Прямыми срезами косины соединялись с

задним полотном, косыми - с боковыми полот­нами (рис. 98, 99). Присутствие в бухтарминских рубахах, наряду с прямыми, кошеных полотен (косин) дает право рассматривать покрой этих рубах как полукошеный. Как и у "поляков", у бухтарминцев бытовала традиция присобирать боковые полотна куколками или складками.

Рассматриваемые рубахи декоративно укра­шались вышивками по груди, вороту, низу ру­кавов и подола. Цветовая гамма вышивок в льняных рубахах строилась на сочетаниях крас­ного и черного цветов, причем, черный цветовой тон концентрировался у ворота, а красный - на груди. Основные мотивы изображений по груди и вороту, во многом подобные "поляцким" руба­хам, по-видимому, как и в последних, имели оп­ределенное обрядовое назначение в костюме. Такие же элементы отделок как полоски орна­ментального тканья, пришивавшиеся не вдоль всей рубахи, а в местах соединения рукавов со станом, а также по низу рукавов и подола, в изу­чаемое время являлись характерной чертой лишь бухтарминских рубах (рис. 100). Таким об­разом, если вышивки по груди и вороту сближа­ют рассматриваемые рубахи с "поляцкими", то указанные полоски отличают от таковых.

Общую декоративную композицию бухтар­минских рубах органично дополняли кумачовые ластовицы. Горизонтальный ворот и смещенный вправо разрез обшивали красными тесьмами-плетешками или кантами из кумача, из которых делали и петли для пуговиц. Старожилы вспо­минают, что в старину рубахи застегивались на схватцы. Все рубахи готовились на подоплеках, подшивавшихся с изнанки и заканчивавшихся спереди и на спине острыми углами.

Довольно давно, еще в первой половине XIX в., бухтарминские старообрядцы, наряду со льном, использовали для изготовления повсед­невных и праздничных рубах покупные китайс­кие ткани, выбойки [9]. Особенно нарядно укра­шались сшитые из фанз, шелков, бязи празднич­ные рубахи, которые нередко оторачивались золотыми галунами, отделывались колористи­чески более богатыми вышивками.

У "поляков" рубахи рассматриваемого покроя сохранились до настоящего времени в погре­бальных комплексах (рис. 101). Эти рубахи от­личались большой сдержанностью в цветовом решении - все они, как правило, белого цвета с неширокими кумачовыми окантовками по кра­ям. Вместе с тем, "поляцкие" рубахи имели та­кие детали как кулевидные рукава, левый раз­рез ворота, по которым их сразу можно отличить от аналогичного покроя бухтарминских.

У "поляков" приануйских сел (с. Топольное, Сибирячиха) в погребальных комплексах, изго­товленных в начале XX в., были обнаружены

Рис. 102. Погребальная рубаха из белого холста, с. Сибирячиха Ануйской волости, начало XX в. Музей ИАЭ 23Д.

Рис. 101. Рубаха погребальная из холста, с. Малоубинка Владимирской волости. ВКОМ, N КП20-5757: а - вид спереди; б - вид сзади. (См. Щербик Г.А. Коллекция крестьянской одежды в фондах Восточно-Казахстанского историко-краеведческого музея // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири.- Новосибирск, 1985.- С. 231).

Рис. 104. Мужская рубаха из пестряди. БКМ 9479 (без сведений):

а - вид спереди; б - вид сзади.

Рис. 103. Вышивка манишки и манжет в мужской рубахе, с. Большой Бащелак Чарышского района Алтайского края, 1920-е гг.

рубахи переходного варианта, которые, хотя и имели подобное описанному расположение швов, однако, отичались как конструкцией, так и раскладкой кроя. Малые косины в них приши­вались не к прямым, а к кошеным боковым пол­отнам (рис. 102). Поскольку и те, и другие полу­чались разрезанием по косой одного отреза, то на изготовление таких рубах требовалось уже не 5, а 4 полотна. С передним и задним полотнами большие и малые косины соединялись прямы­ми срезами, а между собой, следовательно, ко­сыми. Для рассматриваемых рубах, как и в об­щем для "поляцкой" одежды, были характерны кулевидные рукава, а также положение ворота на левой стороне.

Ануйские "смертные" рубахи, оказавшись, таким образом, по расположению швов близки­ми вышерассмотренным, качественно отлича­лись тем, что вместо прямых боковин в них вши­вались кошеные. Это обстоятельство позволяет отнести их покрой уже не к полукошеному, а к кошеному, пережиточно сохранявшему, однако, элементы первого, что выражалось в выкраива­нии боковых косин разными по величине.

Среди рубах старообрядцев (кержаков) Цен­трального, Юго-Восточного Алтая и некоторых других, рядом расположенных, областей выде­ляются такие, в которых с каждого бока вшива­лось только по одному кошеному полотну. Руба­хи этой конструкции, как и в вышеописанном Варианте, выкраивались из 4-х полотен, но по

Г схеме раскроя: срезанные с боковых пол-клинья пришивались не к стану, а к рука­вам. Кошеные полотна пришивались к цен­тральному полотну так, что прямым срезом при­соединялись спереди, а косым сзади. Рукава, Которые при таком способе кроя имели клинья, вшивались в отверстия, образуемые централь­ным полотном и боковыми косинами, перпенди­кулярно к нити основы последних.

По-видимому, рубахи указанной конструкции представляли собой раннюю традицию в одеж­де • они зафиксированы в погребальных ком­плексах кержаков. Для рубах этого назначения характерно сохранение древних элементов - об­метанное швом через край отверстие (ворот) для головы, прямой разрез ворота, скрепление воро­та тесемками-плетешками, приемы шитья жи-вулькой и т.д.. Все это сближает кержацкие "смертные" рубахи с аналогичного назначения одеждой кержаков других районов России (Вят­ской, Великолукской, Псковской губерний) [10].

Совершенно иное впечатление призводят ру­бахи этого варианта покроя в повседневном и праздничном комплексах конца XIX • начала XX вв. В них наблюдаются такие элементы, не встречавшиеся или маловстречавшиеся в погре­бальных рубахах, как стоячий воротник-ошей­

ник, планка по разрезу ворота, вышивки расти­тельных орнаментов, выполненных в технике крест и т.д. Преобладающим в этом варианте рубах был левый разрез ворота, который вместе с воротником застегивался на ряд пуговиц. Вы­шивка выполнялась по воротнику и планке раз­реза ворота - узкому столбику или широкой ма­нишке (рис. 103). Любимые сочетания - красные и черные цвета. Рубахи описанного покроя и ук­рашения очень близки к аналогиным рубахам начала XX в. России, Белоруссии.

Во второй половине XIX - начале XX вв. у ста­рожилов Северного Алтая наиболее распростра­ненными были рубахи с четырьмя кошеными полотнами - по два с каждого бока (рис. 104). Этим конструкция отличалась от только что опи­санной - с двумя бочками. Принципиально иным в ней было также то, что кошеные полотна вы­краивались одной величины, а не разной, т.е. не так, как в ранее описанных рубахах. Симметрич­ный покрой достигался уже упоминаемым нами ранее способом перекашивания сложенного вдоль нити основы отреза ткани, при котором одновременно получались бочки и рукава. Боч­ки пришивались к центральному полотну пря­мыми срезами, соединяясь между собой косыми. Кошеные рукава вставляли в отверстия, обра­зуемые бочками и центральным полотном.

Описываемые рубахи шили из достаточно широкого ассортимента материалов, которые различались в зависимости от назначения: пов­седневные, погребальные готовились из льна, конопли; праздничные - из пестряди (с "серпин-кой"), сатина, кашемира, ситца. Разрез ворота праздничных рубах, подобно предыдущим, об­шивали продольной полоской ткани - припол-ком, нахлесткой и вместе с воротником настра­чивали декоративными строчками, украшали вышивками. До настоящего времени "дожили" экземпляры с довольно однотипными узорами в виде геометризованных растительных мотивов, выполненных красными и черными бумажны­ми нитками. Вместе с тем, архивные данные, а также сообщения пожилых людей свидетель­ствуют о существовании в прошлом таких укра­шений, как тканины красной бумагой, "обшив­ки вязанками из белой бумаги".

Известным своеобразием обладали повсед­невные и праздничные рубахи кержаков Срос-тинской волости, для которых был характерен высокий стоячий воротник и прямой (или близ­кий к нему) разрез ворота. Среди старообрядцев этого района бытовало мнение об особой необхо­димости глухого воротника в одежде. Совсем иным было отношение к отложному воротнику, который считался "греховным". В старину же носить рубаху с отложным воротником, как рас­сказывают старожилы, было равносильно пуб-

Рис. 105. Мужская рубаха из кумача, д. Язовая Верх-Бухтарминской волости. ОГОИЛМ 2249.

Рис. 107. Кашемировая оранжевая рубаха, с. Бояновка Бухтарминской волости, начало XX в. а - вид спереди; б - вид сзади.

Рис. 106. Мужская кашемировая рубаха, с. Гагарка Усть-Коксинского района Алтайского края. Народный музей им. Н.К. Рериха в с. Верх-Уймон, начало XIX в.

Рис. 108. Мужская рубаха из черного сатина, с. Топольное Ануйской волости, 1920-е гг.

Рис. 109. И.И. Феклисов (1921 г.р.) в д. Ивановка Чарышского района Алтайского края. Фото А.М. Фаддеева.

личному отказу от православной веры. И еще одной особенностью обладали кержацкие руба­хи Сростинской волости (села Тайна, Карагай-ка, Ново-Зыково и другие) - их шили из тканей темных цветов, не употребляя при этом каких-либо отделок.

Значительно отличались от вышерассмотрен-ной одежды рубахи, в которых кошеные полот­на пришивались к центральному не прямыми, а косыми срезами, соединяясь между собой кромками. Рубахи такого покроя были характер­ны для рязанских, саратовских и некоторых дру­гих переселенцев, для которых они являлись, по их словам, исконными, привезенными еще из России. Будничные, рабочие рубахи шили из льна, конопли, праздничные - из пестряди, са­тина. Для особо нарядной, свадебной одежды старались подкупить кашемировые ткани пас­тельных расцветок. В рассматриваемых рубахах присутствовали такие детали как воротники-ошейники с левым или правым разрезом воро­та, объемные по форме рукава, присобранные в мелкие сборки у плеч и внизу, на манжеты. Во­ротник и пришивную планку-застежку украша­ли вышивками и отстрачивали отделочными строчками.

К последнему варианту рубах туникообраз-ного покроя отнесены такие, в которых стан вы­краивался из одного, перегнутого полотна, без характерных для прежних вариантов кроя боко­вых косин. Это оказалось возможным благода-,ря достаточной ширине покупных материалов, получивших в 30-х гг. XX в. значительное рас-щюстранение повсеместно в Верхнем Приобье.При таком покрое рукава вшивались в отверс-1яя, образуемые недошитыми вверху боковыми швами. Эти проймы и, соответственно, окат ру­кавов делали слегка вырезными. Боковые же •резы, согласно традиции, скашивали, срезаяпри этом клинья от проймы до низу. По офор­млению вышивками красными и черными бу­мажными нитками, по отделке декоративными Швами указанные рубахи напоминали более ранние косоворотки. Они были широко извест­ны в первой четверти XX в. в качестве повсед-вввной, а также праздничной одежды.

Горизонтальные членения (швы) в мужских рубахах в области грудного пояса появились в 80 - 90-х гг. XX в., а в области плечевого - не­сколько позднее, в 20 - 30-х гг. XX в., т.е. син­хронно распространению их в женском костюме.

Рубахи на кокетке. Появление в мужской праздничной одежде рубах с подрезанным по груди, на 10 - 12 см с каждой стороны, станом было связано с использованием широких покуп­ных материалов (рис. 105). Надрезы присобира-лись по бокам в мелкие складки, по которым нередко выполнялась вышивка. Такие рубахи

имели "бочкообразный" силуэт как и старинные холщевые, отличие от которых, однако, заклю­чалось в том, что как указывалось, присобира-лись не боковые полотна, а подрезанные в этом же стане. В отделке рассматриваемые рубахи имели много общего с туникообразными. Быто­вание рубах с неполностью отрезной кокеткой у старожилов ряда мест южных районов Алтая облегчило восприятие ими позднейших рубах на кокетке (с перелинкой). Это дало основание ус­ловно считать их переходным типом.

Рубахи с перелинкой распространились под городским влиянием. Бытование в недавнем прошлом таких рубах в качестве праздничной одежды хорошо прослеживается у старожильчес­кого населения Центрального, Юго-Восточного и Южного Алтая (рис. 106 - 107). Иное положе­ние наблюдается у жителей Северного Алтая, где населения ряда областей не сохранило о таких рубахах даже памяти (села Тальменской, Чу-мышской, Уксунайской, Легостаевской, Ордин-ской, Бер декой и Сростинской волостей). Оста­ется предположить, что рубахи с отрезной кокет­кой в качестве старожильческой одежды здесь не бытовали (но отмечены в переселенческих костюмах).

Естественно, что распространение покупных тканей, появление новых покроев одежды пов­лекли за собой и изменения в характере и мес­тах расположения украшений: стали популяр­ными горизонтальные вышивки по груди вдоль швов кокеток (рис. 106, 107). Использовались и аппликации из разноцветных тканей (бархата, сатина). Наряду с указанными изменениями, в описываемых рубахах сохранились характерные особенности локальных вариантов туникообраз-ной одежды. В бухтарминских рубахах на кокет­ке встречаются такие, ранее указывавшиеся, традиционные детали, как квадратная вышив­ка у ворота, горизонтальный вырез горловины с правым разрезом [11]. Примером "долгожитель-ства" традиционного кроя является и сохранение кулевидных рукавов в "поляцких" рубахах на кокетке.

Рубахи с плечевыми швами. Несмотря на то, что вырезанные в области плечевого пояса ру­бахи носили еще с традиционными видами одежды (общерусскими кошеными штанами и т.д.), их покрой был заимствован из города. Как и в женской одежде, среди мужских рубах вы­делялись такие переходные типы, в которых ткань на плечах, не разрезаясь, собиралась в швы-вытачки. Для мужских рубах с плечевы­ми швами (со швами-вытачками) были харак­терны вырезные проймы, окаты рукавов, гор­ловина (рис. 108). Воротник-стойка, планка раз­реза ворота украшались вышивками по орнаменту, цветовым сочетанием подобным та-

ковым в туникообразных рубахах. В первой чет­верти XX в. рассматриваемые рубахи были из­вестны на Алтае повсеместно, но наиболее ши­роко распространились в северных районах. Современные рубахи пожилых мужчин во мно­гих своих чертах напоминают традиционную одежду (рис. 109). Консервации старых форм способствуют женщины, которые шьют своим мужьям косоворотки, перешивая на такой ма­нер фабричные рубашки.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 571 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...