Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Из головных уборов, отнесенных нами к саш-мурообразным (3 комплекс), наиболее старинными являются те, которые сохранились в погребальном костюме. Женский погребальный убор в этом случае включал три части: шлыкообраз-ную шапочку, повязывавшийся концами назад отрез ткани (платок) и верхнее покрывало, накидывавшееся вроспуск. В Прибердье такие уборы отмечены нами и в настоящее время на пожилых женщинах-кержачках в качестве повседневных. Так как способы ношения и специфика использования головных накидок (платков) здесь полностью соответствует уже описанным, то в указанном уборе уделим наибольшее внимание нижней шапочке (рис. 77). Указанные шапочки сшиты очень примитивно - из одного куска холста 60 х 20 см, соединенного противоположными сторонами и собранного на вздержку. Макушка оставалась открытой, а вся шапочка напоминала маленькую юбочку. Нижний край ее также мог затягиваться на гашник (рис. 77, б, г). В селах Топольное, Верх-Уймон описываемые шапочки (сашмуры) простегивали по очелью в два-три ряда, подкладывая внутрь льняные или шерстяные кудели. В аналогичных
уборах Причумышья макушку зашивали куском кумача (с. Старая Тараба). (Любопытно, что в этих районах и в повседневных сашмурах типа повойника в центре на макушке вырезали небольшие квадратные ромбические отверстия, что, несомненно, было данью традиции, см. рис. 84, б). В связи с этим, нельзя не вспомнить, что, по мнению Б.А. Рыбакова, в отдаленном прошлом ромб, как "общий фон на ритуальных предметах и как отдельный знак", являлся символом плодородия, которое имело большое значение для женщины [15].
Отметим, что все указанные шапочки зафиксированы, в основном, у той части старообрядок, которые относили себя к стариковским. В нашей типологии эти шапочки обозначены как шлыко-образные потому, что наиболее близкого им вида шапки, бытовавшие в мужской одежде в Европейской Росии, носили название "шлыки" - термин, по-видимому, более древний, чем зафиксированные нами.
Для конца XIX - начала XX вв. в качестве повседневных у старообрядок и сибирячек южных районов Алтая отмечены сашмурообразные головные уборы, состоящие из сорокообразной сашмуры и повязывавшегося узлом сзади платка. Старухи и пожилые женщины часто еще надевали верхний большой платок. Указанные сашмуры, известные в литературе как сашму-ры-кички, шили из двух отрезов ткани разной величины и формы: продольного и квадратного. Продольной полоской обшивали с трех сторон квадратный отрез со значительной посадкой последнего (рис. 78). После чего, сторону квадрата, оставшуюся непришитой, подгибали и, в получившийся таким образом рубец, вставляли гашник, с помощью которого убор затягивали на голове. В налобную часть, в шов соединения, вшивали скрученный из тряпочек обручек (села по Чумышу, Аную, Уймону), кишку (села по Бух-тарме, Ульбе и др.). Толщина такого обручка не превышала 1-1,5 см. Покрой этих сашмур указывает на истоки их формирования - слияние твердой основы в виде полуобруча с сорокой, у которой соединились "хвост" и "крылья". Исключительный интерес представляют те сашмуры, в которых, как и в сороках, выделялись задние части - "хвосты" (рис. 78, а, б). Действительно, как удалось выяснить, во всех районах, где были известны такие сашмуры, в прошлом бытовали сороки.
У старожилок Южного, Центрального и Юго-Восточного Алтая бытовали сложные праздничные уборы, в которых поверх сашмур надевали сшитые из дорогих тканей кокошники, подзатыльники. Своеобразно подвязывали здесь и шали. Праздничные сашмуры по сравнению с повседневными имели более высокий обруч, ко-
Рис. 80. Кокошники:
а - из бордового, расшитого золотом бархата. "Поляки" из г. Семипалатинска. ГМЭ 5091-1;
б - вид снизу; в - крой; г - шов соединения первой и второй детали;
д - кокошник из зеленого бархата, украшенный серебряным галуном и расшитый металлической нитью, д. Быструха Владимирской волости. ГМЭ 8523-24/1.
Рис. 81. Подзатыльники:
а - из д Быково Верх-Бухтарминской волости. ГМЭ 5158-14; б - "поляцкий" из г. Семипалатинска. ГМЭ 5091-9;
в - "поляцкий" из с. Секисовка Владимирской волости. ГМЭ 5091-2с; г - из кумача, украшенный вышивкой металлической нитью, низками стекляруса, гаруса, бисера, Владимирская волость. ГМЭ 8523-3;
д - из кумача, украшенный вышивкой металлической нитью, гарусной бахрамой, д. Быструха Владимирской волости. ГМЭ 8523-25.
торый выделялся гребешком из-под платков и шалей. Такие сашмуры в южных районах Алтая чаще называли кичками, хотя по покрою они не отличались от сорокообразных сашмур.
Надевавшиеся поверх кокошники имели покрой, сходный с описанными сашмурами - их выкраивали из двух кусков ткани (бархата, шелка) прямоугольной и квадратной формы. При этом квадратный отрез, присбаривая, пришивали к продольному тремя сторонами. Однако, в отличие от сашмур, кокошники в надетом виде располагались на голове несколько наклонно, за что, вероятно, в селах по Бухтарме их называли еще поклонниками (рис. 79). Такой наклон был обеспечен тем, что указанные, прямоугольная и квадратная, детали выкраивались по очелью по выпуклому контуру. Некоторые экземпляры кокошников, как и сашмуры, имели "хвост", что подтверждает их родственную связь с сорокооб-разными уборами (рис. 80). Твердое очелье-околыш кокошников расшивали золотыми нитками, которые получали распуская позумент. Но чаще околыш украшали просто позументными полосками или тесьмой. Подобно другим компонентам костюма, края кокошников обшивали косичками-плетешками из шерстяных, шелковых и других нитей. Столь сложные по изготовлению и украшению уборы, как кокошники, делали в селе лишь отдельные мастерицы, а за неимением таковых обращались в соседние села.
Подзатыльник, подвязываемый с тыльной стороны, закрывал волосы сзади. Он представлял собой прямоугольную полоску ткани, нашитую на стежную основу; к верхнему краю пришивали тесемки, которыми подзатыльник прикреплялся к кичке. Однако он мог пристегиваться и с помощью пуговиц и петель (с. Екатерининское). Размеры подзатыльников значительно колебались - от прямоугольника (кержачки, ануйские "полячки") до почти квадрата (убо-ульбинские "полячки"). В зависимости от приемов украшений подзатыльники состояли из двух, примерно одинаковых по размерам, частей - твердой полоски и поднизи. На полоску нашивали позументную тесьму, цветный бисер;
ее могли также расшивать золотой и металлическими нитями, хлопчатобумажными нитками (рис. 81, 82). Поднизь состояла из низок стекляруса - резунца, гаруса, бисера, мишуры, которые могли висеть в виде бахромы или переплетаться в ажурную сетку. У бухтарминских кержачек поднизь шла не сплошным рядом, а висела кистями с двух сторон подзатыльника.
Поверх сашмуры-кички, как уже отмечалось, старожилки Центрального, Юго-Восточного и Южного Алтая повязывали своеобразным способом шаль или полушалок. Если в убор не входил кокошник, то, в свернутой шали оставляли
уголок для покрытия сашмуры (рис. 72, б, в, г). В этом случае использовали все те основные приемы повязывания, которые уже были описаны для девичьих уборов - "на два конца", "на один конец". Когда же убор надевали в комплексе с кокошником, шаль складывали в несколько слоев до конца, пока она не превращалась в ленту, после чего ее заматывали "колесом" (рис. 82, 83) или, завязав узлом на затылке, распускали концы по спине. Есть свидетельства, что в прошлом у старожилок Бухтармы бытовала и специальная лентообразная повязка, повязывавшаяся по очелью узлом сзади - примизенка [16]. Эта лента состояла из украшенного позументом налобника и пришитых к нему 2-х ленточек-завязок (сел Язовая, Печи).
У кержачек ичалдонокЧумышской, Берской, Малышевской, Ануйской, Тальменской и многих других волостей, а также Сарасинской управы в изучаемое время бытовали повойники, известные здесь под названием, с/ш/ашмуры, с/ш/ашмуры с ошейником или с/ш/ашмуры с обложкой. Эти уборы представляли собой мягкие шапочки, сшитые из прямоугольного куска ткани, собранного и обшитого по краям неширокой полоской - ошейником, обложкой. В налобную часть или в шов соединения вставляли небольшой матерчатый жгут. При этом, как видим, сохраняется тот же принцип формообразования - слияние "хвоста" и "крыльев" сороки из двух отрезов ткани в мягкую сборчатую шапочку (рис. 84). В домашней обстановке такие уборы женщины носили под одним, с узлом сзади, платком, а "куда идти" и в праздники - под двумя платками, нижний из которых завязывался назад, а верхний вперед концами. Пожилые старожилки при выходе на улицу всегда надевали большие, закалывавшиеся под подбородком, платки-шали.
У кержачек Прибердья молодую после венца окручивали шапочкой с твердым дном, расшитым канителью - с/ц/апцом, цепцом (далее в одной редакции). Дно цапца выкраивалось трапециевидной формы и делалось на твердой основе из проклеенных слоев холста и конопли. В месте соединения дна и полоски-очелья вставлялась конопля, в результате чего образовывался обод (рис. 85). В узорах вышивки убора можно разглядеть растительные или антропоморфные мотивы. Молодые женщины одевали цапцы в праздники, повязываясь по очелью полоской из сложенной шали или сшитой вдвое полоски шелковой, шерстяной ткани - позаушкой, позаушником (рис. 86). Данный убор, классифицируемый в научной литературе как сашмура, бытовал в Вятском, Пермском краях, на севере Нижегородской губернии, а по некоторым сведениям, возможно,
Рис. 82. "Полячка" в праздничном головном уборе. ОГОИЛМ 4255-6. Фото А.Е. Новоселова, 1912 г.
Рис. 83. Семья "поляков" Змеиногорского уезда, 1912 г. Фото А.Е. Новоселова. ОГОИЛМ 4255-11.
Рис. 84. Сашмуры: а - из хлопчатобумажной ткани, с. Туманове Солонешенского района. Музей ИАЭ 105 А;
б • из синего сатина, с. Карагайка Красногорского района. Музей ИАЭ 12 Д. Изготовлены в начале XX в.
Рис. 85. Сашмура-кичка из Николаевской волости ("с/ц/апец"). МКМ.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 460 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!