Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Повседневность и сервисная деятельность



Сервисная деятельность глубоко вошла в жизнь повседневного человека, укоренилась в ней. Каждый день и неоднократно мы контактируем со сферой услуг – когда покупаем продукты, едем в транспорте, развлекаемся. Наше общение с представителями сферы сервиса сопровождается уколами «удовольствия-неудовольствия». Постепенно для повседневного человека складывается своеобразная «система координат» – предпочтений, которые он отдает тем или иным услугам. Повседневный человек совершает свои поступки под влиянием множества причин, факторов, и об этом должен знать профессионал в сфере сервиса.

Мы выяснили, что повседневность может навязывать человеку определенную несвободу, затягивать его в свое болото. Точно так же работники сферы услуг могут навязывать что-то клиентам. Есть люди, которым нравится навязчивый сервис. Но есть и люди другого типа, которых навязчивость может раздражать или отпугивать. Важно донести до сознания такого человека, что через предпочтение определенной услуги он осуществляет свой выбор, и, выбирая нечто, самореализуется, раскрывает свою индивидуальность.

Резюме

Мир повседневности – это мир, где властвует привычка, традиция, обычай. Пограничные, экстремальные ситуации, кардинально меняющие судьбу человека, редки, в то время как большая часть его времени жизни опутано устоявшимся повседневным бытом. В социальной феноменологии, науке, чьим основным предметом исследования выступили механизмы повседневного опыта человека, был сделан вывод, что отличительную черту повседневных ситуаций составляет их непроблематичность. Это означает, что если действие у человека перестает вызывать затруднения, и он начинает его выполнять автоматически, то оно стало элементом повседневной жизни.

Подобный автоматизм повседневного поведения во всей широте его проявлений (действий, понимания, речи, оценки и т.д.) объясняется его обусловленностью порядком социальных очевидностей, который представляет собой установленные культурой нормы познавательного, практического, ценностного опыта, транслируемые социальными институтами и прививаемые человеку в процессе воспитания и обучения. Социальные очевидности несут в себе здравый смысл, благодаря которому человек избавляется от необходимости самостоятельного осмысления повседневных ситуаций и выработки самостоятельной стратегии обыденных действий. Входя в содержание сознания отдельного индивида, социальные очевидности, а точнее – их характер, демонстрируют его принадлежность к определенному социальному кругу.

Повседневное использование языка также опирается на социальные очевидности, здесь они представлены фоновым образом – в скрытом контексте высказывания, речи.

Несмотря на то, что традиционность выступает основным параметром повседневности, следует помнить, что, предоставляя право на свободный выбор досуга, не мотивированные социальной выгодой поступки, беззаботную до последствий экспрессию индивидуальности человека, она хранит в себе потенциал свободного от социального контроля конструирования опыта.

Вопросы для закрепления и обсуждения материала:

1. Какой смысл заложен в утверждение о том, что повседневность содержит в себе апорию?

2. Чем повседневный микромир отличается от социального макромира?

3. Какие духовные компоненты содержит в себе повседневный опыт?

4. Каким образом проявляется свобода повседневного человека? Что ограничивает его свободу?

5. Какие аспекты повседневности рассматривали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, представители социальной феноменологии этнометодологии? Что объединяет данные подходы к проблеме повседневности?

6. В чем заключается специфика анализа повседневности, осуществленного Эдмундом Гуссерлем и Мартином Хайдеггером?

7. Какие мотивы руководят поведением повседневного человека, соприкасающегося со сферой сервиса?

Список рекомендуемой литературы:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

2. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб. [и др.]: Питер, 2007.

3. Гуссерль, Э. Идея феноменологии: пять лекций СПб.: Гуманитарная акад., 2006.

4. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: Канон+, ОИ «Реабилитация», 2004.

5. Лемэй Э., Питтс Д.А. Хайдеггер для начинающих. Минск: Попурри, 2004.

6. Марков Б.В. Культура повседневности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031401.65 «Культурология». СПб. [и др.]: Питер, 2008.

7. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 466 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...