Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторически ранние формы социальности



Еще один важный аспект антропогенеза, тесно связанный с появлением языка и осознанного, целенаправленного труда – это возникновение общества. Вернее, прежде чем употребить термин «общество», следует более осторожно высказаться о «первичной групповой идентичности», обретение которой отличало отдельно взятую группу людей (или неоантропов) от популяции палеоантропов. В чем собственно выражалась эта идентичность?

Чтобы ответить на этот вопрос, вновь придется обратиться к миру животных. Из четырех родов антропоидов (гиббоны, гориллы, орангутаны и шимпанзе), наших более близких родственников, чем иные животные виды, по наличию общих с человеком признаков первенство принадлежит шимпанзе. У этих высших обезьян наблюдается специфичная форма социального поведения, так называемые «тасующиеся группы». Значительную часть года шимпанзе кочуют небольшими группами по 3-6 особей, в местах изобилия плодов они образуют временные группы, состоящие из 25 особей и выше, а затем снова расходятся маленькими группами. Важно отметить: состав каждой из них уже не тот, что был до временного скопления. Иными словами, эти группы подобны нескольким тасуемым колодам карт: постоянный состав особей в них отсутствует. Биологическое значение этого феномена состоит в преобразовании механизмов популяции.

Характерность для шимпанзе этого феномена можно рассматривать в качестве биологического обоснования гипотезы о праисторическом промискуитете. Данная форма отношений между полами не наблюдалась в историческое время ни у одного из известных народов. Между тем у палеоантропов, строивших социальную связь по принципу тасующихся групп, не могло быть ни стойкого семейного ядра, вроде семейных групп гиббонов, ни «гаремной семьи» павианов. Самцы, составляющие вообще элемент зоогеографически обычно более мобильный, чем связанные молодью самки, оторвавшись от своих самок, уже не возвращались к ним вновь, а примыкали где-либо к другим, возможно совершая ради этого громадные пространственные перемещения. Таким образом, система неограниченно тасующихся групп прорывала и стадные, и популяционные перегородки; одна особь, по натуре весьма мобильная, могла оказаться в контактах с неопределенно большим числом особей.

Как предполагал Поршнев, дивергенция палеоантропов и неоантропов происходит на почве специализации особо пассивной, поедаемой части популяции, которая, однако, затем очень активно отпочковывается в особый вид, чтобы стать, в конце концов, и особым семейством. После того, как прошли первые волны миграции наших предков, находившихся на пороге очеловечивания, их настигли новые волны. Вот тогда люди, вынужденные расселяться, оставаясь среди людей, и сделались людьми (неоантропами) окончательно. Эти группы неоантропов, по всей видимости, уже не были свободно тасующимися, они обрели определенную замкнутость, закрытость для представителей других прибывших групп и осознали свою идентичность в сопоставлении с другими. Среди самих Homo sapiens уже распространилось взаимное обособление общностей: своя общность «отгораживалась» от чужих побуждений, то есть защищалась непониманием от повелений, действительных лишь среди соседей.

Можно принимать или не принимать дивергенционную теорию антропогенеза, однако взрывное расселение неоантропов (если сравнить его с темпами расселения любого другого биологического вида) чуть ли не по всей пригодной к обитанию территории нашей планеты, включая Америку, Австралию, Океанию, является широко признанным научным фактом. За полтора-два десятка тысячелетий люди преодолели такие экологические перепады, такие водные и прочие препятствия, каких ни один животный вид вообще никогда не мог преодолеть. В результате земной шар перестал быть открытым для неограниченных перемещений. Его поверхность стала уже не только физической или биогеографической картой, но картой этногеографической, а много позже и политико-географической.

Чтобы обособление первоначальных коллективов стало возможным, чтобы поверхность земного шара не была сплошь проходимой и на ней появились бы иные границы, кроме природных, должны были сформироваться замкнутые группы. Людям, входящим в эти сообщества, надо было осознавать свое родство в прямом и в расширенном смысле, что предполагает соблюдение запрета на истребление и поедание своих собратьев, защиту и кормление слабых и нетрудоспособных членов группы, поддержание целостности своего сообщества с помощью эндогамии, реализуемое благодаря введения запрета и на брачно-половые связи с чужими.

Резюме

Антропогенез – это главным образом процесс возникновения сознания и разумного образа жизни, благодаря которому человек отличается от сколь угодно морфологически сходного с собой предкового животного. Научная попытка вывести психику человека из сугубо биологической эволюции его предковой формы не увенчалась успехом. По этой причине корректно говорить о ряде антропообразующих практик, обусловивших превращение животного предка человека в собственно человека. Под первичными человекообразующими практиками понимаются регулярные действия, реализуемые эволюционным «отцом» человека ради самоутверждения в человеческом образе жизни. К ним, прежде всего, относятся речевая деятельность, сознательный труд и установление исторически первых форм социальности в виде закрытых групп. Различные трактовки происхождения языка освещают его как вторую сигнальную систему, которая, надстраиваясь над биологически рефлексами, позволяет свободно, то есть внеинстинктивно, реагировать на ситуацию. Именно вхождение в язык человеческого предка мотивировало развитие его проективных, изобретательных способностей сознания. Феномен палеолитической техники представляет по сей день для антропологов загадку. Ее стереотипность выступает уликой ее автоматического изготовления, а, следовательно, данный производственный процесс, встречающийся и в животном мире, не может играть человекообразующей роли. Если бы, напротив, можно было бы доказать способность палеолитических мастеров представлять заранее будущую форму изготовляемого предмета, то это стало бы несомненным доказательством развития у них второй сигнальной системы и, следовательно, разумности. Феномен взрывного расселения неоантропов свидетельствует о первом проблеске осознания коллективной идентичности: антропообразующая роль образовавшихся в его результате закрытых социальных групп сводится к тому, что именно здесь впервые обнаруживает себя фундаментальная для человеческого самосознания структура «свои-чужие».

Вопросы для закрепления и обсуждения материала:

1. Назовите основные отличия человеческого языка от коммуникации животных.

2. Каковы специфические черты трудовой деятельности человека в сравнении с «трудом» животных?

3. Каковы были последствия взрывного расселения неоантропов по территории планеты?

4. Каковы были причины образования исторически первых форм социальности человека? Благодаря чему поддерживалась целостность закрытых групп?

5. Раскройте содержание понятия «первичная человекообразующая практика».

Рекомендуемая литература:





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 423 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...