Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Людвиг Фейербах



Гегель считал, что за видимым нами физическим миром стоит неощущаемая духовная реальность, являющейся подлинным или истинным существованием. Однако с не меньшим основанием можно предположить, что никакой идеальной действительности нет, и единственная реальность – материальный мир, что и сделал следующий представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах. Прежняя философия прибегала к представлениям о высшем и запредельном, потому что люди мало знали и многого не понимали, теперь (когда мы значительно продвинулись вперед в области познания) – пришло время отбросить вымыслы и объяснить мир из него. Материализм и атеизм должны стать главными чертами грядущей философии, которую немецкий мыслитель называл «новой философией» или «философией будущего».

Существует только материальный мир, бескрайний в пространстве и времени, человек, наделенный разумом, является самым совершенным созданием природы. Она же, как мы уже видели, по мнению Фейербаха, есть единственная реальность. Поэтому предметом философии может и должно быть не что иное, как физический мир и человеческое сознани е. «Созерцайте же природу, - восклицает он, - созерцайте человека! Здесь перед вашими глазами вы имеете мистерии философии».

Поскольку немецкий мыслитель решительно отрицал что-либо потустороннее и сверхчувственное, значительное место в его учении занимает острая критика религии.

По Фейербаху Бог также является человеческой фантазией. Откуда она берется? Из неудовлетворенных потребностей, нереальных стремлений и несбыточных желаний. Неудивительно, что наличная жизнь, как правило, не устраивает человека вполне. Кто из нас мог бы похвастаться тем, что совершенно счастлив? Любой хочет большего и лучшего.

Что нам остается? Ничего, кроме как, отчаявшись, «вымечтать» сквозь слезы существо идеальное, бессмертное и всемогущее (а также абсолютно справедливое), поклониться его совершенству и уверовать в него как в реальность. Поэтому нет ничего удивительного, что Бог – это представление (или мечта) человека о себе, только более совершенном, которое неизбежно порождается нашим умом. Собственную сущность, самих себя мы непроизвольно доводим до абсолюта, до возможного предела желаний, затем получившийся результат также безотчетно отрываем от своего реального существования (отчуждаем) и помещаем на Небо. Фейербах назвал религию «бессознательным самосознанием человека». Будучи не в состоянии что-либо существенно изменить в земной жизни, мы уповаем на потустороннюю и запредельную сферу, в которой отсутствующее на земле не только может, но и непременно должно быть.

Фейербах говорит, что религию как бессознательное самосознание требуется заменить осознанным, то есть представлением о том, что человек - самое совершенное существо природы, над которым нет никаких высших сил. На место веры в Бога следует поставить веру в человека и возможно даже вместо старой теистической религии создать новую антропоцентрическую, которая будет верой в силы и возможности человека, восхищением его физической и духовной красотой, готовностью исполнить земное предназначение.

Поскольку основным объектом внимания и изучения становится человек, философия, по мнению Фейербаха, должна превратиться в антропологию, главным вопросом которой будет установление нашей сущности, то есть – общих черт, связывающих и объединяющих людей, обязательно присущих любому, несмотря ни на какие индивидуальные особенности. Подобные общие черты он называет человеческой природой, неизменной и независящей ни от эпохи, ни от национальности и ни он чего прочего, которая и является основной движущей силой всякой конкретной жизни. Наиболее существенные свойства человеческой природы – любовь к жизни, инстинкт самосохранения, и, конечно, стремление к счастью, состоящее из множества слагаемых (наиболее важным из которых является жажда любить и быть любимым).

Поэтому на место старой религии, провозглашавшей любовь человека к Богу, нужно поставить новую, провозглашающую любовь человека к человеку.

Итак, главная заслуга Фейербаха-критика иллюзорных форм сознания-идеализма и религии - и утверждение реального человека как конкретной индивидуальности. Но это только постановка проблемы, подготовившая почву для дальнейшего движения теоретической мысли. Философией Фейербаха заканчивается развитие классической философии. Во второй половине XIX века возникает потребность в неклассических типах философствования.

Таким образом, за время своей трехтысячелетней истории философия была представлена весьма разнообразными учениями и системами. Разумеется, изложенная характеристика основных исторических типов философии не исчерпывает всего богатства, всей полноты философской мысли человечества. У каждого народа своя историческая судьба, свой духовный опыт, отраженные в философском сознании.

Контрольные вопросы:

1. Назовите «четыре благородные истины» буддизма.

2. Назовите основные понятия индийской философии.

3. Что является главной категорией даосизма?

4. Перечислите основные правила, установленные Конфуцием.

5. Какой главной вопрос античной натурфилософии?

6. Кто такие софистики?

7. Перечислите основные правила, установленные Конфуцием.

8. Что такое майевтика?

9. Назовите главные идеи философии Платона.

10. Каково историческое значение философии Аристотеля?

11. Как поменялся предмет философии в эпоху позднего эллинизма?

12. Перечислите основные черты средневековой философии.

13. В чем проявился антропоцентризм философии эпохи Возрождения?

14. Назовите основные направления философии Нового времени.

15. Назовите основные идеи философии И. Канта.

16. В чем заключалось новое понимание диалектики в философии Гегеля?

17. Каковы психологические корни религии согласно Л. Фейербаха?

Рекомендуемая литература:

1. Рассел Б. История западной философии. Т.1,2. - М., «МИФ», 1993.

2. Вальяно М.В. Основы философии: Учебник. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.

3. Краткая история философии. – М., 1996.

4. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия. - СПб: Питер,2009.

5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

6. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1981.

7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991

8. Философия: учебник / под ред. С.А. Лебедева. — М.:ЭКСИМО, 2011.

9. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В, Миронова, А.В.Разина. - М.:Проспект, 2010.

10. Философия: учебник / под ред. П.В. Алексеев, А.П. Панин; - М.:Проспект, 2008.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 419 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...