Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эпоха, пришедшая на смену Древнему миру, получила название средневековья (V-XV вв.).
Во времена средневековья господствующей религией являлось христианство, сформировавшееся в начале нашей эры в римской провинции Иудее. Оно быстро распространилось по Римской империи, завоевав огромное количество сторонников и последователей.
Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды:
I. Патристика ( учение отцов церкви) – III – VIII вв. Ключевая фигура– Августин Блаженный.
II. Схоластика IX -XV вв. Ключевая фигура – Фома Аквинский.
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство, магистральными идеями, разрабатываемыми выдающимся мыслителями этого времени оказывались идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и т.д.
По содержанию средневековая философия представляет собой синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.
Философия в то время гордо носила титул «служанки богословия», так как ее основной задачей было доказывать и укреплять религиозные догматы с помощью логических, философских аргументов (взятых, как правило, из философии Платона и Аристотеля).
· В центре средневековой онтологии – Бог; поэтому ее называют теоцентричной.
· Считалось, что мир сотворен Богом из ничего – идея креационизма.
· Особенностью средневековой гносеологии является представление о том, что разум находится в прочном родстве с верой. Можно даже сказать, что христианское средневековье открыло способность разума быть верующим. Полагали, что интуитивное знание Бога дано душе. Вера есть предел или свертывание разума в душе, по-другому это называлось «схождение ума в сердце».
Считалось, что Бог не доступен для познания, но может открыться верующему человеку в священных текстах Библии. «Верь, чтобы понимать» (Августин) – так полагали средневековые философы.
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне античности эта идея была совершенно новой.
В условиях заданности истины, основной философской дисциплиной была логика, которую называли диалектикой, под которой, в свою очередь, понимали искусство различения понятий.
Прежде чем христианство завоевало людские умы, их требовалось очистить от языческих представлений, разработать и обосновать новое вероучение, что и сделали основоположники христианского мировоззрения, которых называют его отцами. В греческом языке отец – это «патэр», поэтому их философская деятельность в первые века нашей эры получила название патристики, и может быть названа начальным периодом средневековой философии, ее становлением и формированием.
Самым выдающимся представителем патристики являлся Аврелий Августин, епископ Гиппонский.
Бог не создавал зла, говорит Августин, оно проистекло из свободной человеческой воли. Первые люди выбрали нарушение запрета, то есть зло, в результате чего человек отпал от Бога и был изгнан на Землю. Грехопадение является, по Августину, началом человеческой истории.
|
Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 1109 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!