Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Век Просвещения



XVIII век вошел в историю под названием «века Просвещения» и в философском смысле завершил формирование идей, появившихся в эпоху Возрождения и развивавшихся далее в XVII веке. Просвещение являлось общеевропейским явлением, но большее распространение получило во Франции. Знаменитыми французскими просветителями были Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гольбах и другие. Каждый из них написал немалое количество сочинений и изложил воззрения по различным философским вопросам. Не рассматривая взглядов каждого представителя французского Просвещения, выделим наиболее общие и существенные черты их идейного наследия.

· Для всех просветителей характерной чертой являлась секулярность мышления, и каждый - так или иначе - выступил с критикой христианской религии как мировоззрения.

· В любом случае, для всех философов Просвещения центральной реальностью и главным объектом изучения являлся физический мир или природа, которую, как они считали, можно понять и объяснить из нее, то есть найти естественные причины всего существующего и происходящего и не прибегать к понятиям о потустороннем, таинственном и неведомом. Данная характерная черта их мировоззрения называется натурализмом (от лат. natura – природа).

Самым совершенным существом природы является, по их мнению, человек. Эта особенность, как мы уже знаем, представляет антропоцентризм. Человек вполне способен постичь окружающий мир, думали просветители, и поставить его себе на службу

· Просветительская философия отличалась гносеологическим оптимизмом и рационализмом, ее представители безгранично верили в совершенство Разума, всесилие Науки и безусловность Прогресса. Последние три понятия и стоящие за ними реалии они почти обожествляли. Кроме того, просветители одной из основных задач считали повсеместное распространение и популяризацию главных идей новой философии, сформулированных еще в эпоху Возрождения, то есть в буквальном смысле слова, стремились к просвещению широких масс населения, в силу чего их культурная деятельность и вошла в историю под названием Просвещения.

Центральная мысль просветителей заключалась в следующем. Отчего люди живут плохо, спрашивали они. Почему в человеческой истории невозможно найти хотя бы десяток безусловно счастливых лет, когда все процветали, отсутствовала вражда, насилие и несправедливость? Все несчастия происходят оттого, утверждали они, что люди просто не знают, как жить хорошо и поэтому живут плохо. Следовательно, чтобы исправить общественную жизнь требуется только показать всем, как следует жить хорошо, просветить человеческое сознание, наполнить умы людей добрыми идеями, и реальная жизнь тогда также станет добродетельной, справедливой и счастливой. Измените сознание, говорили они, и вслед за этим изменится и реальность. Главная движущая сила прогресса и избавление от всех социальных бед усматривалось в просвещении, в силу чего данное понятие и приобрело значительный смысл, и заняло центральное место в духовной культуре XVIII века.

Вопрос 4.Немецкая классическая философия.

Во второй половине XVIII – первой половине XIX веков в Германии жило в разное время несколько выдающихся мыслителей, создавших грандиозные философские учения. Их интеллектуальная деятельность вошла в историю под названием немецкой классической философии. Ее родоначальником являлся Иммануил Кант.

Научное творчество Канта разделяется на два периода: докритический и критический.

И. Кант
В докритический период Кант увлекается астрономией и формулирует гипотезу о происхождении солнечной системы из первичной газовой туманности. Эта гипотеза известна как небулярная гипотеза Канта-Лапласа.

В работе «Всеобщая история и теория неба», опираясь на ньютоновскую физику, Кант отбрасывает идею божественного первотолчка и идею неизменности всего существующего, которая господствовала в науке того времени: новые биологические виды возникнуть не могут (Карл Линней), Солнечная система всегда была такой, какова сейчас (Птолемей, Коперник, Кеплер, Ньютон), капиталистическая экономика все время остается одной и той же (А.Смит).

В воззрениях Канта впервые Земля и вся Солнечная система предстали как нечто ставшее во времени.

В критический период своего творчества Кант осуществил беспрецедентный по своей глубине анализ познавательной способности человека, который он назвал «критикой разума».

Человеческое познание, согласно Канту, проходит три ступени:

1. созерцания или чувственного познания,

2. рассудка или логического познания,

3. разума.

На ступени созерцания ощущения, которые возникают при воздействии вещей на наши органы чувств приводятся в порядок человеческим умом посредством форм пространства и времени. Эти формы существуют в сознании людей до всякого опыта, поэтому Кант называет их априорными, то есть «доопытными» формами.

Вторая ступень познания связана с деятельностью рассудка. На этой ступени ощущения упорядочиваются посредством логических категорий. Логические категории – это формы, под которые рассудок подводит чувственный опыт. Кант считает, что они существуют в голове человека от рождения, до всякого опыта. По Канту, ни ощущение, ни категории сами по себе не дают знания. Ощущения без категорий слепы, а категории без ощущений пусты. Знание есть синтез ощущений с категориями рассудка.

Отсюда видно, что познание мира зависит не столько от свойств объективного мира, сколько оттого, какие врожденные категории существуют в головах людей. Поэтому научная картина мира является не столько отражением закономерностей природы, сколько произведением нашего сознания.

Третью ступень познания Кант выделяет как разум. Наше сознание стремиться придать своему содержанию характер завершенности и абсолютности. Обобщить человеческий опыт до предела может лишь разум.

Своей способностью к синтезу знаний разум, говорит Кант, формулирует три идеи: идею души, идею мира как целого, идею Бога.

Идеи разума задают ориентиры рассудку, они побуждают его к абсолютному знанию, но эта цель для рассудка недостижима, так как предполагает его выход за пределы чувственного опыта. В результате рассудок впадает в заблуждение, внутреннее противоречие, которое Кант называет антиномиями.

Кант утверждает, что объективная реальность непознаваема, такая позиция в философии получила название агностицизма.

Если Бог, космос, душа недоступны познанию, то это не значит, что они вообще никак не являются человеку. По Канту, они открываются практическому разуму, который руководит человеческими действиями. Практический разум независим от чувственного мира, так как он имеет дело не с познанием, а с целями человека, которые задаются его волей. Человек принадлежит двум мирам. Как чувственное существо, он подчинен законам природы. Как деятельное существо, человек свободен и является целью сам по себе. К нему нельзя относиться как к средству. Регулировать свободу человека может лишь нравственный закон, который Кант называется категорическим императивом.

У Канта этот постулат имеет две формулировки:

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства».

«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Кант полагает, что наиболее прочная опора нравственности, единственный источник категорического императива - долг. Добро лишь тогда является добром, когда совершается без всякой цели, из одного только чувства долга. Данная позиция называется ригоризмом.

Гегель

Г.Гегель
Наиболее выдающейся фигурой в немецкой классической философии являлся Георг Гегель, система которого по размаху и значительности в духовной жизни Нового времени может быть сравниваема с учением Платона, составившем целую эпоху в культуре античного мира. Кроме того, как и Платон, Гегель являлся представителем классического идеализма, по которому физический мир есть только проявление или инобытие духовной, незримой реальности.

Основной гегелевской мыслью является положение – «все действительное разумно, все разумное действительно», которое, на первый взгляд, кажется не совсем понятным. Вдумаемся в первую часть фразы: «все действительное разумно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем.

Могла ли физическая природа, будучи неразумной (отсутствие духа есть свойство материи), так правильно и разумно устроиться самостоятельно? Если не могла (а это очевидно), совершенно необходимо предположить реальность некого разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел материальное в состояние целесообразности и гармонии.

Следовательно, по мнению Гегеля, чувственный или физический мир создан какой-то духовной реальностью, точнее – является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме.

Гегель называет высшую духовную реальность Абсолютной Идеей или Мировым Разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. Абсолютная Идея – безличное начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающем в различных формах или проходящим в саморазвитии три основных этапа.

Первый из них – существование Абсолютной Идеи в собственном лоне, когда она является самою собой, находится в исключительно идеальной сфере, в области чистого духа, совершенного мышления. Эта сфера называется у Гегеля Логикой и подобна миру платоновских идей – области высшей, запредельной и неощущаемой.

На втором этапе Абсолютная Идея покидает сферу Логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический или материальный мир, который, таким образом, является не самостоятельной действительностью, а инобытием Абсолютной Идеи. Природа – в чувственном или телесном виде существующий дух, или она есть, по словам Гегеля, «застывшая мысль» (под термином «мысль» здесь понимается, конечно, Абсолютная Идея.

Основными разделами природы как инобытия Абсолютной Идеи являются, по Гегелю, механика ( пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение), физика (небесные тела, свет, теплота, химизм и т.п.), органика (геологические реалии, растительный и животный мир).

На третьем этапе саморазвития Абсолютная Идея переходит из области физического или природного в сферу опять идеальную или разумную, которая является человеческим сознанием. Теперь она существует в мышлении или - в человеческом духе. Формами её Бытия на этом этапе являются субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, нравственность, государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В философии Гегель видел завершающий этап саморазвития абсолютной идеи.

Таким образом, Гегель впервые представил весь мир в виде процесса и показал что развитие природы, общества и мышления подчинено одним и тем же законам - законам диалектики.

Немецкий мыслитель Энгельс писал: « Гегелевская система охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни было прежняя система. И развила в этой области ещё и поныне поражающее богатство мысли. Феноменология духа, логика, философия природы, философия истории, права, религии, история философии, эстетика – в каждой из этих областей Гегель старается показать проходящую через них нить развития, а поскольку он обладал не только творческим гением, но и энциклопедической ученостью, то его выступление везде составило эпоху».

Величайшей заслугой Гегеля является разработка диалектики как принципа развития мира.

Гегель первый подверг пересмотру традиционную логику, идущую от Аристотеля и выдвинул самый смелый за всю историю познания принцип: «Противоречие – есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения».

Сформулировал оригинальное понимание метафизики не как высшей философской мудрости, а как способа мышления всегда выбирающего одно из двух.

Гегель положил начало новому понимаю диалектики: «всё действительное содержит внутри себя противоположные определения и, следовательно, познание, а точнее определение предмета в понятиях, означает познание его как конкретного единства противоположных определений».

Заслуга Гегеля состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики:

1. закон перехода количественных изменений в качественные,

2. закон единства и борьбы противоположностей,

3. закон отрицания.

Кроме того, диалектический метод Гегеля включает в себя также принципы анализа действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонности и другие. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 565 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...