Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аристотель. Последним влиятельным философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории



Последним влиятельным философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был ученик Платона – Аристотель.

Аристотель
Родной город Аристотеля – Стагира, полис расположенный на северо-западе Греции. Придя в Афины и став «академиком», обнаружил необыкновенный философский и научный дар. Когда Аристотеля не было на занятиях, Платон говорил что «сегодня разум отсутствует». Но Аристотель оказался непокорным учеником. Его расхождение с учителем объяснялось, прежде всего, тем, что в облике Аристотеля полностью отсутствуют черты пророка и религиозного учителя. К учению Платона он отнесся как к концепции, описывающий мироздание, а не как к попытке преодоления царящего в мире зла, а потому не мог обнаружить в нем много противоречий, прежде всего это касалось учения об идее. О несогласии с учителем он заявил открыто и был вынужден покинуть Академию.

В 40-е годы он был приглашен на должность воспитателя Александра Македонского. После того, как Александр сделался царем, он расстался со своим учителем. Аристотель вернулся в Афины и, подобно Платону, основал здесь философскую школу - Ликей.

В отличие от академии Платона, Ликей Аристотеля – это только учебное заведение и научный союз.

· Творчество Аристотеля поражает своей энциклопедической разносторонностью. Он писал труды почти по всем разделам человеческого знания. Его называют «систематизатором античной учености» и «самой универсальной головой среди древних» (К.Маркс).

· Аристотель занимался естественными науками и поэтикой, этикой и проблемами государственного устройства. Непреходящей заслугой Аристотеля является разработка им формальной логики.

В логике сформулировал принцип непротиворечия (истина должна быть непротиворечива, противоречие источник заблуждения), который продержался вплоть до XIX в. (до философии Гегеля).

Центральную часть наследия Аристотеля образует философия. Главный его труд – Метафизика – представляет собой конспекты лекций философа, сделанные его слушателями.

Философию Аристотель определяет как науку «о причинах и началах», или как науку о «сущем как таковом».

Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Каким образом, спрашивает он, вещи могут существовать отдельно от их порождающих идей? Как тени и предметы, которые их отбрасывают, могут находиться в совершенно разных местах? Платон, говорит Аристотель, слишком противопоставил друг другу мир идей и мир вещей, между ними в его учении – пропасть. Поэтому необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма», обозначающий идеальную сущность, вечную и неизменную. «Форма» Аристотеля – почти то же самое, что «идея» Платона.

Главный вопрос метафизики Аристотеля – что делает возможным существование отдельной вещи, определяет ее своеобразие? Ответом на этот вопрос является учение о четырех причинах, обуславливающих существование вещи.

Представим себе любой предмет. Например, кувшин. Его существование невозможно без глины (материи), из которой он изготовлен. Но, чтобы стать кувшином, она должна быть соединена с формой, структурой, определяющей качественное своеобразие вещи. Кроме формы (или идеи кувшина), необходим гончар, т.е. активное деятельное начало. Его Аристотель называют действующей причиной. И, наконец, четвертая причина – цель, т.е. ради чего создается вещь.

Согласно философии Аристотеля в основе мироздания лежат два начала – первоматерия и первоформа – они совечны.

Историческое значение наследия Аристотеля:

Учение Аристотеля, по сути, пережило свое время и, конечно, своего Создателя. Из всех античных мыслителей средневековая философия (христианская – на Западе и мусульманская – на Востоке) признала только Аристотеля. Причем, не только признала – Стагирит стал непререкаемым, почти священным авторитетом в духовной жизни Средних веков. В это время утвердилось знаменитая фраза: «Сам сказал!»Ipse dixit!»). Если кому-то из спорящих удавалось доказать, что отстаиваемые им положения высказывал Аристотель, он произносил эти заветные слова, и спор считался законченным. Спорить дальше означало вести полемику с самым выдающимся философом всех предыдущих эпох, учение которого считалось в средневековье совокупностью истин безусловных и неизменных.

Аристотель был огромным авторитетом в науке и философии вплоть до XVII века. Наконец его учение стало «тормозить» - научный прогресс.

В течение всей новой эпохи практически каждый успех в науке, логике или философии приходилось вырывать зубами у сопротивлявшихся последователей Аристотеля.

Философские школы эпохи эллинизма.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 738 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...