Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

2 страница. Функции отдельных везирей говорят о зарождении отраслевого управления



Функции отдельных везирей говорят о зарождении отраслевого управления. Так, один из везирей ведал вооруженными силами, дру­гой — казначейством. Вместе с тем, здесь видны отчетливые следы дворцово-вотчинной системы: один из везирей ведал воспитанием на­следника, занимался дворцовым хозяйством и т. д.

Грузинское государство было разделено на две категории адми­нистративных единиц: более крупные и более мелкие. Во главе их сто­яли соответствующие должностные лица.

В феодальной Грузии осуществлялось светское и церковное пра­восудие. Как и во всех феодальных государствах, суд не был отделен от администрации. В силу этого царь, государственный совет, пер­вый везир выполняли и судебные функции, судили и местные адми­нистраторы.

Аналогично строился и суд церковный, к ведению которого от­носились дела духовенства, семейные и некоторые другие.

Армянские государства. Так называемая Великая Армения в IV в. была разделена между Персией и Византией, а с VII в. вошла в состав Арабского халифата. Господство арабов продолжается до второй половины DC в. Ослабленный внешними и внутренними противоре­чиями Арабский халифат вынужден был допустить к управлению местных вождей. Так, он назначает правителем Армении Ашота Баг-ратуни, которому удалось восстановить национальное Армянское го­сударство, вскоре признанное Византийской империей и Халифатом.

Однако с первой четверти Х в. начинается политическая децен­трализация государства Багратидов, и оно распадается на мелкие по­литические единицы, большинство которых оказалось вассалами анийских Багратидов. В середине XI в. Анийское государство пало, и Византия назначает в Армению своего правителя.

К концу первой половины XI в. с Востока появился новый враг в лице тюрок-сельджуков. Во второй половине XII в. они полностью разрушили Армянское государство. В середине XIII в. вся Армения попала под иго монголов.

С XI в. начинается переселение армян из Центральной Армении в Киликию, расположенную в Восточном Средиземноморье и заселен­ную в те времена греками, арабами и сирийцами. В борьбе против Византии в 1080 г. сформировалось Киликийское армянское государ­ство Рубенидов (1080 — 1375 г.), настолько затем укрепившееся, что его признали европейские державы. В 1253 г. Киликийское армянс­кое государство заключило мир с монголами, что спасло страну от их опустошительных нашествий. В последней четверти XIV в., в ус­ловиях обострения противоречий с соседними странами, особенно с Египтом, Киликийское армянское государство пало.

Переход к феодализму в Армении, подобно другим странам, оз­начал установление феодальной иерархии (нахарарского строя). Фе­одалом становится и церковь.

Государственный строй на территории Армении претерпел в те­чение периода заметные изменения, зависящие от соотношения внеш­них и внутренних факторов. Раздел Великой Армении между ее аг­рессивными соседями привел вскоре к ликвидации царской власти в западной части страны, а в V в. — ив восточной. Византия, Персия, а затем и Халифат заменили власть армянских царей властью своих чи­новников — марзпанов, эмиров и пр. Восстановление суверенитета Армянского государства в Х в. сопровождалось возникновением новой династии. Багратиды были типичными восточными монархами, выполнявшими законодательные, административные и судебные фун­кции. В центральном государственном аппарате существовали до­лжностные лица, ведавшие отдельными отраслями управления — военным делом, внешними сношениями, судом и т. д. Восстановле­ние армянской государственности облегчалось тем, что захватчики, начиная с персов, широко использовали армянскую аристократию — нахараров — для управления страной. Сложились целые нахарарские династии, служившие персам в качестве военачальников-спарапетов, марзпанов и других должностных лиц.* Армянских нахараров использовали и арабы. В Армении, как и в грузинских государствах, суд не был отделен от администрации. Это касалось как светской, так и духовной юстиции.

* См.: Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX — XI вв. М„ 1988. С. 12—20.

Что касается Киликии, то для нее было характерно отсутствие принципа наследования государственных должностей. Все должност­ные лица назначались верховной властью, царем из династии Рубе­нидов. Наиболее влиятельным должностным лицом был регент, не­редко и руководивший всем государством. Важную роль в управле­нии играл государственный секретарь. Армией командовал гунстабль, должность которого была аналогична должности спарапета.

В Киликии был создан крупнейший памятник армянского фео­дального права — Судебник Смбата Спарапета.

Государства Западного Прикаспия. Победа феодализма в Алба­нии с неизбежностью привела и к установлению раздробленности. Это облегчило завоевание азербайджанских земель Сасанидской Персией, подчинившей себе, но не уничтожившей Мелкие княжества.

В ходе освобождения от арабского завоевания выдвигается круп­ное азербайджанское государство — Ширван. Кроме него в Прикаспии оформляются Шекинское, Ганджинское и Дербентское ханства. Однако в XI в. азербайджанские земли захватываются сельджуками, а потом Давид Строитель включает Азербайджан и Южный Дагес­тан в состав Грузинского государства.

Общественный строй феодального Азербайджана несколько от­личался от строя его западных соседей. Здесь под влиянием завоева­телей определенное развитие получило кочевое хозяйство.

Введение мусульманства привело к специфическим формам фео­дального землевладения, в том числе к созданию вакуфов — земель, доходы с которых по идее должны были использоваться на просвети­тельные и благотворительные цели. Городское население находилось в такой же феодальной зависимости, как и сельское.

Государственный строй Албании в пору ее независимости харак­теризовался наличием сильной монархической власти. Царь управ­лял с помощью достаточно развитого чиновничьего аппарата, на ко­торый большое влияние оказывала христианская церковь. Исламизация Азербайджана в пору арабского завоевания повлекла за собой и изменения государственных форм в сторону введения институтов, характерных для мусульманского мира. Ширван был уже вполне му­сульманским государством. В мусульманских азербайджанских госу­дарствах не только органы власти и управления, но и суд отличались от христианских образцов. В частности, здесь имелись специальные судьи-казии, хотя и другие должностные лица обладали судебными правомочиями.

Правовые системы Закавказья. Право, действовавшее на терри­тории Закавказья, развивалось как в результате внутренних социаль­ных процессов, так и под воздействием тех правовых систем, кото­рые приносили с собой многочисленные завоеватели. Следует отметить достаточно высокий уровень правовой мысли, отраженный в произведениях выдающихся мыслителей Грузии, Азербайджана и Армении.

Источниками права в Закавказье служили обычаи, законодатель­ные акты царей, а также договоры между ними. Источниками кано­нического права выступали акты, воспринятые из Византии (напри­мер, Номоканон), а также акты местных церковных властей. Известны грузинские законы Беки и Акбуги, армянские судебники Давида Вардапета, Мхитара Гоша и Смбата Спарапета. В VIII в. проводилась кодификация христианского канонического права, в результате ко­торой была создана «Книга законов».

В отличие от Грузии и Армении в Азербайджане сложилась пра­вовая система, основанная на шариате. Среди источников мусуль­манского права Азербайджана следует отметить Коран, Сунну («Свя­щенное предание», составленное из дополнительных хадисов, т. е. изречений Мухамеда), Иджму (согласованное мнение авторитетных богословов), Кияс (суждение по аналогии).

Все названные и другие источники дают определенное представ­ление о гражданском, семейном, уголовном и процессуальном праве, действовавшем в Закавказье в данный период.

Гражданское право характеризуется серьезным развитием его ос­новных институтов. В качестве субъектов права оно знает не только физических, но и юридических лиц. И в христианском и в мусульман­ском праве широко трактуются вопросы собственности, в особеннос­ти относящиеся к феодальному землевладению, формы которого раз­личались в христианском и мусульманском мире. Субъектами земель­ной собственности выступали как светские, так и духовные феодалы. Как это и свойственно феодализму, существовало условное землевла­дение. Правовой статус земель зависел и от источника его возникно­вения: пожалование, купля и пр. Наконец, статус землевладения за­висел даже от того, кто был наследодателем — отец или мать собствен­ника.

Источниками обязательств служили как договоры, так и делик­ты. Среди договоров известны купля-продажа, дарение, заем, покла­жа, личный наем, аренда, товарищество, ссуда, мена и т. д. Договоры заключались в устной и письменной форме. Феодальное право закав­казских государств устанавливало наследование как по закону, так и по завещанию. Завещание оформлялось письменно в присутствии сви­детелей. Обязательства из деликтов (как имущественные, так и не­имущественные) вызывали обязанность возмещения правонарушите­лем причиненного ущерба.

Семейное право в наибольшей степени зависело от принадлежнос­ти человека к той или иной религии, церкви. Тем не менее и светская власть вносила определенные новеллы в эту отрасль права. Так, в XII в. Давид Строитель на соборе светских и духовных феодалов добился принятия специального постановления по вопросам семьи. Уложение собора 1103 г. строго определило в Грузии брачный воз­раст для девушек вместо 8 лет — 12.

Нормы брачно-семейного права Армении предусматривали брач­ный возраст для жениха 14 лет, а для невесты — 13 лет. Кроме того, для заключения брака необходимыми становились согласие сторон, одинаковая сословная принадлежность и т. д. Жених обязывался при­нести родителям невесты свадебный залог, в свою очередь он полу­чал от семьи невесты приданое (движимое или недвижимое имущест­во). Главой семьи являлся муж. По мусульманскому праву разреша­лось многоженство.

Уголовное право закавказских государств характеризуется доста­точной для своего времени разработанностью основных понятий Об­щей части (вина, соучастие, смягчающие и отягчающие обстоятель­ства и пр.).

Преступление определяется как противозаконное, опасное для го­сударства и царской семьи действие, поэтому целью наказания явля­ется устрашение и возмездие за содеянное. Законом запрещается кров­ная месть, наказание применяется лишь государством.

Самым тяжким считается преступление против государства и ре­лигии (убийство, а также физическое и словесное оскорбление царя и членов его семьи, государственная измена, ограбление церкви и т. д.). Нормы уголовного права защищали экономическое устройство фео­дального общества. Строго крались преступления, направленные против феодальной собственности (кража, поджог, потрава, разбой и т. д.). В законодательных актах предусмотрены и другие виды пре­ступления, в частности преступление против личности (убийство, ра­нение, оскорбление, половые преступления и т. д.).

Существовали следующие виды наказания: смертная казнь (пове­шение, обезглавливание, сожжение и др.), телесные наказания (биче­вание, отсечение отдельных частей тела, кастрация, выжигание глаз и др.), имущественные наказания (штраф, конфискация имущества и др.), церковные наказания (проклятие, церковное покаяние и др.), тю­ремное заключение и т. д.

Процессуальное право не знало еще разграничения между уголов­ным и гражданским процессом. Однако существовали уже две основ­ные формы процесса — состязательный и инквизиционный. При рас­смотрении уголовных дел преобладали инквизиционные элементы. Царь Грузии Георгий III в 1170 г. с целью эффективного преследова­ния воров и их наказания учредил специальное следственно-розыск­ное учреждение, которое не только вело следствие по делам о воров­стве, но и по своему усмотрению применяло наказание в отношении задержанных воров. Основными судебными доказательствами слу­жили: показание свидетелей, письменные документы, присяга.

§ 2. Средняя Азия

Эфталитское царство (VVI вв.). На рубеже IV и V вв. кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разрушили ос­татки рабовладельческого Кушанского государства. Эфталиты созда­ли в Средней Азии сильную кочевую державу. Накануне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господствовал первобытнооб­щинный строй. Процесс становления классового общества у эфтали­тов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии. Од­нако разложение первобытнообщинного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к феодальному пути развития.

Тюркский каганат (VI — VII вв.). Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней Азии. Государственные образования на территории Сред­ней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркского кага­ната, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского ка­ганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей.

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII — IX вв.). В пер­вой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоеватели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жи­телей, разрушили многие культурные ценности. Наместники Хали­фата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия — ислам. Вместе с исламом распространялось мусульманское право — шариат. Были введены многочисленные налоги и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. При­теснения арабских правителей вызывали протест народных масс, ко­торый жестоко подавлялся арабскими войсками.

В период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс даль­нейшего развития феодальных отношений. Арабские завоеватели ши­роко практиковали захват земли у местного населения. Земельный фонд принадлежал государству, а также знатным арабским семьям. Среднеазиатские землевладельцы — дехкане, подчинившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же земледельцы по­падали во все большую феодальную зависимость.

Особое значение придавали арабские феодалы исламизации на­селения. Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды освобожда­лись от налогов. Исламизация трудящегося населения Средней Азии происходила в длительной, упорной борьбе.

Государство Саманидов (IXХ вв.). После падения власти араб­ских завоевателей в IX в. местная династия Саманидов, использовав борьбу народных масс против арабских властей, объединила значи­тельную часть среднеазиатских земель, образовав государство Сама­нидов.

Это государство было сильной и независимой феодальной дер­жавой.

Общественный строй. Дальнейшее развитие феодальной собственности на землю приводило к усилению феодальной эксплуа­тации, ухудшению положения феодально-зависимого населения.

Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками — арендаторами феодальных земельных владений. Крупная феодальная знать дробила свои земли на мелкие участки и сдавала их на кабаль­ных условиях земледельцам. Издольщики работали, получая половин­ную, третью, десятую и даже двенадцатую долю урожая. К тому же из этой доли надо было платить налог с имущества.

Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, различ­ные повинности (постройка, починка дорог и мостов, проведение и очистка ирригационных сооружений и др.) приводили к обнищанию крестьянства. Хотя мусульманское право отрицало крепостничество, тем не менее крепостнические отношения в различных завуалирован­ных формах существовали в Средней Азии, что вызывало ожесточен­ную борьбу против эксплуататоров.

Государственный строй. Верховная власть в государ­стве Саманидов принадлежала эмиру. Он осуществлял ее через цен­тральные и местные органы управления. При Саманидах государ­ственный аппарат делился на царский двор (даргох) и центральные органы управления (диваны).

Самым важным органом центрального управления, контролиро­вавшим все административные, политические и хозяйственные учреж­дения государства, являлся диван везира, т. е. главы правительства, ответственного за управление перед эмиром. На должность везира эмир назначал одного из представителей трех самых богатых и родо­витых семейств. Везир возглавлял все военные силы государства.

Вторым по значению органом управления был финансовый ди­ван, ведавший всеми финансовыми делами государства. Специаль­ные диваны ведали дипломатическими сношениями с другими госу­дарствами, гвардией Саманидов, снабжением войск, почтой и други­ми областями государственной жизни. В обязанность служащих ди­вана почты, например, входило и наблюдение за поведением мест­ных правителей с донесением об этом эмиру. Этот диван подчинялся только эмиру.

Специальный диван — мухтасиб наблюдал за рынком, весами, продажей товаров крестьянами и ремесленниками. Постепенно чи­новники этого дивана стали осуществлять надзор за нравственностью населения, посещением мечетей, соблюдением религиозньк обрядов.

Существовали диваны государственных земель, судейский и вакуфный. Судейский диван возглавлялся главным судьей — казием.

Все диваны, кроме дивана почты, имели свои местные учрежде­ния, которые подчинялись и центру, и местным правителям. Мест­ные правители назначались из числа феодальной знати.

Городами управляли назначаемые эмиром градоправители из местной знати — раисы.

В государстве Саманидов важная роль принадлежала мусульман­скому духовенству, в особенности его главе, впоследствии князю ис­лама, который был видным деятелем при эмире.

В конце Х в.ослабленное внутренними распрями Саманидское го­сударство рухнуло под ударами Караханидов и прекратило свое су­ществование.

Государство Караханидов (XI — XII вв.). Караханидами называл­ся целый ряд кочевых тюркских племен во главе с ханами из племени ягма. Самым крупным из таких племен были карлуки. Чтобы упро­чить свое положение, караханидские ханы формально признали вер­ховную власть Багдадского халифа.

Часть территории Средней Азии к югу от Аму-Дарьи после паде­ния государства Саманидов перешла в состав государства Газневидов (по имени Махмуда Газневи), а Мавераннахр* остался у Караха­нидов. Государство Караханидов в отличие от государства Самани­дов было раздробленным. Во главе государства стояли ханы (кага­ны). Все Караханидское государство считалось собственным владе­нием членов ханской семьи. Страна делилась между всеми предста­вителями этой семьи на отдельные уделы, которые самостоятельно управлялись членами ханского дома — удельными ханами (эльхана-ми). Столицей государства Караханидов вначале был Узген (в Кир­гизии), затем — Самарканд. При Караханидах земельные владения жаловались представителям правящих групп на правах бенефиция и назывались иктой. Таким образом, в XII в. вместо дехкан (прежних потомственных крупных землевладельцев) появилась новая общест­венная группа землевладельцев — иктадоры.

* Мавераннахр (Заречье) — так называлась область бассейна рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи.

При Караханидах положение земледельцев-крестьян еще больше ухудшилось, ибо было введено множество новых налогов и повин­ностей, отобраны значительные участки крестьянской земли для паст­бищ караханидских кочевников-тюрков.

Государство хорезмшахов (ХП — XIII вв.). Государство хорезмшахов было основано во второй половине XII в. В его состав в начале XIII в. входила кроме Хорезма и Мавераннахра также часть терри­тории нынешнего Афганистана и Ирана.

Государство хорезмшахов не было в достаточной степени цен­трализованным. Местные правители, формально признавая себя вас­салами хорезмшахов, на деле оставались самостоятельными. Власть хорезмшахов не пользовалась поддержкой не только трудящихся и покоренных народов, но и военно-феодальной знати и мусульман­ского духовенства, которые стремились ограничить деятельность правителей.

В такой обстановке государство хорезмшахов не смогло органи­зовать отпор монгольским ордам, вторгшимся в Среднюю Азию в начале XIII в.

Общая характеристика права. В государстве эфталитов и Тюркс­ком каганате действовала главным образом система обычного пра­ва, возникшая у оседлого населения и кочевников. Со времени заво­евания Средней Азии арабами здесь усиленно насаждалась система мусульманского феодального права. Мусульманское право, выражав­шее интересы землевладельцев, купцов, духовенства, все более вытес­няло местное обычное право, в особенности у оседлого земледельчес­кого населения.

В отдельные периоды в Средней Азии наряду с мусульманским правом для некоторой части населения действовала иная правовая система. Так, караханиды имели свое обычное право. Мусульманс­кое право, возникшее впервые в Аравии, действовало в течение всего периода феодализма. В отличие от России и других стран, где име­лось много разнообразных памятников феодального права, государ­ства Средней Азии не знают сколько-нибудь цельных и ярких право­вых памятников, изданных государственной властью.

В государствах Средней Азии право развивалось не путем созда­ния законодательства, а путем толкования догм Корана и других ре­лигиозных норм.

Одной из особенностей права среднеазиатских государств явля­лась тесная связь с религией. Коран и иные мусульманские источни­ки права не допускали издания каких-либо кодексов, уравнивавших в правах частных лиц независимо от их веры.

Мусульманское право устанавливало деление народов на «пра­воверных» (мусульман) и «неверных» (немусульман).

Средняя Азия дала мусульманскому миру обширную богослов­скую юридическую литературу. Деятельность среднеазиатских бо­гословов и правоведов имела не только местное, но и общемусуль­манское значение. Наряду с руководствами по мусульманскому пра­ву, написанными различными авторами, в среднеазиатских государ­ствах силу правовых норм имели различные акты, изданные их пра­вителями.

* * *

Переход к феодализму в Закавказье и Средней Азии совпал с большими внешнеполитическими событиями. Старые рабовладель­ческие государства, превращаясь в феодальные, подвергались дроб­лению, в них возрастали центробежные силы. Это способствовало захвату Закавказья и Средней Азии Византией, Сасанидской Пер­сией, а позднее Арабским халифатом. В свою очередь развитие фео­дализма в Халифате обусловило и его децентрализацию. Этим вос­пользовались народы, находившиеся под игом арабов. В пору рас­пада Халифата на его границах создаются новые государства ко­ренных народов Закавказья и Средней Азии, дожившие затем до монгольского нашествия.

Развитие государственности в Закавказье и Средней Азии не приводит еще к возникновению национальных государств, но со­здает исторические предпосылки для этого. Грузинские, армянские и азербайджанские царства и княжества то объединяются для борь­бы с внешними врагами, то воюют между собой. В этой борьбе происходит перемешивание народов, меняются исторические гра­ницы их расселения. Перемешиванию закавказских и среднеазиат­ских народов способствуют завоеватели, в определенных случаях умышленно переселяющие значительные массы населения на тер­риторию Закавказья или, наоборот, выселяющие местное населе­ние за его пределы.

Переход к феодализму приводит к образованию новых правовых систем. Существенным представляется подразделение права Закав­казья и Средней Азии на две основные системы, зависящие от новых религий, новых церковных систем. В западной части региона побеж­дает христианство, в восточной — мусульманство. Соответственно этому создаются христианская и мусульманская правовые системы, имеющие свои особенности в конкретных государствах Закавказья и Средней Азии.

Глава 3. Политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны

Если государственность в Закавказье и Средней Азии возникла преимущественно как рабовладельческая, то по-иному обстояло дело у народов, населявших европейскую часть нашей страны. Правда, как мы уже отмечали, и в Средней Азии некоторые народы миновали рабовладельческий строй (эфталиты и др.). С. В. Юшков полагал даже, что все коренные народы Закавказья и Средней Азии обошлись без рабовладельческих государств, но это не было принято наукой. Не­бесспорен и тип первых государственных образований на Восточно-Европейской равнине. Еще в 30-х годах советский историк И. И. Смир­нов считал, что у восточных славян рабовладельческий строй пред­шествовал феодальному. В. О. Ключевский отмечал, что даже в Ки­евском государстве рабовладение занимало большое место в эконо­мике.*

* См.: Ключевский В. О. Соч. Т. 6. М., 1989. С. 257.

Однако большинство специалистов в наше время склоняются к тому, что народы, населяющие Восточную Европу, создали государ­ственность, минуя рабовладельческий тип и перейдя сразу к феода­лизму. Здесь возникновение классового общества привело непосред­ственно к созданию феодального государства и права. Вопрос о при­чинах этого в науке спорен. Представляется, что его можно решить следующим образом.

В Средней Азии, Закавказье, как и в Месопотамии, Средиземно­морье, классовое общество и государственность возникают при срав­нительно невысоком уровне развития производительных сил. При­родные условия, позволяющие получать высокие урожаи при весьма низких затратах на раба, делают рабский труд рентабельным. В усло­виях Среднерусской равнины с ее более бедными землями, которые к тому же еще нужно отвоевать у леса, с длинными и холодными зима­ми труд раба при аналогичном уровне развития производительных сил рентабельным быть не мог. Раб просто не окупил бы затрат на жилье, одежду, питание, охрану, для этого требовался более высокий уровень развития производительных сил, которого Русь и достигла во второй половине I тысячелетия н. э. Но когда это случилось, воз­никла другая социальная проблема: высокоразвитые орудия произ­водства исключали возможность применения труда человека, не за­интересованного в его результатах. На Руси, например, в хозяйстве уже широко применялась конная тяга, но доверить коня рабу было весьма рискованно. Таким образом, рабство у восточных славян сна­чала было еще невозможно, а потом оно стало уже невозможно.

В литературе существуют и другие объяснения непосредственно­го перехода многих народов от первобытнообщинного строя к фео­дализму. Иногда ссылаются на мнение Ф. Энгельса, который объяс­нял отсутствие рабовладельческого строя у германцев наличием сель­ской общины, марки. Довод этот имеет под собой серьезные основа­ния. Действительно, в общине, существующей веками, где люди при­выкли к равенству, трудно поработить своего соседа, сотоварища по общине. Однако этот довод вызывает одно возражение. Община ведь существовала и там, где в свое время возникло рабовладение, напри­мер в Греции. Почему же в одних условиях она помешала возникно­вению рабства, а в других — нет?

Существует и такое объяснение. Говорят, что восточные славяне переняли феодальный строй у своих более развитых соседей, напри­мер у Византии. Этот довод также имеет под собой основания. В ис­тории не раз случалось, в том числе и в наше время, что менее разви­тые народы перенимали общественную организацию у более разви­тых. Применительно же к народам нашей страны встает вопрос: если они переняли в свое время феодализм, например у Византии, то поче­му раньше они не переняли рабовладение у своих соседей — гречес­ких колоний, с которыми они широко общались?

Имеется и разновидность только что приведенной точки зрения. Говорят, что восточные славяне вышли на историческую арену тог­да, когда рабовладение себя уже исторически изжило. Такое утвер­ждение в принципе соответствует действительности, но опять же сво­дит дело к заимствованию. А ведь восточные славяне и их предки су­ществовали и тогда, когда в соседних странах был расцвет рабовла­дения. Таким образом, все приведенные концепции не объясняют до конца причину того,что народы Восточной Европы миновали рабов­ладельческую формацию и рабовладельческий тип государства.

Переход от первобытнообщинного строя к феодализму совершал­ся эволюционно, постепенно, охватив длительный период. Это время характеризовалось своеобразным общественным строем, при кото­ром одновременно существовали три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный. При этом первый из них неуклон­но разлагался, второй, родившись, не получил широкого развития, и только третий имел историческую перспективу.

В этой связи следует отметить еще одну спорную проблему. Вслед за отрицанием формационной концепции некоторыми современны­ми авторами, естественно, появилось и отрицание феодализма. Эта точка зрения не нова. Ее исповедовали применительно к России еще дореволюционные исследователи. Имеет хождение она и в современ­ной зарубежной историографии.*

* См. например: Т о р к е Х.-Й. Так называемые земские соборы в Рос­сии/ Вопросы истории. 1991, № 11. С.4.

Что же касается отмеченного переходного периода, который в науке получил различные наименования (варварский, дофеодальный, период становления феодализма и др.), то ему были свойственны и соответствующие политические формы. Вопрос о сущности этих форм является спорным. Некоторые ученые считали, что периоду станов­ления феодализма соответствует дофеодальное государство.* Боль­шинство современных ученых считают политические объединения этого периода племенными союзами. От первобытнообщинного строя к феодализму непосредственно перешли восточные славяне, хазары, болгары, литовцы и некоторые другие народы нашей страны. Мы здесь не были оригинальны, подобную же картину можно наблюдать и у соседей — поляков, германцев, скандинавских народов и пр.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 260 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...