Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

СССР. Ярославль. 1973 - 1979 годы



- Да, я буду надеяться, буду очень надеяться, что он стал другим, - как заклинание несколько раз повторила Вера, вспомнив своё великое отчаяние из-за предательства брата Якова...

…пришла Новогодняя ночь. Ночь надежд и мечтаний. Вера договорилась с девчонками и мальчишками, что после боя курантов выйдет во двор погулять, но родители, символически встретившие Новый год лимонадом в бокалах, собрались лечь спать. Утром 1 января 1974 года отцу надо было идти на службу. Вера, дав обещание, что будет дома не позднее полвторого ночи, быстренько сунула ноги в валенки, нахлобучила зимнюю шапку с ушками, надела шубку и, застёгивая на ходу пуговицы, вышла на улицу и очень испугалась, когда увидела в сугробе у подъезда тело сидящего человека, засыпанное снегом... и только через некоторое время разглядела совсем окоченевшего, но живого Александра.

- С Новым годом! - негромко произнёс он, с трудом улыбаясь. Встал, отряхнулся от снега, медленно расстегнул две верхние пуговицы полупальто и, движением фокусника достал из-за пазухи ало-красный цветок. Глядя Вере в глаза, сказал чуть громче:

- Это тебе, любимая!

В холодном воздухе тонко и нежно запахло розой.

Вера, завизжав от восторга, с розой в правой руке, бросилась на шею Саше и сама поцеловала его в холодную щёку, надеясь на продолжение с его стороны. Но... объяснившись Вере в любви, Александр повёл себя несколько странно. Он не ответил на поцелуй и не обнял её, наоборот, развёл руки, когда она налетела на него, и так стоял всё это время...

В подъездах домов захлопали двери... Подбежали девчонки... Подошли ребята... Новогодняя ночь наполнялась смехом, поздравлениями и хрупким праздничным скрипом снега под валенками. Все вместе проорали:

- Лююю-дии! С Нооо-выым гоо-доом! Че-лоо-векиии! С нооо-вым счааа-стьееем!!

Похохотав и поговорив с девчонками и мальчишками, Вера и Саша не стали бросаться с ними в снежки и толкаться по сугробам, а решили походить вокруг дома. Теперь роза лежала под тёплым пальто у Веры, и шипы на длинном черенке цветка через свитер и комбинацию немножко покалывали живот. Ей было щекотно, и она глупо хихикала. Через полчаса погода изменилась: снег, какое-то время медленно падающий романтическими хлопьями, внезапно ударил им в лицо, а ветерок, взявшийся ниоткуда, грозился очень быстро превратиться в настоящую русскую вьюгу-метелицу. Вера вслух забеспокоилась, что цветок может замёрзнуть. Саша сразу с ней согласился и проводил её до подъезда, где, прощаясь, вернул поцелуй в щёчку. С той ночи они стали целовать друг друга в щёчку, но дальше таких лёгких поцелуев дело не шло.

Когда-то, в самом начале знакомства, Вера попросила Сашу не приходить к ней выпившим, даже если это была всего одна кружка пива. Саша согласился, что это правильно и ни разу не нарушил соглашение. В новогоднюю ночь был трезв, но через два дня Вера узнала, что к утру 1 января в компании Миши, Любы и их друзей он напился "как свинья, и орал дурным голосом". Об этом ей рассказала Любашка, когда они снова случайно встретились в хлебном магазине и стояли в очереди к кассе. И раньше, от других девчонок, она слышала, что очень часто "ребята тащат его домой, в стельку пьяного". Правда, к Вере он приходил всегда трезвым, выбритым, и раз в неделю они ходили в кино. Редко, но он приходил к ней в театр. На премьеры. В премьерные недели она работала без выходных, и в кино они не ходили, да и виделись редко.

Так прошла зима, пришла весна и прошла весна.

Влюблённая Вера стала сравнивать свои встречи с Сашей с накоплением капель воды. Одна капля – мало влаги, но, набрав ладонь капель, можно сделать глоток. Жажду не утолишь, но появляются силы снова собирать капли в ладонь. Конечно, сложная ситуация, но, с другой стороны, не захлебнёшься от избытка влаги. Поэтому, любое незапланированное появление Саши воспринималось ею, как Праздник Стакана воды.

В начале лета ей исполнилось восемнадцать лет. Вокруг много говорили о половых отношениях, о сексе. Саша не скрывал от неё, что он "мужчина и такие отношения с девушками ему, естественно, нужны", но на близости с Верой не настаивал, мало того, всячески избегал любой попытки сближения с её стороны. И в те вечера, когда Саши не было рядом, она понимала, что он с Галей, и у них "всё по-взрослому". Для себя Вера решила, что Саша не хочет никаких перемен в их отношениях, чтобы не сомневаться в ней, пока будет служить в армии. И среди множества мыслей в голове у Веры чаще всего звучала Он любит меня, раз так бережёт… Но были там и другие мысли, например, что если тебя любят, то тебе доверяют, и, что я уже не ребёнок и понимаю, что такое ответственность за свои поступки и слова...

Некоторые из своих мыслей она озвучила, особенно о доверии в любви, но Александр, сказав: "Не будем с этим спешить", отказал Вере в исполнении её желания быть ему возлюбленной. А потом он пошёл в армию.

…в конце весны 1975 года Вера провожала Сашу. В шесть утра она стояла на перроне Ярославского вокзала рядом с Павлом Александровичем, отцом Саши, смотрела вслед уходящему составу и с трудом сдерживала слёзы расставания...

Дома Веру ждала мама. Она приготовила вкусный завтрак и молчала, пока Вера кушала тёртую морковку со сметаной, сырники с изюмом и пила какао.

- Спасибо, мамулечка, всё было очень вкусно, - Вера чмокнула маму в щёчку и отнесла посуду в мойку. - Я сейчас всё вымою.

- Подожди. После вымоешь. А пока присядь. Мне с тобой поговорить надо, - отрывисто произнесла мама с тревогой в голосе.

- Хорошо. Сижу. Слушаю Вас, мамаша, - Вера пыталась снять напряжение шуткой, но мама никак не отреагировала, а просто присела на табурет у кухонного столика напротив Веры, внимательно посмотрела на дочь и тихо спросила, глядя ей в глаза:

- Вера, ты будешь ждать Сашу?

- Да.

- Доченька, у меня предчувствие нехорошее...

- Мама, с ним всё будет в порядке! Он не погибнет! Я Знаю!

- Я не о нём беспокоюсь, дочка, мне по-прежнему неспокойно за тебя. Чувствую, ты пожалеешь, что ждала его два года.

- Мам, ну почему я буду жалеть?

- Не любит он тебя.

- Ма, он любит меня! Он. Меня. Любит. А ты его совсем не знаешь. Он меня очень любит, и я его люблю. Я и поэтому буду его ждать, а ещё я клятву дала, мам. Ты же понимаешь, что это такое?

- Понимаю. Клятва – это серьёзно, но я знаю, что материнское сердце без причины не болит... Ладно, поговорили. Мой посуду, а я пойду, прилягу, что-то совсем мне тяжко становится, когда на тебя смотрю...

И хотя разговоров на эту тему больше не было, через четыре месяца Сашиной службы Вера поняла, что мама решила не говорить, а действовать. Всё чаще мамины подруги стали заходить к ним в гости со своими сыновьями, ровесниками Веры.

А Верина мама действительно хотела выдать дочь замуж за "хорошего парня" (так мама называла каждого юношу, с которым Веру знакомили), пока Саша был в армии. У Вериной мамы появились очень серьёзные основания для такого вмешательства в личную жизнь дочери: она видела, как Вера ждёт письма от Саши, а письма Саша писал крайне редко. Всего один раз в шесть недель.

К концу первого года службы Александр и Вера даже немного ссорились из-за этого, так как без его писем ей было трудно убеждать маму в его любви. Сама она писала каждый день, иногда по два письма, утром и вечером. Больше всего в её письмах было стихов о любви. Два раза за два года она нарушила этот график, так как ездила поступать учиться в Москву, а на следующий год в Ленинград. А ещё за эти два года Вера отказала под разными предлогами одному "несерьёзному" и двум "серьёзным" женихам, из тех, с которыми её познакомила упрямая мама. И, хотя никто из "хороших парней" не видел в ней великой актрисы и был настроен против её будущей профессии, не это решило судьбу женихов, а то, что она продолжала ждать своего любимого, хорошего Сашу, милого Сашеньку, своего самого лучшего Александра...

Пришёл 1977 год. Уже зимой Вера планировала в начале лета снова поступать в театральные институты, и решила, что если ей не дадут отпуск на очередной работе (база стройматериалов), то она просто уволится. Кем-кем, а уж экспедитором она всегда устроиться сможет. После окончания десятилетки Вера хотела учиться только в институте. В любом театральном, но институте. Поэтому и ездила поступать в Москву и Ленинград. На вступительных экзаменах училась правильно общаться с членами приёмных комиссий, особенно, если в них сидели одни женщины. Она повзрослела... у неё появился опыт поступлений на актёрское отделение... на характеристику из школы экзаменаторы обращали внимание всё реже... в списках прошедших на собеседование фамилия Веры появлялась всё чаще... Вера не уставала мечтать о славе великой актрисы... она была уверена, что изменить этот мир к лучшему может только искусство, а битва Добра со Злом должна начинаться со сцен Театров для Детей... Вера не сомневалась, что сможет принести пользу людям, неся службу именно на сцене одного из ТЮЗов страны, и собиралась, когда будет учиться на последнем курсе, обязательно подать Прошение в Штаб служить только в театре. 1 А ещё она приняла решение.

В этом году я использую не только Силы, но и Возможности!

Да и Времени больше не было: на актёрское отделение в любое театральное заведение у женщин принимали документы только до 21 года включительно. Но так получилось, что она не смогла съездить ни в Москву, ни в Ленинград! В конце мая из армии пришёл Саша, и они снова были вместе. А в день своего рождения она получила подарок от Александра: он сделал её своей возлюбленной. Голова кружилась от счастья. Расстаться даже на день было невозможно. И стало не важно: институт, не институт, главное – любить и быть с любимым рядом!

На работе ей дали две недели за свой счёт, и Вера подала документы в Ярославское театральное училище. Немного огорчало, что Саше было всё равно, в какое учебное заведение она поступает, для него было важно только одно, чтобы экзамены не мешали им видеться. Даже на известие, что она прошла с прослушивания сразу на третий тур, Александр ни как не отреагировал. И пока Вера поступала в театралку, конкурс в которой был семьдесят человек на одно место, за пятнадцать дней ни разу не было у них ни романтического ужина по поводу Вериных успехов, не было и криков:

- Ура! Я всегда знал, что ты сможешь! Молодец! Так держать!

Вере действительно было трудно без его поддержки, так как дома она ничего не сказала про экзамены, и делала вид, что ходит на работу...

Вера призналась родителям во всём только, когда поступила! Но перед этим два раза! проверила у секретаря списки поступивших.

Второй семьёй, в которой узнали о долгожданной победе Веры, была семья Саши. Мужчины, а в семье Саши было трое мужчин (Павел Александрович – его папа, Коля – его старший брат и сам Саша), отнеслись к радостной новости равнодушно, и как ели свой ужин, который им подавала Наташа, жена Коли, так и ели. Зато с большим интересом её выслушала мама Саши, Полина Федотовна. Она, по привычке, отвернулась от экрана телевизора, чтобы кивнуть на приветливое Верино приветствие:

_____________________________________________________________________________________________________________

1 - …именно на сцене одного из ТЮЗов страны… –

- ТЮЗ (аббревиатура) – Театр для юных зрителей.

- Добрый вечер! и - Приятного аппетита, - но, услышав, что Веру зачислили в театралку, больше к экрану не поворачивалась.

А Вера, воодушевлённая таким вниманием, хотела переобуться и пройти к ней на диванчик, посидеть с ней рядом, поговорить о радостном событии в её жизни, и подождать, пока Саша поест, как вдруг Полина Федотовна зло произнесла:

- Стой, где стоишь, - и "разродилась" настоящей лекцией на тему: "Моральное разложение современной молодёжи", в которой сделала упор на фразу: "...особенно в этих театральных заведениях разврат стоит и днём и ночью!"

Вера, окаменев, стояла в прихожей в одной босоножке, держа другую в руке, и слушала монолог тёти Поли...

...а на кухне ничего не изменилось... мужчины не перестали жевать… Наташа не перестала ходить от плиты к столу… от стола к мойке… от мойки к плите...

Закончила свою речь Полина Федотовна предложением:

- Так вот, Сашенька, если ты поел, то выводи из нашей квартиры эту проститутку, и чтоб ноги её здесь больше не было!.. И запомни, сыночка, - кричала она на лестничной площадке им вслед, - Теперь такого добра как ты, у неё будет всё училище!

И эхо подъезда ехидно повторило несколько раз:

- Бууёочуущее! Ёоочууее! Ёоо...

На улице Саша решительно заявил, что им надо снять квартиру и уже через четыре дня он нашёл однокомнатную и недорогую на последнем этаже пятиэтажки в Северном районе Ярославля с пьяным названием "Брагино". Правда, это было очень далеко от центра города, где находилось училище, но те дни Вера проживала в состоянии такой глубокой эйфории, что никакие реалии не могли ей помешать наслаждаться счастьем...

…после армии Саша решил, что не будет учиться, и пошёл работать шофёром на Моторный завод. И Вере захотелось попробовать, как когда-то в Ленинграде, и учиться и работать. Конечно, как в Ленинграде, у неё не получилось бы. Там она работала на Главпочтамте с четырёх утра, а по вечерам училась. В этот раз Вера знала, что учиться будет весь день, а подрабатывать сможет только по ночам, и то не каждую ночь...

Она сходила на ПЖДП, но на работу там брали "праздничных студентов", а Вере нужно было приходить на работу, когда удобно ей... 1

Она нашла такую работу на Шинном заводе в шиномонтажном цехе. Можно было даже не выходить неделями, так как оплата шла "сдельная". В августе, когда Вера вышла на работу, то попала в смену молодёжной бригады, прозванную на заводе "молодёжкой".

Прошло более месяца, как Александр получил от Веры все доказательства её любви и верности. А Вера, всё, что чувствовала к нему и с ним, пыталась выразить в стихах.

Песками всех пустынь плетётся День,

столетьями секунд верша свои дела. Любовь Квитко

Песками всех пустынь плетётся день, Столетьями секунд верша свои дела... 1979 год.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...