Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Михаил Махаев 2 страница



Если XVIII век именовался веком брошюры, то XIX век с полным правом можно назвать веком газет. Число названий и тиражи достигают колоссальных размеров. Периодическая печать ("пресса") становится огромной политической силой - "четвертой властью".

К сожалению, кроме многих добротных изданий, заслуживающих уважение своей принципиальной правдивостью и приверженностью к демократии, многие газеты зависели от "денежного мешка".Их страницы наполнялись безудержной рекламой, описанием скандалов, смакованием преступлений, темных махинаций и пр. Эта печать получила название "желтой" или "бульварной" прессы. "Фельетон" (листок) - литературное приложение к газете - на долгое время сделался синонимом информации скандального порядка. Приобрели популярность иллюстрированные журналы и литературные сборники - своего рода подарочные издания, предназначенные для аристократии.

Художественную литературу чаще называли беллетристикой. Значительная ее часть носила откровенно развлекательный характер. В начале века на рынке книг господствовали так называемые "готические" романы, наполненные ужасами. Появились многотомные романы, серии произведений, восторженно описывающие обыденную жизнь.

Писателям нелегко было пробить дорогу своим произведениям. Им не принадлежали материальные средства книгоиздания: машины, бумага, шрифты, конторы и книжные лавки. Коммерческие предприятия слишком часто оказывались не в силах отличить бульварные романы от произведений высокой литературы. Критерием для них выступала лишь немедленная и высокая прибыль. Роман В. Гюго "Отверженные", который писатель создал в изгнании и появления которого ожидала вся мыслящая Франция, издатели долго не решались выпускать. В 1861 г. Ж. Лакруа рискнул издать роман и получил немедленную прибыль. После этого все другие издатели принялись оспаривать право его издания.

Многие писатели, призывавшие к свободе и справедливости, даже в демократических государствах прямо подвергались политическим преследованиям. Во Франции автор вольнолюбивых песен и стихотворений П. Беранже был не раз под судом. В Америке знаменитой писательнице Г. Бичер-Стоу, автору романа "Хижина дяди Тома", неоднократно угрожали расправой расисты, так и официальные лица.

Вместе с тем наблюдается стремление культурных издателей и книгопродавцев к очищению рынка от низкопробной литературы. Этому способствовал принцип серийности изданий, получивший развитие в Европе и Северной Америке с середины XIX века. Во Франции книготорговец Ж.-Ж. Лефевр стал выпускать "Коллекцию французских классиков" в 73 томах. Его современник Ш. Панкук издавал историческую серию "Победы и завоевания Франции", которая по своей познавательности и сравнительной дешевизне долгое время оставалась непревзойденной. Лейпцигский издатель Х. Б. Таухниц, учитывая потребность в дешевой книге, создал серию "Британские авторы", которая также имела большой успех.

Вкусы читающей публики разделялись между интересом к литературе о сверхъестественном и книгами, восхваляющими добродетель и мораль. Романы с "продолжением", нечто вроде современных сериалов, печатали иллюстрированные журналы. Они были рассчитаны на чтение в кругу зажиточной семьи. На этих же читателей были первоначально рассчитаны фельетоны, то есть литературные прибавления, отчего слово "фельетон" сделалось синонимом литературного жанра (очерк, рассказ, краткая информация).

Издатели жаловались, что из-за газетных фельетонов падает спрос на книги. В пылу конкуренции подчас выпускались дешевые низкопробные подделки, "бульварные романы", рассчитанные на то, чтобы их купить, прочитать и без сожаления выбросить. Эта "грошовая" литература была наполнена разбирательством великосветских интриг, скандалов, похождений сыщиков.

Многие авторы бульварных романов нажили себе состояние на их публикации. Понсон де Террайль, чье имя сделалось синонимом претенциозной бездарности, автор многотомного боевика "Похождения Рокамболя", писал так поспешно, что герои, убитые у него в первых томах, без малейшего объяснения появлялись живыми в последующих. Другие писатели нанимали бедняков и студентов, которые за небольшую плату кропали для них тексты романов, а те присваивали прибыль.

XIX век - это эпоха великой литературы, когда творили такие мастера, как Дж. Байрон, Ч. Диккенс в Англии, И. Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне в Германии. Выдающиеся произведения мировой литературы предназначались не только взрослым, но и детям. Специализированные издательства выпускали переработанные варианты книг "Дон Кихот Ламанчский" М. Сервантеса, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, "Робинзон Крузо" Д. Дефо, "Путешествия Гулливера" Д. Свифта. Издавались детские альманахи и журналы. Графиня де Сегюр, русская по рождению, писала художественные произведения для детей по-французски и по-русски. Она же основала первую издательскую серию книг для детей "Розовая библиотека" (1857 г.). Успех серии был столь велик, что вызвал много подражаний у издателей европейских стран.

Дух романтизма и приключений, господствовавший среди молодежи, в атмосфере интенсивных открытий и исследований XIX века, выразился в массовом появлении приключенческой и научно-фантастической литературы. Создателем этого типа юношеской книги был Жюль Верн, написавший сорок романов на эти темы. Занимательность, гуманный характер и обширность сообщаемых сведений сделали эти романы любимым чтением молодежи той поры.

В числе наиболее популярных изданий этого жанра были также романы А. К. Дойля, Ф. Купера, Т. М. Рида. Издательство "Кальманн-Леви" (1874 - 1877 гг.) выпустило около ста томов А. Дюма.

Появляются первые предприятия детской и юношеской книги. Французский писатель П. Ж. Этцель в 1859 г. основал торговлю детской книгой, специальный литературно-педагогический журнал и, наконец, знаменитое издательство детской и юношеской литературы, после чего такие предприятия стали появляться во всех странах.

Массовое и дешевое изготовление тоновых и цветных иллюстраций стимулирует выпуск иллюстрированной печатной продукции. Развивается эстамп, начинается выпуск литографических репродукций с картин и портретов. В ходе европейских революций и политических событий большой популярностью пользуются литографированный, а затем фотоцинкографский плакат, карикатура, листовка. Во время франко-прусской войны в 1870 г. в Германии и во Франции начался выпуск маркированных и иллюстрированных открыток.

Книги XIX века разделялись на две категории: книги роскошные для состоятельных покупателей и книги дешевые, просто оформленные для широких масс. Роскошные дорогие издания печатались на "слоновой" бумаге с золоченым обрезом, с многоцветными литографиями и гравюрами. Они особенно славились своими переплетами с обильным тиснением. Кожаный переплет уступил место переплету-картонажу. Для этого были изобретены специальные синтетические материалы: коленкор, дерматин, ледерин.

Дорогая книга выпускалась нарочито малыми тиражами, о чем широковещательно сообщалось в рекламе. Для привлечения библиофилов на каждом экземпляре ставился порядковый номер. После отпечатывания тиража набор рассыпался, так как покупатель должен был быть уверен, что приобрел библиографическую редкость. С этой же целью на титульном листе указывалось, что книга больше издаваться не будет.

Массовые издания печатались "коммерческими тиражами (до 150 тысяч экземпляров) на газетной бумаге, в бумажных обложках "цвета сливочного масла". В спешке изготовленные, а скорее опять же ради рекламы, "прибыльные" издания поступали в продажу неразрезанными. Нередко одна и та же книга печаталась одновременно в двух видах: в роскошном издании для богатых библиофилов и выпусками в виде брошюр для массового покупателя.

В 1839 г. французский книготорговец Ж. Шарпантье стал печатать ходовые книги стандартным форматом 18 градусов с одинаковой ценой 3 -5 франков за томик, компактно, без излишней роскоши. Заранее готовились проспекты, где каждый из запланированных томиков, включавший определенное произведение, был раз и навсегда помечен серийным номером. Публика прозвала эти стандартизированные издания шарпантьерами. Из них было удобно подбирать дешевые семейные библиотеки. Некоторые из шарпантьеров XIX века содержали более тысячи номеров в серии. В Англии получили распространение карманные книжки - покетбуки.

К изданию роскошных книг, журналов, альманахов, даже серийных покетбуков все шире привлекались художники, к чему располагало и непрерывное совершенствование технологии иллюстрирования. Выдающиеся мастера - Э. Делакруа, О. Домье, А. Менцель и другие - прославились и как художники книги. Некоторые, посвятив свое творчество исключительно графике, создали зрительные образы книжных героев, которые с тех пор в нашем представлении неразрывно связаны с образами классической литературы. Особенно высокого мастерства в этом направлению достигли иллюстраторы классических произведений мировой литературы - Шекспира, Байрона, Гете, Диккенса, Сервантеса и др.

Во Франции П. Гаварни, самоучка, рабочий-литограф, талантливейший рисовальщик, создал серию иллюстраций к роману Э. Сю "Агасфер" (1845 г.), с которыми он выходит и сейчас. Его современник, выдающийся карикатурист Гранвиль создал образы Гулливера (1840 г.), которым и сегодня отдается предпочтение во всех изданиях мира. Оригинальный, насыщенный романтикой и фантастическими образами стиль книжного рисунка создал Г. Доре, иллюстрировавший своими гравюрами издания Рабле (1854 г.), Данте (1861 г.), Сервантеса (1863 г.), Перро (1862 г.) и многие другие. Английский график Х. Браун, больше известный под псевдонимом Физ, прославился как иллюстратор Диккенс.

В XIX веке уже почти не встречается издатель-гуманист, под угрозой расправы и разорения печатающий книги авторов, в чьи идеи он свято верит, или книготорговец-просветитель, переправляющих через границу запрещенные брошюры и рискующий попасть на эшафот. Им на смену пришел основательный коммерческий деятель "толстосум", не брезгающий подчас и перепечаткой и искажением текста, делающий на книге деньги. В свое время французский водевилист Ж. Ф. Байяр вывел такого издателя на сцене:

Я всеми признан, дом богатством блещет,
Двор кланяется мне, театр мне рукоплещет,
Торгую всеми, всех я издаю,
Молитесь, авторы, на доброту мою!
А ты, поэт, не жди, издам тебя не скоро,
Поэму господина прокурора
Печатаю! Любой журнал
Теперь мне посвятит елейный хор похвал…

Издатели XIX века сыграли выдающуюся роль в развитии общей культуры человечества. Они выступают как талантливые организаторы производства книги, часто не имея собственных типографий и книготорговой сети, они развивают чисто рыночные, договорные отношения во всех структурах книжного рынка. Принципиально новое в их деятельности то, что в условиях жесткой капиталистической конкуренции они опираются на поддержку банков, финансового капитала. В 1857 г. парижский банкир Оппенгейм помог книгоиздателю П. Лакруа (1806-1884) основать новую фирму, скупить на десять лет вперед у многих знаменитых писателей право издания их трудов, экономически подчинить себе многих конкурентов.

Фирмы стремились к некоторой специализации, разделу сфер влияния на книжном рынке. Издатели покупали у государства исключительное право на печатание официальных изданий, поставку учебников, справочников. В эпоху широкого строительства железных дорог владелец небольшой типографии Наполеон Шэ (1807-1865) стал монополистом в области издания и распространения книг на транспорте. Но не всегда издатели стремились извлечь только прибыли, зачастую ими двигала настоящая любовь к литературе и книге. Многие из них стремились создать красочные и доступные по цене книги, решали просветительские задачи.

Старейшая немецкая фирма Котта была основана еще в 1639 году небогатым книготорговцем в г. Тюбинге. Ее представители богатели, обзаводились знакомствами в литературной среде. Издатель барон Иоганн Котта фон Коттендорф (1764-1832), получивший титул за участие в освободительной войне и заседаниях Венского конгресса, в молодости дружил с Шиллером и Гете. Термин "Буря и натиск", обозначавший литературное течение, был обязан ему своим появлением. "Он стоял у истоков нового буржуазного века, - писал о нем историк, - он уловил задачи развития книги в свою эпоху и был этим образцом" .

Фридрих Брокгауз (1772-1823), бывший офицер освободительной армии, вернувшись после войны, приступил к изданию справочной и энциклопедической литературы. Его знаменитое издание - энциклопедический словарь "Конверсационс Лексикон" (первое издание - 1808 - 1811 гг., с 15-го издания - "Большой Брокгауз" в г. Лейпциге) - стал образцом изданий подобного рода. Брокгауз и его наследники не скрывали, что они рассчитывают на солидного "буржуазного" покупателя. Их издание было отлично оформлено, добросовестно подготовлено в научном и редакционном отношении. Брокгауз совершенно исключил из своего словаря политические и корпоративные оценки, для него все одинаково должно быть предельно описано и объяснено,. Этим он и прославился у миллионов читателей.

Филипп Реклам (1807-1896), напротив, рассчитывал на покупателя из самой небогатой среды, учащейся молодежи, грамотных пролетариев. Особенно знаменита его дешевая серия "Всеобщая библиотека", где были представлены все важнейшие имена в немецкой и мировой литературе. С 1867 до 1899 г. в этой серии было выпущено свыше 4000 наименований.

Эрнест Зееманн (1829 - 1904) основал первую в Германии специализированную фирму по выпуску и продаже изобразительной продукции - репродукций картин, открыток, альбомов по искусству.

Во Франции до сих пор наиболее крупным универсальным издательством считается фирма, которую основал в 1826 г. Луи Ашетт (1800 - 1864), сын небогатого виноторговца. Он выдвинулся как просветитель, издатель недорогих учебников, пособий для школы, затем проявил коммерческую хватку, вытесняя конкурентов и умело находя доходные издания. Большие тиражи всегда были особенностью этого издательства. Фирма, например, в одном из рекламных каталогов отмечала, что за три года ею распродано один миллион семьсот тысяч экземпляров книги "Примерные девочки", для юных читателей, и полтора миллиона "Похождений сорванца".

Пьер- Жюль Этцель (1814 - 1886), детский писатель, участник восстания 1851 г., вернувшись из эмиграции, основал издательство детской и учебной книги, отличавшееся качеством и ассортиментом своих изданий. Он первым заключил договор с Жюлем Верном об издании всех его книг.

Кальман Леви (1819-1891), выходец из Германии, основал с братьями в Париже торговлю театральными изданиями. Его предприятие выросло в крупнейшее издательство научной и искусствоведческой литературы.

Пьер Ларусс (1817 - 1875), составитель словарей, филолог, не найдя поддержки своим широким планам выпуска просветительной литературы, основал собственное издательство. В годы промышленного и культурного подъема его издания, особенно энциклопедические, имели исключительный успех. В руках наследников фирма "Ларусс" превратилась в крупнейший издательский центр Европы.

Самое старое издательство из существующих ныне в англоязычных странах издательство " Макмиллан " было основано в 1843 г. в Лондоне, затем оно было переведено в США. В результате слияния с канадской фирмой "Кроуэлл-Колльер" и поглощения еще 28 издающих книги предприятий оно стало межнациональной монополией по производству печатной продукции. Все входящие в концерн издательства действуют независимо, хотя эта независимость носит формальный характер.

В Соединенных Штатах Америки насчитывается более 2000 издающих книги фирм, сообществ и просто частных лиц. Имеются сравнительно большие предприятия. Старейшим в этой стране считается издательство " Липпинкотт ", выпустившее первую книгу в 1792 г. и издающее теперь самые разные, не связанные определенной тематикой книги. Напечататься в этом издательстве считается престижным.

В развитии книгоиздания в Соединенных Штатах в XIX веке решающую роль сыграл бурный экономический и социальный подъем этой крупнейшей из демократических стран мира. Если в 1823 г. там было напечатано только 120 книг то к концу века их число выросло более, чем в сорок раз! Известную роль сыграла и определенная монолитность общества: отсутствие феодальных пережитков, единая религия и язык, развитая степень благотворительности, общественного образования, полная свобода частной инициативы.

Торговля книгами велась через книжные лавки, которые в начале века сохраняли еще архаичный облик: тесные, темные помещения, стеллажи до потолка. На парижском жаргоне продавцы книжных лавок получили прозвище "обезьян", поскольку им приходилось все время лазить по стремянкам в поиске книг. Не было классификации, библиографического обслуживания. Книги размещались под средневековыми названиями отделов: "литургии" - богослужебные издания; "эфемериды" - брошюры, альманахи;"академии" - научные, учебные издания; "лексиконы" - словари. Только в конце XIX века делаются первые попытки научно разработанной десятичной классификации (Ч. Дьюи, 1876 г.). Постепенно, однако, магазины занимали более просторные помещения, витрины роскошно оформлялись (плюш, бархат, золотые кисти и пр. были в духе того времени). В одном помещении часто соединялись оптовая контора, кабинет-выставка книг, торговый зал и книжный магазин в современном понимании.

Капиталисты-книготорговцы объединялись для защиты своих интересов, для раздела сфер влияния. Основная цель подобных объединений - противостояние жесткой конкуренции, расширение рынков сбыта и привлечение новых категорий потребителей, защита профессиональных интересов.

Первое объединение книготорговцев возникло в Германии. В 1825 г. образовался Биржевой союз немецких книготорговцев.Он руководил проведением ярмарок и книжных лотерей, издавал каталоги и рекламные листки. С 1834 г. стала выпускаться газета "Биржевой листок", выходящая и поныне.

В 1838 г. в Берлине приказчик Г. Гропиус основал "Общество взаимопомощи нуждающихся книготорговцев и их служащих".

Активизация методов торговли книгами осуществлялась через систему становления дилерской сети распространения книг. Оптовики выступали посредниками между мелкорозничной сетью и крупными издателями. Дальнейшее развитие получили аукционы книг, ярмарки (в Лейпциге, Германия; в Бокере, Франция; в Чикаго, США), лотереи, система разъездных агентов. Коммивояжеры-розничники добывали адреса библиофилов, интеллигентных и состоятельных людей, посещали их, убеждали купить книги в рассрочку.

Французский журнал так описывал разъездного агента: "Хороший торгаш, он умеет докучать. Если кого-нибудь убедит подписаться, он всем ссылается на его пример. Десять раз он возвращается с предложением о подписке и, наконец, добивается своего" .

Одно время пользовались успехом "кабинеты для чтения" при книжных магазинах, начало которым положил в 1842 г. английский издатель Ч. Мьюди. За небольшую плату небогатый потребитель мог познакомится там с любой книгой. Однако с появлением многотиражных покетбуков кабинеты для чтения становятся невыгодными и исчезают.

С середины XIX века развивается розничная торговля по почте. В 1881 г. во Франции, а затем и в других странах вводятся пониженные почтовые тарифы на пересылку книг. Продажа книг по почте сопровождалась активной рекламой. Вот образец одной из рекламных афиш: "Если вам не понравится эта книга, верните ее, а если хотите оставить для своей библиотеки - вышлите деньги".

Билет 20.

Билет 21.

Отмена крепостного права в России, где подавляющая часть населения (67,8 млн. человек) была занята в сельском хозяйстве, привела к активному развитию промышленности. Увеличение протяженности шоссейных и железных дорог, связавших основные административно-территориальные центры империи, образование акционерных коммерческих (к 1879 г. - 39) и городских общественных банков (к 1897 г. - 235) способствовали развитию торговли, в том числе и книжной. Интенсификация экономики повлекла за собой рост общественного движения, что в свою очередь сказалось на состоянии науки и культуры русского общества. Большие изменения претерпела система просвещения, расширилась сеть учебных заведений различного уровня. Русские ученые сделали замечательные научно-технические изобретения и естественнонаучные открытия.

Во многом эти достижения сказались на состоянии отечественного книгоиздания и книжной торговли.

Книгоиздание в России получило возможность интенсивного развития в связи с принятием новых цензурных правил. 6 декабря 1855 г. была приостановлена деятельность Бутурлинского комитета, и в 1865 г. был принят новый цензурный Устав, согласно которому периодическая печать была освобождена от предварительной цензуры (кроме иллюстрированных и сатирических изданий). Бесцензурными становились книги объемом более 10 печатных листов и 20 для переводных книг, а также издания академий, университетов и ученых обществ. Предварительную цензуру осуществляло Главное управление по делам печати, входившее в Министерство внутренних дел.

Издателей "вредного" направления подвергали денежным штрафам, конфискации и арестам книг, привлекали к суду. В 1872 г. цензурным комитетам было предоставлено право входить через Министерство внутренних дел в Главное управление с ходатайством об уничтожении той или иной "вредной" книги без возбуждения судебного преследования. В конце 70-х годов судебные процессы против издателей были почти прекращены: цензурные комитеты предпочитали ограничиваться уничтожением изданий без судебного преследования. В 1882 г. вышел дополнительный закон о печати, согласно которому право прекращать издание любого органа печати получило особое совещание министров внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурора Синода.

Цензурная реформа 50-60-х годов ХIХ в. вызвала к жизни большое количество новых периодических изданий. Пик журнально-газетного бума пришелся на 1860 г., когда открылись 43 новых издания, а всего за период с 1857 по 1862 г. возникло 179 новых изданий, наиболее крупное из них - журнал " Современник ". Его издателем и редактором был Н.А. Некрасов, а руководителем беллетристического отдела - Н.Г. Чернышевский. Благодаря произведениям Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А. Н. Майкова, А.А. Фета и др. журнал пользовался большой популярностью среди читателей. В 1868 г. идейную линию "Современника" продолжил журнал " Отечественные записки ". В нем сотрудничали Г. И. Успенский, А.Н. Островский, Д.Н. Мамин-Сибиряк и др.

Значительно возросли масштабы книгоиздания. Если в 1855 г. было выпущено 1020 книг, то в пореформенный период число названий значительно увеличилось и в 1864 г. составило 1836.

Число типографий и литографий в период с 1883 по 1904 г. выросло почти в два раза (с 1039 до 1979); предприятий книжной торговли и издательств более чем в два раза (с 1277 до 2964).

Владельцы типографий модернизировали свои предприятия, ввозили из-за границы новейшее полиграфическое оборудование. Ручной труд гравера в 60-70-х годах был вытеснен фототехникой. Начали применять автотипию, ракельную глубокую печать, фотолитографию. Получили распространение цветная иллюстрация в книге, а также изопродукция: тоновые гелиогравюры, многокрасочные олеографии. В 1868 г. в Москве и Петербурге насчитывалось в общей сложности 323 полиграфических предприятия, причем в руках частного капитала в этот период находилось 78 % этих предприятий, а спустя десять лет (1877) только в Москве было 211 частных типографий и литографий.

Рост книгопроизводства требовал повышения производительности машин.

Первые действующие модели для двусторонней печати со стереотипов были показаны на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г., а затем в 1862 г. Они содержали в себе все узлы, характерные для рулонных ротационных машин, и были первыми предшественниками современных машин этого типа. После выставки владелец газеты "Таймс" приобрел эту модель и по ее образцу построил такую же машину, которая в 1865 г. прошла испытания и начала работать со скоростью 5-6 тыс. об/ч.

Рулонные машины с двумя печатными цилиндрами начали строить в США с 1884 г. Эти машины использовались для печатания малотиражных газет с первичных наборных форм: из-за сложности конструкции и малой производительности широкого распространения они не получили и были вытеснены более эффективными ротационными машинами.

Техника печати в России неуклонно совершенствовалась. Имена ученых П. Княгининского, М. Алисова, В. Гассиева и многих других утвердили приоритет отечественных изобретателей в области наборных, пишущих и фотонаборных машин. Способы И.И. Орлова в области цветной печати, Г.Н. Скамони в фотолитографии были авторитетны во всем мире.

Начиная с 1867 г. в России издавались специальные журналы, посвященные типографскому делу: "Обзор графических искусств" (с 1878 г.) и периодический "Обзор Всероссийской выставки печатного дела" (1895), Графические искусства", "Вестник графического дела", "Печатное искусство" (1901-1903), "Наборщик".

В 1882 г. в Петербурге была основана первая русская фирма типографских машин, а в 1884 г. были открыты две школы по подготовке специалистов печатного дела.

В издательском репертуаре на первом месте стояли сочинения русских писателей-беллетристов. Русская литература обогатилась романами И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого. Широкое распространение получила естественнонаучная литература. Издавались труды Д. И. Менделеева, К.А. Тимирязева, И. И. Мечникова и др. Из зарубежных авторов большим спросом пользовались книги Ч. Дарвина, К. Фохта и др. При многих высших учебных заведениях создавались общества естествоиспытателей, которые издавали труды своих членов: "Известия общества любителей естествознания при Московском университете" (с 1866 г.), "Труды С.-Петербургского общества испытателей" (с 1870 г.) и др. Издательскую деятельность вели различные научные общества: Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Общество любителей истории и древностей российских. В области издания специальных научных трудов центральное место во второй половине XIX века занимала Академия наук.

Увеличился спрос на книги по истории. В 1872 г. Археографическая комиссия, занимавшаяся изданием источников и древних памятников, приступила к выпуску "Русской исторической библиотеки". Общество любителей древней письменности основало серию "Памятники древней письменности", в которую вошли источники по древней русской литературе.

Большое место в общем объеме издательской продукции занимали учебники, тиражи которых достигали 40 тыс. экз. Вместе с тем доминирующее положение по тиражам занимали книги религиозного содержания и лубочная литература.

Лубочные издания в 60-е и 70-е годы XIX века достигли значительной степени развития и переживали переломный период - в дальнейшем они во многом изменили свои формы. Лубочную литературу подразделяли на духовную и светскую. К первой категории следует отнести различные "жития", например, "Николая-чудотворца", "Марии Египетской" и различные поучения, например, о пьянстве, о брани, о "страшном суде господнем" и т.д. Ко второй категории относятся прежде всего сказки; например, "Сказка о славном и непобедимом богатыре Еруслане Лазаревиче и о супруге его - прекрасной Анастасии Вахрамеевне" и т.п. Заметное место в лубочной литературе занимали также псевдоисторические книги, наполненные описаниями подвигов того или иного исторического "героя" или "злодея", например, Дмитрия Донского или Ивана Мазепы. Среди лубочных изданий нередко попадались сочинения классиков, чаще всего переделанные составителями лубочных книг для того, чтобы выдать издателю такое произведение за свое и получить гонорар, а иногда и для того, чтобы сделать повесть более эффектной. Так, повесть Н. В. Гоголя "Вий", неузнаваемо перекроенная, была издана под названием "Страшная красавица, или три ночи у гроба", повесть А.П. Мельникова-Печерского "В лесах" - под названием "Пещера в лесу, или труп мертвеца" и т.д. В большом количестве издавались всякого рода "песенники", "оракулы", "снотолкователи", книги по астрологии, самолечебники и т.п. Среди лубочной литературы были книги для деревни, составлявшие наиболее значительную ее часть, а также литература для "городской улицы": письмовники, сборники куплетов и анекдотов, бульварные романы и тому подобные издания. Литература этого рода отнюдь не составляла особенность русского лубочного книжного дела - она была очень развита и в западноевропейских государствах, в частности в Германии.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...