Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Первое столетие российской империи



Лекция № 1. Россия на путях модернизации. Реформы

Петра Великого (первая четверть XVIII века)

Введение. Первое столетие Российской империи.

1.Исторические предпосылки, цели, задачи реформ Петра I.

2.Преобразовательная деятельность Петра I.

3.Итоги и последствия реформ.

4. Личность и реформы Петра Великого в оценке русской и современной историо-

графии.

Введение. Первое столетие российской империи

Два века российской истории ХУII и ХУШ вв. обычно их принято противопоставлять. Почему?

ХУП век - последний век Московской Руси с ее традиционным, ус-

тоявшимся бытом, средневековыми представлениями о мироздании, средне-

вековым искусством.

ХУШ век - время созидания Российской империи, век крутой ломки старой «домостроевской» жизни, усвоение западноевропейских традиций,


нравов, век светской живописи, гражданской скульптуры, барокко и клас-сицизма в искусстве, век Ломоносова в науке, Татищева и Карамзина в исто-рии, Державина в литературе.

ХУП век - время Святой Руси, господства православных святынь и ценностей, одна тень покушения на которые ведет русское общество к трагедии раскола.

ХУШ век - период создания светской, внецерковной культуры, по-рабощения церкви государством.

Две российские столицы представляют собой разительный контраст московского и петербургского периодов:

- широко раскинувшаяся, не сразу строившаяся златоглавая матушка Москва, и

- Петербург, возникший на невских берегах по воле одного человека как мираж белой ночи, это воплощение строгости, гармонии с его дворца-ми и каналами, линиями и перспективами.

ХУП век - когда единственный порт был Архангельск, а иностранцы, которых боялись чуть больше черта, жили в специально отгороженной Не-мецкой слободе, несмотря на чистоту и уют очень напоминающую резер-вацию.

ХУШ век - Россия часто определяла судьбу европейской политики, а французская речь была понятнее для русских аристократов, чем родной язык.

Эти противоречия можно долго продолжать и все же...

ХУШ век в России считают временем переворота, перелома. Те подводные течения, которые в ХУЛ в. только лишь подмывали устои Мос-ковского царства, теперь их опрокинули. То, что было скрыто от современ-ников, оказалось явленным потомкам. Нет, это не была революция: и обще-ственный строй, и форма правления остались прежними. Но изменилось нечто гораздо более важное. Иным стал тип культуры, иными язык, мышле-ние, появился невиданный ранее уклад жизни.


Если ХУП век можно назвать веком «новизн», то следующее столетие стало веком новизны.

Новизна была во всем: новые календарь и алфавит, одежда, утварь, жилище и обычаи, армия и флот, государственные учреждения и сель-скохозяйственные культуры, школы и обучение, промыслы и ремесла, идеа-лы и ценности. Если в предшествующее столетие заря Нового времени толь-ко-только занималась, то теперь она уже полыхала в полнеба. И вот посеян-ное дает плоды.

В ХУП в. построен первый корабль «Орел». В ХУШ в. создается мощный военный и торговый флот России; полки иноземного образца обо-рачиваются регулярной армией; полтора десятка мануфактур на всю Рос-сию - двумя сотнями петровских заводов; Славяно-греко-латинская акаде-мия - университетом и Академией Наук.

Все эти перемены в русской жизни совершились на памяти одного по-коления, люди которого частью с ужасом, а частью с восторгом встречали их.

На весь ХУШ век ложится одна гигантская тень - «Петра Великого» императора, реформатора. И пусть он действовал в том направлении, ко-торое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рож-дены самой логикой исторического развития России - все равно нельзя отри-цать, что именно Петр стал создателем Новой России.

Существенно и то, что в Петре мы имеем перед собой единственный (если не считать князя Владимира Святого) пример успешных и, в общем, до конца доведенных реформ в истории России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия, оставивших неизгладимый след и в нашей жизни.

Констатируя это, нельзя не заметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, при-носимыми на алтарь отечества, ни национальными традициями, ни с памя-тью предков.

Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и си-


нодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они будут соот-ветственно искать в Петре, то «царя Антихриста», то «Отца Отечества». За-тем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы, государст-венники и анархисты, монархисты и социалисты. Наиболее четко прямо противоположные оценки преобразований Петра Великого были сфор-мулированы в споре западников и славянофилов в середине XIX века. Запад-ники утверждали, что всему лучшему в своей истории Россия обязана Петру; по мнению славянофилов, наоборот, Петр изменил национальному началу в истории России, исказил русскую культуру заимствованиями с Запада, нанес вред естественному ходу национального развития страны. Что ж каждая сторона по-своему права, но права односторонне, отчасти, наполовину отно-сительно истины. Истина же - в противоречивости самого царя и его ре-форм, в неоднозначности его дела, сочетании доброго и злого, государст-венного блага и народного страдания.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...