Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Богословие



Богословие Книги Второзаконие начало проясняться с того момента, как только мы начали рассуждать об исторической обстановке и времени ее написания. Полезно напомнить, что Книга Второзаконие всегда представляет Бога в истинном свете (в противоположность религиозным культам других народов). Это книга для народа, ко- торый был выведен из Египта, поскольку Бог хотел, чтобы народ Его был отличным от других народов (или «святым»; 7:6), отличным от хананеев, населявших ту землю, в которую направлялся Его народ (12:31), так же, как и от египтян (29:16—17). Книга содержит установления и законы, необходимые для этой цели. Она обладает харак- терным стилем, главный признак которого — неоднократное повторение ключевых понятий и фраз. Книга Второзаконие, по форме напоминая проповедь, и сама звучит как проповедь! Дело в том, что Израилю всегда следует помнить о том отличии, кото- рое установлено между ним и всеми остальными народами, а главное, помнить, по ка- кой причине оно, это отличие, установлено.

Вот почему Книга Второзаконие говорит об «избрании», Божьем выборе Израиля (7:6—7; 14:2). Когда Бог призвал Авраама, Он ясно сказал, что произведет от него на- род, в котором благословятся все племена земные (Быт. 12:3). Избрание Израиля со- всем не означает, что Бог не любит другие народы. И все же Книга Второзаконие не очень многое говорит о спасении других народов. Это связано с тем, что она описыва- ет то, что должно было произойти вначале; вначале народ Божий должен был по- знать Бога, чтобы затем стать Его верным партнером по завету.

«Завет» есть отношения между Богом и Богоизбранным народом. Это известно с тех пор, как Бог обещал Ною заключить с ним завет, а также заверил, что не будет бо- лее вода потопом на истребление всякой плоти (Быт. 6:18; 9:9–17). Это намерение Бо- жье обрело развитие в отношениях Бога с Авраамом (Быт. 15:18; 17:2) и на святой горе Синай, где открылось, что завет с Богом следует «соблюдать» (Исх. 19:5), и даны были Десять заповедей (Исх. 20:1 — 17). Книга Второзаконие досконально разбирает две стороны завета, которые мы видим в остальных «книгах Моисея», то есть обетования Бога и необходимость со стороны Израиля повиноваться Его повелениям. С одной стороны, эта книга часто ссылается на обещание, данное Аврааму, Исааку и Иакову («отцам»; 1:8); с другой — она фактически повторяет Десять заповедей (5:6–21) в ка- честве некоего вступления к остальным законам, которые освещаются далее по тек- сту.

В откровении Божьего завета Книга Второзаконие растолковывает основные идеи о Боге. Во–первых, Бог «един» есть (6:4). Израиль не должен поклоняться иным бо- гам или даже поклоняться своему Богу, но наряду с другими богами (5:7). Именно здесь скрывалась реальная угроза падения нравственности. Однако у Израиля име- лись достаточные основания любить Господа «всем сердцем» (6:5) и понимать, что Бог «един». Первое совершенно очевидно, поскольку истинно. Но здесь есть еще один смысл: ни один из богов не мог посягать на этот народ и объявлять его своим. Ника- кого соперничества за поклонение Израиля между богами не было. Понимание этого дает великую свободу служения одному только Всемогущему Богу.


Во–вторых, Бог познаваем. Он говорил со Своим народом, когда встретил его на святой горе Синай (в Книге Второзаконие она всегда называется Божьей горой Хо- рив), и Он говорил так, чтобы Его понимали. Книга Второзаконие делает сильное уда- рение на слово, через которое Бог дает откровение о Себе. В завете можно было под- держивать отношения с живым Богом и знать, что можно верить всему, что Он гово- рит.

В–третьих, Бог нематериален. Никаких Его изображений делать не дозволялось, поскольку Его нельзя соотнести ни с какими материальными предметами тварного мира (5:8–10). К тому же Он никоим образом не обитает в том месте, где Ему покло- няются, хотя Его «Имя» и пребывает там (12:5; дополнительно об этом'положении см.: 3 Цар. 8:27–30).

В–четвертых, Он господствует как над историей, так и над природой. Боги Ханаа- на понимались прежде всего как боги природы, и израильтяне часто будут соблаз- няться, думая, что они–то, эти боги, и обладают действительной властью в этой зе- мле. Книга Второзаконие показывает, что Господь не только вывел израильтян из Египта, но и управляет плодородием и сменой времен года (7:13), и в самом деле, эти события неотделимы друг от друга (16:9–12).

В–пятых, есть возможность обрести упорядоченную и счастливую жизнь пред Бо- гом. Книга Второзаконие настаивает на том, что существует равновесие между

«праведностью» (верностью установленным отношениям с Богом) и «благом», или преуспеянием (6:24—25). Это положение тщательно и наиболее четко проработано в

«проклятиях и благословениях» главы 28. Читатель может задать вполне резонный вопрос: а не слишком ли механистично подходит эта книга к пониманию нравствен- ных проблем? Однако все здесь гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и в этом мы вскоре убедимся.

Книга Второзаконие — действительно книга благодати Божьей. Она подчеркивает то обстоятельство, что всем своим существованием Израиль обязан Богу, ибо Он вы- вел его из Египта и поведет в землю, в которой он будет преизобильно благословлен (напр.: 8:7—10). И даже Его повеления являются частью Его благодати, поскольку, со- блюдая их, Израиль обретет истинную свободу. Установления Книги Второзаконие дают возможность каждому израильтянину наслаждаться всеми дарами этой земли и находить защиту от возможного угнетения со стороны других. Все израильтяне суть

«братья и сестры» в обществе созданий Божьих. От царя (если они решат, что следует поставить его; 17:14–20) до «раба» (15:12), каждый в Израиле был друг другу «брат». В те дни такой принцип общественного устройства был совершенно уникальным, в других обществах положение у большинства народа было едва ли лучше, чем у рабов. Итак, Книга Второзаконие представляет читателю гармоничное общество Господне, в котором Боговедение народа делает его способным наилучшим образом устроить со- вместное проживание на этой земле.

Однако это не осуществится, если народ не проявит верности. Достанет ли у него духовных и жизненных сил, нравственной выдержки и стойкости, чтобы соблюсти за- ветные требования? Благо для всх требует, коротко говоря, жертвенности, то есть от- каза от собственных «прав». Автор Книги Второзаконие прекрасно осведомлен о мо- ральной неустойчивости человеческого существа. Слабость этого Богоизбранного на- рода уже не раз проявлялась в его истории (1:26—46). И тем не менее именно этому

«жестоковыйному» народу предназначен дар земли обетованной (9:4—6). Поэтому


уже от самого начала Книга Второзаконие задается вопросом о том, может ли этот (или любой иной) народ соблюсти завет с Богом. Ответ находится только в конце кни- ги (гл. 30), в отрывке, где утверждается, что «проклятия» падут на него прежде, чем может произойти окончательное спасение.

Богословие Книги Второзаконие актуально и для современного христианства, од- нако эту книгу следует читать очень внимательно и толковать ее в свете грядущего явления Иисуса Христа. Христиане считают себя Богоизбранным народом, взятым в удел (1 Пет. 2:9), хотя и совсем в другом смысле, чем древний Израиль. Христиане не являются обособленной нацией, они живут среди самых разных народов и не нужда- ются ни в собственной земле, ни в собственном судопроизводстве или собственных вождях ни в мирное, ни в военное время. Не занимаются они и поисками какого–то места на земле для богослужения, в котором Бог был бы более представлен, нежели в других местах. Исторический отрезок времени, когда эти вещи имели значение в от- ношениях Бога с человеком в этом мире, канул в прошлое. С тех пор как пришел Ии- сус, народ Божий, превратившись в интернациональный, живет при разных полити- ческих режимах и живо, деятельно стремится распространить Царство Божье по все- му свету. И, конечно, он уже не приносит никаких жертв во искупление греха.

И все же основные богословские идеи Книги Второзаконие по–прежнему прило- жимы к нашей жизни. Книга говорит нам о том, что благодать Божья сделала нас сво- ими Богу, а также о необходимости отвечать Ему любовью и повиновением от всей ду- ши, от всего сердца. И нам также Бог явил Себя, только во Христе, Который Сам есть

«Святое место», где мы встречаемся с Ним. Наш завет — это Новый Завет во Христе Иисусе, в Котором мы имеем возможность проявлять верность, хотя мы такие же не- мощные, каким был Израиль. И благословения Божьи воспринимаются нами отнюдь не в смысле материального благоденствия, но относятся как к веку сему, так и к веку грядущему.

Книга Второзаконие никоим образом не является основанием для так называемо- го «богословия благоденствия», хотя невнимательное чтение ее и может произвести такое впечатление. В ней есть благоволение к материальному благополучию мира се- го и ясное понимание радости человеческого существа в удовлетворении жизненно важных потребностей. Эти вещи столь же важны и для нас и нашего мира в новейшее время, как и для всех людей во все времена. Однако установления Книги Второзако- ние исключают любой религиозный культ, который в замаскированном виде протас- кивает идею материального обогащения. Исключают потому, что они требуют любви к Богу от всего сердца и, конечно, любови к ближнему. Здесь видна полная противо- положность эгоистическому расчету, который представляет собой поклонение идолу, что по Книге Второзаконие — первейший и главнейший грех.

Дополнительная литература

Brown R. The Message of Deuteronomy, BST (IVP, 1993). Thompson J. A. Deuteronomy, TOTC (IVP, 1974).

Craigie P. С. Deuteronomy, NICOT (Eerdmans, 1976).

Mayes A. D. H. Deuteronomy, NCB (Eerdmans/Oliphants, 1979).


Содержание





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...