Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Война для отмщения с мадианитянами и заселение Трансиордании



Приступая к главе 31, очень важно осознать, что она не имеет никакого отношения к военной хронике. Она не похожа, например, на Нав. 8 (война против Гая) или 1 Цар.


14 (Ионафан нападает на филистимлян). Автора Книги Числа не занимает война сама по себе, и он останавливается на ней только в одном стихе (7). Авторские интересы ка- саются трех сфер: захваченное и добыча (об этом говорится на протяжении 46 стихов 9–54); военная тактика, боевой порядок (подобно тому, как ранее он сконцентриро- вал свое внимание на порядке движения; 10:11–36); и ритуальное очищение (19–24). Именно эти темы — предмет постоянного внимания Книги Числа. Связанные с этими темами атрибуты, то есть свойства Бога суть Его святость и то, что Он не есть Бог не- устройства, но Бог порядка (ср.: 1 Кор. 14:33). Бог проявляет Свою святость, повелевая отмщение, устройство боевого порядка Своего воинства, захват и добычу и требуя от своих воинов ритуального очищения.

31:1—24 Война для отмщения мадианитянам. Повествование начинается со спокойного упоминания о том, что Бог имеет абсолютную власть над жизнью. Истре- бление мадианитян — это праведное наказание за то зло, которое они причинили на- роду Божию, совратив его на путь, порочащий Бога (см.: Чис. 25). В то же время Бог напоминает Моисею, что и ему предстоит умереть. Бог выступает здесь как правед- ный Судия. Он не только повелевает отмщение врагам Своим, но не упускает из виду и преступления, совершенного самым для Него дорогим служителем. Связано это с тем, что Его святость и слава превыше человеческой жизни. Моисей учил Израиль то- му, что Бог «не смотрит на лица и не берет даров» (Втор. 10:17; Иез. 18; ср.:Деян. 10:34–35).

Боевой порядок был установлен в соответствии с ясными принципами, отражаю- щими святость Божью и Божий порядок. Все колена Израилевы должны были прини- мать участие в боевых действиях на равных основаниях. Финеес, сын первосвященни- ка, выступил на войну вместе с двенадцатитысячным воинством. Он прежде уже отли- чился (25:6—13), и его пребывание среди воинов должно было укрепить их боевой дух, поскольку Бог поклялся, что Его священство выдержит испытание временем (25:10—13). Финеес взял с собой трубы, чтобы вести в бой и трубить тревогу, дабы Гос- подь вспомнил Свой народ в битве с врагом (10:9), а также священные сосуды как символ Присутствия (6). Текст представляет собой победную реляцию. Израиль ис- требил всех мадианитян мужского пола, в том числе и Валаама, зодчего их падения (8). Позднее мадианитяне вновь восстанут в качестве врагов (Суд. 6 — 8). Но это не противоречит исторической правде данного отчета о победе.

По–видимому, мадианитяне были своего рода обширной конфедерацией племен, которая включала амаликитян, моавитов, измаилитов и других. Мадианитяне, о кото- рых идет речь в главе 31, были в союзе с Моавом.

Моисей не позволял вернувшемуся воинству доставлять в стан пленных. Он прог- невался на военачальников за то, что те проявили жалость к мадианитянским жен- щинам, которые соблазняли Израиля в идолопоклонство и склоняли к распущенно- сти. По его приказанию оставили в живых только девственниц, которые стали частью народа. Важно понять истинные причины этого умерщвления женщин и мальчиков. Такое почти тотальное истребление не было «положенным заклятием на них», как в случае с Арадом (21:1—3) и позднее с Иерихоном (Нав. 7) и амаликитянами (1 Цар. 15:3). (Эта тема обсуждается в комментарии на 14:39—45.) Заклятие требовало истре- бления всякой живой души, включая животных; города и имущество также должны были быть сожжены или (ценности) помещены в сокровищницу скинии. Нападение же на мадианитян, война с ними была отмщением, или карой (3). Поэтому военные


трофеи не истреблялись. Очистив военные трофеи, их можно было разделить между коленами (ср.: Нав. 6:21,24; 7:1–26; 1 Цар. 15:13–33). Женщины были уничтожены по- тому, что они уже отвратили Израиля от Бога, и если бы они остались в живых, то представляли бы угрозу для верности Израиля (см. ком. к 25:1—18). Такие женщины в будущем станут причиной падения царя Соломона (З Цар. 11:1–13).

Воины были нечистыми, поскольку прикасались к трупам, и не могли войти в стан до истечения семи дней (19–24). Чистота стана была жизненно важной заботой Мои- сея. Он не допустит туда мадианитянских женщин (13).

Примечание. Понятие «возмездие» наводит на мысль о правосудии, между тем как отмщение указывает на личный гнев Божий. Гнев и отмщение Божьи отврати- тельны для большинства современных людей большей частью потому, что они счита- ют Божий гнев и отмщение чем–то иррациональным, капризным и бесконтрольным. Однако Писание учит, что Божий гнев открывается на всякий человеческий грех, вся- кое нечестие (Рим. 1:18). «Мне отмщение, Я воздам», — говорит Господь (Рим. 12:19). Его гнев и «отмщение» свидетельствуют о Его праведном негодовании, а не возника- ют вследствие вспыльчивости характера.

31:25–54 Деление военной добычи. Автор Книги Числа больше интересуется военной добычей, нежели военной хроникой, поскольку военные трофеи являлись частью наследия в Трансиордании. Пример деления военной добычи (мелкий и круп- ный скот, ослы и молодые девственницы) указывает на честь, оказанную священству, и плату за труды воинству. Воинство имело половину, от которой одну пятисотую до- лю следовало отдать первосвященнику. Все общество Господне получало другую по- ловину военной добычи, из которой одна пятидесятая доля принадлежала левитам. Таким образом, семейство Елеазара, например, получило 675 овец, каждый воин из воинства (то есть из числа 12 000 мужей) — около двадцати восьми овец, левиты (числом 23 000) имели приблизительно одну овцу на четверых, и остальное общество Господне — (589 730 без воинства в 12 000 человек) около одной овцы на двоих. Не приводятся данные о разделе серебра и золота. Каждый воин брал свое (53). Посколь- ку в сражении не погибло ни одного воина, они принесли золото Господу (49—50). Воинам следовало сделать это приношение также и во искупление самих себя. Они убивали людей, пролитие крови делало их нечистыми (19–24). Приведенные цифры вызывают вопросы у многих ученых. Сомневаются, что 12 000 мужей могли справить- ся с мадианитянским народом, у которого, судя по тому, что в плен было взято 32 000 молодых девушек, вероятно, была многочисленная армия. Предполагают, что число это нереалистично. Однако не стоит игнорировать тот факт, что повсюду в истории народ Божий добивался замечательных побед (напр.: Суд. 7; 1 Цар. 30). Такое проис- ходило всегда только потому, что Господь поражал врагов израильтян, как Он и обе- товал (Втор. 28:7; 32:30).

32:1–42 Поселение в Трансиордании. Земля Иазер и земля Галаад лежали к востоку от реки Иордан. Они представляли собой высокогорье (свыше 2 000 футов), хорошо орошаемое дождями и имевшее прекрасные условия для скотоводства (4). Однако эти земли находились вне земли, обетованной Аврааму. Поэтому удивляет, что колена Рувима и Гада захотели поселиться именно здесь. Моисей пришел в ужас, припомнив восстание в Кадес–Варни приблизительно сорок лет тому назад (11–12; см.: 14:21–35). Он опасался, что они смутят весь народ и отвратят его от вторжения в Ханаан. Законодатель имел правильное представление о человеческой природе. Че-


ловек скорее будет приглядываться к окружающим, чем возводить свои очи к Господу и прислушиваться к Его слову (см., напр., ком. к Ин. 21:20—21). Когда такое случается, послушание в народе Божьем слабеет.

Сыны Рувимовы и сыны Гадовы твердо обещали пересечь Иордан, и даже в аван- гарде, впереди других колен, чтобы исполнить свой долг и гарантировать наследова- ние Израилем земли обетованной. Моисей связал их этим обязательством, оставив повеления Иисусу и Елеазару не давать им их удела, если они нарушат свое слово (28–30). Любое отклонение от этого будет грехом: Испытаете наказание за грех ваш, которое постигнет вас (23). Эти слова стали крылатыми в английской речи. После того как было достигнуто соглашение, что Рувим и Гад могут поселиться в Трансиордании, половина колена Манассии присоединилась к ним (33), так же, как и при захвате этих земель (39–42). Отчет завершается кратким примечанием о строи- тельных работах, которые они предпринимали.

Если принять, что события, описанные в главах 20 — 36, охватывают сороковой год скитаний Израиля, то получается, что вопрос о поселении в Трансиордании был поставлен приблизительно в декабре (т. е. девятом месяце). Иными словами, это про- исходило после сезона первых дождей, и благодатные пастбища, видимо, очаровыва- ли взгляд скотовода (1, 4). К концу года, в новомесячие — первый день одиннадцатого месяца (Втор. 1:3) — Моисей созвал все общество Израиля снова выслушать закон пе- ред тем, как он взойдет на гору Нево и умрет там. Таким образом, оставался прибли- зительно один месяц для обустройства этих двух с половиной колен. Такого времени явно недостаточно для осуществления серьезных строительных работ. Следовательно, последние стихи (34–42) могут относиться к работам, которые выполнялись некото- рое время спустя (после Нав. 13:1—33,22). Действительно, названия этих городов бы- ли изменены, и это, вероятно, было сделано уже после поселения. Тот факт, что все это записано в данном месте, скорее всего, говорит о том, что текст отчета был окон- чательно «отредактирован» через некоторое время после того, как эти колена посели- лись на своих землях. Это не единственное указание на то, что Пятикнижие было за- вершено уже после известных событий жизни Моисея (см.: Введение).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 272 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...