Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Важнейшие особенности повествования



Многое можно почерпнуть при изучении стиля и характера изложения.

Повествование нельзя назвать строго хронологическим

В основном Книга Числа строится в хронологическом порядке. Однако местами строгий хронологический порядок нарушается. Это относится к главам 1 — 10, в кото- рых зафиксированы события, происходившие в первые два месяца после исхода из Египта. Если восстановить реальную последовательность событий, то хронологиче- ский порядок будет следующим: в первый день возведена скиния (9:15–23); в течение двадцати дней колена Израилевы приносят свои жертвоприношения (7:1 — 8:26); на четырнадцатый день совершается Пасха (9:1–14); две недели спустя, в первый день второго месяца производится исчисление всех сынов Израилевых и стан очищается (1:1 — 6:27); на двенадцатый день стан израильский поднимается в первый поход на Ханаан (10:1–36). Книга Числа не единственная книга Библии, где хронологический порядок нарушается в связи с иным принципом организации материала. Доказатель- ством тому могут служить, например, некоторые Евангелия. В подобных случаях все- гда есть основания для нарушения строгой хронологической последовательности из- ложения событий. Если удается понять эту причину, то авторские намерения предста- ют в их истинном свете.

Таблица 3. Ключевые речи повествования


В главах 1 — 10 автор, по–видимому, следует плану стана. Стан располагался в два круга: во внешнем круге находились колена, в во внутреннем — священники со ски- нией (см.: 2:1—34). Такая планировка лагеря учила Израиль тому, что Бога следует ставить в центре всех своих помыслов и душевных устремлений. Больше всего Изра- иль нуждался в том, чтобы Господь обитал в среде народа (Исх. 33:3—16). Израильтя- нам следовало жаждать Его присутствия более, нежели чего бы то ни было другого (Пс. 41:1–3). Следуя этому порядку — племенной и родовой стан (внешний круг), стан священников и скиния (внутренний круг и центр), — автор ведет читателя от перифе- рии к центру. Он проделывает это трижды: во–первых, перечисляя колена (главы 1 —

2) и левитов (главы 3 — 4); во–вторых, давая описание посвящения стана (главы 5 — 6), затем скинии и священства (главы 7 — 8). Наконец накануне отправления в поход первый Израиль всем станом совершает Пасху (9:1–14), затем над скинией появляется светоносное облако (9:15–23), и Израиль снимается с места. Наиболее значимое собы- тие, происшедшее фактически в начале всех событий, — осязаемое явление присут- ствия Божьего — сберегается под конец. Подобная задержка делает ожидание особен- но напряженным и выделяет наиболее важное в повествовании. Осуществление глав- ного желания Израиля оттягивается до самого последнего момента, и наконец свето- зарное облако покрывает скинию и постоянное Присутствие Божье демонстрируется Его народу (9:15–23). Только после этого израильтяне могут отправиться в Ханаан (гл. 10).


Интересно сравнить Книгу Исход с Книгой Числа (Исх. 40 соответствует Чис. 9:15—23). Первая книга переносит нас из рабства в Египте на Синай и к славе присут- ствия Божьего в скинии и светозарном облаке (Исх. 40). Кульминация здесь — пребы- вание Бога среди Своего народа, как Он и обещал это Аврааму (Быт. 17:7). Вторая кни- га идет дальше и обращает наше внимание на другое: наследование земли Ханаан- ской. Бог ведет Израиль в землю, обетованную во исполнение договора с Авраамом (Чис. 10:29). Остальная часть Книги Числа касается того, как наследство, утраченное старшим поколением, сохраняется для молодого.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...