Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Авторское резюме. Данная ролевая игра была похожа на первую, проведенную нами ранее, но в этот раз мы примеряли на себя лица чиновников



Данная ролевая игра была похожа на первую, проведенную нами ранее, но в этот раз мы примеряли на себя лица чиновников, а не известных социологов. Должен сказать, что это было очень интересно, ведь фактически это была уникальная возможность поучаствовать в настоящей дискуссии, обсудить проблемы и конфликты с различных точек зрения. Как мне кажется, все это было очень полезно и обязательно пригодится в будущем, так как каждый человек, а особенно социолог должен уметь рассмотреть разные точки зрения на вопрос, проанализировать их, сформировать свою позицию.

В целом, ролевая игра – замечательный образовательный инструмент, не только крайне полезный с точки зрения обучения, но и увлекательный и интересный для студентов. Я считаю, что использование ролевой игры в процессе обучения полностью оправдано.

Мусаева З.

На настоящем заседании, где обсуждаются конфликтные ситуации в конкретных регионах России, даже не обсуждается присутствие представителей Северо-Кавказского Федерального Округа. Сегодня я, Александр Генадьевич Хлопонин – полномочный представитель президента РФ в СКФО, и мой первый заместитель, Байсултанов Одес Хасаевич, осветим конфликтную ситуацию в представляемом нами округе.

Северный Кавказ — самый сложный регион с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. В этом регионе произошли вооруженные конфликты, один из которых — война в Чечне — стал самым разруши­тельным на территории бывшего СССР. Именно здесь проявился феномен массового выхода части населения из правового пространства и появился район воору­женного сепаратизма, не контролируемый российскими властями. Именно здесь радикальный эт­нический национализм и религиозный экстремизм обрели насильственные и варварские формы, бросив вызов не только государству, но и общественным устоям и местного населения.

Для дальнейшего рассмотрения проблем, существующих в данном регионе, мы считаем необходимым представить общую информацию о нем, чтобы картина была более ясна, и мы могли приступить к более подробному анализу.

Северо-Кавказский федеральный округ (CКФО) — федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа.

Образование данного округа стало первым изменением числа федеральных округов с момента их учреждения в 2000 году президентом России В. В. Путиным.

Площадь территории округа составляет около одного процента от площади территории Российской Федерации.

В СKФО входят:

· Республика Дагестан

· Республика Ингушетия

· Кабардино-Балкарская Республика

· Карачаево-Черкесская Республика

· Республика Северная Осетия — Алания

· Ставропольский край

· Чеченская республика

На Северном Кавказе современная российская политика совершила наиболее трагические ошибки, допустив массовые жертвы и разрушения, за которые российская власть несет ответ­ственность. Применительно к современному Северному Кавказу имеет место также провал отечественной обществоведческой экспертизы. Научно-интеллектуальное сообщество, вклю­чая московскую и северокавказскую интеллигенцию, несет долю ответственности за неспо­собность объяснить ситуацию и оказать миротворческое воздействие на общество. Россий­ским политикам и управленцам разного уровня пора осознать, что время верхушечных инструкций и волевых импровизаций прошло. Последние не могут быть основой эффективно­го государственного управления. Необходимо срочное создание основанной на профессио­нальной экспертизе системы выработки и принятия политико-государственных решений. Важным элементом этой системы наряду с ведомственной экспертизой должен стать незави­симый отечественный мониторинг этнополитических и других проблем Северного Кавказа.

Проблемы Северного Кавказа настолько серьезны, что требуют мобилизации существенных ресурсов всей страны, ответственной экспертной проработки, последовательных политических и других необходимых действий со стороны государства и консолидации общественных уси­лий по обеспечению мира на Северном Кавказе. Четкая и недвусмысленная артикуляция целей и задач государственной политики на Северном Кавказе — необходимое условие взвешенно­сти и сбалансированности такой политики. Главными целями этой политики должны быть:

а) обеспечение территориальной целостности и безопасности;
б) достижение социального преуспевания населения;
в) обеспечение гражданского равноправия;
г) демократическое управление;
д) сохранение и развитие культурного многообразия;
е) предотвращение и разрешение конфликтов.

Северный Кавказ — регион со сложной социальной и культурной мозаикой. Здесь компактно проживают представители более 40 этнических общностей российского народа, которые име­ют давние исторические связи между собой и с остальной Россией и сохраняют свою культур­ную отличительность. Этнический и исторический факторы не являются основной причиной проблем и конфликтов в регионе так же, как федеральный центр не несет единственную ответ­ственность за нынешнее положение на Северном Кавказе. Значительная часть ответственности лежит на политиках, так называемых национальных лидерах, а также рядовых гражданах, со­вершающих нарушения закона и норм общественной морали. Конфликты в регионе носят сложный характер, имеют внутренние и внешние причины, но ни один из них не запрограмми­рован историей или человеческой природой. Для решения конфликтов в регионе нет единого сце­нария, но могут быть единые принципы.

Мы хотели бы отметить, что одной из причин настоящей ситуации на Северном Кавказе является также недоверие населения к властным структурам из-за прошлых действий правительства. Так, по итогам исследования ВЦИОМ, в котором респондентам задавался вопрос о вероятности в ближайшие 1-2 года новой война на Кавказе, были получены следующие результаты. Данное событие скорее вероятным считают 30% опрошенных, что является довольно большим процентом[16].

Мы с моим заместителем на сегодняшнем заседании хотели бы представить самую важную, по нашему мнению, конфликтную ситуацию данного округа: проблему терроризма и экстремизма.

Экстремизм и особенно крайняя форма его проявления терроризм - наиболее опасная угроза правовому государству и консолидированному обществу. Сегодня в России перед лицом этой угрозы самым уязвимым является Северо­-Кавказский федеральный округ.

Все, кто следит за новостными выпусками, прекрасно знают, что ситуация в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе продолжает оставаться достаточно напряженной.

В ряде субъектов России, входящих в СКФО, не прекращается деятельность незаконных вооруженных формирований, совершаются нападения на представителей власти, общественных деятелей, работников правоохранительных органов. Фиксируются попытки активного вмешательства в процессы духовного возрождения традиционного для этого региона религиозного направления - ислама со стороны представителей различных радикальных исламистских группировок из­-за рубежа.

Происходящие процессы свидетельствуют о том, что экстремистские настроения стали долговременным фактором, влияющим на криминогенную ситуацию на Северном Кавказе.

Руководством страны принимаются действенные меры, направленные на стабилизацию социально­-экономической ситуации в регионе. Правительством России в сентябре утверждена комплексная стратегия социально­-экономического развития Северо-­Кавказского федерального округа до 2025 г., приняты экономические проекты по созданию на его территории реальной производственной базы, образован Северо­-Кавказский федеральный университет.

Вместе с тем в прошлом году мы фиксируем увеличение количества преступлений террористического характера в СКФО более чем на 7%. Нестабильная обстановка в регионе характеризуется наличием латентных межэтнических конфликтов, тенденциями к распространению этнического и религиозного сепаратизма.

Для дальнейшего рассмотрения данной конфликтной ситуации мы считаем необходимым представить статистические данные, которые служат подтверждением описываемой нами ситуации.

Вот уже несколько лет ПЦ "Мемориал", суммируя и анализируя публичные заявления представителей власти и правоохранительных органов, подводит итоги борьбы с террористическим подпольем за истекший календарный год. Пожалуй, впервые после всплеска террористической активности в 2008-2009 гг., выступления официальных лиц звучат заметно оптимистичнее.

За 8 месяцев текущего года в субъектах РФ в СКФО совершено 275 преступлений террористической направленности, среди которых 174 обстрела, 88 подрывов. Зафиксировано 62 боестолкновения.

В результате преступных посягательств от действий бандитов пострадал 221 гражданин, 57 из которых погибли. Правоохранительными органами и подразделениями федеральных сил проведено 69 контртеррористических операций, в том числе в Дагестане – 43, Чеченской Республике – 7, Кабардино-Балкарии – 8, Ингушетии – 6, Карачаево-Черкесии – 3, Северной Осетии-Алании – 1, Ставропольском крае – 1.

С 19 мая 2011 года по настоящее время на территории ЧР, РД, РИ и КБР проводится комплекс специальных профилактических мероприятий. В ходе 1 тыс. 604 результативных спецопераций и мероприятий убито 279 бандитов, в том числе 37 бандлидеров. Задержано 317 участников НВФ, в том числе 4 бандлидера. К явке с повинной склонено 13 боевиков и бандпособников. Предотвращено 31 преступление террористической направленности. Ликвидирована 61 база боевиков и 233 тайника. Из незаконного оборота изъято: 5 огнеметов, 68 гранатометов, 1 тыс. 301 единица стрелкового оружия, 1 тыс. 147 выстрелов к гранатометам, 805 гранат, 3 ПТУР, 9 авиационных бомб, 2 тыс. 547 снарядов и мин, 199 СВУ, около тонны взрывчатых веществ, 251 кг. компонентов взрывчатых веществ, более 149,2 тыс. патронов[17].

Итоговой статистики за нынешний год, конечно же, еще представлено быть не может. Итоговой статистики за истекший год российскими силовыми структурами было представлено немного, и противоречия в ней незаметны, однако это не повод безусловно полагаться на эти данные. В прошлом году (как и в предыдущие годы), когда с развернутой статистикой выступили силовые ведомства и президент РФ, стала очевидна феерическая разноголосица в оценках ситуации в зоне конфликта, отражавшая, очевидно, нездоровую конкуренцию и отсутствие взаимодействия между федеральными силовыми структурами. Например, данные по числу преступлений террористической направленности за 2010 г. колебались от 464 (СК РФ) до 849 (НАК); по потерям боевиков – от 390 уничтоженных и 492 задержанных (МВД РФ) до 375 уничтоженных и 779 задержанных (НАК) и т.п. (см. Бюллетень ПЦ "Мемориал" за зиму 2010/2011). Поэтому попытка любого наложения представленных выше данных за 2011 г. на статистику 2010 г. будет бессмысленна.

Противоречия в числах и в оценках есть и теперь. Не все даже согласны с тем, что в ситуации на Северном Кавказе наступил долгожданный перелом: В конце февраля генпрокурор РФ Ю. Чайка заявил на пресс-конференции, что количество совершенных преступлений террористической направленности на Северном Кавказе выросло в прошлом году на 24% по сравнению с 2010 годом. По его словам, в прошлом году в регионе совершено 576 преступлений террористического характера и 15 терактов (РИА Новости, 28.2.2012) – супротив 622 и 29 по данным Нургалиева.

Среди критериев, позволяющих объективно оценить боеспособность экстремистского подполья, для открытого обобщения и анализа доступен уровень потерь силовых структур в столкновениях с боевиками, а также в результате нападений на силовиков. Подсчет потерь противостоящей стороны – боевиков – ущербен априори в связи с тем, что к боевикам нередко относят всех случайно или специально убитых в ходе спецопераций. Очень часто поступает информация о том, что силовики убивают ни в чем неповинных молодых людей для представления положительных результатов своей деятельности по сокращению числа боевиков.

Террористические атаки в Северо-Кавказском Федеральном Округе не связаны с ситуацией на Северном Кавказе, они связаны с ситуацией в России в целом. И это принципиальный момент. То, что происходит на Севеном Кавказе, накладывается на всю российскую внутреннюю политику и на ту ситуацию в обществе, которую мы сейчас имеем.

Анализ общей ситуации на Северном Кавказе показывает, что одними силовыми методами с бандитизмом и терроризмом покончить не удается. Малоэффективными остаются и отдельные федеральные целевые программы и проекты по развитию инфраструктуры и экономики региона, а также периодические финансовые вливания в отдельные республики. Эти денежные потоки окончательно разлагают чиновников и местные элиты и во многом способствуют дальнейшему росту уровня коррупции. Ни для кого не является секретом, что часть выделяемых из федерального бюджета средств оседает в Москве, значительная их доля разворовывается на месте. Республики, получившие из федерального бюджета меньше денег, чем их соседи, высказывают свое открытое недовольство размерами финансовых вливаний. Положение осложняется тем, что сама система и процедура финансовых дотаций отдельным субъектам Российской Федерации остаются вне контроля государственных органов (парламентариев) и общественных организаций, при распределении денежных средств регионам превалирует субъективный подход чиновников исполнительной власти.

Коренные причины сохранения напряженности в регионе кроются в том, что федеральный центр до сих пор не смог создать сколько-нибудь обоснованной нормативно-правовой базы и благоприятных условий для развития инфраструктуры и социально-экономической сферы непосредственно самими республиками Северного Кавказа. Вряд ли положение здесь улучшится до тех пор, пока бюджеты всех уровней, до села (аула) включительно, не станут наполняться на месте и не окажутся полностью сбалансированными: то есть, доходные и расходные их части станут примерно равными, денег будет хватать и на врачей и на учителей и на водопровод и т.п. Население на местах больше не будет зависеть от субъективных решений и подачек вышестоящих чиновников. Регион может и должен развиваться не за счет выпрошенных в Москве денег, а - заработанных самостоятельно и полученных на месте в виде налогов. Настало время решительно преодолевать годами складывавшийся синдром финансово-экономической ущербности, убыточности региона, опасности инвестирования в местную промышленность и инфраструктуру. Для этого есть все необходимые предпосылки. Потенциально все, без исключения, республики Северного Кавказа экономически самодостаточны, так как находятся в благоприятных климатических условиях, располагают необходимыми природными ресурсами, лежат на пересечении стратегических коммуникаций, население ведет здоровый образ жизни и продолжает увеличиваться (это на фоне общей удручающей демографической ситуации в стране). Чечня располагает нефтяными месторождениями, Дагестан имеет протяженное побережье Каспийского моря, можно развивать рыболовство, сельское хозяйство, овцеводство, пищевую и перерабатывающую промышленность, традиционные народные промыслы, туризм и т.п. Представляется, что изменение федеральной законодательной базы в сфере налогообложения в пользу регионов (сегодня только 40 % поступлений от налогов остается в регионе) может дать толчок экономическому развитию Северного Кавказа и решению накопившихся здесь социально-экономических проблем. Оправданным было бы и создание на Северном Кавказе на ближайшие 20-30 лет свободной экономической зоны. Это позволило бы местным властям в короткие сроки развить рентабельные отрасли экономики, сельского хозяйства, привлечь российские и иностранные инвестиции и кредиты, решить наболевшие социальные проблемы (разминировать оставшиеся от военных действий обширные минные поля, снизить уровень безработицы, возродить традиционные для региона промыслы и предприятия, туристический бизнес, транзитные маршруты, построить новые ВУЗы, средние специальные учебные заведения, школы, больницы, кинотеатры, клубы, церкви, мечети, современное жилье, дороги, мосты и т.п.). Таким образом, будет окончательно выбита почва из-под ног бандитов, их главари лишатся возможности вербовать безработную молодежь в свои ряды. Перераспределение денежных потоков в пользу регионов нанесет также удар по сложившейся в России на всех уровнях системе коррупции в области сбора налогов и дальнейшего распределения бюджетных средств.

Было бы оправданным, не снижая противостояния террористической угрозе и коррупции на Северном Кавказе, внести ряд важных поправок в российское законодательство и скорректировать действия российских властей всех уровней по созданию более благоприятных условий для вывода региона из состояния депрессивного и дотационного. Следует ожидать, что по мере успешного решения этой проблемы и, как следствие, возрождения экономики, инфраструктуры и социальной сферы региона, пойдет на спад и террористическая активность боевиков.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...