Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ответ. Об этом говорится во многих хадисах. 3 страница



Трапеза, 41

Указанием на это могут служить и другие аяты.

С другой стороны, имеется в виду проявление воли Аллаха, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью Аллаха и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего:

«Аллах желает вам облегчения, а не затруднения….»

Корова, 185.

Аллах Всевышний также сказал:

«Аллах хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас [347] и принять ваше покаяние [348], (ведь) Аллах - Знающий, Мудрый.»

Женщины, 26

Примерами могут служить и другие аяты.

Следовать этому проявлению воли Аллаха может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое име­ет отношение к бытию. В верующем, который повинуется Алла­ху, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же ка­сается нечестивого и непокорного человека, то на него распрос­траняется лишь то проявление воли Аллаха, которое имеет от­ношение к бытию и предопределению.

Аллах, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что явля­ется угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний:

«Аллах призывает к обители мира [349] и выводит на прямой путь, кого пожелает.»

Йунус, 25

Таким образом, Аллах Всевышний, слава Ему, распростра­няет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает.

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.»

Звезда, 30

Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую сту­пень веры в предопределение, которая связана с творением?

Ответ: Аллах Всевышний сказал:

«Аллах - Творец всего сущего и Он - Покровитель всего.»

Толпы, 62.

«Разве есть помимо Алла­ха другой творец, дающий вам удел с неба и земли?!»

Создатель, 3.

«Это творение Аллаха, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него!»

Лукман, 11.

«Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?!»

Румы, 40

«И Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».

Выстроившиеся в ряд, 96.

«Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие...»

Солнце, 7-8.

«Тот, кого Аллах ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, - такие терпят убытки.»

Преграды, 178

Аллах Всевышний также сказал:

«...однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание.»

Комнаты, 7

Указанием на это являются также и другие аяты.

О том, что Аллах создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, ко­торый сообщил, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, Аллах создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает».

Аль-Бухари, аль-Байхаки

Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, про­рок, (с.г.с.) говорил:

«О Аллах, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить! [350] Ты - Покровитель её и Благодетель!»

/Аллахумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! /

Муслим, Ахмад, ан-Наса'и (часть длинного хадиса).

Указанием на это являются и другие хадисы.

Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (с.г.с.), который сказал: «...всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя...» /...ва-ль-xaйpy куллю-хд би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя... /, — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему?

Ответ. Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Ве­ликого Аллаха являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то Аллах добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губитель­ному, о чём Аллах Всевышний сказал так:

«A бедствия постигают вас за то, что творите вы своими ру­ками, и многое Он прощает.»

Совет, 30

«Мы не поступим с ними неспра­ведливо, это они были несправедливыми. [351]»

Украшения, 76

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, Аллах не проявляет несправедливости к людям ни в чём, но люди несправедливы к самим себе.»

Йунус, 44

Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписыва­ют? [352]

Ответ. Да, рабы Аллаха способны совершать свои действия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отно­шении дела их приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способности дела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознаграждены или подвергнуты наказанию. Аллах вменяет им в обязанность лишь то, что соответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и Аллах охарактеризовал людей как обладаю­щих способностью и волей к совершению действий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы Аллах, и не могут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого Аллах, и делают лишь то, к чему приводит их Аллах, о чём уже упомина­лось в цитированных выше аятах и хадисах, где говорится о же­лании, воле и творении Аллахом действий людей. Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что же касается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчинено могуществу, желанию и действиям Аллаха, который является Творцом как их самих, так и их способности, воли, же­лания и действий. С другой стороны, их желание, воля, способ­ность и действия не являются тождественными желанию, воле, могуществу и действиям Аллаха точно также как сами они не тождественны Ему, ибо Аллах выше этого. Напротив, их дей­ствия, которые сотворены Аллахом, соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являются результатом дел Аллаха, которые соответствуют Его положению и справед­ливо приписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда как раб на самом деле является объектом действия. Так, Аллах, поистине, является Руководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этих действия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь Аллах Всевышний сказал:

«Кого ведёт Аллах, тот и следует прямым путём….».

Ночное путешествие, 97.

Таким образом, приписывание руководства (хидайа) Аллаху правомерно в такой же степени как правомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством (ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руковод­ствующемуся точно также как и руководство не идентично сле­дованию этому руководству. И можно сказать, что Аллах дей­ствительно сбивает с пути, кого пожелает, что же касается раба, то он действительно становится заблудшим.

И то же самое можно сказать обо всех действиях Аллаха по отношению к Его рабам, предпринимаемым Им по Его усмот­рению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результат действия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в не­верие и тот, кто приписывает результат действия одному только Аллаху. Истинно верующим является лишь тот, кто относит дей­ствие к Творцу, а результат действия — к сотворённому, посколь­ку оба этих утверждения соответствуют истине.

Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в пре­допределение?

Ответ. Вера в предопределение является организующим на­чалом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопре­делённого зла, является организующим началом шариата. Пра­вильной и прямой может быть религия лишь того человека, ко­торый верит в предопределение и следует установлениям шари­ата. Указанием на это служит то, что пророк, (с.г.с.), подтвер­дил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спро­сил его: "Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел?", - сказал ему в ответ:

«Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан»

Аль-Бухари, Муслим.

Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверж­дая, что оно несовместимо с шариатом, лишает Аллаха Все­вышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба Аллаха независимым в его действиях и твор­цом этих действий. Это означает, что такой человек не про­сто утверждает, что наряду с Аллахом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являют­ся творцами.

С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицаю­щий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его Аллах и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что Аллах возложил на своих рабов нечто непо­сильное для них, что подобно возложению на слепого обязанно­сти расставить точки над буквами в словах Корана, такой чело­век приписывает Аллаху Всевышнему несправедливость, а има­мом его в этом является Иблис, да проклянёт его Аллах, ведь Иблис сказал[353]:

«3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути (, поджидая) их [354]».

Преграды. 16.

Что же касается истинно верующих, то они верят как в пре­допределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего это­го является Аллах, следуют велениям и запретам шариата и об­ращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь Аллах, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей спра­ведливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое.

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.»

Звезда, 30

И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение Аллах проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и нака­зание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере че­ловек будет придерживаться установлений шариата или пренеб­регать ими. Что же касается предопределения, то верующие толь­ко утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключают­ся какие-нибудь несчастья.

Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря:

«Хвала Аллаху, который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы Аллах не направил нас.»

Преграды, 43.

И они не повторяют слов того нечестивого[355], который сказал:

«Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю).»

Рассказ, 78.

Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители[356]:

«Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не про­стишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!»

Преграды, 23

И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал:

«Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение….».

Аль-Хиджр, 39.

Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят:

«Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся.»

Корова, 156

И в подобных случаях они не говорят того, что говорили не­верные, о которых Аллах Всевышний сказал:

«…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путеше­ствие или в военный поход: "Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты!", - чтобы Аллах сделал это (причиной) горя их сердец [357]. (Это) Аллах даёт жизнь и умерщвляет и Аллах знает о том, что вы делаете.»

Семейство Имрана, 156.

Вопрос 146, Сколько насчитывается ответвлений веры?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к вос­току и западу; благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Пос­ледний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, кто, не­смотря на свою любовь к имуществу, расходовал его на близ­ких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершал молитву и давал закят; (благочестивы) верные заключённому ими договору и проявля­ющие терпение в беде, в нужде и во время опасности. Это -те, которые правдивы, и это - богобоязненные.»

Корова, 177

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений...»

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«... более семидесяти ответвлений, высшим из которых явля­ется произнесение слов "нет бога, кроме Аллаха " а низшим -устранение с дороги того, что может повредить (людям), и стыдливость (относится к числу) ответвлений веры».

Аль-Бухари, Муслим.

Вопрос 147. Каким образом улемы давали толкования этим ответвлениям?

Ответ. Некоторые комментаторы хадисов перечисляли их, посвятив этому целые сочинения, чем принесли людям пользу. Однако знание всех этих ответвлений не является необходи­мым условием веры: достаточно верить в существование всех их в целом, поскольку всё это есть в Коране и сунне. Таким образом, рабу следует выполнять веления Аллаха и Его по­сланника, отказываться от того, от чего они его удерживают, и верить тому, о чём сообщается в Коране и сунне, и благода­ря этому он будет полностью удовлетворять требованиям всех ответвлений веры. Что же касается всего перечислявшегося этими людьми, то это действительно имеет отношение к де­лам веры, но для того, чтобы категорически утверждать, что смысл слов пророка, (с.г.с.), которые заключает в себе выше­упомянутый хадис, состоит именно в этом, необходимы соот­ветствующие указания.

Вопрос 148. В чём состоит суть того, что было перечисле­но ими?

Ответ. В "Фатх аль-Бари" Ибн Хаджар кратко излагает суть сказанного об этом Ибн Хаббаном, говоря: "Поистине, эти от­ветвления берут своё начало от дел сердца, дел языка и дел тела. "

ДЕЛА СЕРДЦА: ими являются воззрения и намерения, кото­рым присущи двадцать четыре свойства. Так, например, вера в Аллаха подразумевает собой вера в Его сущность, в Его атрибу­ты и в то, что Он является Единственным Богом, а также в то, что:

«Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.»

Совет. 11.

И такая вера подразумевает собой убеждённость в сотворённости всего прочего, а также веру в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в предопределённость добра и зла и веру в Последний день.

Составными частями веры в Последний день являются вера в то, что покойным в их могилах будут заданы вопросы, вера в воскресение, расчёт, Весы, Сират, рай, ад, любовь к Аллаху, любовь и ненависть ради Аллаха, любовь к пророку, (с.г.с.), и убеждённость в том, что его следует почитать.

Составными частями такой убеждённости являются обраще­ния к Аллаху с мольбами за пророка, (с.г.с.), следование его сун­не и искренность.

Составными частями искренности являются отказ от лицеме­рия и стремления к совершению благих дел напоказ, покаяние, страх, надежда, благодарность, верность, терпение, удовлетво­рённость предопределённым, упование, милосердие и смирение.

И, наконец, составными частями смирения являются прояв­ление уважения к старшим, жалость по отношению к младшим, а также отказ от высокомерия, самолюбования, зависти, нена­висти и гнева.

ДЕЛА ЯЗЫКА: этим делам присущи семь свойств, в том чис­ле: произнесение свидетельства о единобожии, чтение Корана, приобретение знания и передача его другим, обращение к Алла­ху с мольбами (ду'а) и поминание Аллаха, к чему, помимо про­чего, имеют отношение просьбы о прощении (истигфар) и от­каз от пустословия.

ДЕЛА ТЕЛА: этим делам присущи тридцать восемь свойств, в том числе:

- пятнадцать свойств, касающихся самого человека как инди­видуальности, а именно - стремление к поддержанию чистоты, обычай угощать людей, оказание гостеприимства, соблюдение обязательных и добровольных постов, неотлучное пребывание в мечети в течение определённого времени, ожидание ночи мо­гущества, совершение хаджжа, умры и обхода Каабы, а также бегство от искушений со своей религией, что подразумевает со­бой переселение из тех мест, где получило распространение мно­гобожие, верность своим обетам, выполнение клятв и искупле­ние своих прегрешений.

Часть из этих свойств имеет отношение к тем, кто находится на попечении человека: стремление к воздержанию от запрет­ного с помощью брака, соблюдение прав детей, проявление почтительности к родителям (последнее подразумевает собой от­каз от их ослушания и воспитание детей); поддержание связей с родственниками.

И среди этих свойств есть такие, которые имеют отношение ко всем людям вообще, а именно: осуществление справедливого руководства, поддержание согласия среди мусульман; примире­ние людей между собой, оказание помощи другим в делах бла­гочестия; и к этому имеет отношение побуждение к одобряемо­му шариатом и удержание от отвергаемого им, и к этому имеет отношение стремление поддерживать связь с единоверцами и воз­вращение доверенного; обязательная уплата долгов, оказание уважения соседу и поддержание хороших взаимоотношений с людьми; и к этому имеет отношение накопление материальных благ дозволенными способами и расходование их должным об­разом; и к этому имеет отношение отказ от расточительства; от­вет на приветствие, благопожелание чихнувшему, прекращение причинения вреда людям, отказ от увеселений и устранение с пути того, что может причинить вред людям.

Вопрос 149. Что в Коране и сунне служит указанием на необходимость творить благое (ихсан)?

Ответ. Указаний на это существует множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«И творите добро - поистине, Аллах любит творящих его.»

Корова, 195.

«Поистине, Аллах - с бо­гобоязненными и теми, кто творит благие дела.»

Пчёлы, 128

«А тот, кто (полностью) вручает своё дело Аллаху и творит добро, уже обрёл прочную опору.»

Лукман, 22

«Тем, которые совершали благие дела, - благое и с придачей….»

Йунус. 26

Аллах Всевышний также сказал:

«Разве станет воздаянием за благо что-нибудь, кроме блага?»

Милостивый, 60.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Поистине, Аллах предписал оказывать благодеяния всему».

Муслим, ат-Тирмизи. Ибн Маджа

Вопрос 150. Что подразумевает собой осуществление по­клонения должным образом (аль-ихсану фи-ль-'ибадати)?

Ответ. Этому понятию дал истолкование сам пророк, (с.г.с.), о чем сообщается в том хадисе, где рассказывается о вопросах, которые задавал пророку Джибрил. В этом хадисе сообщается, что Джибрил спросил: "Что такое чистосердечие (ихсан)?"

(Пророк) сказал:

«(Быть чистосердечным значит) поклоняться Аллаху так, буд­то ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то -(помня о том, что) Он, поистине, видит тебя»

Аль-Бухари, Муслим.

Таким образом, пророк, (с.г.с.), разъяснил, что есть два вида чистосердечия:

1) Высшим из них является такое поклонение Аллаху, будто ты видишь Его, иначе говоря, положение того, кто как бы видит Аллаха воочию. Здесь имеется в виду. что раб Аллаха действует так, будто он видит Аллаха Всевышнего сердцем своим, когда сердце его озаряется светом веры, а разум достигает глубин познания, в результате чего сокрытое для него уподобляется оче­видному. Это и есть истинная суть чистосердечия.

2) Другим видом или же проявлением чистосердечия являет­ся положение человека, занятого наблюдением (муракаба),когда раб Аллаха ясно представляет себе, что Аллах видит его, зна­ет о нём и находится поблизости от него. Если раб представляет себе всё это, занимаясь своими делами и действуя сообразно это­му, он будет проявлять искренность по отношению к Аллаху Все­вышнему, так как это не позволит ему ни обращаться, ни стре­миться к кому-либо иному помимо Аллаха.

Что же касается отличий между людьми, достигшими двух описанных нами выше ступеней, то они определяются степенью их проницательности.

Вопрос 151. Что является противоположностью веры?

Ответ. Противоположностью веры (иман) является неверие (куфр), представляющее собой основу, у которой также как и у веры имеются ответвления. Ранее уже было сказано, что в осно­ве веры лежит связанное с подчинением подтверждение, требу­ющее выражения повиновения в форме исполнения религиозных обязанностей. Что же касается неверия, то в его основе лежат отрицание и упорство, неизбежно связанные с высокомерием и ослушанием. Все религиозные обязанности относятся к тем или иным ответвлениям веры, а в некоторых аятах и хадисах, как мы уже отмечали ранее, многие из этих обязанностей были прямо названы верой. С другой стороны, все прегрешения относятся к тем или иным ответвлениям неверия, а в некоторых аятах и ха­дисах многие из них были прямо названы неверием, о чём мы подробнее поговорим ниже.

Таким образом, если ты знаешь об этом, значит, тебе извест­но и то, что неверие бывает двух видов:

Большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), которое полностью ставит человека вне рамок веры. Неверие такого рода связано с убеждениями, несовместимыми ни со словами, ни с делами серд­ца или же с чем-нибудь одним из этого.

Малое неверие (аль-куфру-ль-асгар), несовместимое с полно­той веры, но не противоречащее вере абсолютно. Неверие тако­го рода находит своё выражение в делах, но не противоречит ни словам, ни делам сердца и не обязательно требует этого.

Вопрос 152. Почему неверие по убеждению полностью не­совместимо с верой? Как можно объяснить подробнее, поче­му такое неверие приводит к исчезновению веры?

Ответ. Ранее уже говорилось о том, что вера представля­ет собой сочетание слова и дела. Имеются в виду слова серд­ца и языка и дела сердца, языка и прочих частей тела. Под словами сердца подразумевается убеждённость, а под слова­ми языка - произнесение слов свидетельства единобожия. Если же говорить о делах сердца, то под ними подразумеваются намерения и проявление искренности, тогда как под делами частей тела подразумевается повиновение, находящее своё выражение в исполнении всех религиозных обязанностей.

Таким образом, с прекращением слов и дел сердца, слов языка и дел, совершаемых различными частями тела, вера исчезает полностью, если же исчезает убеждённость сердца, то и всё остальное становится бесполезным.

Убеждённость сердца является необходимым условием дей­ствительности вышеупомянутых четырёх условий и их полез­ности, как и в случае с теми, кто не верит в имена и атрибуты Аллаха или же во что-нибудь из того, с чем Аллах направил к людям Своих посланников и что Он ниспослал в Своих Писа­ниях.

Все приверженцы сунны единодушны во мнении о том, что если дела сердца прекращаются, это приводит к полному ис­чезновению веры, даже если и сохраняется искренняя убеж­дённость. И все они считают, что одна только убеждённость сердца бесполезна, если она не подкреплена делами, являю­щимися выражением его любви и повиновения. Так, никакой пользы не получили ни Иблис, ни фараон, ни его народ, ни многобожники, ни последователи других религий, которые были убеждены в правдивости посланников и подтверждали это тайно и открыто, но вместе с тем говорили: «Он не явля­ется лжецом, однако мы не последуем за ним и не уверуем в в него!»

Вопрос 153. На сколько частей подразделяется большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), ставящее человека вне ра­мок религии?

Ответ. Из всего того, что уже было сказано нами ранее, сле­дует, что оно состоит из четырёх частей: неверие, выражающее­ся в форме невежества (джахль) и объявления ложью (такзиб)[358], неверие, выражающееся в форме непризнания (джухуд), неве­рие, выражающееся в форме упорства (,инад) и проявления вы­сокомерия (истикбар), и неверие, выражающееся в форме лице­мерия (нифак).

Вопрос 154. Что именно представляет собой неверие, вы­ражающееся в форме невежества и объявления ложью?

Ответ. Неверие такого рода может проявляться как внеш­не, так и внутренне, примером чего может служить поведение большей части неверных курайшитов и живших до них, о кото­рых Аллах Всевышний сказал:

«... те, которые посчитали ложью Писание и то, с чем напра­вили Мы Наших посланников. Но скоро они узнают [359]...»

Прощающий, 70.

«...и отстраняйся от невежественных!»

Преграды, 199.

«(О Мухаммад, подумай о том) Дне, когда Мы соберём из каждой общины толпу из тех, кто объявляет ложью Наши зна­мения, и будут они удержаны [360], а когда явятся (другие), Он скажет: "Неужели вы посчитали ложью Мои знамения, ничего не узнав о них? Так чем же вы были заняты?"»

Муравьи, 83-84

Аллах Всевышний также сказал:

«Но объявили они ложью то, чего не объемлют (своим) зна­нием и толкование чего пока ещё не пришло к ним.»

Йунус, 39

Указанием на это могут служить и другие аяты.

Вопрос 155. Что именно представляет собой неверие, вы­ражающееся в форме непризнания?

Ответ. В данном случае речь идёт о сокрытии истины и внеш­нем неповиновении ей тех, кто признаёт её внутренне. Приме­ром подобного неверия может служить неверие фараона и его народа в Мусу и неверие иудеев в Мухаммада, (с.г.с.). О неверии фараона и его народа Аллах Всевышний сказал так:

«И отвергли они их [361] в силу своей несправедливости и кичли­вости...»

Муравьи, 14

Что же касается иудеев, то о них Всевышний сказал:

«….когда пришло к ним то, о чём они знали [362], они не уверова­ли в это.»

Корова, 89

Аллах Всевышний также сказал:

«....однако, поистине, (некоторые) из них скрывают истину, (хотя) и знают (её)».

Корова, 146

Вопрос 156. Что именно представляет собой неверие, вы­ражающееся в форме упорства и проявления высокомерия?

Ответ. В данном случае речь идёт о неподчинении истине, сочетающемся с внутренним признанием её, примером чего мо­жет служить неверие Иблиса и о чём Аллах Всевышний сказал

так:

«И вот Мы сказали ангелам: "Склонитесь до земли пред Ада­мом", - и все склонились, кроме Иблиса, отказавшегося, возгор­дившегося и ставшего неверным.».

Корова, 34

Иблис не мог не признать сам факт веления Аллаха склонить­ся до земли перед Адамом, как не мог отрицать и того, что по­лучил такое веление, но тем не менее он стал возражать против этого веления и порочить мудрость и справедливость Того, кто его отдал, сказав, как поведал нам Аллах Всевышний, следующее:

«Стану ли я склоняться до земли перед тем, кого Ты создал из глины?!».

Ночное путешествие, 61

Аллах Всевышний поведал также, что он сказал:

«Не стану я кланяться до земли человеку, которого создал Ты из сухой звонкой глины, из грязи, которой была придана форма!»

Аль-Хиджр, 33.

И Аллах всевышний поведал, что Иблис сказал:

«Я лучше его (, ведь) меня Ты создал из огня, а его Ты создал из глины.»

Преграды, 12

Вопрос 157. Что именно представляет собой неверие, вы­ражающееся в форме лицемерия?

Ответ. В данном случае речь идёт об отсутствии убеждён­ности сердца и его бездействии, сочетающихся с внешним выра­жением повиновения, что делается напоказ людям. Таким было неверие Ибн Салюля[363] и его приспешников, о которых Аллах Всевышний сказал так:

«Среди людей есть такие, которые утверждают: "Мы уверо­вали в Аллаха и в Последний День", - но они не веруют. (Тщатся) они обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая (об этом). В сердцах их - бо­лезнь, а Аллах усугубил болезнь их! (Уготовано) им мучительное наказание за то, что они лгали. А когда им говорят: "Не тво­рите нечестия на земле!", - они отвечают: "Мы совершаем толь­ко благое". Однако они-то и распространяют нечестие, сами (о том) не ведая. А если им говорят: "Уверуйте, как уверова­ли (другие) люди", - они отвечают: "Разве уверуем мы, как уве­ровали глупцы?" На самом же деле они сами - глупцы, однако они (этого) не знают. Встречая тех, кто уверовал, они гово­рят: "Мы уверовали", - а когда остаются наедине со своими шайтанами [364], то говорят: "Поистине, мы - с вами, мы ведь толь­ко насмехаемся." Аллах (тоже) посмеётся над ними, продлив им (жизнь) в их беззаконии, и будут они блуждать в растерянно­сти. Они - те, кто променял путь истинный на заблуждение, но торговля их не принесла прибыли и не относятся они к чис­лу идущих правильным путём. Они подобны тому, кто разжёг огонь, а когда (огонь этот) осветил всё окружавшее его, Аллах унёс их свет, оставив их во мраке (ничего) не видящими. Глу­хие, немые, слепые, они не вернутся [365]. Или подобны (они оказавшимся под) дождём (, падающим) с небес (и несущим) с собой мрак, громы и молнии: они затыкают уши пальцами, (защищаясь от раскатов) грома и опасаясь смерти(, но) Аллах окружает неверных со всех сторон. Молния почти лишает их зрения. Когда она освещает для них (путь), они, идут (при её свете), когда же их окутывает мрак, они останавливаются. А если бы Аллах пожелал, то Он, конечно же, лишил бы их слуха и зрения: поистине, Аллах всё может!»





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...