Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты политической мысли эпохи Средневековья



В Средние века (У—ХУ1 вв.) философско-этические концепции политики в Западной Европе вытесняются религиозной (христиан ской) концепцией. Центральной проблемой политического знания этого периода оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Идеологи церкви утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда — христианские государи обязаны подчиняться главе христианской церкви.

Одним из создателей христианской политической теории был Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274). Аквинский утверждал, что власть есть установление божественное, она должна нести людям всегда доброе, хорошее, благое. Но конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми, противными идее бога. Насколько действия властей отклоняются от воли божьей, настолько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление.

Существенный вклад Аквинский внес в разработку социальной теории закона. Главное в этой теории — вечность закона, который олицетворяет собой универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождественен ему и существует сам по себе. Все другие законы являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации. К числу таких законов Аквинский относит естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящего существа. Поскольку первоосновой практического разума служит добро, постольку к естественному закону относится все то, что касается добра, самосохранения и продолжения челове ческого рода. Конкретизацией естественного закона является человеческий закон (позитивный закон), основное предназначение которого состоит в том, чтобы силой, страхом побуждать людей избегать зла и достигать добродетели.

В начале XVI в. почти всю Европу захватила Реформация — религиозное и политическое движение, направленное против като лической церкви. Мартин Лютер (1483—1546) положил начало лютеранскому (протестантскому) вероисповедованию. Система лютеровских политических воззрений крайне противоречива. С одной стороны, Лютер призывал массы освободиться от полити ческого и идеологического гнета церкви, придать мирским учреж дениям и светскому государству силу религиозного авторитета. С другой — лютеровская система, реформаторская в своей религиоз ной основе, не была таковой в своей политико-правовой основе. Лютер был противником народного понимания Реформации как борьбы за социальную справедливость и евангельское равенство.

Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли (1469—1527). Его взгляды изложены в трудах «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Искусство войны». Макиавелли был осно вателем светской политической науки. Его учение свободно от религии — теологии и основано на изучении деятельности прошлых и современных ему правительств и государств. В противополож ность католическим богословам, Макиавелли отделил политику от морали. Политика (учреждения, организации, деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои законы, не совпадающие с нормами христианской морали. Политика, — отмечал Макиавелли, — это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее... Политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

Макиавелли считал, что государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только в своих. По отношению к управляемым он советует государю выступать, главным образом, в облике опекуна народа, не заботясь особенно об этических нормах. «Государь, — пишет Макиавелли, — если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра», а «ради сохранения государства пойти против своего же слова». «Предусмотрительный государь не должен исполнять своих обещаний, если такое испол нение будет для него вредно». «Государь должен обладать великим искусством притворства и одурачивания... — человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману». Макиавелли считал, что в политике надо опираться не на мораль, а на силу. Ради благой цели моралью можно пренебречь: цель оправдывает средства. Отсюда — термин «макиавеллизм» — образ политической деятельности, не пренебре гающий любыми средствами для достижения поставленной цели. Термин, обозначающий политику лжи, обмана, коварства. Этим руководствовались многие политики, в том числе и лидеры Великой французской революции конца XVIII века, и большевики в России.

Однако восхваление в политике ловкости, притворства, хитро сти — не основное в учении Макиавелли; он был великий теоретик политики. Его заслугой явилось формулирование предмета и метода политической науки. Предметом этой науки он считал власть во всех ее проявлениях, а методом — прямое наблюдение за фактами: за поведением лидеров и масс, за их взаимодействием. В его работах представлен также весь набор методов, используемых современной политической наукой: социологический, психологический, антропологический и т. д. С именем Макиавелли связывается завершение становления политики в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности.

50. Правовое и социальное государство: проблемы соотношения.

Правовое государство — то государство, в котором господствует право.

Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился на рубеже ХУШ—ХГХ веков в трудах немецких юристов К. Т. Вель-кера, Р. фон Моля и др. Философское же обоснование идеи правового государства дал И. Кант. Он отмечал, что правовое государство — это не то государство, где граждане слепо следуют закону, а то, где закон отвечает их морали и нравственным прин ципам. Кант разводил категории мораль и право, право и закон. Он подчеркивал, что право есть мера свободы, а закон — юриди ческое выражение права. В правовом государстве законы соответ ствуют праву, той мере свободы, которая существует в государстве. По Канту, источником законов в правовом государстве является единая воля всех лиц, образующих народ; граждане имеют право повиноваться только тем законам, со справедливостью которых они согласны и берут обязательства добровольно им следовать.

Кант считал, что законодатель должен руководствоваться требо ванием: чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа.

В основу правового государства заложены равенство перед законом власти, гражданина, общества и права. Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве оказы ваются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы, а элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, привычка к дисциплине, подлинная гражданствен ность. Член правового государства пользуется свободой, обществен ным доверием и уважением, в нем не совместимы коррупция, подкуп, взятка, кумовство и другие негативные

В правовом государстве высшей юридической силой обладает конституция, в ней закреплены фундаментальные основы жизне деятельности общества. Следом за конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представитель ного.

Признаки правового государства

1. наличие развитого гражданского общества

2. ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности и созданием благоприятного экономического климата

3. мировоззренческий индивидуализм

4. всеобщность

5. Взаимная ответственность государства и личности. Этот признак означает, что в правовом государстве не только личность ответственна перед государством в случае нарушения общепри нятых норм, но и государство несет ответственность перед лично стью.

6. Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти

7. Высокая политико-правовая культура граждан, правосознание

Правовое государство предполагает знание гражда нами государства своих прав и обязанностей, осведомленность о существующих законах и беспрекословном их выполнении.

Прав.госуд. – запрещено все, что не разрешено

В заключение следует подчеркнуть, что правовое государство невозможно «ввести». Оно предполагает формирование особых правовых отношений между гражданами и государством, органами власти, управления и суда. В современных цивилизованных странах формирование правового государства проходило столетия. Упомя нутые выше документы («Великая хартия вольностей», «Билль о правах» и др.) явились важными вехами на пути становления правового государства.

В современных развитых стра нах правовое государство, обеспечивающее сильную социальную политику, получило название социальное государство.

Социальное государство выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в следующих сферах: обеспечение жильем, условиями быта, уровнем доходов, условиями труда, здравоохранением, доступом к информации, образованию, культуре и социальной помощи.

В современных демократических странах социальное государ ство именуется как «государство всеобщего благосостояния» и выделяются три его разновидности (либеральная, консервативная и социал-демократическая модели). Первая разновидность — либеральная («позитивное государство» социальной защиты), основанная на идеологии индивидуализма и охране корпоративных интересов и не гарантирующая высокого уровня защиты всем слоям населения. Прототипом являются США. Вторая разновидность — консервативная («государство социальной безопасности»), она обеспе чивает полную занятость населения с доходами не ниже прожиточ ного минимума и гарантирует не материальное равенство, а равен ство социальных возможностей. Ее прототип — Великобритания. Третья разновидность — социал-демократическая, получила название «социальное государство всеобщего благоденствия», в котором реализуются принципы равенства, солидаризма, корпоративизма, активно проводится социальная политика через государственные органы и общественные организации с целью выравнивания различия в доходах населения. Этому типу соответствует Швеция.

В качестве общих целей и задач, которые выдвигает и реализует социальное государство, перечисляются следующие:

Защита каждого человека от нужды и бедности, гаранти рованное минимально достойное существование.

Обеспечение большего равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния.

Обеспечение большей защиты перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций (рисков).

Обеспечение роста и расширения благосостояния людей.

Социальное государство формирует новый тип социальных связей в обществе, основанных на гарантии принципов социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия и со трудничества.

Итак, государство занимает в политической системе центральное место, ибо оно связано с осуществлением политической власти. Стабильность политической власти возможна тогда, когда государ ство интегрирует интересы всех слоев населения. Наиболее благо приятные условия для этого создает сочетание, взаимодействие правового государства и гражданского общества

Следовательно, сущность правового государства не столько в законах или их количестве, сколько в их уважении и соблюдении. Вполне понятно, что для реализации прав человека необходимы социально-экономические условия, развитие высокого уровня культуры, демократии и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается тем, где нарушается свобода других. Но провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества могут быть наиболее полно обеспечены в условиях социального государства.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 561 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...