Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источники и основные институты римского права предклассического и классического периодов. Общая характеристика Институций Гая



В империи народные собрания довольно быстро теряют всякое значение. В период принципата силу закона получают постановления сената. С конца III в. сенат вовсе утрачивает свою законодательную компетенцию. Основным источником права постепенно становятся единоличные распоряжения императора. По мере перехода к доминату законодательная власть императора рассматривается уже как одно из проявлений божественной власти самого императора. Тем самым император становится выше закона, и его единоличная воля имеет безусловное, общеобязательное значение. Распоряжения императора носят общее название constitutions. Имеются следующие виды распоряжений: edicta - общие распоряжения для всего населения империи; mandata - инструкции должностным лицам, в частности правителям провинций; rescripta - распоряжения по отдельным делам, decreta - разрешение спорных, в частности судебных, дел. Но затем распоряжения императоров получают и название "закона" (1ех). Законодательство императоров устанавливало в ряде отношений единое для всей империи право. В период домината получают также значение общие распоряжения высших должностных лиц. Эти распоряжения издавали по вопр0 сам, не регламентированным распоряжениями императора. По мере роста власти императора и отнесения значительного количества судебных дел к компетенции императора и его служащих постепенно теряет свое значение деятельность претора. Преторский эдикт уже перестает быть развивающейся формой выражения действующего права. Вместе с тем основные типы исков и способов защиты права уже более или менее сложились и не требуют постоянного пересмотра. Преторский эдикт постепенно окостеневает. И около 130 г. составлен окончательный текст преторского эдикта — edictum perpetuum. Этот текст получил обязательную силу для будущего. Тем самым начинает исчезать, по существу, противоположность цивильного и преторского права. На первые три столетия нашей эры падает расцвет римской юриспруденции. Основной областью деятельности римских юристов являлось имущественное право, т. е. правоотношения, касающиеся собственности, договоров и т. п. Глубокие социальные противоречия, появлявшиеся с особой силой в период монархии, требовали, между прочим, юридического оформления привилегированного положения господствующих классов, в первую очередь — закрепления неограниченного права собственности. Римские юристы принадлежа ли к классу рабовладельцев, и вся их деятельность была направлена на поддержку уже шатавшегося рабовладельческого строя господствующий класс стремится возможно шире использовать аппарат государственной власти и силу закона, чтобы продлить свое господство. Основным направлением римских юристов было направление практическое. Философией права римские юристы занимались мало и не дали в этой области чего-либо исторически значительного. Римские юристы не выработали системы права. Они не стремились давать общие определения. Сила римских юристов в разрешении отдельных вопросов, и потому они являются по преимуществу казуистами. Римские юристы (за отдельными исключениями) не были историками права; исторический метод изучения правовых явлений не был прямо связан с задачами практической юриспруденции и находился в несоответствии с одной из основных задач римских юристов — "оправдать" власть императора, резко ломавшую прежние традиции. Юристы — верные слуги императора — занимали в императорском Риме высокое социальное положение. Они являлись одним из каналов проведения политики императоров, и императоры Допускали эту деятельность лишь поскольку она являлась поддержкой их политики. Римские юристы оставили много сочинений. Эти сочинения являются по преимуществу или сборниками данных юристами консультаций, или комментариями, или учебными пособиями. Наивысшего своего развития римская юриспруденция достигла в конце II и в начале III в. Именно в этот период римская юриспруденция разработала в уже законченной скорме частное право рабовладельческого общества и выработала те правовые принципы, которые дали в последующие века славу римскому частному праву и обусловили восприятие этого права феодальными и буржуазными государствами. С середины III в. идет быстрый упадок. Римское государство превращается в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных; идет процесс всеобщего обеднения, сокращения торговых сношений, упадка городов, возврата земледелия к более низкому уровню. Воля императора считается единственным источником права. Все это привело к утрате юриспруденцией ее значения как источника права. На первые годы н. э. падает деятельность двух крупных юристов – Antistius Labeo и Ateius Capito. У первого был ученик Proculus (последователи – «прокульянцы»). Учеником Капитона был Massurius Sabinus (последователи – «сабиньянцы»). Особых различий не было, но Капитон оставался на почве уже выработанного прав тогда как Лабеон стремился к нововведениям. Из юристов II в. особое место занимает Gaius. При жизни Гай не пользовался известностью, на него не ссылаются юристы II и III вв. Но впоследствии его сочинения приобретают громкую известность: кодификация Юстиниана много взяла из его работ. Из многочисленных сочинений Гая особую важность имеют институции — краткий учебник частного права и процесса, составленный в середине II в. Кратко, ясно и систематично Гай излагает основные положения римского права, и его институции являются одним из главнейших источников познания римского классического права. Удалось восстановить древний текст веронской рукописи, он оказался почти полной копией институций Гая. Правда, это была лишь копия, написанная через несколько столетий после жизни Гая, и в этой копии имеются искажения, ошибки пропуски. Но все же мы имеем достаточное представление об этом сочинении.

Из других юристов II в. нужно отметить: Pomponius, Africanus, Marcellus. 2-3 вв. – Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин.

30. Правовой статус физических лиц, институты брачно-семейного права по Институциям Гая и Дигестам Юстиниана.

Правовой статус физических лиц по Институциям Гая и Дигестам Юстиниана.

Развитие оборота постепенно приводит к тому, что все большее и большее число лиц становится субъектами частных прав. Распадение патриархальной семьи и самостоятельное участие в обороте подвластных детей приводят к предоставлению им правоспособности. Среди паразитического класса рабовладельцев ослабляется правовое преимущество мужчины: женщина — и рабовладелец и эксплуататор — приобретает в ряде отношений такое же правовое положение, как мужчина. Перегрины в более широком объеме получают из ius commerciu, что является показателем усиления экономических связей Рима с провинциями. Тем самым сглаживаются различия в правовом положении отдельных категорий свободных людей. Но РИМ остается рабовладельческим государством, — и по-прежнему сохраняется пропасть между свободными и рабами. Эти результаты Развития Энгельс характеризует как равенство свободных лиц. Таким образом, если раб по-прежнему не является субъектом права. Тем самым складывается общее понятие человека как субъекта права. Римские юристы обозначали правовое положение человека термином "status" и говорили, что человек обладает трояким status: а)status libertatis, определяющий принадлежность человека к свободным или к рабам, б)status civitatis, определяющий принадлежность человека к римским гражданам или к перегринам, в)status familiae, определяющий положение римского гражданина в семье, т. е. положение его как paterfamilias или как подвластного.

Изменение положения лица, связанное с умалением его правоспособности, обозначается термином capitas deminutio. Разли-чаются: а) capitas deminutio maxima — утрата человеком свободы, например, осуждение человека на смерть за преступление; в этом случае человек утрачивает все три статута; б) capitas deminutio media— лишение человека гражданства, например, в случае изгнания человек сохраняет status libertatis, но теряет два других статуса в) capitas deminutio minima— утрата человеком своего положения в семье (но с сохранением первых двух статусов). Растут ограничения правоспособности, вытекающие из прикрепления людей к определенным профессиям и месту жительства; формально свободные люди в ряде слу-чаев теряют свободу передвижения и право выбора профессии. Кроме того, после признания христианства господствующей религией появляется ряд ограничений правоспособности нехристиан. Так, иудеи не имеют права вступать в брак с христианами, некоторые еретики ограничиваются в своих наследственных правах и т. п.

Брачно-семейное право в Институциях Гая и Дигестах Юстиниана.

Начиная с последнего периода республики семья класса рабовладельцев, ведущих паразитическое существование, начинает разлагаться. Первоначально, в древности муж захватил в доме бразды правления ввиду того, что на его долю выпадало добывание пищи и необходимых орудий труда, а следовательно, и право собственности на последние. Но с развитием рабовладения в верхушке развитого рабовладельческого среди рабовладельцев, живущих исключительно трудом рабов, исчезают эти хозяйственные предпосылки мужней власти. Семья рабовладельцев перестает быть трудовым коллективом. В начале принципата делались попытки стимулировать заключение браков между римскими гражданами и ввести ограничения для холостых и бездетных. В этот же период появляется новая форма брака, характеризующаяся отсутствием власти мужа над женой. Вступая в брак, женщина уже не утрачивает своей свободы и своего имущества. Эта форма брака называется "браком без мужней власти" – sine manu. Он заключается на основании согласия брачующихся и согласия их родителей и сопровождается религиозными и иными церемониями. Со временем христианская церковь стала требовать обязательного церковного венчания.

При таком жена юридически оставалась в своей прежней семье и не входила в семью мужа. Если жена являлась самостоятельным лицом, то она оставалась собственницей своего имущества и могла вступать в сделки. Однако брак не является просто сожительством, не порождающим юридических последствий: жена получает социальное положение своего мужа и устанавливаются наказания жены за нарушение верности. Вместе с тем муж имеет право требовать выдачи жены от всякого, кто ее неправомерно удерживает против воли мужа. Условием действительности брака является заключение его между лицами, имеющими ius conubii. Поэтому правила о браке е распространяются на союзы римлян с перегринами или с рабами. Запрещено было лицам сенаторского сословия вступать в брак с вольноотпущенницами. Препятствием к браку являются также близкое родство и недостижение определенного возраста (12—14 лет). При браке sine manu устанавливается в принципе раздельность имущества супругов, но хозяйство ведется совместно. Издержки совместной жизни несет муж. Ро-дители жены или сама жена передают мужу определенное имущество, предназначенное на расходы по ведению хозяйства. Это имущество называется приданым — dos. Юридически собственником приданого является муж. Но он должен расходовать поступления от приданого, а в нужных случаях и само приданое на нужды супружеского хозяйства. По прекращении брака муж обязан возвратить приданое, но если брак прекращен по вине жены, муж удерживает часть dos для детей. Развод. При браке sine manuсуществует свобода развода. Расторжение брака может произойти как по взаимному согласию супругов, так и по одностороннему желанию каждого из них. Развод совершается путем словесного заявления в определенной форме (в позднейший период требуется письменное заявление в присутствии свидетелей). Со временем, ввиду массового распростра-нения разводов, императоры силятся ограничить свободу разводов. Вводится правило, что односторонний развод допустим лишь при наличии строго определенных причин. Если же развод произведен при отсутствии таких причин, то на инициатора развода налагаются штраф и иные наказания. Ограничения развода были усилены христианской церковью, проводившей свою общую политику закрепощения женщин. Особые формы брака: конкубинат — длительный союз мужчины и женщины, которые не могут заключить брака в силу различия их социального положения. Конкубинат не порождает юридических последствий между его участниками, конкубина не пользуется положением "законной" жены; признается связь детей, рожденных от конкубината, с их отцом, хотя эти дети и не пользуются правами детей "законных". Христианская церковь, стремясь сконцентрировать в своих руках монополию заключения браков, боролась против конкубинатов. б) Браки между перегринами определяются их личным законом. Собственно римское право этих браков не регулировало. Ослабляется отцовская власть и сыновья постепенно приобретают самостоятельную правоспособность. Но этот процесс происходит очень постепенно и медленно, путем ряда отдельных нововведений, и растягивается на ряд столетий. В принципе власть отца остается прежней и в классическом праве. Но с начала н. э. сын может обращаться к защите магистрата в случае злоупотребления отцом его властью, и магистрат в известной степени контролирует осуществление отцом его власти. Отец утрачивает свое былое "право жизни и смерти", хотя признание детоубийства преступлением произошло лишь в IV в. Но фактически уже со II в. карательные права отца ограничиваются легкими наказаниями; в прочих случаях он должен обращаться к магистрату.

Вместе с тем в период империи допускается, с соблюдением особых формальностей, освобождение, с согласия отца, сына от власти отца (эманципация). Растет и имущественная правоспособность взрослых сыновей. Еще в конце периода республики стало распространяться выделение сыну части имущества для самостоятельного хозяйства (пекулиум). Здесь возникают первоначально такие же отношения, как в случае предоставления пекулия рабу. Но впоследствии пекулий находится в свободном распоряжении сына и носит характер выделенного сыну имущества.

Переход в I в. до н. э. к постоянной профессиональной армии вызвал признание личным имуществом сына всего того, что он получил на военной службе. Усыновление в ряде случаев яр' изводится на основании рескрипта императора. Вводится ряд правил, ограничивающих возможность усыновления. В частности, требуется, чтобы усыновитель достиг 60 лет и не имел своих детей. От усыновления отличается узаконение, т. е. предоставление прав "законных" детей детям, рожденным вне брака. В отдельных случаях дети, рожденные от брака, узакониваются в силу последующего брака их родителей. В начале принципата среди прочих мер, покровительствовавших браку и деторождению, было установлено, что освобождаются от опеки свободнорожденные женщины, имеющие 3 детей, и вольноотпущенницы, имеющие 4 детей. Вместе с тем сокращается круг тех случаев, когда требуется участие опекуна в совершении сделок. Под опекой состоят несовершеннолетние, не имеющие paterfamilias, до достижения 14 лет. Но различаются два возрастных периода: а) до 7 лет, б) от 7 до 14 лет. В первый период дети вполне лишены дееспособности. Вместо них заключает сделки опекун, первоначально от своего имени, а затем от имени подопечного. По достижении 7 лет несовершеннолетний может заключать сделки, но не иначе, как при участии опекуна.

Опекун может быть назначен в завещании. Попечительство имеет своей задачей управление имуществом лица, не обладающего разумом для самостоятельного ведения своих дел. Древнейшими случаями являются попечительство над душевнобольными и расточителями. Особый интерес представляет попечительство над лицами, не достигшими 25 лет. Древний возраст совершеннолетия (14 и 12 лет) оказался слишком низким по мере усложнения хозяйственной жизни.

31. Институты вещного права в Институциях Гая и Дигестах Юстиниана.

Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве.

Само понятие вещного права еще не было известно римским юристам, но они четко отличали вещные иски от личных исков, связанных с обязательст-венными отношениями. В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту покупателя с помощью специально созданных юридических средств, закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества. Для защиты прав бонитарного собственника преторы использовали и институт давностного владения, известный квиритскому праву. Претор признавал бонитарную собственность, и таким образом бонитарный собственник, владеющий вещью, получал защиту претора от притязаний со стороны квиритского собственника, чье право на вещь становилось «голым». Со временем преторы стали предоставлять бонитарному собственнику юридическую поддержку и на тот случай, когда в силу тех или иных обстоятельств последнему приходилось добиваться возврата вещи от других лиц. Римские юристы специально не разрабатывали конструкцию права собственности как таковую. Исторически, однако, сложилось несколько устойчивых правовых режимов римской собственности. Бесспорно, наиболее важным стал dominium. Право собственности в виде доминия рассматривалось как наиболее полное господство лица над вещью, господство абсолютное и нераздельное (in solidium). Его субъектами выступали, как указывал Гай, император, народ римский и римские граждане. Помимо права собственности в виде dominium в период классического права функционировал уже упомянутый режим так называемой бонитарной (преторской) собственности с иной, чем у dominium, юридической характеристикой. Наконец, достижением классического периода следует считать создание и широкое распространение особой юридической конструкции разделенной собственности в виде узуфрукта и основного права собственности (proprietas). Эта устойчивая юридическая конструкция была, как свидетельствуют юридиче-ские источники, весьма разработана. В ее основе лежало разделение функций узуфруктуария и проприетария (а не долей, как в общей собственности). Право обширного пользования и право извлечения плодов принадлежало только узуфруктуарию. Он имел и право распоряжения узуфруктом (вплоть до его продажи). Право узуфруктуария было длительным (пожизненным) и надежно защищенным виндикацией как против третьих лиц, так и против проприетария. В постклассическом праве к ним добавятся еще два известных вещно-правовых института — суперфиций и эмфитевзис. В отличие от классического узуфрукта права их обладателей станут наследственными. На долю основного собственника земли останется только право «ожидания» и право на получение ренты. Наряду с манципацией, которая использовалась все реже, а в период домината практически вышла из употребления, решающее значение как основной способ переуступки права собственности приобрела «традиция» (traditio). Удобство этого способа заключалось в его простоте и неформальном характере. При традиции право собственности приобреталось в силу самой фактической передачи вещи лишь при условии наличия «справедливого», т. е. законного, основа-ния (justa causa) и добросовестности. В классический период, особенно в «праве народов», получил более детальную разработку и ряд других способов приобретения права собственности, некоторые из которых были известны еще с древнейших времен. Это оккупация брошенных вещей, а также вещей, которые не имели хозяев. Право собственности могло возникнуть также путем соединения вещей. Дальнейшее развитие в классический период получила приобретательная давность (usucapio). В преторском праве был расширен круг лиц, которые могли защищать приобретенную вещь по давности владения. Так, после 10 лет добросовестного и непрерывного владения недвижимостью это право признавалось даже за перегринами. В постклассический период (при императоре Юстиниане) в результате непрерывного владения вещью в течение более 30 лет право собственности признавалось даже в случае отсутствия законного титула. В классический период получили дальнейшее развитие гражданско-правовые формы защиты прав частного собственника. Наиболее важной из них был виндикационный иск. Он предоставлялся собственнику вещи, которая в силу каких-либо причин была им утеряна и оказывалась у третьего лица. Для защиты прав и интересов частного собственника в римском праве в классический и постклассический периоды использовался также негаторный иск, который был направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии на чужую вещь и имел своей целью устранение помех, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное использование своей вещи. В классическом праве получил окончательную юридическую разработку такой самостоятельный вид вещных правоотношений, как владение (possessio). Это отдельный от права собственности юридический институт. Римские класси-ческие юристы понимали владение как фактическое господство лица над вещью, соединенное с волей (намерением) обладать вещью как своей и защищенное специальными приказами (интердиктами) претора. Основным видом римского владения было владение для себя (pro suo). Его субъектом поэтому являлось, как правило, лицо своего права (persona sui juris). Римское владение, как уже отмечалось, возникало из факта захвата (оккупации) вещи. Владение могло не иметь (и чаще всего не имело) юридического титула (в отличие от права собственности). Были признаны обязательными элементами владения corpus -фактическое обладание вещью и, особенно, animus — намерение (воля) обладать этой вещью. Для права собственности animus был юридически безразличен; для владения (possessio) чрезвычайно важен и обязателен. Это одно из основных отличий римского владения от права собственности. Практически важнейшими и наиболее распространенными в источниках видами римского владения были владение добросовестное и недобросовестное (bona et male fides). Только добросовестное владение вещью приводило посредством цивильной давности (usucapio) к праву собственности (dominium). Недобросовестный владелец никогда не становился собственником вещи. Защита интересов владельца вещи осуществлялась не с помощью исков, которые служили для защиты прав собственника, а посредством преторских интердиктов (приказов) об удержании владения в случае грозящего нарушения прав владельца вещи или же о возврате уже изъятой третьим лицом вещи. Интердикт, хотя и не имел такой юридической силы, как иск, отличался большей простотой, поскольку избавлял владельца вещи от необходимости прибегать к сложной процедуре доказывания титула приобретения вещи. В классический период получает дальнейшее развитие и такой вид вещного права, как право на чужие вещи (jura in re aliena). Появляется ряд новых земельных сервитутов (пастбищный и т. п.), и особенно городских: право пристройки к чужому дому, право опереть свою стену на стену дома соседа, право на то, чтобы сосед своими застройками не лишал света и вида, и т.п. Источники постклассического периода упоминают о появлении такого вида права на чужую вещь, как суперфиций, который возникал в связи с постройкой дома на чужой земле. Сначала права застройщика регулировались договором имущественного найма, так как дом рассматривался в качестве подчиненной вещи, а поэтому становился собственностью владельца земельного участка. Однако затем претор стал осуществлять более широкую защиту интересов застройщика, признал его право на дом как вещное, а не как личное, т. е. вытекающее из договора найма.

Из греческого права в эту эпоху был позаимствован эмфитевзис — наследственная аренда земли с внесением установленной платы. Обладатель земли (эмфитевт) не мог быть согнан с участка в силу признанного за ним претором и защищаемого вещного права, которое могло даже переуступаться третьим лицам. В классический период получило развитие и залоговое право. Все более редкой становится древняя форма залога, построенного на доверии, когда заложенная вещь считалась собственностью кредитора (федуция). Если должник не выполнял обязательства, эта вещь навсегда оставалась у кредитора даже в том случае, если ее стоимость была больше, чем сумма долга. С развитием товарного обращения все чаще стал использоваться залог (пигнус), при котором заложенная вещь передавалась кредитору не в собственность, а во владение, защищаемое с помощью интердикта, что несколько облегчало положение должника. В императорскую эпоху под влиянием греческого права распространяется и такая форма залога, как ипотека, при которой заложенная вещь (обычно земля) оставалась у должника. Кредитор же получал ограниченное вещное право — не допускать продажи должником заложенной земли и истребовать ее в случае неисполнения обязательства.

32. Обязательства из договоров в Институциях Гая и Дигестах Юстиниана.

Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения. В отличие от вещных прав, которые в случае отсутствия нарушений не порождали конкретных правоотношений, обязательства рассматривались именно как правовая связь (juris vinclum) по крайней мередвух лиц. С развитием товарного производства обязательства в значительной мере утратили свой былой формализм, а также из односторонних превратились в основном в двусторонние, поскольку каждая из участвовавших в нем сторон имела как права, так и обязанности. Ответственность должника по обязательству не затрагивала его личность и ограничивалась лишь пределами его имущества. Наиболее тщательную и точную разработку получили договоры(контракты). Но не все договорные связи имели юридическую силу. Некоторые соглашения носили неформальный характер (пакты) и не пользовались исковой защитой, хотя предусмотренные в них обязательства на практике обычно соблюдались. Со временем отдельные пакты были признаны преторским правом, а в постклассический период закреплены в императорском законодательстве. В Институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основныегруппы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные.Вербальные договоры (от лат. verbum - слово) брали свое начало от древнейших религиозных договоров-клятв, но в рассматриваемый период их форма была значительно упрощена. Для возникновения обязательства в таких договорах требовалось произнесениеустановленных слов. Основным и наиболее распространенным видом вербальных договоров по-прежнему была стипуляция. Но для ее заключения уже не требовалось соблюдения многих былых жестких условий. Сторонами в стипуляции могли быть иперегрины. Допускалось произнесение вопроса-ответа даже и не на латинском языке. Литеральные договоры (от лат. littera — буква) представляли собой особыеписьменные договоры, принятые в торговом обороте. Обязательство в этих договорах возникало в силу записи в специальных книгах доходов и расходов (ст.128) одной из сторон, составления долговых расписок, подписанных обеими сторонами (синграфа) или же одним должником (хирографа). Последние были позаимствованы из греческого права. Реальные договоры (от лат. res — вещь) помимо соглашения сторон поосновным условиям контракта требовали обязательной передачи вещи, которая составляла предмет договора. Без передачи вещи обязательственное отношение не возникало. К реальным договорам относился прежде всего заем (mutuum). Юридическое содержание этого договора состояло в том, что кредитор давал должнику в собственность обусловленное количество заменимых вещей, определяемых мерой, весом или числом, а должник обязывался вернуть в установленный срок такое же количество таких же вещей (обычно денег). В принципе этот договор был безвозмездным, но нередко одновременно с займом оформлялось стипуляционное соглашение о выплате процентов. К реальнымконтрактам относилась также ссуда (commodatum), т.е. предоставление вбезвозмездное пользование (а не в собственность, как при займе)индивидуально определенной вещи, которую должник обязывался вернуть в обусловленный срок. К этой же группе договоров относилось хранение (depositum), а также закладной договор (о передаче заложенной вещи кредитору). Наиболее разработанными и наименее формальными были консенсуальные договоры (от лат.consensus — согласие), которые получили признание позднее других групп договоров. Обязательство в консенсуальных договорах возникало в силу простого соглашения сторон по всем основным условиям контракта. К этой группе относился прежде всего договор купли-продажи (ernptio-venditio). Юридическая связь между сторонами в этом договоре возникала уже с того момента, когда продавец соглашался продать какую-либо вещь, а покупатель обязывался уплатить установленную цену. Фактическая передача вещи или денег могла иметь место позднее. Купля-продажа была возможна даже в отношении вещи, которой еще не было в натуре, но которую продавец обязывался произвести и поставить в указанный срок. В преторском праве была подробно разработана и обусловлена ответственность продавца за проданную им вещь, так продавец отвечал за скрытые недостатки вещи, о которых покупатель не мог знать в момент заключения договора, но которые обнаруживались позднее и имели существенный характер. В этом случае покупатель мог требовать или убавления цены, или возврата всей суммы денег. Продавец нес ответственность также в случае так называемой эвикции вещи,если проданная им вещь была с помощью виндикационного иска отчуждена у покупателя настоящим собственником. До передачи вещи покупателю продавец отвечал за ее повреждения, связанные с небрежностью хранения (даже при самой незначительной неосторожности), а также нес на себе риск случайной гибели вещи. К консенсуальным договорам относился также договор найма (locatio-conductio), представленный в это время тремя разновидностями. Наем вещей (locatio- conductio rerum) предполагал предоставление во временное пользование и за плату (последним договор найма отличался от ссуды) какой-либо индивидуально определенной вещи. В постклассический период было установлено правило, согласно которому колон (или его наследники) в случае невозобновления договора аренды при молчаливом согласии сторон оставался на земле бессрочно. К консенсуальнымконтрактам относились также договор поручения (mandatum) и договортоварищества (societas). Последний заключался для совместного ведения какой-либо определенной хозяйственной деятельности.В институциях Гая важную роль играют также обязательства, возникающие из деликтов, если, например, кто- либо совершил воровство, разграбил имущество, причинил убыток, нанес обиду и т.д. Вот, что, например сказано в статье 225 по поводу обиды: «Обида считается тяжкой или по действию, если кто, например, кем-либо ранен, высечен или побит палками; или по месту, если, например, обида нанесена в театре или на площади; или по личности, если, например, претерпит обиду магистрат или когда обида будет нанесена сенатору простым человеком (низкого происхождения». С одной стороны, наблюдался заметный процесс превращения целого ряда частных деликтов в публичные (преступления), с другой — создавались новые виды частных деликтов. К числу последних относился обман (dolus malus), который порождал обязательство уплатить вознаграждение, равное по размеру причиненному ущербу, а также угроза (metus), влекущая за собой возмещение ущерба в четырехкратном размере.Преторское право знало и такой специфический деликт, как обман кредиторов.

33. Эволюция римского права в постклассический период. Систематизация римского права при императоре Юстиниане.

Основным источником права постепенно становятся единоличные распоряжения императора. Эти распоряжения называются constitutiones. Имеются следующие виды распоряжений:

а) edicta – общие распоряжения для всего населения империи

б) mandata – инструкции должностным лицам

в) rescripta – распоряжения по отдельным делам

г) decreta – разрешения спорных, в частности судебных, дел

Но затем распоряжения императоров получают название «закона» (lex). Законодательство императора устанавливало единое для всей империи право, местное регулировало только внутренние взаимоотношения в провинции.

Первые кодификации императорских постановлений принадлежали частным лицам, и к концу 3 века юристами было собрано 2 кодекса, не дошедшие до наших дней. Важнейшей кодификацией римского права является кодификация при византийском императоре Юстиниане. Перед комиссий по переработке стояло 2 задачи:

1) дать сборник действующего права

2) 2)сохранить старые памятники, т. е. частично восстановить действие прежнего права.

529-534 г. – работа над кодификацией под руководством Трибониана, в итоге было выпущено 3 сборника: Institutiones, Digesta (Pandectae), Codex Justinianus. Все эти работы получили силу закона. Первая книга- учебник права, содержание которого имело силу закона. Дигесты- это выдержки из сочинений 40 юристов. Кодекс- собрание распоряжений императора, + 50 распоряжений Юстиниана, которые разрешили наиболее важные разногласия между существовавшими ранее распоряжениями.

+ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ТОМСИНОВА В. А. «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД)»

Систематизация Юстининана. В середине 6 века в правление Юстининана была проведена реформа римского права. Комиссия выдающихся юристов во главе с Трибонианом провела систематизацию наследия римской юриспруденции и создала «свод гражданского права» (Свод законов Юстиниана). Он состоял из 4 частей:

· кодекс Юстиниана – переработанные нормы действующего римского права, отраженные в императорских конституциях

· дигесты – собрание высказываний юристов по?? цивильного, преторского права и комментариев из юридической практики. Сила закона. По принципу от общего к частному: общие понятия, источники права, учреждения, лица с их правоспособностью и дееспособностью, суд и процесс, наследство и имущественные отношения, к-п, залоговое право, имущественные отношения супругов, опека и попечительство, завещания и т.д.

· институции – краткое руководство по юриспруденции, систематический свод римско-византийского права. Фактически - учебник = закону

· новеллы – новые законы, изданные Юстинианом, устраняющие некоторые пробелы в сфере гражданского права (500 решений)

теория естественного права. Письменное судопроизводство, должности, экстраординарный процесс.

34. Государственный строй Византии.

Царская власть. Во главе государства стоял император. С VII в. он стал именоваться базилевсом, т. е. царем, а позднее базилевсом и автократом или самодержцем. Царь считался наместником бога на земле. Соответственно этому придворный этикет отличался большой сложностью. Выходы царя сопровождались пышными церемониями, рассчитанными на то, чтобы поразить воображение подданных и послов иноземных государств: все подданные, в том числе и высшие сановники, должны были становиться на колени и преклонять голову к земле. При обращении с царем его необходимо было титуловать величеством, а себя называть рабом. Царь сосредоточивал в своих руках власть законодательную, исполнительную и судебную. Обладая светской властью, царь также руководил церковью, созывал церковные соборы, назначал высших должностных лиц церкви. В Византии, как и в Западной римской империи, не было определенного порядка престолонаследия. Формально царя избирал сенат. Во избежание дворцовых переворотов цари еще при жизни назначали себе преемника или "соправителя", обычно своего сына или какое-либо близкое лицо, которое после смерти царя и занимало царский престол. Могущество и сила императоров находились, как правило, в зависимости от величины их земельных владений, или домена. Императорский домен играл важнейшую роль в экономической и политической жизни империи. При императоре находился Государственный совет, или консисторий, игравший совещательную роль. Совет обсуждал все вопросы законодательства и управления, а также рассматривал наиболее важные судебные дела. Наряду с Государственным советом существовал сенат, или синклит. К функции сената относилось избрание царя, обсуждение вопросов внешней политики и расследование важнейших уголовных дел. Однако сенат все же играл незначительную роль в политической жизни страны. В конце VII в. император Лев VI лишил сенат права рассматривать законопроекты. К высшим должностным лицам относились: префект претория Востока, префект столицы, квестор, начальник дворца, два комита финансов и два магистра армии.

Префект претория Востока управлял Малой Азией, Египтом и Фракией, т. е. большей частью Византийской империи. Началь-ник дворца ведал личной охраной царя, его личной канцелярией, государственной почтой, внешними сношениями и приемом послов иностранных государств.

Квестор являлся председателем Государственного совета. Кроме того, в его ведении находились вопросы юстиции и текущего законодательства. Один из двух комитов управлял государственным казначейством; другой заведовал царскими имениями и средствами, отпускаемыми на содержание двора Магистры армии являлись главнокомандующими. Они непосредственно руководили войсками, входившими в состав Константинопольского гарнизона. В VII в. высшая административная система подверглась изменению. Все высшее византийское чиновничество было распределено на 60 разрядов, или чинов. Латинские названия должности были заменены греческими. Лица, занимавшие высшие государственные должности, именовались логофетами. Главой логофетов был логофет дрома, в ведении которого находились почта, пути сообщения и внешние сношения. Он же заведовал личной канцелярией царя и царской стражей. Среди других логофетов необходимо отметить заведующего государственным казначейством; военного логофета, ведавшего снабжением, продовольствием и финансами армии; логофета, управлявшего царскими землями, и логофета, в ведении которого находились царские ремесленные мастерские и арсеналы. К числу высших государственных чиновников относилась должность хартулария саккелия, заведующего частным имуществом царя; сакеллария, или государственного контролера; квестора, или хранителя государственной печати; доместика схола, или командующего византийской армией; друнгария флота, или начальника флота; префекта, или епарха столицы, ведавшего охраной порядка и снабжением продовольствием Константинополя. Высшие государственные чиновники руководили канцеляриями или секретами, ведавшими определенными отраслями центрального управления, с большим количеством чиновников. Чиновники этих канцелярий получали ничтожное содержание, вследствие чего были развиты взяточничество и различные поборы с населения. Некоторые буржуазные историки, например Г. Острогорский, переоценивали власть византийских императоров, представляя их как неограниченных монархов, а государство строго централизованным. В этом они видели разницу между Византией и раздробленными государствами Западной Европы. Однако советские историки отрицали эту точку зрения. Они считали, что процесс феодализации в основном одинаков как в Византии, так и в Западной Европе. В Византии, как и в Западной Европе, происходило непрерывное увеличение светского и церковного землевладения за счет уменьшения императорского домена. Это ослабление экономической мощи императоров влекло за собой постепенное падение их политического значения. Победа крупной земельной знати означала ослабление централизованной власти, а затем и падение Византии. Поэтому советские историки решительно отрицали распространенное среди буржуазных ученых мнение о государственном строе Византии как строго централизованном государстве типа восточной деспотии.

Местное управление. Византийская империя делилась на две префектуры: Восточную и Иллирийскую. Во главе каждой префектуры находился префект претория, в руках которого была сосредоточена судебная административная власть. Префектуры делились на диоцезы, которые управлялись викариями. Диоцезы распадались на провинции, во главе которых находились президы или ректоры. И, наконец, провинции состояли из общин. Общинам была предоставл61 известная самостоятельность в решении их внутренних дел. *• управлялись местными сенатами и выборными должностными лицами, под контролем государственных чиновников. Первоначально местное управление строилось по принципу деления гражданской власти от военной. В конце VI в. были образованы две крупнейшие области, так называемые экзархаты: Раввенский в Италии и Карфагенский в Африке. В экзархатах царские наместники или экзархи соединяли в своих руках военную и гражданскую власть. В VII в. Византии стали угрожать с востока персы и арабы, а с севера болгары, славяне и авары. Это обстоятельство вынудило правительство перевести на военное положение многие пограничные провинции и передать управление военным начальникам. Так возникла новая система местного управления, получившая название фемного строя.

Фемою в Византии назывался военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял ко-мандующий войсками — стратиг. Как войсками, так и гражданским управлением ведали помощники стратига, из которых наиболее влиятельными были доместик, или начальник штаба, хартуларий, или интендант, и протонатарий, ведавший делами гражданского управления и суда.

35. Источники византийского права. Эклога как памятник византийского права.

Одним из основных источников византийского права после кодификации Юстиниана продолжают оставаться императорские указы, получившие название новелл. Некоторые новеллы значительно дополняли ранее существовавшие законы, а в отдельных случаях коренным образом их изменяли.

Новеллы в основном отражали нормы развивавшегося феодального права. Изменялись и нормы, регулировавшие состав и де-ятельность центрального и местного аппарата. По мере углубления и развития феодальных отношений императорские указы участились. Вскоре выявилась необходимость в пересмотре кодекса Юстиниана, что и было произведено при императорах-иконоборцах, которые наряду с приспособлением норм юстиниановского кодекса к феодальным отношениям стремились отразить в особом кодексе и систему своих мероприятий. В 739—740 гг. издан был законодательный сборник под названием Эклога. Благодаря своей краткости и простоте, а также использования составителями норм византийского обычного права, Эклога получила широкое распространение и вне Византии, тщательно изучалась и комментировалась. В правление императоров Исаврийской династии были изданы также так называемые земледельческий, морской и военный законы, дополнявшие Эклогу. Издание Земледельческого закона относится ко второй половине VIII в. Его возникновение находится в прямой связи со славянской колонизацией империи. Нормы, зафиксированные в нем, имеют большое сходство с обычным правом славянских общин, расселившихся на территории империи. Это дает основание считать, что в основу Земледельческого закона было положено в значительной степени славянское обычное право в сочетании с византийским правом. Недаром он пользовался большой популярностью среди славянских народов и часто рассматривался как "Славянский закон". Земледельческий закон предусматривал ответственность за кражу зерна, плодов, леса, за потраву посевов и т. д. Следует от-метить, что Эклога и Земледельческий закон узаконили крестьянскую общину, и тем самым была сделана попытка приостано-вить процесс разорения свободных общинников. В Военном законе была определена ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений. Это своего рода устав воинской дисциплины. В Морском законе указывались нормы оплаты экипажа корабля, правила поддержания порядка на кораблях, ответственности владельца корабля и другие. Первый император Македонской династии Василий решительно осудил Эклогу. Прежде всего, император Василий I решил отменить устаревшие нормы юстиниановского законодательства, а те нормы, которые продолжали сохранять свою силу и в дальнейшем, издать для руководства. С этой целью была задумана и осуществлена полная переработка юстиниановской кодификации. Был издан так называемый Прохирон, краткое изложение законов для судей, содержавший нормы гражданского, уголовного, отчасти судебного и нормы церковного права. Хотя Прохирон имел своей целью служить учебным руководством для судей, тем не менее он пользовался законодательной силой. Однако Прохирон не только излагал юстиниановское законодательство, но и содержал ряд новых норм права, которых не было в юстиниановском своде. Издание Прохирона имело весьма большое значение. Развитие последующего законодательства проходит под знаком тех начал, которые были положены в основу Прохирона. Особое значение Прохирон имел для православной церкви как один из исторических памятников церковного права. Между 884—886 гг. было издано новое руководство для судей под названием Эпанагоги. Эпанагога в значительной степени повторяла основные положения Прохирона, что дало повод некоторым ученым считать Эпанагогу вторым изданием Прохирона. Однако в Эпанагогу вошел ряд новых положений. Кроме того, система изложения Эпанагоги значительно улучшена по сравнению с Прохироном. В 888—889 гг. был опубликован новый законодательный сборник, который назывался Базилик ("царские законы"). Каждая из 60 книг Базилик начинается выдержкой из дигест по определенному предмету, а далее приводятся отдельные положения из Институций, Кодексов, Новелл и Прохирона, которые подтверждают или дополняют эту выдержку из Дигест. Таким образом, все основные нормы права по определенному предмету были сосредоточены в Базиликах в одном месте, а не разбросаны в четырех разных местах, как это имело место в юстиниановском своде. Все устаревшие или отмененные нормы Юстинианова свода не вошли в состав Базилик. В Базиликах были нормы не только светского, но и церковного права. Система расположения законодательного материала в Базиликах мало чем отличается от системы Эпанагоги.

Если составители Эклоги и Земледельческого закона пытались укрепить крестьянскую общину и тем самым приостановить разорение свободных крестьян, то Прохирон, Эпанагога и особенно Базилики способствовали закабалению общинников и превращению их в крепостных. Базилики являются последним памятником византийских императоров в области кодификации. После смерти Льва Мудрого издавались лишь Новеллы, без попыток кодифицировать действующее законодательство. С X в., по мере дальнейшего развития феодальных отношений, появляется особый вид императорских Новелл под названием Хрисовул, т. е. золотопечатных грамот. В большинстве случаев в хрисовулах указывались привилегии, которые предоставлялись духовенству, монастырям и отдельным лицам, в частности представление им судебно-административной независимости или финансово-податных изъятий. Последним памятником византийского права является юридический сборник, составленный около 1345 г. фессалонийским юристом и судьей Арменопуло, под названием "Шестикнижие". В “Шестикнижии" излагается гражданское и уголовное право Византии. Автор этого сборника ставил

своей задачей дополнить Прохирон. "Шестикнижие" Арменопуло имело широкое распространение Византийской империи, а после падения Византии стало действующим правом в Греции, Валахии и Молдавии.

36. Возникновение и развитие государства у франков. Империя Карла Великого.

Сведения о проникновении франков на территорию Римской империи являются с первой половины IV в. Во второй половине IV в. Гванки заняли местность к югу и западу от реки Нижнего Мааса северной Галлии и постепенно распространились по территории Галлии до реки Соммы. Франки поселились на территории Римской империи первоначально как федераты, т. е. в качестве вспомогательного войска, обязанного защищать ее границы от вторжения других народов. Франки распадались в то время на ряд племен: франков салических, рипуарских и т. д. В областях северной Галлии они осели сплошной массой, удовлетворив свою нужду в земле. Дальнейшие завоевания предпринимались по инициативе королей и франкской знати. При короле Хлодвиге (481—511 гг.) салическим франкам удалось завоевать значительную часть Галлии и подчинить своей власти некоторые германские племена (например, аллеманов). Помимо этого, франки вступили в союз с римской церковью, завершившийся принятием Хлодвигом и его окружением христианства. Римская церковь стала оказывать деятельную поддержку завоеваниям франков в Галлии, так как другие германские племена, ранее завладевшие отдельными частями галльской территории — вестготы и бургунды, — исповедовали арианство.

Главным ресурсом королевской власти были находившиеся в ее руках земельные владения. Постепенно фонд таял, вследствие массовых раздач земель, совершавших в пользу церкви, а также наделения землей приближенных, чтобы последние имели возможность нести королевскую службу. Раздачи носили наименование бенефициев. Земли давались первоначально в постоянное и лишь впоследствии во временное владение под условием несения службы. Раздачи способствовали усилению крупного землевладения, получавшего нередко различные льготы (иммунитеты). Рост крупного землевладения постепенно приводил к новым формам властвования. Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение как в центральном, так и в местном управлении королевства. Деятельность народных собраний падает. Собрания знати духовной и светской, а также королевских дружинников и высших придворных приобретают все большее значение. Без согласия знати король, в сущности, не мог сделать в одного сколько-нибудь важного распоряжения.

С половины VII в. значение королевской власти окончательно падает: наступает полоса так называемых «ленивых королей». Между тем из среды землевладельческой знати Франкского государства выдвинулся сильный род Арнульфингов, который сосредоточил в своих руках обширные земельные владения шел опору в сохранившихся еще свободных и средних земледельцах, заинтересованных в сильной центральной власти. Названный род подчинил себе другие знатные роды и затем стал управлять королевством.

Войны с арабами, вторгшимися в первой половине VII в. в Галлию показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составляющим основную массу франкского войска. Внешняя опасность вынуждала к созданию конницы, но это должно было вызвать затраты, которые были под силу лишь вполне обеспеченным людям.

Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, майордом Карл Мартелл передал ряд церковных и монастырских земельных владений представителям франкской знати. Последние должны были раздать эти земли в виде бенефициев возможно большему числу лиц для несения последними конной службы. Право собственности на розданные таким порядком земельные владения сохранилось за церковью, но фактически ими распоряжалась королевская власть.

Выдвижение майордомов оформило торжество аристократии над королевской властью. В дальнейшем сын Карла Мартелла, Пипин Короткий, пользуясь поддержкой римской церкви, произвел в 751 г. государственный переворот, заточив в монастырь последнего короля франков из дома Меровингов, и провозгласил королем себя.

Королевство франков достигло расцвета при преемнике Пипина Короткого Карле Великом (768—814 гг.). Карл Великий ставил своей основной целью образование единого государства путем слияния германских племен с романскими на основах христианства. Он расширил территорию Франкского государства рядом завоеваний и, оказавшись во главе громадного государства, предпринял при содействии церкви восстановление Римской империи.

37. Правовое положение основных групп населения и правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде.

Самый высокий правовой статус был у свободных франков, об этом свидетельствует высший штраф за их убийство, также наивысшим правовым статусом обладают должностные лица (королевские слуги). Франки обладают наибольшим объемом прав, за их жизнь и имущество платится наивысшая цена, равно как и за салических варваров. Свободные литы обладают меньшим объемом прав, однако они могут вступать в обязательственные отношения. Рабы считаются движимым имуществом и приравниваются к коню или упряжному животному; раб САМ (а не хозяин!) возвращает им похищенное и САМ платит убытки, к тому еще и наказывается телесно; за сношение с простыми либо с королевскими рабынями уплачивается штраф; в одной из статей сказано, что при совершении преступлений рабами господа «делили» рабов, то есть урегулировали конфликт своими силами. Римляне имеют низкий правовой статус, но все же их жизнь и имущество защищались законом. Выделялось несколько категорий римлян: римляне-королевские сотрапезники, римляне-землевладельцы и римляне-тягловые люди.

В имущественных отношениях наибольшую защиту получает движимое имущество (скот, рабы), меньше внимания уделяется имуществу недвижимому (только охрана земельных участков). Оформляется право собственности, но юридические термины еще не введены.

Охрана земли:

- наказывалась порча изгороди

- нарушение права собственности (вторжение во владения) наказывалось небольшим штрафом

Имущество:

- передача имущества характеризуется формализмом и сохранением обычаев. Передача осуществляется по завещанию, но при отсутствии воли умершего – наследники по обычному праву или соседи. Возможность передать по завещанию существовала, однако она реализовывалась путем передачи вещи 3му лицу на хранение, которое после смерти завещателя отдаст эту вещь наследнику

Обязательства:

- возникают только между свободными

- процесс формализован, присутствуют пережитки обычного права

- договор займа предполагал срочность (с лимитированной возможностью задержки), возвратность

Главная ценность – скот.

Домохозяйство (домовая община) включала в себя н только родственников, но и различные категории зависимых людей (литов, рабов), которые рассматривались как младшие члены семьи. Члены домохозяйства были тесно связаны не только священными узами родства, но и общим владением землей и другим имуществом. Состав франкского поселения: усадьба, поля и пашни, сады. Границы – лес – место охоты. Усадьба включала дом + различные хозяйственные постройки, окруженный частоколом, неприкосновенна.

Особое значение имело место кражи: в доме в 2 раза больше, чем вне дома. Проникновение в дом чужака без разрешения хозяина наказывалось штрафом. Увеличены штрафы в случае разбойного нападения на усадьбу и причинения ущерба имуществу и людям, поджога, в результате которого потерпевший не будет иметь места, куда поместить спасенные от огня вещи. Следует отметит, что СП не упоминает возможности отчуждения усадьбы (дарения, продажи), что свидетельствует о ее священном статусе, неразрывной связи с личностью свободного франка (можно было лишь наследовать). Неприкосновенность также поля и пашни (большие штрафы). В противоположность пашне и саду пересечение чужого луга, находящегося в пользовании отдельного домохозяйства не влекло за собой наказания. Луга воспринимались как данность природы, не требующие трудовых затрат. Земля приобретала ценность только после приложения к ней труда –пашни.

Земельная собственность. Аллод – передаваемое по мужской линии земельное владение.

Способы приобретения имущества:

вложение труда;

завладение землей в результате завоевания;

своеобразным институтом германского права, регулирующим имущественные отношения, являлся институт аффатомии – публичный акт передачи собственником в сотенном собрании под председательством тунгина имущества доверенному лицу (неродственнику), с обязанностью поверенного передать указанное имущество наследнику через год. Слабое развитие товарно-денежных отношений. Мало освещены договорные отношения (нормы обычного права) заем.

38. Преступления и наказания в Салической правде.

Вариант 1. Нет четкого разделения между преступлением и деликтом, а также наказаниями за них. Преступление – обида, вред, причиняемый личности или имуществу др.Ч и нарушении королевского мира. Наказание – возмещение (композиция) за причиненную обиду или вред (например, уплата вергельда за убитого). Смертная казнь за должностные, воинские преступления, лжесвидетельство. Отсутствие представления об общей части уголовного права. Однако уже есть различия между умыслом и неосторожностью, совершением преступления и покушением на него. Знали институт соучастия (до 7 Ч отвечают все, свыше 7 - те, чья вина доказана), обстоятельства отягчающие (групповое) и смягчающие ответственность.

Тяжесть наказания зависела от социального положения преступника и потерпевшего, а также тяжестью совершенного правонарушения. Замена старых наказаний родового общества (кровомщения, самосуд …) различными штрафами и пресечения случаев самовольной расправы.

Классификация преступлений:

против личности (убийство, членовредительство, оскорбление, кража свободного Ч, порча)

имущественные (кража, грабеж, поджог, конокрадство, незаконное вторжение на чужой участок)

против нравственности (изнасилование, прелюбодеяние, сожительство с рабыней)

против правосудия (клевета, лжесвидетельство, неявка в суд)

должностные преступления (превышение полномочий графом, отказ в правосудии, дезертирство)

Вариант 2. Эпоха образования варварских королевств характеризуется отмиранием кровной мести, ее нет и в Салической правде – сборнике законов франков. Преступления делятся на имущественные, против личности и чести, государства. Понятие вины трактуется либо наличием неопровержимых вещественных доказательств, либо достоверным показаниям надежных свидетелей. Различаются умышленное и неумышленное преступление, формы соучастия.

Преступления против личности:

- убийство (самое тяжелое),лишение жизни свободного человека

- убийство мальчиков

- если смерть наступила в результате нападения скота, то владелец отдавал животное (как ½ виры) и оставшуюся ½ платил деньгами

- убийство с отягчающими обстоятельствами (наказывалось наибольшим штрафом)

- убийство в походе (наибольший штраф)

- покушение на убийство (трактуется как неосуществленное намерение)

- преступления, повлекшие телесные повреждения (тяжкие и вредительские)

Преступления против чести и достоинства:

- оскорбление словами

- ложное обвинение, клевета (наказание вплоть до смертной казни)

Преступления против имущества:

-открытая («вне дома»)

- со взломом

- хищение (проникновение в дом)

- грабеж

- похищение рабов и свободных людей

Преступления против правосудия:

- неявка в суд (в том числе и истца)

- убийство королевских слуг, осуществлявших функции правосудия

Смысл наказания - возмещение ущерба и пополнение казны, смертная казнь применяется в основном в особо тяжких случаях или по отношению к рабам.

Наказания:

- штраф (в казну)

- вира (возмещение ущерба пострадавшему)

- смертная казнь

- телесные наказания (для рабов)

- «лишение жизни» с возможностью самовыкупления для свободных

При назначении наказания учитываются статус субъекта и объекта преступления, степень соучастия. Выделяется несколько степеней соучастия:

- непосредственные убийцы (преступники)

- наблюдатели, подстрекатели

- пассивные наблюдатели

Применялись пытки в отношении рабов, распространены ордалии.

39. Понятие рецепции права. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права».





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 3146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.045 с)...