Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие рецепции права. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права»



Термин «рецепция», происходящий от латинского слова «receptio» (т.е. прием, принятие), применяется для обозначения заимствования и усвоения каким-либо обществом культурных достижений другого общества. Соответственно этому рецепцией права называют в юридической науке восприятие той или иной страной элементов правовой культуры другой страны.

Очевидно, что ни при каких обстоятельствах не может быть перенесено из одной страны в другую право в целом. Понятие «рецепция права» носит в этом смысле несколько условный характер. На самом деле речь может идти о рецепции лишь какой-то части чужого права. Это могут быть отдельные правовые нормы или совокупности норм — правовые институты. Это может быть юридическая терминология или понятийный аппарат. Кроме того, рецепироваться могут выработанные в чужом обществе отдельные правовые идеи или целые правовые доктрины.

Многие правоведы понимают под рецепцией права любое восприятие какой-либо страной элементов правовой культуры другой страны, всякий перенос правовых форм из одного общества в другое. Так, польский ученый Ю. Бардах считает, что рецепция права может совершаться в качестве не только добровольного, но и навязанного силой восприятия чужих правовых норм. По его мнению, необходимо различать «рецепцию принудительную и добровольную» (reception forcee’ et volontaire).[39]

Как рецепция права часто описывается в юридической литературе происходивший в XVII–XX вв. процесс распространения права ряда европейских стран (Англии, Испании, Португалии, Франции) на территориях, превращенных ими в свои колонии (в Северной и Южной Америке, Азии, Африки).[40]

В качестве рецепции права традиционно рассматривается в юридической литературе и восприятие элементов права Древнего Рима средневековыми государствами Западной Европы.

На мой взгляд, явление насильственного навязывания какому-либо обществу элементов права другого общества нельзя ставить в один ряд с феноменом добровольного восприятия чужих правовых форм. Распространение права европейских стран на захваченных ими территориях было неотъемлемой частью общего процесса европейской колониальной экспансии и служило целям упрочения европейской колониальной администрации в американских, азиатских и африканских обществах, поддержания созданной в их рамках европейскими колонизаторами системы колониальной эксплуатации.[41] Добровольное же восприятие элементов иностранного права совершается на принципиально иных основаниях и в совершенно других целях. Оно диктуется не принуждением со стороны общества, выработавшего рецепируемое право, а потребностями общества, воспринимающего его.

Поэтому более правильной представляется мне позиция тех правоведов, которые считают рецепцией права не всякое перенесение права из одного общества в другое, а лишь добровольное восприятие чужого права. К подобным правоведам относится, в частности, профессор Фрайбургского университета Ф. Прингшайм, который в своей статье «Рецепция», посвященной теоретическим аспектам рассматриваемого нами явления, связывает с понятием «рецепция права» только добровольное восприятие той или иной страной права другой страны, противопоставляя такое восприятие «навязыванию» чужого права.[42]

Распространение права какой-либо страны на чужие территории может происходить также в процессе переселения на эти территории части ее жителей и создания так называемых переселенческих колоний. Уильям Блэкстоун писал в своих «Комментариях к английскому праву»: «Если необитаемая страна будет открыта и заселена английскими подданными, то все существующие на тот момент английские законы, составляющие прирожденное право каждого подданного, немедленно вступают там в силу».[43] При этом английский правовед замечал, что право Англии действует здесь лишь в том объеме, в каком оно применимо к положению колонистов и к условиям возникшей переселенческой колонии. В подобных случаях отсутствует «насильственное привнесение чужеземного права», но нет здесь и добровольного восприятия чужого права, т. е. его рецепции. Распространение права какой-либо страны на территорию другой страны через посредство переселенческих колоний представляет собой явление особого рода, хотя в юридической литературе его нередко именуют рецепцией права.

Один из наиболее ранних случаев рецепции права в мировой истории упоминается в сочинении Тита Ливия «История Рима от основания города». Описывая переход всей полноты государственной власти в римском обществе к децемвирам, произошедший в 302 г. от основания Рима (в 451 г. до н.э.), древнеримский историк заметил, что «в награду за дальность путешествия, а также как люди, сведущие в чужеземных законах, что было сочтено полезным для создания нового законодательства, звания децемвиров были удостоены три посла, побывавшие в Афинах».[44] Далее Тит Ливий сообщил, что децемвиры составили десять таблиц законов. Спустя некоторое время к ним были добавлены еще две таблицы и таким образом был создан «настоящий свод римского права» — так называемые «Законы XII таблиц». Данное событие описывается также в «Дигестах Юстиниана» в отрывке из сочинения древнеримского юриста Помпония. При этом о децемвирах говорится, что «через них были добыты законы из греческих общин (per quos peterentur leges a Graecis civitatibus»).[45]

Некоторые ученые подвергают сомнению достоверность факта заимствования римлянами древнегреческих законов.[46] Однако сообщения об этом заимствовании присутствуют в произведениях многих древнеримских писателей.[47] Цицерон и Гай указали даже на конкретные правовые нормы, заимствованные римлянами у греков.[48] По всей видимости, и принятая римскими законодателями группировка правовых норм по таблицам имеет греческое происхождение. Плутарх писал, что законы Солона были начертаны на деревянных таблицах.[49]

Рецепция греческого права в Риме, скорее всего, действительно имела место. Однако объем заимствованного правового материала был небольшим. Римляне восприняли лишь отдельные нормы и формулировки афинского законодательства, а также способ группировки правовых установлений по таблицам.

Указанный случай можно считать классическим образцом рецепции права. Древнеримское общество имело в момент восприятия древнегреческого права приблизительно такую же социально-экономическую и политическую организацию, каковая существовала в общинах Древней Греции. Римляне заимствовали древнегреческие законы добровольно, без малейшего насилия извне.

В историко-правовой науке считается вполне доказанным факт заимствования римлянами юридических норм и терминов, выработанных другими древними народами, в эпоху расцвета римского права — в так называемый «классический» период его эволюции.[50]

Отсюда можно сделать вывод, что восприятие каким-либо обществом элементов чужого права совсем не является следствием незрелости его правовой культуры. Напротив, рецепция чужого права предполагает довольно высокий уровень развития последней как в обществе, из которого заимствуется право, так и в обществе, заимствующем чужие правовые нормы.

Очевидно, что из одной страны в другую могут быть перенесены лишь правовые нормы, выраженные в некой абстрактной форме. Нормы, неразрывно связанные с практикой повседневного поведения людей, существующие только как неотъемлемая часть этой практики, не могут быть перенесены сами по себе в другую страну. История не знает поэтому такого феномена, как рецепция обычного права.

Рецепция правовых норм, возникающих в практике судопроизводства, оказывается возможной лишь после того, как эти нормы получают письменную форму выражения и при этом приобретают качество абстрактности. Судебное решение является казуистическим по своему характеру, т.е. неразрывно связано с рассмотренным в суде конкретным конфликтом между определенными лицами. Поэтому предметом рецепции, как показывает исторический опыт, становится не само по себе судебное решение, а извлеченный из него принцип решения конфликтов определенного рода.

Наибольшей степенью абстракции обладают по обыкновению нормы законодательства. Поэтому рецепция права на практике чаще всего выступает в виде рецепции законов. История права знает случаи, когда в какой-либо стране заимствуются не отдельные законы, а целые кодексы. Чаще всего это кодексы частного права.

Рецепция частного права составляет явление более распространенное в истории, нежели рецепция норм публичного права. И это вполне закономерно. Правовые нормы, закрепляющие систему государственной власти в каком-либо обществе, оформляющие функции действующих в нем государственных органов, более прочно связаны с традиционными устоями данного общества, с конкретным соотношением классовых сил, с особенностями доминирующего типа политического сознания. Оторванные от своей родной почвы и перенесенные в условия чужого общества нормы публичного права приобретают, как правило, другое значение, принципиально отличное от прежнего. Поэтому рецепция публичного права обыкновенно выливается на практике в заимствование лишь некоего символа или формы, нежели содержания какой-либо публично-правовой нормы. Данное заимствование вряд ли заслуживает, по нашему мнению, наименования «рецепция права».

Закономерностью любой рецепции права является определенная трансформация воспринятых правовых норм и институтов. Правовая норма, перенесенная из одного общества в другое, должна быть приспособлена к социально-экономическим и политическим условиям воспринявшего ее общества. Рецепция права является поэтому не отдельным актом заимствования элементов чужого права, но сложным и длительным процессом усвоения каким-либо обществом правовых норм, юридической терминологии, правовых идей, выработанных в рамках другого общества. Простой перенос каких-то правовых норм, терминов, идей из одного общества в другое не есть рецепция права. Перенесенные элементы чужого права могут и не привиться на новой почве, новый общественный организм может их отторгнуть и, следовательно, рецепции права как таковой не произойдет.[51]

Исторический опыт показывает, что рецепция права становится совершившимся фактом лишь при определенных условиях.

К таким условиям относится прежде всего наличие в социально-экономической жизни общества, заимствующего элементы чужого права, и общества, выработавшего их, определенного набора общих свойств. Очевидно, что развитая система договорного права может сформироваться только в обществе с развитой рыночной экономикой. Рецепция элементов такой правовой системы предполагает подобную экономику и в обществе-рецепторе.

В этой закономерности заключается еще одно отличие явления рецепции права от феномена насильственного навязывания какому-либо обществу чужого права в процессе колониальной экспансии или войны. В первой половине XIX в. нормы английского договорного права успешно внедрялись в обществах Африки, находившихся еще на стадии перехода от первобытнообщинного строя к феодальному.[52] Следовательно, насильственное навязывание каким-нибудь обществом своего права другому обществу возможно, в отличие от рецепции права, и в случае, когда эти общества находятся принципиально различных уровнях социально-экономического развития. Навязывание элементов чужого права обыкновенно сопровождается в таких случаях созданием соответствующих им новых экономических отношений.

Важным условием успешной рецепции права является также сходство правовых культур общества, воспринимающего чужое право, и общества, выработавшего его.[53]

Кроме того, рецепция права может покоиться и на таком фундаменте, как религия. Восприятие ислама рядом африканских и азиатских обществ стало главным фактором, обусловившим рецепцию ими мусульманского права. Восприятие Русью христианской религии в ее православном, византийском варианте предопределило рецепцию в русском обществе норм византийского права.[54]

Наконец, предпосылкой рецепции какой-либо страной элементов права другой страны может стать, как это ни покажется на первый взгляд странным, насильственное навязывание данного права в процессе колонизации или войны. В результате такого навязывания применение норм чужого права становится традицией, которая заставляет общество, подвергшееся колонизации или завоеванию, заимствовать элементы правовой системы страны-метрополии или страны-завоевателя и после своего освобождения от колониальной зависимости или оккупации уже на началах добровольности. Примером такого рода рецепции права служит рецепция английского и французского права в странах Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости от Англии и Франции соответственно. Другим интересным случаем рецепции права, обусловленной предварительным его навязыванием, является рецепция гражданского права Франции в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.

Территории названных стран (Бельгии в 1797 г., Нидерландов в 1810 г., Люксембурга в 1795 г.) были захвачены Францией и превращены в ее провинции. В связи с этим на них было распространено действие французского права и, в частности, Гражданского кодекса Франции 1804 г. После падения Наполеона эти страны обрели независимость.[55] Однако навязанный им Гражданский кодекс Франции сохранил здесь свое действие.

Особенно примечательной судьба норм французского гражданского права оказалась в Нидерландах. После восстановления независимости здесь возникло мощное движение против французского права. На волне этого движения в 1820 году появился проект нового Гражданского кодекса Нидерландов («проект Кемпера»), всецело пронизанный духом национальной правовой культуры. Однако парламент отклонил его. Но когда в 1830 году на утверждение парламента был представлен новый проект Гражданского кодекса Нидерландов, абсолютное большинство норм которого было почти буквально переведено с Гражданского кодекса Франции 1804 года, парламент дал свое утверждение.[56] В 1838 и в 1842 годах в Нидерландский Гражданский кодекс были внесены поправки, которые не изменили общего его характера. Таким образом, Нидерланды добровольно восприняли французское гражданское право, первоначально навязанное этой стране посредством военной силы. Как отмечают К. Цвайгерт и Х. Кётц, «это тем более удивительно, что Голландия в XVII–XVIII веках обладала высокоразвитой правовой культурой, основными элементами которой были тесно переплетенные между собой старонидерландское обычное право и отточенное блестящим преподаванием в университетах римское право».[57] Естественно, что рецепированные нормы французского права подверглись в Нидерландах определенной модификации в целях приспособления к местным условиям и к новым временам.[58]

На практике рецепция права редко выступает в чистом виде. Бывает и так, что явление, представляющееся по внешним своим признакам как рецепция права, на самом деле таковым не является.

Особо сложным феноменом выступает явление, называемое в юридической науке «рецепцией римского права в Западной Европе в Средние века».

За два столетия научной разработки этой темы накоплен огромный фактический материал. Однако, на наш взгляд, он в достаточной мере еще не осмыслен. Между тем без теоретического осмысления данного явления, без уяснения его подлинной сущности нельзя осмыслить в полной мере сущность феномена рецепции права.

В юридической литературе классическим образцом рецепции права считается распространение римского права в средневековой Европе. Данное обстоятельство вынуждает меня специально обратиться к теоретическому анализу явления, называемого «рецепцией римского права».

* * *

В юридической науке сложилось стойкое убеждение в том, что восприятие элементов римской правовой культуры средневековыми западноевропейскими обществами есть не что иное, как рецепция римского права. «Римское право, распространяемое учеными юристами — глоссаторами и комментаторами — с кафедр, проникало в жизнь, и это восприятие римского права Западной Европой носит название рецепции римского права»,[59] — писал И. А. Покровский. С. А. Муромцев также понимал действие римских правовых норм в Западной Европе в Средние века как «рецепцию», о чем говорит само название его книги.[60] Ю. Бардах считает «рецепцию римского права в средневековой и современной Европе» одним из «классических» вариантов рецепции права как таковой.[61] Подобным же образом, т.е. как рецепцию права, понимают в своих работах восприятие средневековыми западноевропейскими обществами римских правовых форм О. А. Жидков,[62] А. И. Косарев,[63] Е. И. Харитонов[64] и другие историки права.

Начало так называемой "рецепции римского права" в Западной Европе обыкновенно датируется XI--первой половиной XII вв. и связывается с деятельностью Болоньской юридической школы, превратившейся к началу XII в. в университет.[65] По дошедшему до нас преданию, в 1088 г. авторитетнейший правовед того времени Ирнериус (Irnerius, в других вариантах: Guarnerio, Wernerius)[66] начал преподавать римское право в стенах названного учебного заведения. В течение XII--XIII вв. изучение римского права в той манере, в которой оно осуществлялось в Болонье, выходит за пределы Северной Италии и широко распространяется в других западноевропейских странах. В Западной Европе возникают все новые и новые университеты.[67]

Указанный начальный этап "рецепции" римского права в историко-правовой литературе определяется как период глоссаторов. Он датируется XI--XIII вв. На смену глоссаторам c началом XIV в. приходят постглоссаторы или комментаторы. Этот период так называемой "рецепции" римского права длится в течение XIV и XV вв. В XVI--XVII вв. доминирующую роль в изучении римского права играют правоведы-гуманисты.[68] В дальнейшем на смену последним приходит школа пандектистов.[69]

Как известно, после крушения Западной Римской империи в Европе никогда не прекращалось действие римских правовых норм. Убедительные доказательства этому приводятся в первом томе книги немецкого правоведа Ф. К. Савиньи «История римского права в Средние века».[70] Вместе с тем конкретно-исторический материал показывает, что римское право продолжало даже изучаться.[71] «В настоящее время, — отмечает Е. Канторович, — существует почти общее согласие насчет преподавания римского права в до-Болоньскую эпоху, т.е. в 600--1080 гг.; оно являлось частью практическим, напр., в конторах нотариусов, частью теоретическим и было связано с преподаванием искусств».[72]

В течение всего Раннего Средневековья в Западной Европе существовали так называемые "школы гуманитарных наук", в которых преподавались грамматика, риторика, диалектика и т.п. При той специфике, какую имели названные предметы, неизбежно должно было происходить параллельное изучение права. Так, риторика делилась на три части: доказательная, состязательная и судебная. Грамматика охватывала не только технические правила собственно грамматики, но также изучение и толкование древнеримских текстов. Многие из них содержали различные сведения или размышления о римском праве. Однако изучение грамматики и риторики преследовало более практические, нежели чисто научные цели. По словам Х. Рашдала, "в Италии эти предметы изучались скорее с целью выработки навыков составления юридических документов и подготовки к работе в качестве нотариуса и адвоката… Даже логика рассматривалась скорее в качестве средства развития остроты ума для словесных баталий в суде, чем в качестве ключа к тайнам теологии".[73]

Наряду с гуманитарными школами универсального характера в Раннее Средневековье существовали и специальные юридические школы. Сведения о такой школе, действовавшей в Х в. в Павии, содержатся в книге немецкого ученого А. Меркеля «История лангобардского права», вышедшей в свет в 1850 г. Известный глоссатор первой половины XIII в. Д. Одофредус (Odofredus) рассказывал своим слушателям, что прежде всего римское право преподавалось в Риме, затем оно было перенесено в Равенну. И только потом стало преподаваться в Болонье.

Говоря о действии римского права и его изучении в эпоху Раннего Средневековья, исследователи рассматривают данные процессы сугубо в качестве прелюдии того, что стало происходить с римским правом позднее, начиная с XI в., — как подготовку к его рецепции. Соответственно изучение римского права в средневековых западноевропейских университетах, развернувшееся со второй половины указанного столетия, рассматривается как простое продолжение действия и изучения его в предшествующий период. Так, И. А. Покровский, заканчивая краткое изложение фактов истории римского права в "до-Болоньскую" эпоху, восклицает: "Все эти данные неопровержимо свидетельствуют о непрерывном росте как применения римского права, так его преподавания и изучения".[74] По словам Х. Рашдала, "возрождение юридической науки, которое связывается с именем Ирнериуса, было естественным результатом образовательных традиций, которые города северной Италии унаследовали от того старого римского мира, к которому они как по духу, так и по конституционной теории никогда не переставали в целом принадлежать".[75]

На мой взгляд, под словосочетанием "рецепция римского права в средневековой Европе" ученые, пишущие на эту тему, смешивают три совершенно различных по своей сущности явления, каждое из которых заслуживает своего собственного наименования.

Прежде всего, отметим, что есть все основания выделять две средневековых традиции римского права, развивавшихся почти одновременно.

Первую из них можно условно назвать "варварской" или " вульгарной ".[76] Вторую— " университетской" или " схоластической". Каждая из названных традиций представляла собой вполне самостоятельное явление.

Но, кроме того, необходимо особовыделить и такое явление, как использование правовых концепций, институтов, норм, выработанных западноевропейскими правоведами на базе римских юридических текстов, в практической жизни средневекового западноевропейского общества, т. е. в качестве инструмента разрешения судебных споров, регулирования тех или иных общественных отношений. Таковы, по нашему мнению, три различных явления, смешиваемых под словосочетанием "рецепция римского права". Попробуем охарактеризовать их хотя бы в основных чертах.

"Варварская" или "вульгарная" традиция римского права зародилась в IV в. н.э., когда вследствие коренных перемен как в политической, так и в социальной сферах жизни древнеримского общества началось угасание прежней, " классической " традиции римского права. По мнению немецкого правоведа М. Казера решающий перелом в развитии правовой культуры Древнего Рима произошел в правление императора Константина (306–337гг.). "Императорская канцелярия, которая даже при Диоклетиане стремилась продолжать интеллектуальную традицию классического права, теперь отвергла эту традицию. Законодательство и центральный контроль за отправлением правосудия в целом переместился к лицам, каковые были обучены не праву, а риторике, и в чьем юридическом мышлении доминировали примитивные и бытовые взгляды, то есть "вульгарные" представления". Многие из наиболее выдающихся достижений классической юриспруденции были утрачены в этом "вульгарном праве", главными источниками которого выступали императорские постановления и их толкования с IV столетия и далее, наряду с современными ревизиями некоторых классических сочинений (особенно Павловых "Сентенций" и Гаевых "Институций")".[77]

Отход от "классической" традиции римского права проявился прежде всего в сфере судебного процесса. Окончательное оформление монархической системы управления в ходе административных реформ императора Диоклетиана привело к вытеснению формулярного процесса, составлявшего фундамент классического римского права, процессом экстраординарным — бюрократическим. Вместе с тем угасание "классической" римской правовой традиции явственно сказалось и на самом содержании римского права — его понятийном аппарате. "Тщательная, вдумчивая и тонкая критика текстов, дошедших до нашего времени сочинений классических юристов и законодательных памятников,— пишет Е. Э. Липшиц,— убедительно выявила факты коренной ломки правовых воззрений, начиная с IV в. Результаты этих исследований доказали, что бурный процесс пересмотра захватил собой понятия, включающие едва ли не все важнейшие разделы частного или гражданского права. Представления, заимствованные из повседневного обихода, из "вульгарного" или "вульгаризированного" и обычного права, как римского, так и неримского — провинциального, эллинистического и восточного,— мощным потоком прорываются в это время в официальное законодательство, ломают терминологию".[78]

Указанная ломка терминологии римского права, произошедшая в IV в., проявилась главным образом в ее упрощении, утрате прежней четкости, определенности, сокращении правовых форм.[79]

Большую роль в утверждении "варварской" традиции римского права, пришедшей на смену традиции "классической", сыграли своды императорских конституций. Первые образцы таких правовых памятников, которых не знала классическая римская юриспруденция, появились на рубеже III–IV вв. Составителями их были современники императора Диоклетиана юристы Григориан и Гермогениан, жившие, по дошедшим до нас известиям, в Восточной части Римской империи.

Оригинальные тексты этих первых кодексов не сохранились, но о содержании их можно судить по их фрагментам, включенным в другие правовые памятники. На основании отрывочных сведений специалисты делают вывод, что Григорианский кодекс, к примеру, был довольно обширным — состоял более чем из 19 книг.[80]

Ссылки на кодексы Григориана и Гермогениана вошли впоследствии в самый авторитетный из памятников данного рода — Кодекс Феодосия, составленный в 438 г. и вобравший в себя императорские конституции, изданные со времен императора Константина I. Кодекс Феодосия являлся уже официальным сводом законов, он имел обязательную юридическую силу. Вместе с тем и этот правовой памятник, так же как предшествующие кодексы, служил в качестве учебного пособия при обучении праву. Именно поэтому в его составе нашли свое место наряду с действующими императорскими конституциями конституции, утратившие свою юридическую силу.

В 506 году на территории Галлии, управлявшейся вестготским королем Аларихом II, был создан еще более обширный памятник "варварской" традиции римского права — так называемый "Бревиарий Алариха".[81] Его содержание составили: 1) шестнадцать книг Кодекса Феодосия со значительными пропусками; 2) новые императорские конституции, изданные в дополнение к Кодексу Феодосия; 3) "Сокращенный Гай", т.е. "Институции Гая" в сокращенном изложении; 4) "Сентенции" римского юриста Юлия Павла; 5) Кодекс Григориана в 13 титулах; 6) Кодекс Гермогениана в 2-х титулах; 7) фрагменты из сочинений римского юриста Папиниана.

В целом необходимо отметить, что период с VI по Х вв. в развитии "варварской" традиции римского права был довольно скуден на юридическую литературу. Увеличение числа сборников происходит начиная с XI в. В частности, во второй половине указанного столетия появляется "замечательное, как по форме, так и по содержанию, творение, имевшее громадное влияние на всю позднейшую юридическую литературу и употреблявшееся как учебник, в особенности в северной Франции, еще в XIII столетии. Творение это — знаменитые "Petri exceptiones legum Romanorum", т.е. "составленные Петром извлечения из законов Римлян".[82] Другим значительным памятником "варварской" традиции римского права XI в. стал Брахилог (Brachylogus juris civilis), созданный, как отмечают исследователи его текста, вне какого-либо влияния Болоньской юридической школы, предположительно в Орлеане.

По моему мнению, "варварская" традиция римского права пребывала в расцвете и в XIII веке, то есть после того, как в полную меру развернулось преподавание римского права в западноевропейских университетах. Наиболее ярким выражением этого расцвета в Англии является созданное в середине указанного столетия произведение Г. Брэктона "О законах и обычаях Англии", а во Франции — сборник "Кутюмов Бовези" Ф. Бомануара.

Вторая традиция римского права условно может быть названа "университетской", поскольку свое развитие она получила в рамках средневековых западноевропейских университетов. Так же как и первая — "варварская" — эта традиция предполагала изучение римского права на базе определенных текстов. Однако отношение к тексту в "университетской" традиции римского права было совершенно иным.

В Древности и в Раннее Средневековье текст — это скорее форма, носитель неких идей или норм. Не более того. Духовная культура указанных эпох — это устная культура по своей сути. Правовой текст имел значение не как текст сам по себе, а как выражение определенных принципов, определенных мнений. Судья, решая споры, имел дело прежде всего с мнениями знатоков права, правоведов, а не с текстами. О том, что происходило в судах до того, как были созданы "Кодекс" и "Дигесты Юстиниана", некоторое представление дает Конституция императора Юстиниана об утверждении Дигест, называемая Конституцией "Танта". Характеризуя Дигесты, Юстиниан замечает: "С другой стороны, нечто удивительное возникает из этих книг оттого, что древнее множество (произведений) предстает перед нами кратко изложенным в меньшем количестве (произведений). Люди, которые в прежние времена рассматривали судебные споры, хотя и могли опираться на многие законы, делали это, однако, в малом числе судебных процессов, или вследствие отсутствия книг, каковых им невозможно было приобрести, или из-за самого незнания их. Поэтому судебные споры решались в большей мере по воле судей, чем по предписаниям законов. Напротив, в настоящее время наши дигесты составляют тома, собранные из стольких законов, что древние люди, не говоря уже о том, что они не знали их названий, никогда даже и не слышали о них"[83]. (Курсив наш. — В.Т.).

Добавим к этому, что юридические тексты не могли в Древности и в Раннее Средневековье приобрести высший авторитет еще и в силу того, что представляли собой необозримую и самое главное весьма противоречащую одна другой массу рукописей. Императоры пытались внести некоторый порядок в их использование судьями. Так, Константин I в 321 году издал конституцию, в которой предписал судьям не обращать внимания на критические замечания Павла и Ульпиана к сочинениям Папиниана, потому что, по его мнению, оба этих правоведа заботятся только о своей славе и стремятся не столько подправить мнения Папиниана, сколько опорочить последнего. Конституцией 327 г. император Константин предписал судьям руководствоваться при вынесении решений прежде всего "Сентенциями" Павла. В 426 году Lex Allegatoria [84] императоров Феодосия II и Валентиниана III постановил, что обязательную юридическую силу имеют для судей сочинения пяти юристов — Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая.[85] Что же касается сочинений других римских юристов, то разрешалось принимать во внимание только те из них, на которые названные пять правоведов ссылаются. Да и еще лишь тогда, когда необходимый текст будет подтвержден сличением нескольких его списков.

"Университетская" традиция римского права во главу угла поставила текст. Зарождение данной традиции не случайно связывается с именем Ирнериуса. Вот как описывается начало изучения римского права этим правоведом в одном из документов начала XII в.: "Также в те времена господин Ирнериус, по просьбе графини Матильды (Тосканской маркграфини — В.Т.) восстановил книги законов, которые долгое время находились в полном пренебрежении и не изучались. И в соответствии с той манерой, в которой они были составлены божественной памяти императором Юстинианом, он привел их в порядок и разделил на части, даже вставив кое-где немногие собственные слова".[86] Ф. К. Савиньи называл ученые труды Ирнериуса "исходным пунктом" юридической литературы нового времени.[87] По словам Х. Рашдала, "эпоха Ирнериуса представляет начало более близкого, критического и текстуального — и в то же время более профессионального — изучения оригинальных источников права".[88] Соглашаясь с этим высказыванием, все же уточним его — главное отличие глоссаторов от предшествующих им правоведов заключалось в другом. Глоссаторы стали не просто более "критически" или "профессионально" изучать юридический текст. Они придали ему высший авторитет. В их подходе к тексту нашел свое яркое выражение так называемый схоластический метод мышления, согласно которому мысль, воплощенная в тексте, истинна сама по себе и не может быть опровергнута реальной жизнью.[89]

По своим политическим и правовым взглядам глоссаторы могли довольно существенно расходиться друг с другом, однако в одном они были едины — это в подходе к тексту как к высшему авторитету, благодаря чему и составляли собой одну научную школу.

Впервые столь трепетное отношение правоведов к юридическому тексту проявилось в XI веке. Между тем зачатки его заметны уже в VI столетии. Их можно обнаружить в конституциях византийского императора Юстиниана. Приступая к систематизации римского правового наследия, Юстиниан позволил комиссии, созданной для непосредственного осуществления этой работы, достаточно вольно обращаться с юридическими текстами. В частности, он предписал удалять из них все, представляющееся "или излишним или неполным или не вполне пригодным", оставляя "только самые правильные нормы", сглаживая противоречия, приспосабливая правовые институты к современным условиям. Исправлению должны были подвергнуться, по замыслу Юстиниана, даже предшествующие императорские конституции, внесенные в сборники. Однако, когда работы по систематизации римского правового наследия были завершены, Юстиниан заявил в Конституции "Танта": «Пусть никто не осмелится сравнивать то, что имели древние, с тем, что введено Нашей властью».[90] «Нам кажется своевременным в настоящий момент санкционировать, чтобы никто из тех, кто ныне сведущ в праве, и никто из тех, кто будет знатоком права впоследствии, не осмелился добавлять к этим законам комментарии».[91] Некоторые пояснения Юстиниан разрешил давать лишь к названиям титулов Дигест. «Но других толкований законов, вернее, их переложения, Мы не позволяем давать, чтобы их многословие не придало некоторым нашим законам из-за путаницы какого-либо порока».[92] По мнению Юстиниана, именно комментарии испортили текст Постоянного эдикта и тем самым запутали все римское законодательство. Окончательный вердикт византийского императора был суров: «Если все же какие-то лица осмелятся сделать нечто подобное, то пусть сами они будут обвинены в подлоге вещи, а книги их всеми возможными средствами пусть будут уничтожены».[93]

Любопытно, что среди всех известных и доступных им юридических текстов западноевропейские правоведы XI столетия. выбрали на роль авторитетнейшего именно текст "Дигест Юстиниана". По моему мнению, именно этот выбор и составляет смысл так называемого "обнаружения" Дигест во второй половине XI века. Текст названного правового памятника на самом деле в после-Юстиниановы времена никуда не исчезал и был известен многим правоведам. Различные же версии "обнаружения" Дигест Юстиниана [94] представляют собой всего лишь легенды.

Для понимания сущности "университетской" традиции римского права, получившей бурное развитие начиная с XI века, важно иметь в виду, что выдвижение на первый план текста, придание ему высшего авторитета было характерно не только для юриспруденции, но и для других сфер духовной культуры средневекового западноевропейского общества. Например, в католической христианской теологии высшим авторитетом становился текст Библии, переведенный на латинский язык — так называемая "Vulgata". В философии подобный авторитет приобретали тексты Аристотеля. В географии — тексты Плиния Старшего. Да и в "университетской", "схоластической" традиции римского права авторитетным в высшей степени делался не просто правовой текст, а текст совершенно определенного произведения — Дигест Юстиниана, находившийся в распоряжении Болоньской юридической школы, — так называемая "Болоньская Литтера". При этом, правда, широко изучались также тексты "Кодекса" и "Институций Юстиниана".[95]

Таковы вкратце основные черты двух традиций римского права -- "варварской" и "университетской", существование и развитие которых в средневековой Западной Европе обозначается как "рецепция" римского права.

По моему мнению, даже поверхностный взгляд на эти традиции позволяет серьезно усомниться в правомерности применения к ним понятия "рецепции". В самом деле, разве "варварская" или "вульгарная" традиция римского права была чужой для средневекового западноевропейского общества? Разве не зародилась она и не развивалась вместе с зарождением и развитием этого общества?

В исторической науке уже давно утвердилось представление о возникновении средневекового общества в Западной Европе как о результате синтеза элементов древнегерманского общества с элементами разрушавшейся социальной системы Древнего Рима. Так называемое "вульгарное" римское право было неотъемлемым элементом данного синтеза.[96] И средневековая Европа не воспринимала это право — она рождалась вместе с ним в своем чреве.

Сложнее обстоит дело с "университетской" или "схоластической" традицией римского права. Но мы почти уверены, что понятие "рецепции" римского права неприменимо и здесь, что для обозначения сущности процесса появления и развития данной традиции в средневековом западноевропейском обществе необходимо поискать другое словосочетание, поскольку главным здесь было не восприятие правовых норм или принципов. По нашему мнению, то, что в данном случае именуют "рецепцией римского права" было ничем иным, как процессом включения античных правовых текстов в духовное поле средневековой европейской культуры. Подобный процесс происходил не только в юриспруденции, но и в других областях этой культуры, однако ни философы, ни теологи, ни представители других отраслей научного знания не говорят в таких случаях о "рецепции" античных духовных ценностей. И, нам кажется, совершенно правильно.

На мой взгляд, главным в "университетской" традиции римского права, получившей свое первое развитие в школе глоссаторов, было не восприятие римских правовых норм и даже не восприятие правовых текстов римских юристов, а возникновение совершенно особого отношения к юридическому тексту — отношения, не свойственного, подчеркнем это, античной культуре. "Университетская" или "схоластическая" традиция римского права имеет, по нашему убеждению, сугубо средневековое происхождение. Средневековое западноевропейское общество не восприняло, не заимствовало ее от Древнего Рима, а выработало само — самостоятельно. И совершенно не случайным является тот факт, что вызрела эта традиция и вышла на свет именно к XI веку. Указанное столетие в истории Западной Европы — это время окончательного оформления средневекового общества, средневековой культуры как таковых.

Характерной чертой средневекового западноевропейского общества, определившей в конечном счете его динамизм, высокий потенциал для быстрого развития, является разнообразие составляющих его элементов. В общем плане это общество представляло собой совокупность разнообразных корпораций, выражавших различные, часто противоречивые интересы. Могущественнейшей корпорацией здесь была королевская власть, одну из самых мощных корпораций составляла католическая церковь, большую силу имело организованное как корпорация дворянское сословие; города и торговцы также составляли корпорации со своими органами управления, этическими и правовыми нормами. Корпорациями были и средневековые университеты. Надо ли специально доказывать, что существовать в качестве единого целого — социальной системы — - такое общество могло лишь при наличие общих духовных ценностей,— ценностей, авторитетных для всех и соответственно воспринимаемых как аксиома. В этом, нам кажется, необходимо искать истоки схоластического мышления и, в частности, того отношения к тексту, которое стало проявляться начиная с XI в. в различных областях средневековой западноевропейской духовной культуры. Люди, живущие в зыбком, неустойчивом мире — мире вечной борьбы и неразрешимых противоречий — находили в текстах некую мыслительную опору. Благодаря наличию авторитетных для всех текстов можно было хоть что-то доказать, а значит разрешить какой-то спор или конфликт мирными средствами.

В юриспруденции правовой текст, пользовавшийся всеобщим авторитетом, уже сам по себе, независимо от своего содержания, становился мощным фактором правового развития. Право, привязанное к тексту, приобретало универсальное значение, становилось независимым от конкретных социальных общностей, а, следовательно, оказывалось пригодным для регулирования общественных отношений в таком разнообразном, составленном из множества различных корпораций обществе, каковое представляла Западная Европа в Средние века.

"Университетская" традиция римского права с ее опорой на авторитетный текст не просто зародилась в рамках средневекового западноевропейского общества, она — эта традиция — была неотъемлемым элементом данной общественной системы и ее духовной культуры. Отсюда очевидно, что говорить применительно к ней о "рецепции римского права" — значит говорить бессмыслицу.

Однако как же обстоит дело с третьим явлением, подразумеваемым под указанным словосочетанием. Можно ли использование средневековыми правоведами юридических концепций, институтов, норм, выработанных ими на базе римских правовых текстов, назвать "рецепцией римского права"? Думается, тоже нет. «Римское» право, которое находило применение на практике в условиях средневековой Европы, только по названию было «римским». По содержанию своему оно существенно отличалось от того права, которое действовало когда-то в Древнем Риме.

Таким образом, явление, называемое в юридической литературе «рецепцией римского права в Западной Европе в Средние века», на самом деле не было рецепцией. Этот вывод нисколько не умаляет значения исследования данного явления для уяснения сущности рецепции права как таковой.

40. Государственный строй Франции X–XIII вв. Реформы Людовика IX Святого. Парижский парламент.

Во Франции феодализм развился ранее, чем в Англии, и разложился позднее. В тех областях королевства франков, которые составили Францию, закрепощение крестьян завершилось в IX в., хотя в отдельных местах прослойки свободного крестьянства встречаются в X и XI вв. Экономические связи между отдельными областями были слабее, чем в Англии. Северная Франция значительно отличалась от южной по своей экономике, учреждениям и даже языку. В связи с этим во Франции сложился ряд самостоятельных владений. После распадения империи Карла Великого процесс сплочения страны развивался не в национальном масштабе, а в местном. В отдельных владениях, на которые распалась Франция, происходят самостоятельные процессы сплочения: усиливается центральная власть, создаются центральные органы управления и суда, образуются представительные учреждения, построенные на сословной основе. Наряду с описанным выше процессом медленно развивался процесс объединения указанных выше владений, обладавших большей силой сопротивления, чем отдельные Феодалы, в одно Французское государство со столицей в Париже. Долгое время французский король был лишь одним из государей Франции. Королевская власть после некоторого колебания сумела установить союз с городами и при их поддержке, а также при содействии мелкого дворянства смогла ослабить, а затем подчинить себе феодалов. Совместно с этим происходит постепенное создание Центральных правительственных учреждений, насаждение королевской администрации на местах с подчинением ее центру и образование сословного представительства ("генеральных штатов") для всего королевства. При распадении империи Карла Великого Франция досталась по Верденскому договору его внуку Карлу Лысому, потомки которого правили Францией до конца X в. За это время страна распалась на много феодальных владений, слабо связанных между собой вас сальными отношениями. Последние короли из династии Каролингов утратили почти всякое значение. В 987 г. на съезде духовных и светских феодалов был избран королем один из феодалов, по имени Гуго Капет.

Франция в X в. распадалась на герцогства Нормандское, Бретонское, Аквитанское и Бургундское, графства Анжуйское, Шампанское, Фландрское, Тулузское и многие другие крупные и мелкие феодальные владения.

Поместья Гуго Капета ограничивались пределами сравнительно небольшой области, центром которой был г. Париж. На территории, принадлежавшей Гуго Капету, находился также и город Орлеан.

Поместья могущественных феодальных землевладельцев были слабо связаны с королевским престолом.

В период феодальной раздробленности не существовало во Франции ни единого языка, ни более или менее однообразного культурного и экономического развития. На юге, где сильнее было римское влияние и сохранились многие элементы римской культуры, письменность, просвещение, торговля и ремесло были значительно более развиты, чем на севере.

В соответствии с этим основными чертами государственного устройства Франции этого периода являются: политическая раздробленность страны и слабость королевской власти. Борьба королей с феодальной раздробленностью. В XI в. усиливается рост городов. Они заинтересованы в укреплении королевской власти, так как беспрерывные феодальные войны делали и трудным, и опасным занятие торговлей. Постепенно города становятся опорой королевской власти в ее борьбе с феодалами.

Еще более важной опорой французских королей была в эту пору церковь, представлявшая собой сравнительно стройную организацию с единым центром и строгой иерархией. Опираясь на помощь церкви, на наметившийся уже союз с городами, короли, несколько окрепнув, принимают меры к расширению территории собственно королевских земель.

В XII в. начинается борьба королевской власти с феодальной раздробленностью. Борьба эта закончилась только к концу XV в. победой королевской власти — объединением Франции.

Эта борьба осложнялась тем, что один из крупнейших французских феодалов — граф Анжуйский, он же герцог Нормандский и Аквитанский, - занял королевский престол в Англии, и так английские короли стали обладателями громадных феодальных владений во Франции. Французские короли, стремясь к усилению своей власти, не могли мириться с этим и стремились к захвату этих владений. Французский король Филипп II Август по вступлении на престол, в начале XIII в. отнял у английского короля Нормандию. Это вызвало длительную войну между Францией и Англией, которая принесла большой успех Франции. Англия потеряла значительную часть своих владений во Франции. К владениям французских королей были присоединены области на северо-западе и на юге Франции. Постепенно власть французских королей распространилась на всю территорию страны. Реформы Людовика IX. Крупный шаг вперед в борьбе за укрепление королевской власти был сделан в царствование Людовика IX (Святого) (1226—1270 гг.). Власть этого короля была уже наследственной. Обычно Капетинги с целью закрепления престола за своей династией назначали своих старших сыновей соправителями при своей жизни. Со времени Филиппа-Августа такой порядок прекращается; сыновья последнего не были его соправителями.

Людовик IX осуществил ряд государственных реформ. Прежде всего, он провел реформу суда, которая заключалась в том, что запрещены были судебные поединки в пределах королевских владений. Он допустил обжалование приговоров, вынесенных в суде феодалов, в королевский суд, который становится высшим судом в королевстве. До реформы Людовика IX каждый могущественный феодал Франции обладал высшей судебной властью, и на приговоры этого суда нельзя было приносить жалобы. Людовик IX воспретил также частные войны между феодалами на территории королевских владений и ограничил их применение вне пределов этих владений. Из королевского совета была выделена судебная палата, получившая название парламента. Учет поступающих в казну доходов и расходов производился в счетной или финансовой палате.

Людовик IX осуществил также военную реформу: он положил начало созданию наемного войска. Пока королевское войско было организовано по принципу феодального ополчения, король зависел от феодалов. Реформа передавала военную силу королевства в его прямое распоряжение, ослабляла зависимость короля от феодалов. В городах создается городская стража, содержавшаяся за счет горожан. Людовик ввел единую королевскую монету, обязательную к приему на всей территории Франции. Эти реформы были направлены на образование централизованного государства. Королевская власть побеждает феодальную раздробленность.

Реформы Людовика IX. Крупный шаг вперед в борьбе за укрепление королевской власти был сделан в царствование Людови-ка IX (Святого). Власть этого короля была уже наследственной. Обычно Капетинги с целью закрепления престола за своей династией назначали своих старших сыновей соправителями при своей жизни. Со времени Филиппа-Августа такой порядок прекращается; сыновья последнего не были его соправителями. Людовик IX осуществил ряд государственных реформ. Прежде всего он провел реформу суда, которая заключалась в том, что запрещены были судебные поединки в пределах королевских владений. Он допустил обжалование приговоров, вынесенных в суде феодалов, в королевский суд, который становится высшим судом в королевстве. До реформы Людовика IX каждый могущественный феодал Франции обладал высшей судебной властью и на приговоры этого суда нельзя было приносить жалобы. Людовик IX воспретил также частные войны между феодалами на территории королевских владений и ограничил их применение вне пределов этих владений. Из королевского совета была выделена судебная палата, получившая название парламента. Учет поступающих в казну доходов и расходов производился в счетной или финансовой палате. Людовик IX осуществил также военную реформу: он половил начало созданию наемного войска. Пока королевское войско было организовано по принципу феодального ополчения, король зависел от феодалов. Реформа передавала военную силу королевства в его прямое распоряжение, ослабляла зависимость короля от феодалов. В городах создается городская стража, содержимая за счет горожан. Людовик ввел единую королевскую монету, обязательную к приему на всей территории Франции. Королевская власть побеждает феодальную раздробленность.

1260 – парижский парламент – высший королевский суд. Развитие королевской юстиции. Удар по судебной системе отдельных феодалов. Вводилась категория королевских дел. Парламент – высшая судебная апелляционная инстанция. Двери открыты для всех. С 14 в. постоянно действующий орган до революции.

Структура ордонанс 1278г:

состав: легисты – выпускники университетов.

Право ремонстрации – утверждать ордонансы короля (лишил его этого права кардинал Ришелье). Парламент – зеркало королевской юстиции. Процесс собирания земель продолжается до 15-16 вв.

41. Государственный строй сословно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты.

Вариант 1.

Государственный строй Франции в 14-16 вв. Генеральные штаты

Основной проблемой на первом этапе этого периода было укрепление королевской власти, т.к. за период феодальной раздробленности королевская власть потеряла свое верховенство на территории раздробленных французских княжеств. В царствование Людовика9 были сделаны крупные шаги за укрепление королевской власти. Этот король осуществил ряд государственных реформ. Реформа суда заключалась в том, что был наложен запрет на судебные поединки в пределах королевских владений, сделал королевский суд высшим (теперь здесь можно было обжаловать приговоры феодалов). Из королевского совета была выделена палата, которая стала называться Парламентом. Также счетная или финансовая палаты стали учитывать поступающие в казну доходы и расходы государства. Была осуществлена военная реформа: теперь началось создание наемного войска. Все эти меры были приняты для укрепления независимости короля от феодалов. Отныне военная сила была в руках короля. Наконец, была введена единая королевская монета, которая принималась на всей территории королевства наряду с монетами феодалов (король боролся с эмиссионной привилегией феодалов). Эти реформы были направлены к образованию централизованного государства и свидетельствовали о том, что королевская власть побеждала феодальную раздробленность. Людовик10 с появлением наследника объявил его королем без обряда коронации, и хотя младенец был отравлен, сам факт применения «божественного права» говорит об укреплении власти короля. При короле Филиппе4 издаются нормативно-правовые акты, которые можно считать задатками законов королевства. Филипп всеми способами работает над укреплением королевской казны, собирает новые налоги, перечеканивает монету и т. п. Отныне король мыслится как особый сеньор, высший, который является сеньором не только в своем домене, но и во всем королевстве, следовательно, с укреплением власти короля она приобретает публично-политический характер. При короле имелась курия – совет знати, который имел совещательную и судебную функции (судебная понимается как право решать судебные разбирательства между знатью). При Людовике9 появляется канцлер (духовное лицо), управляющий в королевском дворе и другие придворные должности. Людовик отрывает административные (земельные) и должностные функции, около 1248 появляется должность комиссара – представителя короля на местах. Затем королевская власть вступает в полосу сословно-представительной монархии: в 14 веке при короле появляется новый орган – Генеральные Штаты. С одной стороны, это говорит об окончательном формировании сословий, с другой, в свете постоянных конфликтов короля с Папой Римским – о необходимости поддержки короля определенными сословиями, как бы одобрение королевских действий населением. Так, на ГШ 1302 года были представители 3х сословий:

- дворянства

- духовенства

- городов (формировавшаяся буржуазия)

ГШ в 1311 году присваивают королю титул императора, что де юре означает признание его независимости от Папы. Вскоре король превращает ГШ в постоянно собирающийся орган, возникает процедура принятия решений по 3м палатам. Затем на протяжении столетней войны роль королевской власти ослабла, ее суверенитет распространялся фактически только на Париж, ГШ не собирались. Только при Людовике13 начинается восстановление государственности, особую роль сыграл кардинал Ришелье. Были практически решены 2 взаимосвязанные задачи: наполнение казны и восстановление государственного аппарата.

Первым сословием считалось духовенство, которое занимало привилегированное положение в стране. Оно освобождалось от несения повинностей и уплаты налогов, не отбывало военной службы, судилось в судах церковной юрисдикции. Церковь была крупным феодалом. Дворянство в эту эпоху тесно связанно с ленной системой: владелец лена нес в отношении сюзерена военную службу. Дворянское звание было наследственным, сословие было освобождено от несения ряда повинностей и уплачивало в основном косвенные налоги. К 14 веку дворянство стало замкнутым сословием и разделилось на высшую аристократию и низшее дворянство. Города в это время могли иметь один из 2х альтернативных статусов: они находились либо на правах самоуправления, либо управлялись чиновниками сеньора (то есть принадлежали феодалу). У первых были широкие политические права, в них развивался институт самоуправления, вторые же были лишь освобождены от ряда повинностей. В данную эпоху крестьянство находилось в состоянии личной несвободы – серважа. Они были прикреплены к занимаемым ими земельным участкам, состояние серва было наследственным. Сервы делились на 2 категории: персональные, прикрепленные к земельным участкам, и реальные, которые становились свободными в случае оставления ими участка. В отдельных случаях серв прикреплялся не только к земле, но и лично принадлежал помещику. Свободные крестьяне, которые лишь уплачивали установленный размер оброка, назывались вилланами. Постепенно сервы начинают переходить в состояние вилланов, начиная с 13 века. Во время усиления королевской власти происходил процесс освобождения крестьян от личной крепостной зависимости.

Главным органом центрального управления была королевская курия, делами высшего управления ведал Королевский совет, судебными делами занимался парламент, финансовыми – счетная палата. Местное управление королевскими поместьями, входившими в состав королевского домена, осуществлялось должностными лицами 2х родов:

- право, которые заведовали отдельными частями королевских доменов, отправляли правосудие и собирали доходы с королевских земель

- бальи, которые осуществляли надзор за деятельностью прево, осуществляли надзор за исполнением повинностей и королевских указов.

К 15 веку армия стала постоянной, а феодальное ополчение рыцарей и городов рассматривалось как резерв. В 1448 была организована милиция, состоявшая из стрелков и получавшая жалование.

Вариант 2. Конец 13 в выделение сословий, рост городов, возникновение сословия горожан – бюргеров. 3-е единственное податное сословие «воюющее, молящееся и трудящееся». Провинциальные штаты – по отдельным провинциям, т.е. на местах

1302 г первый общефранцузский представительный орган – Генеральные штаты, созданы по инициативе короля Филиппа 4 Красивого, выяснял отношения с Римским папой Бонифацием по поводу десятины. Всегда созывались королем. Достаточно слабый политический орган:

одобрение политических решений короля

утверждение новых налогов в его пользу

отдельно заседали 3 палаты. Не участвовали в законодательном процессе и не влияли на администрацию короля.

1 пол. 14в – сер. 15 в. – глубокий экономический и политический кризис. Причины:

столетняя война (1337-1453)

эпидемия чумы (черная смерть)

=) встал? о существовании Франции как суверенного Г =) рост массового и политического сознания и чувства патриотизма во французском О.

выход на 1 место идей «общего блага» и государственного интереса, позволил на некоторое время преодолеть конфронтацию между генеральными и провинциальными штатами, а также ослабить антагонизм внутри самих генеральных штатов.

Период столетней войны (1337-1453) пытался обособиться. Парижское восстание 1356-57 гг. 1356 - король пленен англичанами. Для его выкупа необходимо 3 млн. золотых экю, казна пуста. Его наследник созывает генеральные штаты. Из них 28 Ч составивших программу реформ – Великий мартовский ордонанс (март 1357 г):

когда король был выкуплен, зачинщиков ликвидировали, а ордонанс не вступил в силу.

42. Государственный строй Франции в XVII–XVIII вв. Понятие абсолютной монархии. Реформы Ришелье и Людовика XIV.

Государственный строй Франции в 17-18 вв. Реформы Ришелье

В этот период Франция становится государством, имеющим форму правления «абсолютная монархия». Во Франции абсолютизм сделал большие успехи при Франциске1, когда управление страной сосредоточилось в королевском совете. ГШ не созывались, а решения нотаблей не были обязательными для короля. Правление Генриха4 отличается стремлением к максимальной экономии в государственных расходах и развитием земледелия и промышленности. Возрождение подорванной войнами экономике происходило путем создания королевских мануфактур, широко применялась протекционистская политика. В 1614 были созваны ГШ, и это показало бессилие этого учреждения на данном этапе развития государства. Крупную роль в развитии абсолютизма и укреплении государственности сыграл кардинал Ришелье, ставший первым министром при Людовике13. Были разбит Ла-Рошель – оплот гугенотов, был преодолен последний остаток феодальной раздробленности. Были попытки покончить с политической независимостью дворянства: были уничтожены укрепленные замки и запрещены дуэли. Королевский совет стал центром управления, его составляли только чиновники. Была проведена реформа местного управления: страна была разделена на 34 округа, в каждый из которых направлялись представители центральной власти, наделенные особыми полномочиями. К 1628 благодаря наполнившейся казне Ришелье удалось сформировать боеспособную армию. Государственный аппарат восстанавливался путем выкупа государственных должностей. Ришелье вел борьбу с парламентом, был издан специальный эдикт, ограничивающий права парламента только законодательной деятельностью, относящейся к финансовой сфере. Перепись дворян и составление генеалогических древ – способы сокращения количество дворян. При Людовике14 окончательно утвердилась система бюрократической централизации: управление Францией сосредоточилось в руках короля и его чиновников.

Государственное устройство. Во главе государства стоял король, в чьих руках была сосредоточена вся государственная власть. Главными органами центрального управления были различные советы при короле. Высшим органом внешней и внутренней политики был государственный совет, наряду с ним существовали и другие советы. Кроме советов, имели место королевские палаты: счетная, палата акцизных сборов, палата арсенала и др. ГШ с 1614 года не собирались, перестают собираться и нотабли. Не было строгого разграничения функций между центральным и местным управлением. Существовали должности 4 статс-секретарей: по иностранным делам, по делам двора, по военным и морским делам. В их ведение также входили вопросы вероисповедания. Внутреннее управление сосредотачивалось в руках генерал-контролера финансов. Особое положение занимал канцлер – хранитель королевской печати, которые председательствовал в отсутствие короля в различных советах. Должности в большинстве своем продавались, и это было средством пополнения казны. В провинциях управляли генерал-губернаторы, войсками командовали главнокомандующие в провинциях.

43. Источники права средневековой Франции. «Кутюмы Бовези» Филиппа де Бомануара. Кодификация Людовика XIV.

Развитие феодальных отношений постепенно повело к тому, что источники права, действовавшие в VI—IX вв. во Франции, в частности варварские Правды и королевские капитулярии, потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и притом местному. Население, осевшее в определенной местности, зависевшее от одного феодального господина и подвластное его юрисдикции, подчинялось обычаям, под влиянием местных условий. Эти обычаи, именуемые "кутюмы", имели общую основу, обусловленную сходством феодальных производственных отношений и влиянием прежде действовавших источников права. Но они очень отличались в отдельных положениях и деталях. Поэтому гражданское право Франции в эпоху феодализма характеризуется необычайной пестротой. Количество действовавших кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные кутюмы отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов. Юг Франции назывался страной писаного права, север Франции — страной обычного права. На юге продолжало действовать римское право, за которым признавалось значение общего обычая. Наряду с ним в качестве субсидиарного источника существовало и множество местных кутюмов, восполнявших нормы римского права.

Север Франции в течение нескольких столетий не знал никаких общих юридических памятников. Обычаи жили в устной традиции. В судах кутюмы применять без какого-либо подтверждения в случае, если обычай, относящийся к делу, принадлежал к тем, которые назывались "общеизвестными", т. е. считался известным судьям из их памяти и опыта. Начиная с XIII в. делаются попытки изложения кутюмов в виде сборников обычаев, составлявшихся юристами-практиками. Около 1255 г. был составлен "Большой сборник





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 5053 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.03 с)...