Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Скандинавии



Культура Скандинавии интересна, прежде всего, своим драгоценным наследием дофеодального (первобытно-общинного) и раннефеодального происхождения: изумительными по своеобразию художественного содержания эпическими песнями так называемой «Старшей Эдды», могучими повествованиями исландских родовых и королевских саг и поэзией скальдов — древнескандинавских певцов и поэтов, переходивших из одного места в другое и слагавших героические песни о битвах и походах викингов. Эта эпическая народная поэзия по своему содержанию и силе поэтического изображения не имеет себе равной во всей западноевропейской литературе периода раннего средневековья.

Важнейший памятник скандинавского поэтического эпоса «Старшая Эдда» представляет собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях, основанных на хорошо разработанной языческой мифологии. Эти произведения отображают в поэтической форме не только языческие представления и верования, но также быт и реальные отношения родового общества. Героические песни, входящие в «Эдду», повествуют об исторических событиях, происходивших во времена так называемого «великого переселения народов». Записана «Старшая Эдда» в Исландии, как полагают, в XII в. с появлением там латинской письменности (древнейшая из дошедших до нас рукописей относится ко второй половине XIII в.), но её песни сложены в IX—X вв., а по содержанию многие из них восходят к глубокой древности.

«Младшая Эдда» представляет собой прозаический трактат по скандинавской мифологии и поэтике, написанный в XII в. исландским скальдом и историографом Снорри Стурлусоном.

Особое место в скандинавской средневековой литературе занимают исландские саги — прозаические эпические повествования на исландском языке, складывавшиеся скальдами в устной форме и впервые записанные в XII в.

Саги разнообразны по содержанию. Многие из них представляют собой исторические предания, в которых нашли довольно верное отражение действительные исторические события: например, «Сага об Эгиле» — сказание о знаменитом викинге и скальде X в. Эгиле Скалагримссоне — одна из наиболее достоверных по своему историческому содержанию саг, «Сага о Ньяле», мудром исландском законнике конца X — начала XI в. и кровавой родовой распре, «Сага об Эрике Рыжем», повествующая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки, и др.

Некоторые саги имеют большую ценность как исторические источники, в частности саги, дающие свидетельства, относящиеся к истории Руси. Собственно феодальная, церковно-рыцарская культура возникла в Скандинавских странах значительно позже и развивалась под сильным германским влиянием (особенно в Дании).

В истории материальной культуры Скандинавских стран этого времени необходимо отметить замечательное народное прикладное искусство — резьбу по дереву, а также церковное зодчество (возведение деревянных церквей). И то и другое искусство особенного расцвета достигло в Норвегии.

Каменная архитектура этого времени представлена собором в Ставангере (Норвегия, конец XI—начало XII в.) и большим собором в Лунде (Швеция, XII в.), построенными в романском стиле.

48.

Цехи

Характерной особенностью средневекового города является то, что ремесленное население его было организовано в особые союзы - цехи, гильдии.

Цехи появляются почти одновременно с возникновением городов. Первоначально цехи возникликак организации бежавших в город крепостных крестьян и воспроиз­водили строй деревенских марок.

Для средневековых ремесленных цехов характерно мелкое производство. Каждый член цеха - это мелкий ремесленник, которыйявляется сам непосредственным производителем. Он работает сампринадлежащим ему инструментом в своей мастерской, с которойон связан«как улитка связана со своейраковиной». Этот ремесленник обычноработает в той самой мастерской, где работал его отец и его дед и где будут работать его детии внуки при помощи такихже орудий. Он работает вмеете со своейсемьей и с помощью одного или двух подмастерьев и учеников. Какправило, каждый ученик, пройдя выучку, проработав некотороевремя подмастерьем и накопив немного денег, может открыть своюмастерскую, так как при мелком характере производства затратына устройство мастерской и приобретение сырья были очень незначительны. Конечно, были такие цехи, где требовались большиеденьги на обзаведение, например, цехи золотых дел мастеров,но таких цехов было очень мало.

Каждый цех был союзом мелких ремесленников, принадлежавших к одной профессии. Внутри мелкой ремесленной мастерскойне было сколько-нибудь широкого разделения труда. Поэтому,когда с ростом и усовершенствованием техники стало расти техническое разделение труда, то оно происходило между отдельнымимастерскими. Это имело результатом увеличение числа профессийи цехов.

Таким образом, рост техники и специализации не изменял мелкого характера ремесла, а приводил к образованию все новых иновых цехов, которых насчитывалось в любом городе десятки,а в некоторых городах даже сотни.

В большинстве городов принадлежность к цеху была обязательнадля каждого, желающего заниматься ремеслом. Но цехне всякого допускал в свою среду. Чтобы стать членом цеха, нужнобыло пройти определенный стаж, пробыть известное время учеником, подмастерьем и затем быть допущенным в число полпоправныхмастеров, имеющих право иметь свою мастерскую. Это правилопринудительной припадлежности к цеху устраняло возможностьконкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников.

Цех регулировал ремесленное производство. Каждый член цехаподлежал надзору выборных должностных лиц цеха. Каждыйцеховой мастер должен был выпускать продукцию определенногокачества, поскольку выпуск плохой продукции отражался на интересах всех членов цеха.

Цех регламентировал и количество часов, которые должен работать каждый член цеха. Запрещалась ночная работа не толькопотому, что она ухудшала качество работы, но и для того, чтобыустранить конкуренцию между отдельными членами цеха. Цех -это организация мелкого производства, и он всячески следил за тем,чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы не быловозможности создания более крупных предприятии. С этой цельюцех ограничивал число подмастерьев и учеников, которых можнобыло держать одному мастеру.Каждый мастер мог иметь только одну мастерскую. Было определено число станков, какое можно было иметь в мастерской. Це­ховые уставы запрещали устраивать в окнах бьющие в глаза выставки товаров, запрещали зазывать покупателей.

Цех в течение известного времени играл прогрессивную рольв смысле развития техники, в смысле производственной дисципли­ны, но его тенденция сохранить мелкое производство очень скоро начала тормозить технический прогресс. Цех относился враждебно ко всему тому, что могло создать конкуренцию, в том числеи ко внедрению всякого рода новых технических усовершенство­вании. В связи с этим новые изобретения очень часто уничтожа­лись, и изобретатели дорого платились за свою предприимчивость.Так, цехи, игравшие на определенной стадии развития прогрес­сивную роль, потом стали играть роль реакционную, задерживаятехнический прогресс.

Цех представлял собой также организацию взаимопомощи.Каждый член цеха должен был вносить вступительную плату,а затем платить периодические взносы. Из собранных таким образом сумм и из пожертвований оказывалась помощь нуждающимсячленам, производились расходы в случае смерти кого-нибудь из чле­нов цеха. Если вдова или дети оставались без средств к существо­ванию, им оказывалась помощь из цеховой кассы. Цех был и своегорода религиозной корпорацией: у пего имелась своя церковь илихотя бы своя часовня пли придел в церкви.

Наконец, цех был военной организацией, представляя собой отряд, который цес гарнизонную службу и на войне являлся отдельной боевой единицей.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1114 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...