Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет-4 3 страница



Но не только жестокие, одичавшие, потерявшие веру во все, кроме революции люди встречаются на страницах «Конармии». Бабель представляет читателю образы тех людей, которые надолго врезались ему в память; люди, не совершавшие никаких революционных подвигов, но считающиеся автором настоящими героями. Это люди, чьим главным подвигом стало то, что они пронесли истинные ценности через войну, через революцию, через стадо ослепленных «бойцов». Это хранители времени, веры, нравственности, и просто люди, сохранившие в своем сердце доброту и любовь к жизни, к ближнему и к Богу.

№3-стих

Билет

№1- Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж — носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” — Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым — именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле — создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории — показать как читателю, так и самому герою.

Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого — интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго — убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.

Лужин — предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников — нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин — погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же — тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.

Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом- более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата — признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат — антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.

Отношение к другим людям и к себе — вот та спираль, по которой Достоевский разворачивает действие своего романа. Раскольников способен не видеть человека в своем ближнем, Свидригайлов не способен видеть человека ни в ком. Так идея Раскольникова доводится до предела, до абсурда. Раскольников хочет ощутить себя человеком, для которого на свете вообще не существует морали. Он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью использовать их в своих интересах, шантажируя жертвы, нет ничего дурного. В ответ на возмущение Раскольникова по поводу подслушанной исповеди Свидригайлов резонно замечает, что если можно “старушек чем попало по голове лущить”, то отчего же нельзя подслушивать? Возразить на это Раскольникову нечего. И Свидригайлов становится для Раскольникоза каким-то воплощением темных начал мира, в котором нет моральных запретов. Но его почему-то влечет к этому темному началу. Достоевский говорит, что Свидригайлов чем-то притягивал Раскольникова. И Раскольников идет к нему, даже не отдавая себе отчета зачем. Но слова Свидригайлова о том, что вся-то вечность — это какая-нибудь пыльная банька с пауками, потрясли героя, так как он очень наглядно смог представить себе столь выразительно охарактеризованный Свидригайловым логический конец пути, по которому он пошел, убив старуху. После такого нравственного распада души невозможно никакое возрождение человека. После этого возможно только самоубийство. Дуня, отбросив пистолет, признала в Свидригайлове человека — он сам в себе человека не видит.

В ужасе уходит Раскольников от Свидригайлова. Он, ступив на путь зла, не в состоянии идти по этому пути до конца. После последнего разговора со Свидригайловым Раскольников вновь пойдет к Сонечке. Ее в глазах Раскольникова сближает с ним то, что она “тоже преступила черту”, и он пока не понимает, как различно то, через что каждый из них смог переступить, вернее, для чего каждый из них это сделал. Соня Мармеладова воплощает в романе светлое начало. Она чувствует себя виновной и сознает собственную греховность, но она согрешила ради спасения жизни маленьких братьев и сестер. “Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова!” — воскликнул Раскольников, узнав о предполагаемой свадьбе его сестры и Лужина. Он прекрасно чувствует и понимает сходство мотивов, которые руководят поступками этих женщин. Соня с самого начала олицетворяет в романе жертву, поэтому ей-то и рассказывает Раскольников о своем преступлении. И она, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, готова простить и понять Раскольникова — она увидела в убийце человека. “Что же это вы с собой-то сделали!” — говорит она в ответ на его признание. Для Сони Раскольников, покушавшись на жизнь другого человека, поднял руку и на человека в себе, на человека вообще.

В романе Достоевского все тесно связано, сплетено друг с другом. В момент гибели от топора на слабоумной Лизавете был Сонечкин крест. Раскольников хотел убить только одну ростовщицу, потому что считал ее жизнь вредной для окружающих, но вынужден убить и ее сестру, а подняв руку на Ли-завету, он тем самым поднимает ее и на Сонечку и в конечном счете на себя самого. “Я не старушонку убил, я себя убил!” — восклицает Раскольников в тоске. И Соня, прощающая Раскольникова-человека, не прощает его губительную идею. Только в отказе от “этой проклятой мечты” видит она возможность воскрешения души Раскольникова. Соня зовет его к покаянию, она читает ему знаменитый евангельский эпизод о воскресении Лазаря, ожидая душевного отклика. Но душа Раскольникова к этому еще не готова, он еще не изжил в себе свою идею. Далеко не сразу Раскольников понял, что Соня права, лишь на каторге к нему пришло это осознание, лишь тогда он смог по-настоящему покаяться, и его покаяние становится последним утверждением Сониной правоты, идея же Раскольникова оказывается окончательно разрушенной.

Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным героем, Достоевский достигает главной своей цели — дискредитации человеконенавистнической теории, рожденной самим несправедливым миром.

№2- Финальная сцена второго тома романа Шолохова «Тихий Дон» глубоко символична. Она рассказывает о смерти Валета – мужика, убитого казаками во время начавшейся на Дону гражданской смуты.

Герой был убит жестоко - описание его последних минут вызывают ужас и сострадание: «Валет, путая ногами, пошел боком, боком, как лошадь, испугавшаяся своей тени. И не упал, а как-то прилег, неловко, лицом в сизый куст полынка».

Большое внимание в эпизоде автор уделяет могиле Валета. Холмик земли, под которым лежал герой, быстро зарос степной травой и цветами: «…пышным цветом выжелтилась сбоку сурепка, махорчатыми кистками повис любушка-донник, запахло чабрецом, молочаем и медвянкой». Мирная жизнь, природа берет свое – говорит нам писатель.

Больше того, на могиле Валета какой-то хуторский старик поставил часовню, на карнизе навеса которой было выбиты символические слова:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Эта надпись подчеркивает гуманистическую, пацифистскую мысль Шолохова – братоубийственная война является противоестественным злом, которое причиняет боль и приносит горе обеим воюющим сторонам. А ведь человеку нужно совсем другое – жить, любить, трудиться, растить детей. В этом - предназначение человека, как и всего живого на земле. Об этом свидетельствует заключающая сцена эпизода: «А спустя немного тут же возле часовни …положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом».

№3-стих

Билет

№1- Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров.

При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека.Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров - нигилист.Он экспериментатор,страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук.Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:" Рафаэль гроша ломанного не стоит". не признает красоты природы:" Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё "романтизм" или "вздор". Он считает, что любви нет, а есть только физиология или "потребности организма".

До встречи с Одинцовой, Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов - сломать всё старое, чтобы "место расчистить", а уж строить - это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей.

Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается "физиологически":" Это что за фигура? на остальных баб не похожа", "у нее такие плечи, каких я не видывал давно". Но по мере их близкого общения,Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: "В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало".

Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:" в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: "Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала". Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым.

Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла,не сумев пройти испытание любовью.

Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.

№2- Неуважение ко всему русскому - характерная черта нынешнего

времени. И хотя те, кто этим неуважением дирижирует оправдываются,

что это мол СОВЕТСКОЕ, а не РУССКОЕ - это всего лишь маскировка.

Ежегодно на телевидении отмечаются широко юбилеи Пастернака,

Бродского, Аксенова, Бунина, но никогда - поэта Н.Некрасова,

писателей А.Шолохова, М. Горького, А. Толстого, поэтов М. Лермонтова,

В Маяковского, писателя и поэта Константина Симонова. Даже о Льве

Толстом скоро совсем забудем!

Хотелось бы, чтобы сегодня каждый дал себе ответы на вопросы:

Мой ли поэт Маяковский?

А мне сегодня интересен Маяковский?

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский

принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его

стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX в.

Со смелостью новатора Маяковский вторгся в традиционную, систему

стихосложения, выявил разговорный характер стиха,

воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой а

удитории. Это был крупнейший со времен Пушкина, новый шаг

в развитии русской поэзии. Маяковский стремился создать поэзию

площадей и улиц, обращенную к широким массам.

В первые годы советской власти в стране, по словам Маяковского,

развелось много дряни и ерунды. Чиновничество захлестнул

бюрократизм, в учреждениях возник культ бумаги. Маяковский

активно выступал против этого с помощью обличительной сатиры.

Маяковский - один из самых интересных сатириков 20 столетия

(PУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПОДХАЛИМ, БУМАЖНЫЕ УЖАСЫ,

КРАСАВИЦЫ).

В заключение можно сказать, что сатира в поэзии Маяковского была

злободневна раньше и актуальна сегодня.

Поэт весь был устремлен в будущее, в завтра. Маяковский утвердил

новый взгляд на поэта, на его роль в обществе как бойца.

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо, - требовал он.

Маяковский мощно влиял на поэзию всего мира - у него учились

Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда.

Поэзия Маяковского активно действует в нашей жизни и поныне.

"Для создания литературного шедевра одного таланта мало.

Талант должен угадать время. Талант и время нерасторжимы..." -

М. Арнолд

№3-стих

Билет

№1-Достоевский Федор Михайлович, 1821 - 1881, выдающийся русский писатель.

Афоризмы и цитаты Ф.М. Достоевского

Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год вышел в отставку.

Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления — натуральной школы.

Мировоззрение Достоевского формировалось под влиянием демократических и социалистических идей Белинского, теорий французских социалистов-утопистов, особенно Ш. Фурье.

С1848 года Достоевский - активный участник общества петрашевцев, революционных кружков Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова.

На собраниях петрашевцев Достоевский дважды читал запретное письмо Белинского к Гоголю. Привлечённый по делу петрашевцев, в 1849 был приговорён к смертной казни, которую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен.

В 1859 он получил разрешение на переезд в Петербург. Крупнейшим произведением, написанным вскоре после каторги и о каторге, явились «Записки из Мёртвого дома» (1861—62). Изображение страданий людей из народа прозвучало сильным обвинением крепостническому строю.

В 60—70-е гг. Д. создал свои наиболее выдающиеся романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879—80), в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания.

В творчестве Достоевского ярко отразились противоречия действительности и общественной мысли в эпоху острой ломки социальных отношений в России и в Западной Европе.

Федор Михайлович Достоевский создал особые формы реалистического творчества, которые охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность в искусстве и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для... меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив»

Гуманистический характер реализма Достоевского, в высокой степени свойственное ему искусство создания интеллектуального романа оказали огромное влияние на русскую и мировую литературу.

№2- В романе Булгакова "Мастер и Маргарита” встречается множество перекрестных тем. Одна из них — это тема дьявола, с этого, собственно, и начинается произведение.

В романе Булгакова \\"Мастер и Маргарита” встречается множество перекрестных тем. Одна из них — это тема дьявола, с этого, собственно, и начинается произведение.

Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего. Эта сюжетная линия пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и выделяются главные герои: Мастер и его будущий ученик Иван Бездомный. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту — главную героиню романа, которая тоже как муза явилась к Мастеру, без нее роман не был бы написан. Так же как и у Булгакова явилась на свет “главная книга” Мастера — произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце.

Этой Главной книгой для Булгакова стал роман “Мастер и Маргарита”, который он писал в течение 12 лет! С 1928 по 1940 год. Причем жизнь этой Главной книги не была такой гладкой, как кажется. Условия, в которых она создавалась, не были благополучными, но, по выражениям многих, важно то, что предназначение художника состоит вовсе не в борьбе за судьбу и благополучие, а в творчестве! Значит, Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу: “Дописать раньше, чем умереть”. Другими словами, он не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь.

Но вернемся от Булгакова к его произведению и рассмотрим литературное общество Москвы, описанное им. Впервые с многочисленными представителями этого общества мы встречаемся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решавшее вопросы, никоим образом не относившиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту, и, как впоследствии выразился Воланд: “их испортил квартирный вопрос”. Когда же в этом “логове” литераторов начинается бал, то все больше и больше это напоминает “ад”, в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами.

Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, его представители могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное — за безверие, расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества: ему отрезало голову трамваем! Вы, может быть, думаете, что это жестоко, но нет... За такие грехи можно было наказать и еще ужасней, ведь эти литераторы ие просто ничего не делали, они еще и препятствовали настоящим творцам искусства и сбивали молодых литературных деятелей с пути истинного. Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать “светом в конце тоннеля” для непросвещенных слоев населения, а оно просто бездействовало и набивало себе карданы.

Но на фоне этого выделяется еще один положительный персонаж, который не смог влиться в Массолит, — им стал Мастер. О его жизни мы узнаем из его собственных рассказов и, как уже было сказано, сравниваем его с Булгаковым, однако тут писатель действительно оказался на высоте. Мы не можем просто, поверив критическим работам, причислить Мастера к лику творцов и остановиться на этом, мы должна вглядываться глубже, и тогда можно найти еще множество сходных черт между героем и автором: имена обоих начинаются с буквы “М”, (Эба были отвергнуты обществом. Впрочем, есть еще одна характерная черта — противопоставление Воланду. Это можно заметить, когда мы запишем “Воланд” по-английски: Woland. Именно эта первая буква — “дубль вэ” — считается перевернутой буквой: M=W.

Сравнивая Михаила Булгакова и Мастера, можно еще рассмотреть и такой факт, как продолжатели их дел и их ученики. Из романа Булгакова мы узнаем, что у Мастера, в конце концов, появился ученик: им стал Иван Бездомный — впоследствии сотрудник Института философии, профессор Иван Николаевич Понырев. Он был воспитан Мастером в настоящего человека, нашедшего себе место в обществе, в психиатрической лечебнице, где они оказались вместе лишь по той причине, что там оказываются все, кому нет места в обществе лжи и обмана. Иеан Николаевич перенял от Мастера те основные принципы жизни, которых ему так не хватало и которых не могли дать ненастоящие литераторы. А был ли ученик у Булгакова? Опираясь на скудные сведения из его биографии, я могу сказать лишь то, что он не был признан своим обществом, поэтому, наверное, он не мог встретить такого человека, который бы стал наследником его литературной деятельности. Другими словами, Булгаков воплотил в своем герое еще и те черты, которые он хотел бы, но не мог иметь сам.

Настоящая деятельность творца требует жертв и не может проходить бесследно. Основные идеи Булгакова как классика воплотились в романе “Мастер и Маргарита”, но еще в ранних “Записках на манжетах” есть ростки идеи: “вдруг, с необычайной чудесной ясностью, сообразил, что правы говорившие: написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь. От людей скрыть. Но от самого себя — никогда!..”, — которая затем воплотилась в мысль “рукописи не горят!”. Эти слова означают, что творцы настоящего искусства никогда не забывают своих произведений, как говорится, помнят их наизусть. Так же как Маяковский помнил свои стихи, как Мастер сохранил весь роман в своей памяти, так и Булгаков писал свою Главную книгу, помня ее до мельчайших деталей. Вот так открывается нам настоящее творчество литераторов, и поэтому никогда из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат

№3-стих

Билет

№1-Толстой Лев Николаевич (1828-1910 гг.)

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863—1869 гг. написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В1873—1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.

Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя — рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

№2- Быть поэтом – это значит то же

«Если правды жизни не нарушить

Рубцевать себя по нежной коже

Кровью чувств ласкать чужие души»

Есенин

Горька судьба поэтов всех времён

Тяжелее всех она казнит Россию.

«Я пел тогда, когда мой край был болен»

Есенин

Великий русский поэт XX века, Сергей Александрович Есенин, родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, а погиб в 1925 году. Тридцать лет, что это? Это ничтожно малый отрезок жизни, но что успел сделать Есенин за этот промежуток? То, что дал нам этот человек, это целый мир, это задушевная песнь о великом и вечном – о России. Есенин утверждал: «Нет поэта без родины; Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 395 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...