Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет-4 2 страница



Такие мысли относительно образа Ольги Ильинской неизбежно возникают у читателя при знакомстве с произведением. Если рассматривать образ Ольги с такой точки зрения, то начинает казаться, будто она сама виновата в дальнейших поступках Обломова.

Если рассматривать сложившуюся ситуацию с другой стороны, напрашиваются несколько иные выводы. Можно предположить, что Ольга искренне любит Обломова, только пытается переделать его для соответствия со своим представлением об идеале.

Личность Обломова вызывает у Ольги желание помочь ему измениться. Но в своем рвении она переходит допустимые границы — начинает откровенно манипулировать Обломовым, лишая его необходимой для каждого человека свободы. И поэтому он в результате решает воспротивиться.

Если придерживаться такой точки зрения, то Ольгу нельзя судить за ее ошибочное поведение, она всего лишь выбрала неверную тактику.

Обломов пишет Ольге письмо, в котором высказывает все свои опасения. Он говорит, что ее любовь не может быть названа настоящим чувством. Ведь это — всего лишь выражение бессознательной потребности в любви. Обломов даже упрекает любимую женщину, говорит, что “за недостатком настоящей пищи, настоящего огня, горит фальшивым, негреющим светом” эта потребность в сильном чувстве. И Ольга якобы напрасно принимает свое стремление любить за искреннюю любовь.

В своем письме Обломов пишет, что больше они не увидятся. Но через некоторое время он раскаивается, просит прощения у Ильинской. Ольга начинает его упрекать в том, что тот сознательно “выдумал мучения”, “готовил их и наслаждался заранее”. Ольга и Илья Ильич помирились. Он даже начинает подумывать о женитьбе. Но скоро возлюбленная начинает меняться. “Как ни ясен был ум Ольги, как ни сознательно она смотрела вокруг, у нее стали являться какие-то новые, болезненные симптомы”. Начинает меняться настроение, появляются слезы без причины, тревожность, беспокойство. Обломов не любит непонятных эмоций, поэтому он пугается странного поведения своей возлюбленной. Обломов постоянно размышляет над своими мыслями, он боится, что отношения с Ильинской зайдут слишком далеко. Илье Ильичу даже начинает казаться, что его могут счесть соблазнителем или волокитой. А такие намерения на самом деле не свойственны Обломову.

Некоторое время Ольге действительно удавалось удерживать Обломова от своей природной апатии и лени. Но вскоре старые привычки берут над ним вверх. Ольга пытается его упрекнуть, говорит: “Я верю твоей любви и своей силе над тобой. Зачем ты пугаешь меня своей нерешительностью, доводишь до сомнений? А тебе еще далеко идти, ты должен стать выше меня... Я видела счастливых людей и как они любят. У них все кипит, их покой не похож на твой... Они действуют”.

Ольга имеет собственное представление о счастье. Она радуется от самой мысли, что она и Обломов являются женихом и невестой. А Обломова этот факт тяготит, поэтому он всячески старается сделать отношения незаметными. Жизнь в том виде, который наиболее приятен Ольге, то есть светская жизнь, посещения театров, встречи с друзьями и знакомыми, не подходит для Обломова. Его пугает даже сама мысль, что возможная женитьба становится предметом разговоров окружающих.

Среди женских образов, представленных в романе, также можно отметить вдову Пшеницыну Агафью Матвеевну. Это простая женщина, оказавшая значительное влияние на жизнь Ильи Ильича. Агафья Матвеевна влюбляется в Обломова, переживает за него, старается обеспечить ему покой и комфорт. Пшеницына даже заставляет всех домашних ходить на цыпочках во время болезни постояльца.

Агафья Матвеевна восхищена Обломовым еще и потому, что тот совершенно не похож на ее покойного мужа: “Илья Ильич ходил не так, как ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын, мелкой деловой прытью, не пишет беспрестанно бумаг, не трясется от страха, что опоздает в должность, не глядит на всякого так, будто просит оседлать его и поехать, а глядит на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе”.

Образ Агафьи Матвеевны свидетельствует о ее простом характере, склонности к состраданию. Когда Обломов оказывается без денег, вдова Пшеницына продает свои вещи, чтобы прокормить его. Агафья Матвеевна совершенно не пытается заставить Обломова действовать. Она заботится о его сиюминутных нуждах, в частности, о еде, о тишине и спокойствии, которые так милы сердцу Ильи Ильича. У Обломова и Агафьи Матвеевны рождается сын, названный в честь Штольца Андреем.

Обломов прожил свою жизнь по той схеме, которая была ему наиболее приятна. И последние его годы с ним рядом была простая, немудреная женщина, которая всячески проявляла свою заботу о муже.

№2- Основные темы и проблемы в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита". Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовой поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лирического. Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествование обращено в будущее является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.

В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х - 30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столице появляются Сатана и его свита.

Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примерам гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе

человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.

Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существует богочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.

И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность. Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.

"Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О "Мастере и Маргарите" еще много будут думать, много писать. "Рукописи не горят", - произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.

№3-стих

Билет

№1- Тема маленького человека известна в русской литературе с давних времён. Её начал Карамзин своей повестью «Бедная Лиза», в которой повествовалось о судьбе несчастной доверчивой девушки, которая отдается любви и, преданная своим обольстителем, гибнет, не найдя ни в ком утешения или защиты. Далее на более глубоком уровне эту тему развивает Пушкин в повести «Станционный смотритель» и романе «Евгений Онегин», Гоголь в повести «Шинель» и т. д. Но наиболее подробно эта тема раскрыта в романе И. А. Гончарова «Обломов». Чем же занимателен так рельефно обрисованный Гончаровым герой?

Илья Ильич Обломов – помещик средней руки, «человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Только эта характеристика уже во втором абзаце романа может очень много сказать об изображаемом герое. Приятная наружность человека в самом, что называется расцвете сил рисует нам человека, полного энергии, сил, готового к новым свершениям. Но эту иллюзию разрушает мягкость черт Обломова, казавшиеся «слишком изнеженными для мужчины» и замечания автора – движения Обломова были ленивыми, как у только что проснувшегося после обеденного сна кота. Но далее мы узнаём, что «Лежание у Ильи Ильича… было нормальным состоянием». Мало того, лежание было не просто состоянием, а основным занятием. Даже комнату свою, на первый взгляд, богато убранную, он не мог оформить со вкусом. Элементарный порядок, сопутствующий любому жилому помещению, отсутствовал: «… так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых Седов человеческого присутствия». Странно, не правда ли? Такое нарушение логики в вырисовке характера автоматически ставит в нашем сознании жирный крест на Илье Ильиче. Вроде бы, симпатичный человек, а такой безнадёжный лентяй…

Но не будем торопить события. Для начала, выясним причины характерных особенностей Обломова, указанных выше. А искать будем в истоках, во время формирования личности – в детстве. Детство героя представлено в его сне (глава девятая).

Его детство прошло в Обломовке – благодарнейшем и спокойнейшем краю. «Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Идеальное место чтобы вырастить добрейшую душу, какой и является Илья Ильич. Но от покоя до лени – пол шага. Всё семейство Обломовых было именно перешедшим эту тончайшую грань – жили степенно, ничегошеньки не делая. Жизнь их менялась только лишь по сезонам, и то незначительно. Еда и сон – основные их занятия - «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон. Истинное подобие смерти». Да и что для них жизнь? –«идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли». Но мало того, что родители сами ничего не делали, считая высшим проявлением счастья вечный покой, так они не давали и своему ребёнку, мечтая сделать своё дитя счастливым. Они и воспитывали сына соответствующе: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнить его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, принести ли что, сбегать ли за чем, - ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат: «Зачем? куда! А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька, Ванька, Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..» И не удается никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя. После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и выучился сам покрикивать: "Эй, Васька, Ванька, подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!» А ему хотелось самому движения. Порой он даже сбегал из дома в часы всеобщего забытья: «забирался в канал, рылся, отыскивал какие-то корешки, очищал от коры и ел всласть, предпочитая яблокам и варенью, которые дает маменька». Но чаще он проводил часы дома в забвении, в котором заставляли его прибывать родители. А каков результат? «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».

И что же выросло из этого экзотического растения, взлелеянного в теплице Обломовки? Дитя изрядного возраста, воспринимающего исключительно собственные капризы, подчиняющегося только им. Откуда же взялись нахальство и заносчивость? От кротости. Воспитываемой в Обломовке. Илья Ильич ничего не умел, сам это признавал "я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают; не знаю, богат ли я или беден, буду ли я через год сыт или

буду нищий - я ничего не знаю!.. Следовательно, говорите и советуйте мне, как ребенку...". Из-за осознавания своего незнания он был кроток. Но это не мешало ему бить Захара за малейшую оплошность, за любое отступление от его желаний.

Но жизнь не оставляет людей в их тихом счастье. Она посылает им испытания. Обломова это испытание настигло в виде любви. Но он не прошёл это испытание. Тип обломовского характера, формировавшийся ещё в праотцах Ильи Ильича, у него в крови. А как воспринимали Обломовы женщин, и вообще людей? Людей работающих с презрением называли «чернорабочими». Женщин же считали куклами, не видя в них ничего кроме забавного приключения. Но как только они замечали, что перед ними живой человек со своими чувствами, они совершенно терялись и отступали. Это хорошо видно на примере самого Ильи Ильича. Что нашла в нём Ольга? Человека с мечтами. Умного, хоть и не уклюжего. Она полюбила его в сравнении со Штольцом, дорисовав его расплывчатый образ тенью благородства и чистоты эмоций. Ответное чувство в Обломове не заставило себя долго ждать. Но что ждала Ольга от Обломова? Она хотела счастья, а он бы не в состоянии ей его дать в том понимании, в котором этого хотела она. Возможно, у Обломова был шанс, не будь он так дурно воспитан, победи он свою природную лень. Но ему всё было лень… так уж он воспитан. Как сказал Р. Киплинг – «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Это как раз тот случай, когда воспитание решило судьбу человека. Если бы Обломов действительно хотел, и, не жалея себя, пустился в омут любви с головой, он бы был с Ольгой. Ведь дело уже шло к женитьбе – Ольга хотела лишь. Чтобы было место, где они будет жить, чтобы обломов устроил своё имение. Это была жертва, но обломов не смог её заплатить. Он предпочёл собственное благополучие счастью с Ольгой. Он спасовал, как и всякий Обломовец. Написал ей письмо, в котором уничтожил себя с целью увидеть страдания Ольги. И даже приехал увидеть её «в сию критическую минуту». Но не было в его письме ничего. Что могло бы вызвать восхищение правдивым самобичеванием. Это бы лишь эгоизм. Что и показала ему Ольга. Обломов испугался её проницательного ума, не выдержал конкуренции. Каков же итог? Он женился на той, что могла ему дать то, о чём он мечтал – Пшеницына холила и лелеяла его как родная мать из голубого детства.

Кто же такой Обломов? Сын лени, бездействия. Такие люди были, есть и будут. Это те самые коптильщики неба, ничего не делающие ни для кого. Нашедших для себя смысл жизни лишь удовлетворение собственных низменных потребностей. Нет ничего хуже эгоизма, смешного с эгоизмом. Но если эта смесь ещё и имеет власть… последствия непредсказуемы. Хотя, такие люди составляют массу, опору для людей ищущих и инициативных. Важно лишь самому не быть таким.

№2- В эмиграции, куда Бунин уехал после известных Октябрьских событий, за годы одиночества и медленного забвенья в его творчестве появляются произведения на темы любви, смерти и человеческой памяти. Творения этого цикла, отмеченные необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, раскрыли чудесное дарование писателя, его способность проникать в самые глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть. В одном из писем он сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: “Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству”.

Подобную историю трагичной любви Бунин поведал в небольшом рассказе “Солнечный удар”. Случайное знакомство на пароходе, обычное дорожное приключение, мимолетная встреча, закончившаяся трагедией для его участников. “Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара”,— признается героиня рассказа, “маленькая безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени”. Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, поручик вдруг почувствовал, что сердце его “сжалось непонятной нежностью” при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки, “он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас отчаяния”. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть эту женщину. “Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее провести с ней еще один, нынешний день,— провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее...”

В рассказе “Солнечный удар” писатель развивает свою философию любви. Если в произведениях, написанных прежде, любовь трагедийна (“Сны Чанга”) потому, что она не разделена, одинока, то здесь ее трагедийность именно в том, что она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться. Обрыв встречи закономерен и неизбежен. Более того, оба любящих знают, что если их встреча продлится и жизни соединятся, то чудо, озарение, “солнечный удар”, поразивший их, исчезнет.

В своей книге “Освобождение Толстого” Бунин привел слова великого русского писателя, некогда сказанные ему, юноше: “Счастья в жизни нет, есть только зарницы его,— цените их, живите ими”.

Такими “зарницами” счастья, озаряющими жизнь человека, Бунин считает любовь. “Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь”,— выписывает Бунин слова Льва Толстого из “Войны и мира”, и эти слова могут служить эпиграфом, сквозной темой и камертоном “Темных аллей”.

Цикл рассказов, составивших книгу “Темные аллеи” (1943, 1946) — своего рода единственную в русской литературе, где все — о любви, явился центральным событием в творчестве Бунина последних лет.

Эту книгу поистине можно назвать энциклопедией любви. Самые различные моменты и оттенки чувств занимают писателя; он вглядывается, вслушивается, угадывает, пытается вообразить всю гамму сложных отношений героя и героини. Все исследует писатель, влекомый стремлением постичь загадочную природу человека.

Но в первую очередь и главным образом его, конечно, привлекает подлинная земная любовь, которая, как он считает, являет собой слияние, неразрывность “земли” и “неба”, некий абсолют любви, гармонию ее двух противоположных начал,— гармонию, которую постоянно ищут, но не всегда находят все истинные поэты мира...

Такая любовь не придумана людьми, она встречается, и, может быть, не столь уж редко. Она — огромное счастье, но счастье недолгое, порою — мгновенное, именно как зарница: вспыхнуло и исчезло. (Поэтому о супружеских парах в бунинских рассказах вообще, как правило, речи нет.) В книге “Темные аллеи” любовь недолговечна. И чем она сильнее, необычнее, тем скорее суждено ей оборваться. Но эта зарница счастья может осветить всю память и жизнь человека.

Сборник рассказов “Темные аллеи” составили тридцать восемь новелл, и за каждой из них стоит своя трагедия высокого чувства. Героини рассказов: Руся, Антигона, Натали и многие другие — дают представление о разнообразии женских типов. Любовь делает их жизнь значительной, но не только оттого, что наполняет ее радостью и счастьем, а прежде всего — от неизбежности собственной гибели.

Хотя практически во всех рассказах сборника “Темные аллеи” любовь трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью или смертью. Но это прозрение, просветление приходит к ним слишком поздно, как, например, к главному герою рассказа “Натали”. В этом произведении Бунин поведал историю любви студента Виталия Мещерского, к девушке, юной красавице Натали Станкевич, к которой испытывает искреннее и возвышенное чувство, а к другой. Соне,— “страстное телесное упоение”. И то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двоих — невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Измученный этим безысходным чувством. Мещерский вскоре “привык к тому состоянию душевнобольного человека, которым втайне был, и внешне жил. как все”. Лишь на короткое мгновение героям было подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз безвременной смертью героини.

Мастерство писателя в рассказах “Темных аллей” достигло необычайной виртуозности и выразительности. Точно, откровенно и подробно рисует Бунин интимные человеческие отношения, однако всегда на той неуловимой грани, где высокое искусство ни на йоту не снижается даже до намеков на натурализм. Но это “чудо” достигается ценою великих творческих мук, как, впрочем, и все, написанное Буниным.

Так. на закате своих дней, совершил русский художник свой одинокий подвиг... А его книга “Темные аллеи” стала той неотъемлемой частью русской и мировой литературы, которая, пока живы люди на Земле, варьирует на разные лады “Песнь Песней” человеческого сердца.

№3-стих

Билет

№1-СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ ОТЦЫ И ДЕТИ Тургенев скрытый психолог. Он создает своих героев,дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом, в который иногдапозволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своихгероев.Безусловно, Базаров главный герой, образ в романе,но он не настолько загадочен для читателя, сколько

Павел Петрович воз можно, идля автора.Павла Петровича можно назвать постаревшим Печориным,про жившим жизнь и пережившим любовь, которая его погубила. Тур геневпредставляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже База ров говорит, что у негорыцарский характер. П. П как Тоггенбург, ведет затворнический образ жизни вМарьине где он поселился после смерти княгини

Р Павел Петрович двойникБазарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь.Тургенев проводит параллель между Базаровым и ПавломПетрови чем. Базаров, как и Павел Петрович, запирается в своем кабинете иЛаданов тоже запирается у себя в кабинете после смерти жены.Базаров внешне похож на лягушку, и он говорит, что мыс тобой те же лягушки.

Возможно, он режет лягушек не только для того, чтобынайти свою царевну, но и, может быть, узнать, что у него внутри. Базаров лягушка, а лягушка может напря мую общаться со своим отцом, с Богом. ПоэтомуБазаров ближе всех к Богу. Базаров говорит, что смотрит в небо только тогда,когда ему надо чихнуть. Чичиков тоже громко чихает и сморка ется. Базаровтакже говорит, что человек может понять все, но не может понять, почему другойчеловек сморкается

не так, как он. Сморкание, чихание трубный глас. Он, какХристос в Копернауме, лечит больных в Марьине и его отец, Василий Ивано вич,все время рассказывал об эпизоде чумы в Бессарабии. Павел Петрович и Базаров чужаки в Марьине, они оба похожи на Эдипа.В начале романа Базаров презирает Павла Петровича,поставив шего все на карту любви.

№2-- Книга Исаака Бабеля «Конармия», опубликованная в 1926 году, представляет собой субъективный взгляд на Гражданскую войну религиозного человека, в чьем сознании уживались культурные, нравственные ценности и революционные идеи. Эти противоречивые взгляды Бабеля объясняют особенность текста – сочетание страшного натурализма и высокого, эстетического романтизма.

«Конармия» представляет собой сборник рассказов, каждый из которых – отдельная история жизни людей, с которыми во время Гражданской войны столкнулся Кирилл Лютов – герой –рассказчик, выражающий мировоззрение самого Бабеля. Оказавшись в конной армии Буденного, Лютов (а, следовательно, и Бабель) наблюдал за людьми, желая обнажить черты настоящего героя Гражданской войны. Чем больше он наблюдал, чем больше видел, тем страшнее представлялась ему война и революция. Очень скоро Бабель понял истинную сущность героя революции, создав его портрет и поместив на страницах книги.

Известно, что революция разрушила вечные ценности, хранившиеся в человеческом сознании веками. Те, чью душу революционные идеи поработили полностью, больше не признавали высоких чувств, они слышали только звуки революции и повиновались ей. Эти люди больше не были детьми своих родителей: отныне они принадлежали разным идеологиям и воевали друг с другом, забывая о том, что в их жилах течет одна и та же кровь. Такие люди окружали Лютова на протяжении всей войны, и именно они считались ее истинными героями.

В рассказе «Мой первый гусь» представлен яркий эпизод, показывающий отношение к войне автора, еврейского интеллигента, и меры, к которым ему пришлось прибегать, чтобы стать «своим» среди команды казаков. Внешний конфликт, представленный в рассказе, происходит не только на почве веками копившейся классовой ненависти, но и оттого, что между Лютовым и красноармейцами есть дистанция, обусловленная разницей в их сознании.

Уже с первых строк рассказа можно увидеть противостояние оказанное герою. Квартирьер предупреждает Лютова об опасности, которая ожидает его в общении с казаками: «Канитель тут у нас с очками и унять нельзя. Человек высшего отличия — из него здесь душа вон. А испорть вы даму, самую чистенькую даму, тогда вам от бойцов ласка...». В этой фразе заключаются основные правила, которыми руководствуются казаки на войне - жестокость и насилие - и только тот человек, который следует этим первобытным законам, может называться героем, только с ним можно общаться на равных.

Понимая безвыходность своего положения, Лютов принимает единственное верное решение: подчиниться законам, действующим в этой чуждой ему жизни. Убийство гуся стало своеобразной проверкой, которую он успешно прошел и стал «своим» среди этого племени. И лишь в финале рассказа читателю становится ясно, что бесстрастие Лютова - мнимое. В душе героя томление, «внутренний жар», «пылающий лоб». “И только сердце, обагренное убийством, скрипело и текло”.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 233 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...