Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Казахская поэзия и музыка



М. Утемисулы (1803 -1846) – его поэзия тесно связана с восстанием И. ТАЙманова. Род. в в местности Бекетай Внутр. ОрдЫ, МУ был приближен к ханскому двору, с 1824 по 1829 МУ был воспиталем сына Джангира Зулкарная в Оренбурге. Подружился С Далем В.И., и Карелиным Г.С. 1829 – выступления каз-шаруа против Джангира поддержал МУ, за это заключен в Калмыковскую крепость. Произведения МУ «Аргымак я тебя сохранил», «Пасмурен, пасмурен…», «Обращение к Джангиру» - посвящены Исатаю.

Шернияз Жарылгасулы (1817 – 1881) – род. в Актюб. обл, участник восстания в Бук. Орде, самое известное произведение обращение к султан – правителю Баймагамбету Айшуакову.

Первая половина 19 в – новое течение в поэзии – воспевание жизни человека – Жанак Сагындыкулы (1775 – 1846), Шоже Каржаубайулы (1803 – 1884), Суюнбай Аронулы (1815-1898)

Поэзия 40-60 х гг. 19 в. – Дулат Бабатайулы (1802 1871), Шортанбай Канайулы (1818-1881), Мурат Мункеулы (1843 -1906) – скорбь по старым временам по героическому прошлому.

Мурат Мункеулы «Три края»

Биржансал Кожагулулы (1825 – 1887) – род в СКО, получил образование в 2 классной каз-рус. школе, затем учился в медресе г. Петропавловска. Знал арабск., перс. чагат языки, прославился как мастер айтыса, песни «Актентек», «Биржансал», «Айбозым», «Гашыгым», «Айтбай» - всего 40 песен.

Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929) – род. в мест. Акшокы Баянаул. округ Павлодарского Прииртышья. Первонач. образ. у аульного муллы, позже учился в Омске, играл на домбре, скрипке, гармони.

Песня «Ак сиса» - против царизма, за выступления против царизма сослан в Тобольск, просит З/С ГГ отправить в армию, просьба удовлетворена, участник похода Черняева на территорию Ю. Каз-на.

Песни «Суйындык», «Толгау», «Бозторгай», «Жанбота», «Гашыгым», «Хаулау». Поэт оставил более 70 песен.

Акжигит Корамсаулы (1843 – 1913) – известен в народе как Акын серы (изящный, утонченный), род. в СКО, первонач. образование – у муллы, затем медресе г. Петропавловска, с детских лет впитал в себя народные песни и кюи. До нас дошло 40 песен. Лирические песни «Алтыбасар», «Сырымбет», «Актоты», «Еркем», «Аужар», «Ай койлек», «Гашык жарга». Песня «Кулагер» - акын скорбит о гибели своего скакуна.

Палуан Шолак (Нурмагамбет) Баймырзаулы (1864-1919) – род. в Акмол. обл., композитор, акын, борец, всенародную славу принесли песни «Галия», «Ашылы айырык»,лучшими произведениями считаются «Желдирме», «Кос перне», «Кокшетау».

Домак шешен (1850-1918) – род. в Акмол. обл. Омского уезда, «Оку, онер, адалдык» - призывал молодежь к знаниям, обучению ремеслам и соблюдению справедливости.

Нотная запись каз. музыки началась вестись с конца 19 в.

н. 20 в. – развитие творчества хана Мл. жуза Жанторе – кюй «Шалкыма».

Курмангазы Сагырбайулы (1806 – 1879) – род. в местности Жидели Внутренней Орды, в бедной семье,

Хорошо исполнял рус. песни «Коробейники», «Светит месяц». До нас дошли 60 кюев КС. Кюи: «Адай», «Балбыраун», «Сарыарка», «Аксак киик», «Тюрмеден кашкан», «Ертен кетем», «Кисен ашкан», кюй «Кишкентай» КС посвятил Исатаю Тайманулы. КС похоронен на территории Астрах. области России.

Даулеткерей Шигайулы (1820 – 1887) – род. в местности Карамола Бокеевского ханства, вырос в семье хана Мл. жуза Шигая, для своего времени образованный члк., султан – правитель. Кюи: «Жигер» (энергия), «Булбул», «Коныр», «Тартыс» (состязание), «Желдирме» (рысистый бег), сохранилось 40 кюев.

Таттимбет Казангапулы (1817-1860) – род. в Каркаралинском крае, из рода каракесек (аргын), занимал должность волостного управителя в Нурбике – Шаншаровской волости Каркаралинского внешнего округа.

Участвовал в коронации Александра 2, тесно общался с Чоканом В., Г.Н. Потаниным, А.Янушкевичем. «Саржайляу», «Былкылдак», «Сылкылдак», «Сары Озен», «Бес торе», «Косбасар»

Ыкылас Дукенулы (1843 -1916) – род. в Карагандинской обл., в простой семье, вырос в муз. среде, его отец Дукен и дед Алтын – признанные кобызшы, сыновья Дуйсенбай, Тусупбек, Акынбай стали композиторами – кобызшы. Произведения: «Жез киик»(медная сайга), «Кертолгау» (мелодичная), «Жарым патша» (полуцарь – губернатор), «Жалгыз аяк», «Коркыт кюй», «Ерден», «Казан» (октябрь)

Казангап Тилеппергенулы (1854 – 1927) – непревзойденный мастер кюев, род. и вырос в Приаралье, всю жизнь посвятил народной музыке, много путешествует по Центр. и Запад. Каз-ну. «Ногайлы боскыны» (ногайский беженец), «Журтта калган» (оставшись на месте старой стоянки)

Айтыс проходил под сопровождение муз. инструментов: домбра, гармонь, кобыз. В 19в. известные мастера айтыса: Орынбай, Жанак, Шоже, Биржан, Асет, Сара, Суюнбай.





Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 1203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...