Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ЧВ род. в крепости Кусмурун, настоящее имя Мухаммед – Канапия, Чоканом ласково называла мать Зейнеп Шорманова. Детские годы ЧВ прошли в Кусмуруне и Сырымбете.
Прадед ЧВ – хан Аблай, дед Уали, отец Чингис – старший султан Кокчет. внешнего округа. Большое влияние на воспитание ЧВ оказала его бабушка Айганым. Первые знания получил в аульной школе в Сырымбете, знал арабс, перс, чагатайский. К 12 годам –ЧВ хороший знаток степных традиций. На формирование мировоззрения ЧВ большую роль сыграли ссыльные декабристы. В детские годы записал несколько вариантов поэм «Козы Корпеш – Баян Сулу», «Ер Кокше»
1847 – ЧВ поступил в Сибир. Кадет. Корпус. Однокурсник ЧВ Г. Потанин «… развивался Чокан быстро, опережая своих русских товарищей. Кроме природного ума, он имел к тому и другие преимущества».
В годы учебы подружился с Г.Н. Потаниным, который через 30 лет посетил аул отца ЧВ и написал труд «В юрте последнего киргизского царевича» в знак глубокого уважения своего друга.
1853 – ЧВ закончил Сибир. Кадет. Корпус в звании корнета (офицерский чин в кавалерии, равный подпоручику пехоты); начал службу в Сибир. Казачьем войске, позже адъютант (офицер при военном начальнике) ГГ Западной Сибири. Знал хорошо П.П. Семенова Тянь – Шанского, поэта – петрошевца С.Ф. Дурова.
Друг ЧВ – Достаевский Ф.М. (познакомился в Омске)
1855 – путешествие по Центр. Каз-ну, Тарбагатаю Семиречью по предложению Г. Х. Гасфорта (З/С ГГ)
1856 – Ыссыкульская экспедиция («Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах»)
осень 1856 – поездка в Кульджу с целью улучшения торговых контактов двух империй
1857 - ЧВ член Рус. географ. Общества по рекомендации Семенова Тянь - Шаньского П.П. (путешествие по Вост. Каз-ну, Семиречья, кыргизов – принесли известность ЧВ)
ЧВ записал некоторые варианты киргизского эпоса «Манас»
1858-1859 – знаменитая поездка ЧВ в Кашгарию (выдающийся научный подвиг) – написал труд «О состоянии Алтышара …»
1860 – С-Петербург ЧВ принимает Ал-др 2, награждает орденом и повышает в звании
1859 -1861 – ЧВ в Петербурге.
1861 – ЧВ в Омске, написал труд «Записка о судебной системе в Степи» (сохранение традиционного суда биев)
1862 – попытка ЧВ стать ст. султаном Атбасарского внешнего округа
1864 –ЧВ участник военной экспедиции генерала Черняева.
1865 – ЧВ в ауле у султана Тезека. (собирал ист-этнограф. материалы Старшего жуза)
10 апреля 1865 – смерть ЧВ, на могиле памятник (сделан из мрамора польским ссыльным Леопольдом Ластовским) и надгробная плита
Труды «Абай», «Киргизское родословие», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов»
ЧВ оставил после себя более 150 зарисовок и картин, один из первых проф. каз. художников.
Памятник ЧВ в Омске, Кокшетауский гос. университет им. ЧВ, в Алматы институт истории и этнологии им. ЧВ.
АБАЙ КУНАНБАЕВ – ПОЭТ – ПРОСВЕТИТЕЛЬ (1845 -1904)
АК род. в Чингизской волости Сем-ского уезда Сем-ской обл. Настоящее имя – Ибрагим, близкие люди называли Абай. АК вырос в религ. семье, его отец Кунанбай кажы – управитель рода тобыкты, знал рус. язык, один из первых занял должность ст. султана Каркаралинского округа, хотя нечингизид. Дед АК – Оскенбай – бий Сев – Вост. Каз-на, прадед АК Ыргызбай – известный бий и батыр. Абай учился одновременно в медресе Ахмета Ризы и светской рус. школы в Сем-ске, в годы учебы первые стихи. Отец АК забирает сына в аул, чтобы подготовить будущего правителя(не дает закончить обучение)
А. Букейханов «К 20 годам своей жизни Абай стяжал славу первого оратора (шешена), первого знатока народной жизни, ее юридических обычаев, зная на память многочисленные решения дел знаменитыми биями … представлял ходячий сборник народных преданий, сказок и афоризмов» Детсво и юность поэта совпали со временем военного продвижения рус. колонизаторов в Ю. Каз-не. АК – был волостным управителем, активно выступает поборником получения казахами знаний и образования.
Огромное влияние на формирование личности АК – общение с представителями передовой российской интеллигенции. (С. Гросс, Е. Михаэлис, Н. Долгополов)
АК начал писать стихи еще в детском возрасте, впервые имя АК широко известно с сер. 80-х гг. 19 в., когда он написал стих. «Лето». Автор произведений – «Искандер», «Сказание об Азиме», «Гаклия». АК – основоположник письменной каз. лит –ры. АК видел один из способов выхода из бедноты в переходе казахов к земледелию, торговли и ремеслу. Абай был свидетелем страшного джута 1880 г, Сем-ская обл. дала рекордное количество жатаков. Абай с уважением и некоторой завистью обращал внимание на жителей Средней Азии
«Нет такого растения, которого сарт не сумел бы вырастить. Нет такой вещи, которую он не сумел бы смастерить. Нет такой страны, куда бы не проник купец - сарт»
АК об открытии школ для каз. детей - «Надо взять детей у родителей, отдавать в школы, направить одних на одну специальность, других на другую. Надо создавать школы, чтобы учились даже девушки.»
АК призывал молодежь отказаться от 5 пороков: склоки, лжи, бахвальства, лени и бесцельного времяпровождения, и стремиться получить 5 благородных качеств: дерзание, труд, глубокие размышления, сознательное ограничение себя в чем –либо, доброта.
АК - настоящим человеком можно стать, во – первых – если у ребенка хорошая наследственность, во вторых- хорошая социальная среда, в - третьих – целенаправленное воспитание.
Сын АК Абдрахман –учился в Тюменском реальном училище, затем в Михайловском артиллерийском училище С-Петербурге.
АК перевел произведения Ю.М. Лермонтова («Демон, «Молитва», «Кинжал», «Парус», «Дары Терека», «Выхожу один я на дорогу»), А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), И.А. Крылова.
А. Букейханов «Впоследствии автору этих строк пришлось убедиться в том, что в разных уездах «акыны» знали и распевали на домбре переводы Абая из Пушкина и Лермонтова. АК был поклонником Л.Н. Толстого и Салтыкова» АК перевел на каз. язык 50 стих. известных рус. поэтов.
К АК приезжали жители Степи за советом (М.Ж. Копейулы, ссыльные Сем-ска), это вызывало зависть и подозрения со стороны соплеменников и цар. чиновников. В 1903 – царские власти произвели обыск в доме АК и его сыновей.
1891 – смерть брата АК Оспана, 1895 – смерть Абдрахмана, весна 1904 – смерть Магауйи. Через 40 дней после смерти Магауйи умер АК. АК похоронен возле своего младшего брата Оспана в местности Жидебай в Шынгысских горах ВКО. (потомки воздвигли мазар). У АК 3 жены, 7 сыновей и 3 дочери. Последователи АК – Шакарим К., Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауйя. Стихи свои АК не собирал, позже его стихи и переводы стал собирать его сын Турагул. 1909 – благодаря Какитаю в Казани вышел первый сборник стихов великого поэта. Одним из тех, кто способствовал сбору и изданию поэзии АК был и Кокбай Жанатайулы. (1884 – 1972) Стихотворения были изданы под редакцией А. Букейханова. Алмаатинский нац. лединститут им. Абая, Памятники в Каз-не и России, в вузах Каз-на ежегодные международные и республ. конференции, Юнеско объявило 1995 год – годом Абая.
Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 583 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!