Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эффективность существования



Существование общества, также как и существование индивидуума, возможно лишь при постоянном воспроизводстве предпосылок этого существования - ресурсов. По крайней мере, должно быть обеспечено воспроизводство ресурсов в объёме, не меньшем, чем их утрата в процессе деятельности. Расширение возможностей существования, или на экономической стадии развития человечности, расширенное воспроизводство богатства означает, что результат деятельности несёт в себе больше возможностей, чем те, которыми обладали люди до начала деятельности. Степень прироста возможностей (богатства) определяется эффективностью деятельности, в обыденном определении предстающая как отношение результата к затратам.

Имеется счетное количество способов производства как индивидуальной субъективности, так и общества в целом. Сущностным моментом любого способа производства является баланс вещёства и энергии, потреблённых ресурсов и произведённого “результата”. Если принято, что конечным “результатом” осуществления способа производства является благосостояние, то тогда речь должна идти о балансе удовлетворения потребностей и утраченных ресурсов. Этот баланс задаёт эффективность субъекта как экономической системы. Эффективность представляет собой способ измерения образа существования экономического субъекта и потому индивидуализирована. Речь при определении эффективности, всегда идёт о конкретном экономическом субъекте.

Основным элементом общества является индивидуум. Если принять в качестве первой абстракции, что его индивидуальность совпадает с общественной, или что он является единственным субъектом общественных отношений, то тогда

эффективность предстаёт как эффективность в расчёте на одного индивидуума. Измерению подвергаются возможности индивидуума, его производительность.

Если принять множественность субъектов, то при равенстве субъектов по их возможностям, и равенстве их с точки зрения утраты этих возможностей в процессе труда, эквивалентом эффективности становится производительность труда. Она в конечном счёте определяет объём богатства, приходящегося на одного работающего члена общества.

Общее благосостояние тогда зависит от производительности труда и доли работающих членов общества. Доля работающих членов общества зависит от демографической структуры общества, включая в определения демографии и способность к труду, то есть от внутренних характеристик индивидуумов. Второй составляющей уровня занятости является наличие и структура средств производства.

Отложим пока рассмотрение множественности субъектов. В случае единичного субъекта рассмотрению подлежит лишь вторая составляющая проблемы эффективности - распределение времени субъекта между производством различных видов предметов, иначе говоря, проблема распределения времени между различными направлениями деятельности.

Если заданы имеющиеся ресурсы средств производства и технология (подразумевающая наличие баланса между средствами производства и необходимой для их функционирования рабочей силой), то технология определяет потребность в рабочей силе. В свою очередь, количество произведённых средств производства зависит от производительности труда в производстве средств производства, что делает производительность труда фактором, определяющим потребность в рабочей силе.

Производительность труда, таким образом, становится сущностной формой эффективности и благосостояния. Производительность труда отчётливо демонстрирует ведущую и центральную роль рабочей силы среди факторов производства. Её воспроизводство двойственно изначально, так как есть воспроизводство просто ресурса, то есть предпосылки существования и деятельности, но в то же время есть факт воспроизводства человека, как главной цели деятельности.

Но здесь же обнаруживается и фундаментальное противоречие рабочей силы: её ведущая роль среди ресурсов и её частичность, неполнота как лишь одного из свойств человечества, одного из его определений. В рабочей силе находит свое выражение противоречие между экономикой и обществом в целом.

Человек как работник должен не только воспроизвести свои чисто экономические свойства, то есть свою способность к труду, он должен также воспроизвести себя как члена общества, как носителя его культуры вообще. То есть как работник он должен создать нечто большее, чем эквивалент своей рабочей силы, если только культура общества не низведена до чисто экономической культуры.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...