Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет и сущность борьбы



Действие драмы в большинстве случаев реализуется в словесных воздействиях персонажей друг на друга. Определить и понять взаимодействие персонажей - зна­чит вскрыть текст и обнаружить предмет и тему их борьбы.

За поступками героя, вызывающими ответные поступки его противников, открывается борение идей, нравственных норм, отношений к жизни, что выражается в частных столкновениях персонажей по конкретному поводу в ходе достижения конкрет­ных целей.

В каждой сцене ведет действие и является инициатором борьбы кто-то один. "Определение того, кому в борьбе принад­лежит инициатива (в жизни, в пьесе, в спектакле, в отдельной сцене), - говорит П.М.Ершов, - ведет к ясности предмета и темы борьбы, а далее - к уяснению конкретного содержания развивающихся событий и поведения каждого участвующего в них."

Конкретная борьба происходит только тогда, когда кто-то активно наступает, а чаще всего борющиеся наступают пооче­редно.

Иногда предмет борьбы в той или иной сцене обнаруживает­ся сразу и не требует усилий в его определении.

В "Мертвых душах" Гоголя, в сцене Чичикова и Коробочки, предмет и тема борьбы выступают сразу: мертвые души, кото­рые есть у Коробочки и которые хочет купить Чичиков, - это предмет борьбы. Сложность сцены состоит в том, что тупоголо­вая Коробочка упорствует, боится продешевить в продаже. На этом строится процесс борьбы в сцене.

Но чаще предает и теку борьбы определять бывает сложно, особенно тогда, когда предмет лежит в сфере духовной, иде­альной.

"Среди предметов борьбы, - говорит П.М.Ершов, - можно различать откровенно материальные и столь же бесспорно идеальные, духовные. Но такое разделение верно лишь как относи­тельное и упрощенное. В действительности в самых, казалось бы, очевидно материальных предметах содержится нечто более или менее определенное идеальное, духовное, а самые, каза­лось бы, идеальные интересы и предметы борьбы практически выступают как материальные» Таким образом, любой предмет имеет как бы две стороны - материальную и идеальную."1'

Духовно-идеальным предметом борьбы может быть борьба за изменение взаимоотношений персонажей, когда один из них хо­чет изменить к себе отношение другого. К этому же разряду предметов борьбы можно отнести желание героя возвысить се­бя, утвердить свое превосходство. Бывают случаи, когда пер­сонаж добивается сближения с партнером или, наоборот, укло­няется от сближения. Это часто бывает в любовных сценах.

Таким же предметом борьбы может быть сознание и воля партнера, когда один пытается в чем-то убедить другого, разъясняет и обосновывает свои доводы, или пытается подчи­нить своей воле поступки другого, но партнер противодейст­вует этому.

В "Иркутской истории" А.Арбузова Сергей пытается воздей­ствовать на сознание Валентины, которая целиком посвятив се­бя детям и домашним делам, перестала думать об общественной полезности и нужности человека.

Здесь предметом борьбы является сознание Валентины. Сер­гей пытается помочь ей в выборе новой цели в жизни, или, как мы говорим, в формировании новой сверхзадачи. Сфера борьбы - духовно-психологическая. В этой сфере и возникает конфликт­ная ситуация.

Предмет борьбы - это то, о чем идет речь в данном "кус­ке", сцене; то единое, чем фактически занимаются борющиеся, хотя мотивы и стремления их различны.

Когда автору нужно усложнить предмет борьбы и выразить его идеальную сторону, он отдаляет цели персонажей. Когда борьбу нужно обострить и обнаружить, он приближает и конкре­тизирует предмет борьбы. Так, в сцене Чичикова и Коробочки предмет борьбы - мертвые души, он конкретен и лежит в самой сцене как цель материальная. В сцене Сергея и Валентины предмет борьбы - цель жизни и смысл ее - предмет удален, он находится в будущем Валентины, он идеален.

Определяя предмет и тему борьбы от эпизода к эпизоду, от сцены к сцене, от акта к акту, режиссер путем сопоставления должен затем определить главный предмет борьбы во всей пье­се.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 714 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...