Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неуклонно падало значение Боярской думы



Вместе с тем в XVII в. еще более усилилось значение приказной системы, составляющей стержень госаппарата. Всего на протяжении века действовало около 80 приказов, функции которых часто пересекались.

Усиление централизации, крепостничества, налогового бремени, рост различных злоупотреблений властей не могли не вызвать энергичной реакции со стороны народных масс. Российский XVII век был назван современниками «бунташным».

Во второй половине XVII в. Россию потрясали бесконечные бунты: медные, соляные и т.д. Особенно мощным было восстание под руководством казака Степана Разина (1670 – 1671 гг.), которое вошло в историю как крестьянская война. «Война» охватила обширные районы Дона, Поволжья, Приуралья, нашла отклик на Украине. Восставшие сумели захватить Царицын, Астрахань, Саратов, Самару и другие города. Однако под Симбирском Разин был разбит, а затем выдан «домовитыми» казаками и 6 июня 1671 г. был казнен в Москве на Красной площади.

Трудно оценить реальное значение народных восстаний для дальнейшего развития страны в XVII в. По-видимому, они отчасти играли роль какого-то ограничителя эксплуатации и злоупотреблений властей, но в целом – еще больше подталкивали централизацию и укрепление госаппарата.

Крупнейшим мероприятием в годы царствования Алексея было проведение церковной реформы. Формально речь шла об исправлении богослужебных книг и унификации церковных обрядов, а фактически – о необходимости упорядочения и централизации церковной (а шире – и всей духовной) жизни вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах.

Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон (1652 – 1658 гг.) энергично принялся за церковную реформу, опираясь на греческие книги. Ему противостояла группировка, настаивавшая на «чистоте» только русских текстов. Ее возглавлял протопоп Аввакум.

Никон, сын крестьянина, совершил головокружительную карьеру от священника до патриарха с титулом «великого государя», которым стал в 1652 г. Сразу же он начал энергичную реформаторскую деятельность, поддержанную царем Алексеем.

Государственный интерес к реформе складывался из внешнеполитических задач (объединение православных церквей облегчило бы воссоединение Украины с Россией), а также внутренних потребностей дворянского государства (ограничение могущества Церкви). Однако Никон в процессе реформы надеялся вернуть Церкви утраченные позиции. Новый патриарх подчеркивал первичность духовной власти по сравнению со светской. Став соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а порой и Алексея Михайловича. Отношения между ним и царем настолько обострились, что когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь поспешно принял его отставку. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение властолюбивого патриарха, а тем самым и главенство светской власти над духовной. После этого главным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...