Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Проблема этногенеза восточных славян. Индоевропейцы и проблема прародины славян



История нашей страны является частью мировой и не может рассматриваться вне ее контекста. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Возникшая на стыке Европы и Азии, впитавшая в себя черты и Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую цивилизацию. Для того чтобы оценить место России в мировом развитии, необходимо проследить тот исторический путь, который она прошла от зарождения до настоящего времени.

Из многотысячелетней истории человечества достаточно наглядное представление можно составить лишь о самых последних временах, благодаря обретению исследователями сведений письменных источников. Для нашей страны таковые появляются лишь с VII вв. до н.э. Весь огромный предшествующий период изучается археологами, чьи материалы касаются почти исключительно развития сферы материального производства. Оно изменялось крайне медленно, и значительные рубежи в нем обозначились через тысячелетия.

По данным археологии на территории нашей страны первобытный человек появился в период раннего палеолита – древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500 – 300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100 – 35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

Уникальным памятником эпохи позднего палеолита (35 – 10 тыс. лет до н.э.) является Сунгирьская (близ Владимира) культура. Археологические находки рассказывают о внешнем облике, одежде, материальной культуре и ритуальных обрядах того времени.

Важнейшим этапом в истории человечества стало сначала возникновение производящего земледелия, а затем отделение от него скотоводства. Последнее произошло довольно поздно, на нашей территории не ранее рубежа I тысячелетия до н.э. (уже в эпоху бронзового века).

Следует подчеркнуть, что именно переход к металлическим орудиям труда привел к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины – пастуха и земледельца – в производстве. На смену матриархату пришел патриархат. Занятие скотоводством повлекло за собой еще более интенсивное перемещение родов в поисках пастбищ. Происходило объединение и укрупнение отдельных родов в значительные по численности племена.

В древности доминантными этносами на нашей территории являлись индоевропейцы и угро-финны. Кроме того, на Кавказе обитали этносы, говорившие на кавказских языках. Единая индоевропейская общность начала распадаться в II тысячелетия до н.э. археологи относят выделение из индоевропейских племен праславян. Это была группа родственных племен; принадлежащие им памятники прослеживаются от Одера на западе до Карпат на востоке Европы.

Процесс разложения первобытнообщинного строя в разных регионах Евразии проходил не одновременно. В южных районах разложение первобытнообщинного строя произошло раньше, что привело к возникновению рабовладельческих государств в Средней Азии и Закавказье, в Причерноморье.

Согласно свидетельствам «отца истории» Геродота (VI – III в. до н.э. на базе мощного племенного союза сложилось сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя). При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна. Скифы-земледельцы выращивали «лучшую в мире пшеницу» (Геродот). Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. В II в. н.э.

Следует заметить, что в нашем языке сохранились слова, заимствованные из иранского – бог, топор, собака и т.д. Примечательно иранское наследие в области славянской языческой религии. Из языческих богов, упомянутых летописью, иранскими являются Хорс (бог солнца), Симаргл (священная птица, неоднократно фигурирующая в иранском эпосе – Симург). Во второй половине V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державой – Боспорского царства (IV в. н.э.).

Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами. В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства Причерноморья попали в зависимость от Рима. К I тысячелетию до н.э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки – славяне.

Напомним, что славяне, как считает большинство исследователей, обособились из индоевропейской общности в середине I тыс. до н.э. и ареал расселения праславян после отделения от родственных им балтов был весьма невелик. Первоначальная территория обитания славян локализуется бассейном реки Висла.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I в. н.э.).

Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов. Следовательно, венеды в ту пору занимали территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-западной Украины. А данные Птолемея (IV – I – V в. наблюдается и начало славянской колонизации Балкан, где они довольно быстро ассимилировали местных иллирийцев, долматов и фракийцев. Отметим, что подавляющая часть нашей информации о ранних славянах черпается из византийских источников. Византийская историография VII вв. фиксировала внимание исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения. Особое внимание к славянам с конца VI в. делят славян на две группы. Западная часть славян обозначалась как славяне (склавины, склавии). Но, кроме того, византийские писатели VII вв. упоминают антов, которых они считали особой (восточной) группой славян. Анты обитали в низовьях Дуная и Днепра, где с ними и сталкивались греки. Данный ареал обитания антов подтверждает и готский историк Иордан (VI – начале VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибоша аки обре» - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины IXв.

Хазария была своеобразной торговой державой, для которой жизненное значение имело господство над важнейшими торговыми артериями Восточной Европы, а потому хазары и стремились прибрать эти пути к своим рукам. Власть над упомянутой частью восточных славян позволяла хазарам контролировать не только Волжский путь, но и Нижнеднепровский.

Подводя итог «Великому переселению народов», отметим, что славяне, начиная с VI – IX – XVI в.

Правивший после Рюрика его родственник князь Олег (879 – 912),совершив поход из Новгорода в низ по Днепру, взял Смоленск, главный город кривичей, затем Любеч, хитростью овладел Киевом, где и утвердился, став в 882 г. новгородским и киевским князем. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей. В соответствии с летописной традицией 882 год принято считать годом образования Древнерусского государства с центром в Киеве.

Летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в IX – начало IX – середина X – первая половина Iи Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период – вторая половина XII в., переход к территориально – политической раздробленности.

Продолжая повествование о первых киевских князьях, отметим, что преемником Олега стал Игорь (912 – 945), по летописи, сын Рюрика. В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам, убив их послов и уничтожив столицу древлян Искоростень.

Она же отменила опасное “полюдье”, установив твердый размер дани (“уроки”), сроки ее сдачи и место сбора (“погосты”). Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти. Сын Ольги и Игоря Святослав (945 - 972) уделял мало времени внутренним делам государства и прославился своими военными походами.

После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших сына – Ярополк и Олег погибли. Победителем стал младший сын Святослава (от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги) – Владимир. Он правил с 980 по 1015 гг. Именно в этот период завершилось становление древнерусской государственности.

При Владимире X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи – объездах, исходящих из Киева. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость. В целом же в IX в. ее наиболее опасным противником был Хазарский каганат. Зависимость некоторых восточнославянских союзов племенных княжеств от Хазарии была ликвидирована только к середине X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце XI и III, великий князь московский, который любил “ворошить летописцы”, часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей – шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись “Повесть временных лет”. Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу I в. вотчинное землевладение растет, но его роль в сопоставлении с государственно-феодальными формами остается второстепенной. Большинство непосредственных производителей продолжает быть лично свободными и зависимыми только от государственной власти, представленной князьями и их дружинниками, а эксплуатируется путем взимания дани и иных государственных податей.

Господствующий слой раннефеодального общества, организованный в дружинную корпорацию, отличался довольно значительной «внутрисословной демократией»: князь в эту эпоху еще не полновластный монарх, а скорее «первый среди равных». Его обязанностью являлось распределение дани среди дружинников. Решения по всем важным государственным вопросам князь принимал после совета с ними.

Становление феодальных отношений сопровождалось формированием правовой системы. Кодекс законов древней Руси назывался «Правда Русская», первоначально бытовал в устной форме. В X в. некоторые его формы были включены в договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. В первой половине XI в., в княжение Ярослава Мудрого, утверждаются два законодательных кодекса – Древнейшая правда (или «Правда Ярослава») и «Правда Ярославичей», в совокупности составившие так называемую краткую редакцию «Русской правды». В начале XII века по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской Правды». В нее помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений, связанных с появлением боярского землевладения, лично зависимого от феодалов населения и т.д.

Становление древнерусской духовной культуры отличалось значительным своеобразием. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Славянская письменность, созданная византийскими монахами миссионерами Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., получила развитие в славянских государствах, исповедовавших христианство в восточном варианте: на Руси, в Болгарии и Сербии. В отличие от стран Западной Европы и славянских государств Польши и Чехии, в которых утвердился западный, католический вариант христианства и языком богослужения, а отсюда раннесредневековой литературы – стала латынь, церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке и литература была славяноязычной. Благодаря этому, после принятия христианства, на Русь поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной еще в во второй половине IX в.) большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской, христианской.

Широкое распространение среди населения получила грамотность. Об этом свидетельствуют многочисленные находки писем на бересте – берестяных грамот. Наибольшое количество берестяных грамот найдено в Новгороде (что обусловлено особыми почвенными условиями Поволховья).

Уже в XI в. возникает оригинальная русская литература. Именно она стала значительной по своим достижениям отраслью древнерусской культуры. Самым ранним из дошедших до нас оригинальных литературных произведений Древней Руси является «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.). В XI в. зарождается жанр летописи. Наиболее известный памятник раннего летописания «Повесть временных лет» (начало XIII – начало XII в. выделяются Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры.

Хотя внутри Руси не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 954 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...