Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6 Казахское ханство в XV - начале XVIІI вв



С XV в. и до начала XVIII в. Казахское ханство было фактически единым политическим организмом, отличавшимся большей или меньшей степенью стабильности. Оно пережило время становления, подъема и упадка, а в XVII в. распалось на отдельные ханства (в территориальных пределах жузов). Правители ханства вели самостоятельную внешнюю политику, их подданные имели мирные контакты, хозяйственно-культурные связи с соседними народами и странами Средней и Центральной Азии, с Российским государством. Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально- экономических и этнополитических процессов. Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана — ханства Абулхайра (Государства кочевых узбеков) и Могулистана, исторические судьбы которых во второй половине XV в. завершались упадком и развалом. Период образования и развития Казахского ханства в XV - начале XVIII вв. связан с многочисленными противостояниями с соседними народами и государствами и с именами казахских ханов, много сделавших для расширения и укрепелния границ ханства и собственно становления и развития Казахского ханства: Касым хана, Хакк Назар хана, Тевеккель хана, Есим хана, Жангир хана, Тауке хана.

У казахов степных районов в качестве преобладающей сохранялась исторически сложившаяся, соответствовавшая природно-климатическим условиям зоны сухих степей и полупустынь отрасль хозяйства - кочевое и полукочевое скотоводство. Сохранялись и постоянно совершенствовались отработанные веками навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов, юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок. Конь был незаменим в военных походах и сражениях. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. В период становления и укрепления казахской государственности многоплановую роль в жизни населения Казахстана играли города – Сыгнак (столица первых казахских правителей), Ясы (Туркестан) -на рубеже XVI—XVII вв. столица Казахского ханства, Отрар - крупный торгово-ремесленный центр южно-казахстанских земель.

Торговля была одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов, таких, как Сыгнак, Ясы, Сайрам. В этих городах чеканилась монета. Через территорию казахского государства пролегала сеть караванных дорог. Фактически казахское общество и казахская государственность базировались на двух социально-экономических укладах, что давало им большую устойчивость и стабильность.

Территория Казахского ханства в этот период считалась принадлежащей правящему роду Чингизидов. Верховным распорядителем земель был хан, разделявший их между султанами или подтверждавший их право на землю (юрт) для улуса. Рядовые кочевники-скотоводы (шаруа), земледельцы -жатаки и простые горожане, мелкие торговцы и ремесленники, сельские жители оазисов, составлявшие единое податное сословие (райаты), были обязаны платить многочисленные налоги и поборы: зякет, согум, сыбага, бийлык — со скотоводов; ушур, тагар, бадж и харадж - с земледельцев и ремесленников, исполнять различные повинности и отработки.

Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с адатом действовали нормы мусульманского права. Нормы обычного права были кодифицированы и дополнены в конце XVII в. при хане Тауке в виде единого свода под названием «Жеты-Жаргы» (Семь установлении).

Социально-сословные отношения в казахском обществе, в рассматриваемое время выглядели следующим образом: высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ақсуйек (белая кость), куда входили кожа и торе, не входившие в систему жузов. Торе - потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Они представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. К белой кости относились также қожа, считавшиеся потомками первых проповедников ислама и пользовавшиеся большим авторитетом среди казахов, но их права, по сравнению с султанами, были ограничены; сословие қара суйек (черная кость) было наиболее многочисленным. Для обозначения различных категорий простолюдинов, в отличие от султанов и ходжей, употреблялось несколько терминов: карачу, каракиши, шаруа, букара. Это были семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профессионально-административный характер. Это были бии и батыры. Бии исполняли административные, судебные и военные функции. Батыров выдвигало само время, время военных столкновений и внешних угроз; отдельную сословную группу составляли «қул»- рабы. Рабы в основном были из числа военнопленных из других народов - туркмены, русские, кыргызы, ойраты.

В целом, выраженной классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Казахское общество представляло собой строго иерархически организованную социальную структуру социальных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях. Основное содержание политических отношений казахов заключалось в поддержании разумного равновесия между институтами племенной структуры и государственной организации.

В XV—начале XVIII вв. развивалась самобытная культура казахского народа. Закрепились основные особенности материальной и духовной культуры казахов — в типах жилья, его убранстве и утвари, в одежде и пище, в обрядах и обычаях, в художественных промыслах и устном народном творчестве. В них органически были восприняты культурные ценности предшествующих племен и народностей, обитавших на территории Казахстана. Широко развивалось устное поэтическое творчество казахов. Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса - «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» «Камбар-ба-тыр» и др.; социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян Сулу», «Кыз-Жибек» и др.; слагались обрядовые песни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: Шалки-из-жырау (XV в), Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет (XVII в.) и др. Письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения и генеалогии (шежре). Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение Кадыргали Джала-ири «Джами ат-таварих».

Основная литература: [1,5-11; д ополнительная литература: 6-10,28-30,37,38,40,42,48-50,54-58,62-65,68-70,75-79,81-83,86-89]





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 644 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...