Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2 Древность на территории Казахстана



Эпоха бронзы. В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название «андроновской» по месту находки первого памятника у с. Андроново близ Ачинска.

Исследователи выделяют в развитии андроновской культуры различные региональные и хронологические периоды – петровский, федоровский, нуринский, алакульский, атасуский и др. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры – бегазы-дандыбаевской.

Основным занятием человека на территории Казахстана в эпоху бронзы было придомное пастушеское скотоводство. Придомное пастушеское скотоводство постепенно перерастало в яйлажное. Древнее скотоводство было экстенсивным. Освоение и расширение площади пастбищ, выведение и выращивание таких видов животных как лошадь, овца привело к увеличению стада. На позднем этапе эпохи бронзы в степных районах Казахстана скотоводство становится основной отраслью хозяйства и принимает формы, ближе к кочевому скотоводству.

Одновременно со скотоводством, начиная с эпохи неолита, на территории Казахстана стало развиваться земледелие. Культивировались, в основном, пшеница, рожь и просо. В хозяйстве племен эпохи бронзы скотоводство и земледелие дополняли друг друга и были взаимосвязаны.

Важнейшую роль в развитии производительных сил в эпоху бронзы сыграла добыча различных руд. На территории Казахстана с давних времен были известны богатые месторождения меди (Жезказган, Зыряновск, Карчига, Джалтыр, Ащилы, Уро-Тобе, Кушикбай), олова (горы Атасу, Калбинский и Нарымский хребты) и золота (Степняк, Казанчункур, Баладжал, Акджал, Дайбай, Майкопчегай, Акабек). Все это свидетельствуют о том, что эта территория являлась одним из центров древней металлургии.

Саки. В первом тысячелетии до н. э. обширную территорию, охватывающую Северную Индию, Афганистан, Среднюю Азию и юг Казахстана заселяли многочисленные племена, носившие собирательное имя «сак». Геродот (V в. до н. э.) и другие античные историки называли их азиатскими скифами. В ахеменидских клинописных источниках сообщается о трех группах саков: саки-хаумаварга (саки, варящие напиток хаом), саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки), саки-тиай-парадрайа (саки, которые за морем). Весьма ценны античные источники. Среди них особо выделяется труд Геродота «История», написанный в конце 40-х – начале 30-х годов V в. до н. э. Сведения о саках встречаются в Авесте.

Археологические материалы подтверждают деление сакского общества на сословия, или группы.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль». Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы. Конь в мифологи саков связывался с солнцем и огнем. Одним из замечательных памятников сакской культуры является курган Иссык.

Саки принимали участие во многих исторических событиях того времени. Известны войны сакских племен с персидскими царями Киром и Дарием, войсками Александра Македонского.

Усуни. Усуни считались одним из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии в древности. Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что усуни были предками тюрок и говорили по-тюркски.

События, связанные с древней этнополитической историей усуней, изучены недостаточно. Первые известия об усунях появляются в китайских источниках в конце II в. до н. э.

Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые – племенная и родовая знать, дружинники, жрецы, и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов.

Кангюи. Впервые государство Кангюй упоминается в письменных источниках II в. до н. э. Известны эпизоды внешней политики государства Кангюй, когда его правитель в 46 – 36 гг. до н. э. поддержал северных гуннов во главе с Чжичжи, а затем выступил против них, объединившись с усунями и китайцами. Общей тенденцией правителей кангюев было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. Одни исследователи считают, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие относят их к кругу североиранских скотоводческих племен.

Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок.

Хунну. В 203–202 гг. до н.э. Маодунь подчинил племена Саян, Алтая и Верхнего Енисея (в том числе древних кыргызов на территории современной Хакасии) и окончательно установил северные границы своей державы. В первой половине II в. н. э. началась миграция хунну сначала в Восточный Казахстан и Семиречье, где они создали государство Юэбань, просуществовавшее до V в., а затем, вместе с угорскими племенами Западной Сибири – в Приуралье, в прикаспийские и заволжские степи.

Согласно источникам, хунну делились на 24 рода. Во главе стоял шаньюй, вслед шли князья, называвшиеся темниками. Они явились сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой район для кочевания. Сохранялись такие институты родового строя, как совет старейшин и народное собрание.

Главную роль в жизни хуннов играло скотоводство, особенно коневодство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корму.

Основная литература: [1, 5-11, 17]; дополнительная литература: [7, 8, 19, 38, 40, 54, 62, 63, 64, 65, 68, 69, 70, 76, 78, 89]





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 916 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...